Смутное время в россии. Смутное время в россии Активный деятель смутного времени перешел на службу

ЛЯПУНОВЫ (ДЕЯТЕЛИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ)

Ляпуновы, Прокопий и Захар Петровичи - видные деятели Смутного времени. Семья Ляпуновых, потомков бояр рязанских и крупных землевладельцев на Рязани, занимала руководящее положение в группе местного дворянства. Не довольствуясь этим, честолюбивые Ляпуновы старались пробиться наверх, играть роль в Москве. С конца XVI века довольно часто встречаются в источниках имена представителей этой семьи. При Грозном брат Прокопия и Захара, Александр, помогал одному из любимцев царя, "дворовому дьяку" А. Шерефединову, захватывать земли и людей на Рязани. В 1595 г. Захар Ляпунов был наказан тюрьмой за отказ ехать в головах с Кикиным, мотивируемый местничеством; местничались Ляпуновы и "всем родом" с князьями Засекиными. В 1603 г. тот же Захар был бит кнутом за продажу донским казакам "заповедных" зелья (пороха), свинцу и вина. Ходил слух, что недовольные царем Борисом бояре посылали племянника Прокопия Ляпунова в Польшу с просьбой помочь Самозванцу. Неприязненно относившиеся к Борису Ляпуновы не захотели служить его сыну и под Кромами в числе первых согласились с Басмановым и Голицыными перейти на сторону претендента, увлекая за собой рязанцев и дворян других южных городов. Когда на престол вступил Василий Шуйский, опасение боярско-княжатской реакции, с закрытием доступа в Думу людям "новым", бросило Ляпуновых в оппозицию новому правительству. Прокопий, во главе рязанцев, присоединился к шедшему во имя Димитрия на Москву Болотникову (см. VII, 403 - 404). Однако месячного стояния под столицей рядом с собравшимися под знамена Болотникова холопами и крестьянами было достаточно, чтобы убедить крупных помещиков Рязани в том, что стремление их союзников к социальному перевороту опаснее для них, чем возможность княжатской политики царя Василия. 15 ноября 1606 г. рязанцы с "градом всем от тех воров отъехаша и приехаша к Москве", послужив и на этот раз примером для других. Царь с радостью "отдал им вину их". С тех пор Прокопий, скоро ставший царским воеводой на Рязани и пожалованный в думные дворяне (1608), неустанно борется с "ворами", руководясь не любовью к царю, а стремлением отстоять дворянский уклад жизни. Как только выдвинулся Скопин-Шуйский, Ляпуновы в конце 1609 г. обратился к нему с предложением воцариться на Москве, с негодованием отвергнутое Скопиным. Когда Скопин скоропостижно скончался, Ляпунов объявил виновником его смерти царя Василия и начал организовывать на Рязани восстание против него. В Москве агитацию против Шуйского вел Захар Ляпунов. 17 июля сходка москвичей, в которой видная роль принадлежала Захару Ляпунову, решила низложение Шуйского, а 19-го, при участии Захара, он был пострижен в монахи. Ляпуновы готовили престол князю В. Голицыну, но приход под Москву Жолкевского с войском отдал его королевичу Владиславу. Ему целовал крест Прокопий Ляпунов, а Захар в составе "великого посольства" поехал под Смоленск к Сигизмунду. Старшие послы жаловались, что Захар, оставив посольство, бражничал с панами и смеялся над послами. На самом деле он разведывал планы короля и извещал о них брата. Намерение Сигизмунда воцариться на Москве вместо сына скоро отозвалось на Рязани началом организации восстания против поляков. В Москве был схвачен стольник В. Бутурлин, обвиненный в сообщении сведений Ляпунову и в подговоре немцев избить поляков. Бояре-правители донесли королю о роли Захара Ляпунова, от которого они "опричь смуты никакова добра" не чаяли, и просили сыскать про его измену. Вероятно, в результате этого сыска Захар и погиб; дальнейших сведений о нем нет. Смерть Калужского Вора (декабрь 1610 г.), открывшая возможность единения среди разнородных и быстро увеличивавшихся групп противников поляков, и благословение патриарха Гермогена на борьбу за веру и отчество окрылили Прокопия Ляпунова. По стране пошли открыто грамоты его с призывом к восстанию и походу к Москве; устанавливались тесные связи Рязани с другими центрами национального движения (Нижний и другие). Чувствуя за собой силу, Ляпунов властно требовал у правителей-бояр облегчить положение заключенного патриарха и успел на время добиться своего. Передовые рати ополчения приняли участие в боях москвичей с поляками 19 и 20 марта 1611 г., а вскоре и главные силы появились под Москвой и расположились на развалинах сожженных поляками Белого города и Замоскворечья. Военные действия против поляков были удачны, но очень скоро в ополчении обнаружилось расслоение. В заботах о численности рати Ляпунов не уделил должного внимания ее составу. Он объединился с недавними сторонниками Вора, широкими обещаниями сзывал к себе казаков, и сила этих двух групп, более близких друг к другу, сказалась так, что во главе правительства, которое необходимо было создать для страны, были поставлены "троеначальники": Ляпунов - опора и руководитель земских людей, Трубецкой - родовитый глава тушинцев и Заруцкий - вождь казачества. Энергичный и властный Ляпунов, опиравшийся на большинство ополчения и на сочувствие в стране, занял главенствующую позицию и старался обуздать своеволие казаков, прекратить их насилие и разбои, не останавливаясь перед суровыми наказаниями. В своих заботах о восстановлении порядка он встречал противодействие соправителей и вызывал ослабление казачества. К правительственным распоряжениям ему приходилось уже делать приписки, чтобы грамотам, которые "учнут приходить" не за его рукою (подписью), не верили. Приговор рати 30 июня, начертавший программу правительственной деятельности с явным предпочтением интересов служилых людей и в ущерб казачеству и его надеждам, еще более усилил внутренние трения. Внешняя политика Ляпунова, его стремление заключить союз со шведами, чтобы, приостановив их движение на Новгород, воспользоваться их помощью против поляков, в особенности его намерение посадить на престол московский шведского принца, поддержанное советом "всея земли" и выразившееся в переговорах со шведским военачальником Делагарди, также не разделялись Заруцким, Трубецким и их единомышленниками. На подготовленной таким образом почве крутая расправа Ляпунова с отрядом мародеров-казаков вызвала сильное возбуждение против Ляпунова. Он уехал, спасая жизнь, из ополченья и вернулся лишь по настояньям земской рати. Момент этот использовал предводитель осажденных, Гонсевский, подославший в казачьи таборы подделанную в Москве грамоту от имени Ляпунова с планом истребления казаков. Вызванный в казачий круг для объяснений по поводу этого документа, Ляпунов погиб под саблями разъяренных врагов своих (22 июля 1611 г.). Лишенные вождя служилые люди не сумели дать отпор казакам, осмелевшим после гибели Ляпунова, и, не стерпя их насилий, стали разбегаться из под Москвы. Созданное в значительной мере энергией Ляпунова и им державшееся ополченье довольно быстро распалось, и задача Ляпунова была выполнена уже другим земским ополченьем. - См. общие труды по истории Смутного времени, особенно "Очерки по истории Смуты" С.Ф. Платонова; общую характеристику Прокопия Ляпунова у Костомарова, в "Русской истории в жизнеописаниях"; статья А.Е. Преснякова в сборнике "Люди Смутного времени" (СПб., 1905); о сношениях со шведами новейшие работы H. Almquist "Die Zarenwahl des Jahres 1613" в "Zeitschr. fur Osteurop. Gesch." (том III, часть 2), и Г.А. Замятина "К вопросу об избрании Карла-Филиппа на русский престол" (Юрьев, 1913). Важные для истории первого ополчения грамоты изданы С.Б. Веселовским: "Новые акты Смутного времени. Акты подмосковных ополчений и Земского Собора 1611 - 1613 годов" (М., 1911). П. Л.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЯПУНОВЫ (ДЕЯТЕЛИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВРЕМЕНИ
    РАБОЧЕГО УЧЕТ - см УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ …
  • ВРЕМЕНИ в Словаре экономических терминов:
    РАБОЧЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ - см РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ …
  • ЛЯПУНОВЫ
    Ляпуновы - русский дворянский род, происходящий от Ляпуна Борисовича Осинина, потомка Рюрика, в ХХ колене. О Захаре и Прокопии …
  • ВРЕМЕНИ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    временем и т. д. См. …
  • ПЕРЕОТКРЫТИЕ ВРЕМЕНИ в Словаре постмодернизма:
    - феномен современной культуры, связанный с актуализацией - как в естествознании, так и в гуманитаристике - проблемы темпоральности. Термин "П.В." …
  • ГОЛИЦЫН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (ДЕЯТЕЛЬ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Голицын, Василий Васильевич, князь - один из крупнейших деятелей Смутного времени. Был воеводой в Смоленске, но в 1602 г. он …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЛЯПУНОВЫ, РОД
    дворянский род, который без достаточных доказательств считают происходящим от князей галицких. О Захаре и Прокофии Петровичах Л. см. Ляпуновы, исторические …
  • ЛЯПУНОВЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ляпуновы Захар и Прокофий Петровичи — деятели Смутного времени, отличавшиеся храбростью и предприимчивостью, но в то же время и шаткостью …
  • ЧАСЫ, ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЛЯПУНОВЫ, ЗАХАР И ПРОКОФИЙ
    (Захар и Прокофий Петровичи Л.) ? деятели Смутного времени, отличавшиеся храбростью и предприимчивостью, но в то же время и шаткостью …
  • ЛЯПУНОВЫ, ДВОРЯНСКИЙ РОД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? дворянский род, который без достаточных доказательств считают происходящим от князей галицких. О Захаре и Прокофии Петровичах Л. см. соотв. …
  • ДЕКАМЕРОН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-08-31 Time: 12:16:02 Цитаты из произведения «Декамерон», (автор Боккаччо) - * Достойные дамы! Есть такие люди, которые воображают, …
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ в Словаре постмодернизма:
    ("Phйnomйnologie de la perception". Paris, 1945) - основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и …
  • ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ в Словаре постмодернизма:
    - концепция театрального действия, фундированная отказом от традиционного (сугубо вербального) понимания средств художественной выразительности и ориентацией на пластико-визуальный ряд спектакля, …
  • СОБЫТИЕ в Словаре постмодернизма:
    (со-бытие) - понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных ("поворотных" - от нем. Kehre, по …
  • ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    - понятие, содержание которого фиксирует способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане …
  • ВРЕМЯ В ДЕКОНСТРУКЦИИ в Словаре постмодернизма:
    - одна из версий интеллектуальной процедуры переоткрытия времени (см. Переоткрытие времени). Категория времени имеет принципиальное значение для метафизики присутствия, или …
  • БОДРИЙЯР в Словаре постмодернизма.
  • ГОСЁ
    - Императорский дворец в Киото. В исторической части современного Киото находится огромный сад, в глубине которого скрывается старый императорский дворец …
  • АДЗУТИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - замок, возведенный по приказу Оды Нобунаги в 1576-1579 гг. в провинции Оми (ныне префектура Сига), в центральной части острова …
  • ЮВЕНАЛИЙ (ПОЯРКОВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Поярков) (род. 1935), митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный …
  • ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта, 16 августа. По преданию, написана …
  • УСОВО в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Усово, село Одинцовского района Московской области. По преданию, название села произошло от фамилии знатного шляхтича …
  • ТИХОН МЕДЫНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихон Медынский, Калужский (+ 1492), чудотворец, схиигумен, преподобный. Память 16 июня Предполагают, …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …
  • НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Николай II Александрович Романов …
  • НИКОЛАЙ (ЯРУШЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай (Ярушевич) (1891 - 1961), митрополит, б. Крутицкий и Коломенский. В миру …
  • НЕКТАРИЙ (ТЕЛЯШИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нектарий (Теляшин) (1586 / 1587 - 1667) архиепископ Сибирский и Тобольский, святитель …
  • МОСКВА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Москва, государственная и …
  • МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил Федорович (+ 1645), русский царь, из боярского рода Романовых, основоположник царско-императорской династии Романовых. Отец …
  • ЛИСОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ИОСИФ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лисовский Александр Иосиф (Lisowski-Janowicz) (+ 1616) — западно-русский шляхтич герба Еж, известный польский наездник. …
  • ВОСТОРГОВ ИВАН ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Восторгов Иван Иванович (1867 - 1918), протоиерей, священномученик. Память 23 августа, …
  • РЮРИКОВИЧИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рюриковичи - русский княжеский род, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Разветвление начинается с Владимира Святого, причем прежде …
  • РОССИЯ, РАЗД. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XVI - XVII ВЕКОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рспехи собирательной деятельности существенно видоизменили политическую роль московских князей, превратив их из удельных вотчинников в представителей национальных интересов великорусской народности. …
  • ПОЖАРСКИЕ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пожарские - княжеский род, отрасль князей Стародубских, происходивших от великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Потомок седьмого сына …
  • МАРЖЕРЕТ ЯКОВ (MARGERET) в Краткой биографической энциклопедии:
    Маржерет (Margeret), Яков - француз, автор известного сочинения о России Смутного времени. Сведения о жизни его очень отрывочны. Он проявил …
  • ЛЯПУНОВ ПРОКОПИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ляпунов Прокопий Петрович - см. в статье Ляпуновы (деятели Смутного времени) …
  • ЛЯПУНОВ ЗАХАР ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ляпунов Захар Петрович - см. в статье Ляпуновы (деятели Смутного времени) …
  • БОРИС ФЕДОРОВИЧ ГОДУНОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Борис Федорович Годунов, царь и великий князь всея Руси, родился около 1551 г., вступил на престол 21 февраля 1598 г., …
  • БОЛОТНИКОВ ИВАН ИСАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Болотников, Иван Исаевич, - деятель Смутного времени, времени Шуйского. Болотников был холопом князя Телятевского, в детстве попал в …
  • ЛИДИН в Литературной энциклопедии:
    Владимир Германович — современный писатель. Р. в семье торговца, образование получил в Лазаревском институте восточных яз. в Москве. Печатается …

Смутное время в российской истории – это период гражданской войны, агрессивной борьбы за власть в Московском царстве и стихийных бедствий. Он длился всего пятнадцать лет – с 1598 по 1613 годы.

Но жителям Руси того времени эти пятнадцать лет показались вечностью. Образно говоря, в такой период будто настежь открываются врата в мир иной. И толпы людей переходят туда, не успев толком попрощаться с товарищами. Цари сменяются в Смутное время со скоростью света: не успел очередной кандидат взойти на престол, как ему на шею накидывают петлю. Кто там следующий в очереди на престол?

Героем моего эссе об историческом деятеле Смутного времени становится Иван Болотников – руководитель народного восстания против царя Василия Шуйского. Я выбрал именно его потому, что этого человека фактически использовали в чужой борьбе, в чужих интересах. Такая судьба – показательна.

Восстание Болотников поднимал, защищая интересы царевича Лжедмитрия Первого. Голод на Руси, поборы бояр, разорение земель военщиной привлекают к нему простых казаков. Идея восстания хороша, а самого Ивана соблазнило назначение воеводой в войско царевича. Иван, по слухам, верил, что Лжедмитрий – «истинный царь», что он действительно является сыном Ивана Грозного.

Войска Болотникова в итоге уступили войскам Шуйского, сам он был казнен. Сказался и недостаток опыта Болотникова – он был холопом, наемником, рабом, потому не умел вести переговоры с дворянами. Часть дворян, что поддерживала его сначала, переметнулась к Шуйскому. Избыток самозванцев и авантюристов в товарищах у Болотникова тоже сыграл свою роль – народ перестал ему верить. Для большего усиления войск Болотников привлек польские войска – и русский народ отвернулся от него еще больше.

Я считаю Ивана Болотникова хорошим примером неудачного полководца, невезучего повстанца и борца за власть и справедливость. В его действиях отсутствовало видение полной картины происходящего, его войска, несмотря на немалые силы, были неорганизованы. Казаки и дворяне, русские и поляки не находили общего языка.

Видимо, отсутствовала у Болотникова и идея созидания, миролюбия, внутренняя сила, чтобы скрепить издерганное войнами и голодом государство воедино. Повалить царя Василия Шуйского было достаточно просто – в народе его никто не любил, ведь сам Шуйский пришел к власти переворотом.

Спустя три года Шуйского сметут с престола. Еще спустя три года Смутное время, где шла кровавая борьба за престол, окончится избранием на царство юного Михаила Романова. То, за что дрались повстанцы и интервенты, князья и бояре, вырывая друг у друга куски из горла, пришло к молодому парню безо всяких усилий. Наступил долгожданный мир с иностранными государствами.

Вариант 2

Герой моего эссе – князь Василий Шуйский. Он поплатился своей жизнью за борьбу за Московский престол. С помощью заговора и насильственного переворота Шуйский сумел стать царем Московским, даже удерживал его четыре года. С одной стороны, он убрал с престола самозванца Лжедмитрия, пришедшего на Русь с польским войском, разорившего этим немало земель. В этом поступке проявились отвага и бесстрашие Шуйского.

С другой – Шуйский стремился занять престол любой ценой, даже ценой насилия. Победа над Лжедмитрием у него была продиктована не любовью к справедливости и честности, благородством – увы, сам Василий не отличался ни милосердием, ни прямодушием.

Ценой постоянных войн, ценой массы человеческих жизней Шуйский продержался на престоле четыре года. С первого же дня воцарения Шуйского на престоле нашлись недовольные тем способом, каким Василий «заграбастал» свою царскую корону. Многие москвичи плакали, узнав о том, как жестоко убивали Лжедмитрия сторонники Шуйского. Они видели в этом поругание самого государственного порядка, неуважение к власти как таковой. Но любое проявление сочувствия к самозванцу теперь каралось смертью.

Четыре года правления Василия – это непрерывный поток крови: разгром восстания Ивана Болотникова, война с польскими интервентами, сторонниками Лжедмитрия, затем Лжедмитрием Вторым, лживые обещания, обманы, убийства тех противников, кто добровольно сдался в плен…

Все, чего созидательного успел сделать Василий, наученный горьким опытом войны с поляками – это несколько укрепить армию, ввести целительную дисциплину. Вскоре Москва поднимает восстание и против Шуйского. Не вошел, увы, Василий Шуйский, разделивший судьбу своей жертвы Лжедмитрия (Шуйский умер в заключении, потерпев в итоге поражение от войск польского короля Сигизмунда) в историю как освободитель Руси. Его образ вписан в перечень неудачников Смутного времени, тех, кто рвался к власти, кто ничем не брезговал ради власти, кто не сумел реализовать никакой идеи развития для общества.

Введение

1. Царствование Бориса Годунова

Заключение

Список литературы

Введение

Годы с 1598 по 1613 известны в исторической литературе под названием эпохи Смутного времени или времени нашествия самозванцев. Царь Федор Иоаннович, последний из оставшихся в живых сыновей Ивана Грозного, умер 7 января 1598 года бездетным. Его смертью закончилась династия Рюриковичей, правивших Русью более 700 лет. На российский престол 22 февраля 1598 года взошел представитель боярского рода, Борис Фёдорович Годунов, родной брат царицы Ирины Фёдоровны, жены царя Федора Иоанновича.

Смута – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 – начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558 – 1583гг.: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов. Церковная историография 19 – начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр.

Царствование Бориса Годунова

Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591г. царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич был тяжело болен «падучей» (эпилепсией). Давать такому ребенку нож в руки, в самом деле, было преступно. Не исключено, что к смерти Дмитрия был причастен сам Годунов: ведь достаточно было через мамку царевича разрешить больному ребенку играть с ножом.

Летопись обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Последние исследования приводят доказательства, что Годунов все-таки не имел к этому делу отношения.

17 февраля 1598 года Земский собор избрал на царство его шурина Бориса Годунова. Его поддержали, потому что деятельность временщика высоко оценивалась современниками.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь.

Деятельность правительства Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям в 1588г. был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

При нем в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружен водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в своих «белых слободах», освобожденных от уплаты государственных налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинностей в казну - «тянуть тягло». Таким образом, численность тяглых людей возросла, и тяжесть сборов с каждого плательщика уменьшилась, поскольку общая сумма осталась неизменной.

Хозяйственный кризис 1570-х-начала 1580-х гг. заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597г. был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению назад. На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, - и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы, и разразился неурожай. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это - кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1601-1602гг. Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне, таким образом, спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не увеличивал популярности царя. Начинались народные бунты. Самым крупным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска смогли разбить восставших, но успокоить страну не удалось – было уже поздно.

По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Годунов оценил нависшую над ним угрозу: по сравнению с «прирожденным» государем он – никто. Не случайно хулители называли его - «рабоцарь». В начале 1604г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец – бежавший в 1602г. в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

16 октября 1604г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 правительственные войска тем не менее разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что он - законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

13 апреля 1605г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе.

2. Царь Федор Борисович Годунов

Фёдор родился в Москве, сын Бориса Фёдоровича Годунова и его жены Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова. Незадолго до рождения Фёдора его отец стал фактическим единовластным правителем государства. Федор был полный телом, очень сильный, румяный и черноглазый юноша, от природы одаренный умом и способностями. Борис Годунов, сам не имевший почти никакого образования, постарался дать сыну совсем не то воспитание, которое по обычаю получали дети московских государей. Он выписал для сына иностранных учителей и рано приучал юношу к пониманию правительственных дел. Судя по сохранившимся официальным документам, отец ничем не пренебрегал, чтобы укрепить за ним престол, и еще при жизни именовал Федора «великим государем». 14 апреля 1605г., на другой день после смерти Бориса, Москва присягнула Федору без ропота и волнений.

Обстоятельства, при которых Фёдор Борисович вступил на московский престол, оказались слишком неблагоприятны для того, чтоб его царствование было долгим и счастливым. Его отец внезапно скончался в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. Присяга, принесённая царю, включала также имена его матери Марии и сестры Ксении Борисовны, а также клятву «не хотеть на царство» Симеона Бекбулатовича и «злодея, именующего себя Дмитрием». Такая формулировка (где не упоминалось имени Григория Отрепьева) дало основания народу считать, что Годуновы отказались от версии, согласно которой самозванец - это Отрепьев, и подозревать, что он - настоящий царевич Дмитрий. Фёдор Борисович был единственным московским царём (не считая фактически не правившего Владислава Сигизмундовича), над которым не был совершён обряд венчания на царство.

Федор отстранил от командования войсками, воевавшими против наступавшего с Украины самозванца, князя Мстиславского и отправил вместо него Петра Федоровича Басманова. На Басманова возлагались надежды, которых тот не оправдал. 7 мая вместе со всеми войсками новый воевода присягнул Дмитрию, а 1 июня в Красное Село приехали послы от претендента - дворяне Плещеев и Пушкин. Народ, узнав об этом, подхватил гонцов и повез на Красную площадь. Посланцев поставили на Лобном месте, и они при огромном стечении народа прочитали грамоту царевича. Дмитрий извещал в ней о своем спасении, прощал московским людям, что они по незнанию присягали Годуновым, припоминал всякие утеснения и насилия, причиненные народу Борисом, обещал всем льготы и милости и приглашал прислать к нему посольство с челобитьем.

PAGE_BREAK--

В правительство вошли князья Фёдор Иванович Мстиславский, Василий и Дмитрий Ивановичи Шуйские, которых новый царь вызвал обратно из действующей армии в Москву; сыскными делами, как и при Борисе, ведал Семён Годунов. С целью обеспечить лояльность населения правительство Фёдора раздавало огромные подарки «на помин души» царя Бориса, а также объявило амнистию сосланным при Борисе; среди вернувшихся в Москву был двоюродный дядя Фёдора Богдан Бельский, впоследствии сыгравший решающую роль при его аресте.

Предпринятые меры не дали желанных результатов, в частности, опытный старейшина Боярской думы Ф. И. Мстиславский с самого начала вёл двойную игру, в результате чего Семён Годунов распорядился даже тайно умертвить его, но это не было осуществлено из-за быстрого краха династии.

Во время семи недель царствования Фёдора была предпринята одна важная внутригосударственная мера: учреждён Каменный приказ (аналог министерства строительства), ведавший каменным строительством Московского государства. Ему подчинялись все мастера каменных дел, известковые и кирпичные заводы в Москве. Учреждение контролировало бюджет городов, где «белый камень добывался».

10 июня от Дмитрия приехали в Москву князь Василий Голицын и князь Рубец-Мосальский. Они свели с престола патриарха Иова и сослали его в Старицкий Богородицкий монастырь. Не известно, имели ли они какие-то конкретные распоряжения насчет царского семейства. Но в тот же день в дом Годуновых явились со стрельцами дворяне Молчанов и Шерефединов. Узников развели по разным комнатам и умертвили. Вдову Бориса удавили веревкой. Федор пробовал бороться, но его оглушили дубиной и тоже задушили. В живых осталась одна Ксения. Голицын и Мосальский объявили народу, что Мария и Федор отравили себя ядом. Тела их погребли без всяких почестей в Варсонофьевском монастыре. Туда же из Архангельского собора перевезли гроб с телом Бориса. Впоследствии при царе Василии Шуйском тела Бориса и Федора Годуновых перезахоронили еще раз – в Троице-Сергиевском монастыре.

3. Царствование Лжедмитрия I (Григория Отрепьева)

После смерти Бориса Годунова его армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия I. 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он стремился проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Многие поверили самозванцу, а иные пристали к нему из ненависти к Годуновым или за его хорошие поступки, а были и такие, которые наверно знали о его обмане, но держали его сторону из трусости или для выгоды. Поляков и казаков он щедро наградил, и они остались в Москве веселиться. Немцев, которые служили Годунову и хотели служить ему, он принял особенно ласково, сказал, что верит им более, чем русским, и после составил из них три отборные дружины по 100 человек в каждой и дал им большое жалованье. Романовых, их родственников и других, невинно наказанных при Годунове, самозванец возвратил из ссылки. Филарет Никитич Романов получил сан митрополита и опять увиделся с женою и сыном, которые стали жить близ Костромы в монастыре св. Ипатия.

В интересах русских феодалов правительство Лжедмитрия I провело верстание их увеличенными денежными и земельными окладами, произведя при этом денежные и земельные конфискации у монастырей. Южные районы государства были освобождены от налогов на 10 лет, там же прекратилась обработка «десятинной пашни». Усиление налогов, в частности из-за отправки денег в Польшу, вызвало весной 1606г. подъем вооруженной борьбы народных масс. Не успев заручиться полной поддержкой всех феодалов, Лжедмитрий I должен был делать уступки восставшим - он не пошел на подавление движения силой и включил в Сводный судебник, который не успел, однако, издать, статьи о крестьянском выходе. Произошло и ухудшение отношений с Польшей из-за нежелания Лжедмитрия I выполнить свои обязательства. Он оттягивал введение католичества и отказался делать территориальные уступки Польше, предлагая Сигизмунду III деньги за оказанную им помощь. Кризис внутренней и внешней политики Лжедмитрия I создал условия для организации заговора дворцовой знати во главе с Василием Шуйским.

В то время, когда польские мятежники рассчитывали использовать Лжедмитрия I против Сигизмунда III, московские бояре-заговорщики во главе с Василием Ивановичем Шуйским искали соглашения с королем, чтобы свергнуть самозванца, нужного только для низложения Годуновых. Москвичи были недовольны бесчинствами польских солдат, свадьбой Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, неумением Лжедмитрия I держать себя сообразно царскому «чину». Воспользовавшись обстановкой, бояре подняли бунт якобы против поляков, стремившихся «убить царя и бояр». Во время восстания горожан Москвы против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I с М. Мнишек, самозванец был убит заговорщиками.

4. Царь Василий Иванович Шуйский

С января 1605г. В.И.Шуйский назначен воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия и в битве под Добрыничами одержал победу. Однако, не сильно желая победы Годунова, бездействием дал усилиться самозванцу.

После падения Годунова пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

В ходе народного восстания 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит, а 19 мая группа приверженцев Василия Ивановича «выкликнула» Шуйского царём. Был коронован 1 июня Новгородским митрополитом Исидором.

Василий Иванович дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. В начале июня правительство Шуйского объявило Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия.

Приход Шуйского к власти усилил борьбу среди боярства и между южным и столичным дворянством, что привело к восстанию под руководством И. Болотникова. В борьбе с ним Шуйский выдвинул программу консолидации всех слоев класса феодалов, учитывая их интересы в политике по крестьянскому (Уложение 9 марта 1607г.), холопскому (указы 1607–1608 гг.), земельному и финансовому вопросам.

Став царем, В.И.Шуйский выдвинул в патриархи казанского митрополита Гермогена, человека удивительной судьбы и исключительной стойкости, неистового сторонника православия. Гермоген выступил против присяги русских бояр польскому королю Сигизмунду III, призывал к восстанию против польских захватчиков. Поляки заточили его в темнице Чудова монастыря в Кремле, где он и умер голодной смертью.

В 1606г. по распоряжению В.И.Шуйского из г.Углича в Москву были перенесены останки истинного Дмитрия, сына Ивана Грозного. При вскрытии гроба обнаружилось, что останки за 15 лет не тронуты тлением. Мощи были признаны чудодейственными, многих больных исцелило одно только прикосновение к гробу. В том же году останки Бориса Годунова, его жены и сына были пренесены в Троице-Сергиевскую лавру.

Шуйский подавил крестьянское восстание И.И. Болотникова (1606-1607гг).

После поражения под Волховом (1 мая 1608г.), правительство Шуйского было осаждено в Москве. К концу 1608г. многие районы страны оказались под властью Лжедмитрия II. В феврале 1609г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, по которому за наём шведских войск уступало часть русской территории, что привело к шведской интервенции 1609-1617 годов.

С конца 1608г. началось стихийное народное движение против польских интервентов, возглавить которое правительство Шуйского (в лице командующего русско-шведской армией князя М. В. Скопина-Шуйского) сумело только с конца зимы 1609г. К марту 1610г. Москва и большая часть страны были освобождены. Но ещё в сентябре 1609г. началась открытая польская интервенция.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда III 24 июня 1610г. и восстание в Москве привели к падению Шуйского. Слабость В.И.Шуйского и его неспособность выправить ситуацию, привели к тому, что 17 июля 1610г. он был низложен боярами и насильно пострижен вместе с женой. Так как в боярской среде не существовало кандидата на престол, который мог бы устроить всех (по крайней мере, большинство), было сформированое боярское правительство, получившее название «Семибоярщина».

В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду. Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы, через несколько дней там же умер его брат Дмитрий. Третий брат, Иван Иванович Шуйский, впоследствии вернулся в Россию.

5. «Семибоярщина» и Владислав IV

Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с Ляпуновым и посадские люди свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Москвой стала ведать группа из семи бояр во главе с Мстиславским – «Семибоярщина». Фактически власть её не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошеве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском – вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги.

«Семибоярщина» состояла из членов Боярской думы – князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В.Трубецкого, Б.М.Лыкова, а также И.Н.Романова, Ф.И.Шереметева. В начале работы правительства в ней принимал участие и кн. В.В.Голицын. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586г. Федор Иванович Мстиславский. В истории его политической деятельности он трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598г., 1606г., 1610г.), и согласился быть лишь главой объединенного боярского правительства в 1610г.

Идея избранного боярского правительства неоднократно возникала в русской истории 16–17 вв., в том числе при Иване Грозном (Избранная рада) и Феодоре Ивановиче (в 1585г. в подобное правительство входили Ф.И. Мстиславский, Н.Р. Юрьев, С.В. Годунов, князья Н.Р. Трубецкой, И.М. Глинский, Б.И. Татев, Ф.М. Троекуров), однако в полной мере реализовалась лишь в период Смуты.

Боясь искать опоры и помощи внутри страны (в стране полыхала крестьянская война под руководством И.И. Болотникова), московские бояре решили обратиться к полякам с предложением найти компромисс. В начавшихся переговорах представители Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать царём представителя русских родов.

17(27) августа 1610г. поляки дали согласие правительству Семибоярщины подписать договор. Согласно ему, правителем Семибоярщины русским царём признавался сын польского короля Сигизмунда III – королевич Владислав, который призывался на русский престол. Ограждая свои привилегии, аристократическое правительство добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия ещё в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближённых лиц из Польши, сохранение всех прошлых порядков с неизменным крепостным правом и т.п.). С.Жолкевский, понимая, что подписание договора может быть негативно воспринято польским королем, направил к тому посольство в составе князя В.В. Голицына и митрополита Филарета Никитича Романова (отца Михаила Романова). Приняв посольство, Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына, а его самого Семиборящина признала царем России. По его требованию С. Жолкевский привез в Польшу низложенного царя Василия Шуйского, в то время как правительство Семиборящины в ночь на 21 сентября 1610г. тайно впустило в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым. В российской историографии этот факт рассматривается как акт национальной измены.

Наместник Владислава (т.к. королевичу было всего 15 лет) Александр Гонсевский, получивший чин боярина, стал самовластно распоряжаться в стране. С октября 1610г. реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона (А. Гонсевского и С. Жолкевского). Не считаясь с русским правительством из семи бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране. Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен.

Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы Народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В польской историографии ее оценка разнится с российской. Она считается избранным правительством, на законной правовой основе (договор от 17 августа 1610г.) пригласившим иностранцев управлять Московией.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Владислав IV Сигизмундович Ваза «Польский» – король Польши с 6 февраля 1633г., (провозглашение избрания 8 ноября 1632г.), старший сын Сигизмунда III. 27 августа (6 сентября) 1610г., как Московский царь, принял присягу московского правительства и людей.

По договору 4 февраля 1610г., который был заключен под Смоленском между королем Сигизмундом и московским посольством, королевич Владислав должен был занять после принятия православия Московский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610г. московское правительство (Семибоярщина) признало Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. Владислав православия не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 г. в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава; в 1613 г. царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 г. Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского.

В 1617 г. Владислав, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, ограничившись территориальными уступками Москвы Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно отказался от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634г., уже будучи польским королём.

Заключение

Осенью 1611 г. по инициативе К.Минина и приглашенного им Д. Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и 26 октября 1612 г. освободило ее. В 1613 г. Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 г., в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т.д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8%. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишка с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам 17 века населённость была все ещё ниже уровня 16 века. И в середине 17 века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Следствием Смутного времени стали также изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

Список литературы

Алексеев Н.Н. Лжедмитрий I. – М.: АСТ, 2001. – 560 с.

Бердышев С. Смутное время. – М.: Мир книги, 2007. – 240 с.

Буссов К., Елассонский А., Геркман Э. Хроники Смутного времени. – М.: Фонд С.Дубова, 1998. – 608 с.

Валишевский К. Смутное время: историческая хроника. – М.: АСТ, 2007. – 509 с.

Захаревич А.В. Русские цари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 576 с.

Масса И., Петрей П. О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – 560 с.

Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. – М.: РАН, Институт российской истории, 2000. – 400 с.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. – М.: АСТ, 2005. – 1005 с.

Толстиков А. Русские цари. – М.: Белый город, 2008. – 304 с.

Ульяновский В. И. Смутное время. – М.: Европа, 2006. – 448 с.

Ссылки (links):
www.zone-x.ru/DispetchShowPage.asp?Group_Id=ba272705www.ozon.ru/context/detail/id/2302607/#personswww.xxlbook.ru/tags.aspx?author=Захаревич+А.В.www.ozon.ru/context/detail/id/2303724/#personswww.zone-x.ru/DispetchShowPage.asp?Group_Id=ba346135www.zone-x.ru/showTov.asp?Cat_Id=255161bearbooks.ru/catalog/author.asp?name=%D3%EB%FC%FF%ED%EE%E2%F1%EA%E8%E9+%C2%2E+%C8%2E

Смутное время – это острейший кризис государственности, охвативший Россию вследствие стечения экономических, политических и социальных неурядиц, затронувших все сферы системы отношений в феодальном обществе.

Если посмотреть на ретроспективу главных фигурантов истории Смутного времени, то в большей степени заметны лица интриганов и клятвопреступников, заговорщиков и изменников, убийц и самозванцев в высших слоях элиты. Но были, конечно, и добропорядочные лица, без них государство бы рухнуло.

Дисгармония моральных устоев народа с традиционными идеями и обновленными принципами строительства русского государства привели к Смуте. Другими немаловажными факторами были:

  • династический кризис;
  • закрепощение крестьянства;
  • активизация общественных сил;
  • политическая борьба родовой аристократии и новой дворцовой знатью.

В процессе беспощадной борьбы «все против всех» проявились характеры главных действующих лиц на всех этапах трагической эпохи русской истории.

Главные действующие лица

Каждый период Смутного времени олицетворен фигурой основного действующего лица, вокруг которого разворачивались трагические и героические события:

    Период с 1598 по 1605 гг. олицетворял Борис Годунов. Имея спорную репутацию и шлейф подозрений в организации убийства царевича Дмитрия, но добился трона. Царь Борис провел ряд эффективных преобразований во внешней и внутренней политике. Но затянувшиеся на годы неурожаи, повлекшие повальный голод, накалили напряженность в обществе до предела. Неожиданная кончина Годунова, привела к появлению Лжедмитрия I.

    1605 – 1606 гг. в российских пределах орудовал «чудесно спасшийся царевич Дмитрий» совместно с поляками. По заурядной версии, Лжедмитрий I был беглым дьяком Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Бывший секретарь патриарха Иова, весьма неглупый человек, умело сыграл роль «природного царевича», пострадавшего от «козней Бориса Годунова», но небрежение к русским традициям и сильное влияние при царском дворе католиков привели к убийству самозваного царя.

    С 1606 по 1610 гг. на русском престоле был Василий Шуйский, прозванный «боярским царем». Восходя на трон, он обещал не допускать самовластия без границ, справедливого суда и много другого.

    Но дворянство в массе своей отказало в поддержке Василию Шуйскому. Многие поддержали восстание Болотникова и «Тушинского вора» (Лжедмитрия II). Бояре, названные «перелетами» из-за постоянных метаний из одного лагеря в другой не стали опорой царю. Сам Василий Шуйский не имел харизмы, был приспособленцем и как водится интриганом. В итоге дворяне свергли Шуйского в июле 1610 г., власть перешла к «семибоярщине» во главе с Мстиславским Ф. И.

  1. С 1610 по 1612 гг. проявилась целая плеяда лиц из средних и нижних слоев Российского общества, взявших на себя ответственность за спасение Отечества. Дворянин Прокопий Ляпунов создал первое ополчение в Рязани, блокировал предместья Москвы, но был убит своими бойцами. Второе ополчение, собранное в Нижнем Новгороде усилиями Козьмы Минина и его сподвижников, под руководством князя Дмитрия Пожарского сумело переломить ситуацию, освободить Москву от польских интервентов и способствовать воцарению в России династии Романовых.

Слава Отечества превыше личного успеха

Смутное время, своей ожесточенной реальностью, поставила перед сложным выбором каждую, сколь-нибудь значимые фигуры в российских кругах власти. Европейский выбор Годунова, продолженный Лжедмитрием I и даже Земским собором 1613 года оказался для России тупиковым путем. Люди, взамен спокойствия и довольствия получили разруху и скверный опыт. Государственная идея слилась с насмешливой оценкой народом власти имущих:

  • Бориса Годунова считали коварным татарином;
  • Лжедмитрия I – монахом-расстригой;
  • Василия Шуйского – трусом и клятвопреступником.

В истории России впервые сакральность власти подверглась эрозии, но Держава обрела новые смыслы, ради которых народ готов был стоять насмерть.

Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кое какие из них разберем. Где взять остальные — смотри в конце статьи.

Причины смутного времени

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Ход событий

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете .

Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

  1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия.
  2. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.
  3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.
  4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.
  5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Итоги Смутного времени для истории России

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

PS.: Разумеется, все что вы здесь прочитали, доступно и на миллионе других сайтов. Но цель поста сжато, вкратце рассказать о Смуте. К сожалению всего этого недостаточно, чтобы выполнить тест . Ведь за кадром осталось множество нюансов, без которых немыслимо выполнение второй части теста. Поэтому я вас приглашаю .

С уважением, Андрей Пучков

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх