А. М



А.М. СТОЛЯРЕНКО

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений



Москва 2004



Одобрено Учебно-методическим объединением по психологии университетов России

УДК (075.8) ББК 88я73+74.00я73 С81

Рецензенты:

Д-р социол. наук, проф. В.М. Кукушин

(нач. кафедры психологии, педагогики и организации

Работы с кадрами Академии управления МВД РФ);

Д-р психол. наук, проф. А.И. Панкин;

Заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, проф. ИВ. Горлинский;

кафедра психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел

Юридического института МВД России

(нач. кафедры д-р юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкин)

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Столяренко А.М. С81 Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с. ISBN 5-238-00259-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дис­циплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психоло­гия и педагогика».

Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овла­деть основами психологии и педагогики.

ББК 88я73+74.00я73

ISBN 5-238-00259-9 О A.M. Столяренко, 2001

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Предисловие

Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляют­ся на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни гово­рили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Не­возможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его гражда­не и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане - образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профес­сиональнее, способнее как по личным качествам, так и по пове­дению.

Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совер­шеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.

Предисловие

Современная концепция высшего образования в России ис­ходит из того, что образованный человек должен хорошо разби­раться в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно использовать возможности для самораз­вития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представле­ниями.

Психология и педагогика - науки о жизни. Это прикладные науки. Их знания - не балласт для памяти, который можно вы­бросить после сдачи зачета или экзамена. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образован­ного человека, его внутренних установок и привычек, использо­ваться как инструмент при решении проблем жизни и профес­сиональной деятельности. Именно в таком эвристическом клю­че и раскрываются они в учебном пособии.


Самым непонятным в этом мире является то, что он все-таки понятен.

А. Эйнштейн

Раздел 1.

Психология и педагогика:

основы

Глава 1

Психология и педагогика

в жизни, деятельности, науке

и образовании

1.1. Учебная дисциплина

«Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения

Психология

и педагогика в высшем

образовании
Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому об­разованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и обра­зования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав гра­ждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать ре­шения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписа­ным законам. Учебные планы образовательных учреждений по­этому включают ряд новых обязательных для всех учебных дис­циплин, в число которых входит «Психология и педагогика». Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и со­вершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать дру­гим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь


1, Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании

Житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибоч­ными представлениями.

«Государственные образовательные требования {федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитар­ные и социально-экономические дисциплины» предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психи­ки человека, знать основные психические функции и их физио­логические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах проис­ходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формиро­вании личности; понимать значение воли, эмоций, потребно­стей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состоя­ния, владеть простейшими приемами психической саморегуля­ции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определе­ния и решения педагогических задач как в семье, так и в трудо­вом коллективе. Предлагаемое учебное пособие отвечает необ­ходимости овладения студентами этим минимумом содержания и уровня подготовки по психологии и педагогике.

.. Цель изучения учебной дисциплины

Цели и задачи изучения психологии «Психология и педагогика» в высшем об-
и педагогики разовательном учреждении: повышение об-

разованности молодых специалистов в во­просах научной психологии и педагогики, психологических и педа­гогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жиз­ни и профессиональной деятельности. Основные задачи:

  • ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности, возникаю­щих перед каждым человеком и человеческими общностями;
  • достижение научного понимания студентами основ пси­хологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;

Ifi


  • раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации 1 и самоутверждении 2 человека;
  • ознакомление студентов с психологическими и педагоги­ческими основами жизни и деятельности в условиях современ­ного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;
  • психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;
  • содействие гуманитарному развитию студентов, их психо­логического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;
  • ознакомление с возможностями использования рекомен­даций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психоло­гической и педагогической техникой;
1 Каждому человеку, появившемуся на свет, которому дарована жизнь, важно
сполна использовать в ней свои потенциальные возможности. Это прежде всего
связано с возможностями стать человеком, отвечающим мировому уровню дос­
тижений человеческой цивилизации, овладевшему общечеловеческими мораль­
ными ценностями, интеллектом, образованностью, культурой, способностями,
профессион&чьной умелостью, а также благами, которые может предоставить
современное обшество. Зависит это прежде всего от самого человека, от его
работы над собой, желания достигнуть в жизни многого, целеустремленности,
упорства, от умного, умелого, морально чистоплотного и правомерного исполь­
зования им предоставляемых жизнью и обществом возможностей, прав и сво­
бод. Все это и подразумевается, когда говорят о самореализации человека.

2 Самоутверждение - важнейший продукт самореализации. Человек - это его
лела, достоинства и недостатки, воплощенные в продуктах жизни и деятельно­
сти. Человек - не то, что он думает о себе, а то, что создали его ум, руки, воля,
его мораль, упорный труд. Человек самовыражается и самоутверждается в лслах.
в том длинном шлейфе-следе, который он оставляет в жизни. Он самоутвержда­
ется во мнении людей о нем и его делах, в положении среди них, в котором он
в результате оказывается. Самоутверждение - это и объективно обоснованное
уважение его к самому себе как к достойному человеку, не замаравшему себя
ничем, человеку со спокойной совестью, которому нечего стыдиться. Самоут­
верждение в своем самосознании связано с пониманием того, что драгоценное и
неповторимое время жизни не тратилось и не тратится попусту, возможности
условий, складывавшихся обстоятельств, своих прав и свободы не «унесены вет­
ром» в безвозвратное прошлое, а использованы и используются сполна, а если
есть упущенное, то корить надо себя, а не других.


-| -\

Формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в своей жизни и деятельности, а также интереса к продолже­нию работы по повышению своей психологической и педаго­гической подготовленности.

Она базируется на следующих основопо-
Концепция изучения лагаюших положеН иях. "
учебной дисциплины. ,-.

1. По психологии и педагогике написа-

«Психология

И педагогика» ны горы книг, знания этих на У к обширны,

Они могут быть изложены в многотомных

Энциклопедиях и изучаться по программам, требующим не одну сотню учебных часов. Основная задача учебного пособия, пред­назначенного для студентов высших образовательных учрежде­ний, - отобрать минимум содержания, отвечающего Государст­венным образовательным требованиям, умещающегося в огра­ниченный объем пособия, но сохраняющего научность, доста­точную полноту, целостность, логичность, системность и прак­тичность. В отличие от большинства опубликованных учебных пособий и учебников по дисциплине «Психология и педагоги­ка», в которых 70 и более процентов содержания посвящено психологии, в настоящем пособии эти науки представлены на равных правах. Дело тут не в научных амбициях, а в том, что в вузах пока не оценено должным образом значение данных и ре­комендаций педагогики для жизни и деятельности взрослого человека, а тем более, высокообразованного 1 .

2. Психология и педагогика - родственные, но самостоя­тельные науки. В цикле «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» они представлены в объединенной учебной дисциплине «Психология и педагогика», что свидетель­ствует о необходимости их взаимосвязанного изучения. Такой вариант имеет право на существование. Логика любой учебной дисциплины не обязана быть идентичной логике науки; изу­чаться по существу должны не науки, а научные знания о соот­ветствующей стороне действительности, соединенные с обоб-

1 Это подтверждается и опросом мнений студентов о полезное in для себя изуче­ния 12 дисциплин гуманитарного цикла. Психология занимает третье место, а педагогика - одиннадцатое (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М., 1997. - С. 107-108).

12 Раздел I . Психология и педагогика: основы

Щенным практическим опытом и подчиненные задачам подго­товки обучающихся в предстоящей жизни и профессиональной деятельности. Психология и педагогика имеют немало взаимо­связанных теоретических положений, а тем более - областей практического приложения, что и позволяет изучать их в еди­ной учебной дисциплине. Следует при этом избегать двух край­ностей: изучать в двух самостоятельных разделах (раздел 1 - психология, раздел 2 - педагогика) либо превращать в смешан­ное изучение «психолого-педагогического знания».

Наука требует дифференцированного подхода, практика - интегрированного. Положение учебной дисциплины как общеоб­разовательной, мировоззренческое значение включенных в нее научных психологических и педагогических знаний не допускают их смешения (уместного, возможно, на каких-то практических курсах). В то же время необходимость преодоления схоластики, отдаленности от жизни и понимания практичности требует не разведения их, а сближения. Эти противоречия разрешимы путем изучения важнейших теоретических и прикладных проблем как общих, но с соблюдением раздельного рассмотрения специфики психологического и педагогического их понимания.

Изложенный подход реализован в учебном пособии, но он позволяет варьировать планы изучения учебной дисциплины. Если в каком-то образовательном учреждении почему-то будет отдано предпочтение последовательному изучению психологии и педагогики в двух разделах, то оно легко осуществимо разне­сением по ним соответствующих параграфов в главах пособия.

  1. «Психология и педагогика» изучается в системе высшего образования, включена в учебные планы подготовки специали­стов в самых различных областях профессиональной деятельно­сти. Поэтому общие положения психологической и педагогиче­ской наук разумно сочетать с изучением их профессиональных приложений, с потребностями умелого общения и сотрудниче­ства преимущественно со взрослыми людьми. Однако ошибочно сводить их профессионализацию к учительской деятельности в средней школе, как это зачастую делается.
  2. Психология и педагогика - науки, обращенные к практи­ке, погруженные в гущу проблем жизни человека и общества, ищущие ответы на самые насущные их проблемы, но в созна­нии многих людей они представляются сугубо теоретическими, состоящими из трудно запоминающихся дефиниций. В этом
з

Повинны не люди, а постановка преподавания, содержание и стиль многих учебных пособий.

Изучение психологии и педагогики, даже самых фундамен­тальных ее положений, выполнит свои функции, если будет строиться не на абстракциях для запоминания, а как глубокое и образное понимание психологических и педагогических реаль­ностей, как выводы из опыта жизни, как уроки для сегодняш­ней практики и будущего. Необходимо более практичное препо­давание их по содержанию, формам и методам.

5. Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» - не простая передача студентам определенного объема знаний, но и личностный акт, призванный способствовать общим и профессио­нальным подвижкам в их личности. Это достигается реализацией в нем комплекса психологических и педагогических функций.

Образовательно-мировоззренческая функция заключается в существенном расширении знаний студентов о человеке, без понимания которого мир остается непознанным, а жизнь обще­ства представляется большой гудящей неразберихой. Житейские знания и суждения о человеке, его судьбе, возможностях, кото­рые по разным поводам приобретаются в опыте жизни каждым человеком и которые в большинстве можно отнести к заблужде­ниям, заменяются научно достоверными, систематизированны­ми знаниями, превращаются во взгляды на жизнь, в убеждения, надежные опоры на жизненном пути.

Воспитательно-мобилизующая функция выражается в мощ­ном вкладе, который вносят психология и педагогика в гумани­зацию личности, изучающей их. Осведомленные в их вопросах люди по-другому, глубже и обстоятельнее, начинают восприни­мать других людей, контакты с ними, цивилизованнее строить отношения и вести себя. Нет, наверное, такого человека, кото­рый бы, изучая психологию и педагогику, не примерял их по­ложения к себе. Начинается более достоверная оценка себя, своих достоинств и недостатков, понимание упущенных воз­можностей и побуждения к самосовершенствованию, к более цивилизованному поведению, к следованию рекомендациям этих наук. Понимание возможностей быть лучше, успешнее в жизни, знание реальных возможностей самореализации и само­утверждения вооружает оптимизмом, превращается из красивого лозунга в привлекательную и достижимую реальность, а глав­ное, зависящую от себя самого.

Жизненно-практическая функция заключается в обогащении сту­дентов знаниями и установками на использование многих конкрет-

Раздел I. Психология и педагогика: основы

Ных положений и рекомендаций психологии и педагогики в своей жизни, в образовательном учреждении, в семье, среди людей, на досуге, в трудных ситуациях и пр. Они позволяют значительно уменьшить число промахов, неудач, конфликтов, связанных с ними переживаний и повысить успешность при самоутверждении.

Профессионально-прикладная функция связана с обогащением специалиста психологическими и педагогическими знаниями, на­выками и умениями, нужными для трудовой деятельности. Любой труд - это взаимоотношения и сотрудничество с людьми, и без правильного решения человеческих проблем в нем успеха не видать.

Развивающая функция имеет тоже достаточно разнообразные проявления.

Все изложенное о функциях уже свидетельствует о широком развивающем влиянии изучения психологии и педагогики на личность студента. В процессе усвоения знаний, практики их применения в образовательном процессе происходят подвижки в общем и профессиональном развитии обучающихся и такого специфического качества, как психологическое и педагогиче­ское мышление. Содержание, формы и методы преподавания учебной дисциплины предусматривают также целенаправленное профессиональное развитие отдельных качеств: наблюдательно­сти, памяти, внимания и др.

Изучение психологии и педагогики строится эффективно, если реализуются все функции.

Настоящее учебное пособие ориентировано на воплощение рассмотренных концептуальных положений.

1.2. Психология и педагогика

в научном подходе к решению проблем человека

Современность Человек живет и действует, решая возни-
и наука кающие перед ним проблемы и задачи,

Встречаясь с кризисами и преодолевая их, испытывая влияние окружающей природной и социальной сре­ды. Противостоять этим силам трудно, но втройне трудно, когда они человеку непонятны, когда он не в состоянии их прогнози­ровать и успешно преодолевать. Действия «на глазок», самоуве-


1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -| 5

Ренное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание каким-то понравившимся зарубежным образцам, упование на силу воле­вого нажима, действия по методу проб и ошибок - глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле. Никакими неком­петентными движениями не улучшить дело и жизнь. Анахронизм необразованности, пренебрежения наукой особенно нетерпим на фоне достижений мировой цивилизации. Все в руках человека - умного, образованного, нравственного, вооруженного научными знаниями.

Человечество в своей истории выработало три основных спо­соба совершенствования любого дела. Первый заключался в выявлении и устранении недостатков. Суть его - возврат поло­жения дел к желательной норме, выравнивание успешности. Пользу это приносило, но развитие, подъем «кривой достиже­ний» вверх, движение к более высокому уровню технологий, количества и качества продукции происходил медленно. Это не отвечало возросшему динамизму жизни, конкуренции в рыноч­ной экономике и потребностям общества. Поэтому от него как главного способа отказались на рубеже 30-х годов. На ведущее место выдвинулся второй способ - использова­ние передового, дающего более высокие результаты опыта дру­гих. Широкие масштабы приобрело выявление носителей такого опыта, изучение, копирование его в своей работе. Возник так называемый «промышленный шпионаж». Но после Второй ми­ровой войны на передовые позиции вышел третий способ - использование возможностей и достижений науки, разработанных ею новых, более интенсивных техноло­гий. В широких масштабах его стали применять японцы, скупая по всему миру патенты на научные открытия и разработки. В начале над ними посмеивались: «наука у них слабовата, своего ума не хватает». Скоро, однако, скепсис сменился удивлением: развитие Японии пошло семимильными шагами, являя пример всему миру. С тех пор развитие фундаментальной и прикладной науки, полное использование на практике их рекомендаций и дос­тижений стало основным способом достижения быстрого про­гресса и успехов в любой области человеческой жизни и деятель­ности. Великий создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879-1955) как-то высказался в том смысле, что

Раздел I. Психология и педагогика: основы

Наука еше слаба, чтобы эффективно влиять на реалии жизни, но «все же это самая ценная вешь, которую мы имеем».



В нашей стране, к сожалению, вплоть до 90-х годов главное внимание уделялось способу выявления и устранения недостатков. Многочисленные комиссии, инспекции, проверки, составление разгромных актов, разносы, взыскания, снятия с должностей по­родили своеобразную игру «проверяющие ищут, а проверяемые прячут», массовое очковтирательство, приписки, «победные» реля­ции, в которых, в конечном счете, стати заин­тересованными все. Предпринимались попыт­ки «внедрять передовой опыт», но силовые ме­тоды, сопровождавшие в условиях администра­тивно-командной системы применение этого способа, свели его возможности практически на нет. Спад дел в стране и в организациях в 80-х годах стал катастрофическим.

Известный русский хирург, педагог и об­щественный деятель Н.И. Пирогов (1810- 1881) писал: «Где господствует дух науки, там творит­ся великое и малыми средствами», а физику-атомщику Ф. Жолио-Кюри (1900-1958) при­надлежат слова:

«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию.»

Пирогов Н.И. (1810-1881)
Можно дополнить: и та, которая не использует в широкой практике имеющиеся достижения науки. Такое в России допус­тить нельзя.

Психология

и педагогика - науки

о человеке


Нет более сложных проблем, чем человече­ские, нет более трудного дела, чем воспи­тывать человека, работать с ним. Действо­вать здесь некомпетентно недопустимо, опасно. Где отсутствует точное знание, там всегда действуют догадки, а из десяти психологических и педагогических догалок девять - ошибочны. Подходить так к решению проблем чело­века равносильно знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщать и использовать ус­пешный опыт подготовки молодого поколения. Со временем эти усилия воплотились в возникновении психологической и педагогической наук. Первая изучает и объясняет внутренний,


1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -\J

Духовный мир человека, способы регулирующих влияний на него, вторая разрабатывает системы и методы целенаправлен­ного обучения, воспитания, образования, развития 1 . И. Кант (1747-1804) в свое время писал:

Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть че-ловеком.

Раньше незнание или игнорирование их выводов и рекомен­даций не всегда порождало тяжелые последствия. Но ныне жизнь резко изменилась и усложнилась, расширились и возрос­ли требования к людям, многие из них принципиально новы и нужны научные технологии их психологического и педагогиче­ского удовлетворения. Можно построить шалаш из палок и вет­вей, руководствуясь здравым смыслом и действуя по методу проб и ошибок, но построить небоскреб, поступая так же, нель­зя. Так и в решении современных человеческих проблем. Пси­хологические и педагогические вопросы работы с людьми, рабо­ты человека над собой, достижения жизненного успеха во все времена считались сложными, о теперешних и говорить нечего. И вообще их никогда нельзя недооценивать: человек всегда ос­тается не столько отгадкой, сколько загадкой.

То, чем располагают уже много лет и рекомендуют науки о человеке - психология и педагогика, - это уже эффективные технологии в сравнении с эмпирическими, житейскими. Новые же, современные достижения этих наук, теории, рекомендации и так называемые интенсивные технологии - это уже высокие технологии, «высший пилотаж». Их знание и применение рань­ше нужно было только учителям, а сейчас - каждому образо­ванному человеку, а тем более - молодому специалисту, выхо­дящему на стезю самостоятельной жизни и жаждущему успеха в ней. Дело за «немногим» - изучить психологию и педагогику и повседневно пользоваться их рекомендациями.

1 Слова «психология» и «педагогика» употребляются в речи в трех значениях: 1) как обозначающие качественно своеобразные явления в жизни общества и человека, 2) как названия соответствующих наук, 3) как названия учебных дис-

И к таки м сло-

Циплин. Это обычная разговорная практика, которая относится вам, как «химия», «физика», «биология» и др.


18 Раздел I. Психология и педагогика: основы

1.3. Психология и педагогика в деятельности и профессионализме специалиста

Связи профессии Современный образованный специалист в нальной деятельности любой сфере жизни общества - политиче-с вопросами психоло- ской государственного управления, хозяйст-гии и педагогики венной, рынка, финансовой, образователь­ной, правовой, инженерно-технической, ме­дицинской, сервиса и других - не может и не вправе решать свои проблемы в отрыве от проблем и потребностей жизни других людей, их общностей и народа, страны в целом. Это обу­словлено объективно общественным характером труда.

Есть четыре области соприкосновения большинства видов профессиональной деятельности с проблемами человека, опре­деляющими необходимость использовать положения и рекомен­дации психологии и педагогики.

Первая область соприкосновения - связь с гуманитарными, психологическими и педагогическими аспектами внешней среды. Специалисту надо понимать зависимость от них, понимать и влияния, которые оказывает на них его профессиональная дея­тельность, хотеть и уметь оказывать социально благоприятные влияния. Внешняя среда - не только материальные объекты и условия, но и социальные, человеческие. Работник, ориентиро­ванный на меркантильные интересы достижения «чисто про­фессионального» результата («профессиональный технарь»), ду­мающий только о личной выгоде, приносит людям, стране, природе больше вреда, чем пользы. Побочные и отсроченные негативные результаты его деятельности часто проявляются как социальные, психологические, педагогические (возникают и нагнетаются отрицательные настроения у людей, чувства не­справедливости и неравенства, массовые недовольства, кон­фликты, утрачивается вера в идеалы и ценности общества, рас­пространяются пьянство и наркомания, миграция населения, растут преступность, заказные убийства и др.) и техногенные (загрязнение среды, возникновение аварий и катастроф, рост их

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 19

Числа, нанесение вреда здоровью людей, снижение темпов тех­нического прогресса, устаревание оборудования и пр.) последст­вия (результаты), которые в свою очередь негативны для людей. Эти последствия обычно много масштабнее, глубже и устойчи­вее, чем частный сиюминутный «профессиональный успех». Опыт новой России 90-х годов содержит многочисленные при­меры, когда люди, с пафосом именовавшие себя «технарями», «профессионалами», «демократами», «гуманистами», горячими сторонниками «свободы слова», на самом деле приносили стра­не и народу бедствия и страдания, порождали новые и более сложные социальные и человеческие проблемы своими соци­ально, психологически и педагогически непродуманными, не­расчетливыми, авантюрными действиями. Для общества, про­возгласившего своим исходным принципом заботу о каждом человеке, такое совершенно нетерпимо. В эпоху лавинообразно ускоряющегося научно-технического прогресса многие новации в экономике и техносфере становятся опасными для людей и существования человечества вообще, а поэтому гуманитарные вопросы профессиональной деятельности приобрели огромное значение.

Внешняя среда - это всегда и конкретные люди, особенно­сти населения (в том числе психологические и педагогические). Они - пользователи услуг профессиональной деятельности спе­циалиста (например, врача), покупатели его продукции, объекты внимания и воздействий (например, сотрудника правоохрани­тельного органа) или партнеры, конкуренты. Надо понимать их особенности, умело строить общение и взаимоотношения с ни­ми, ладить с партнерами.

Вторая область соприкосновения - профессиональные пробле­мы, вызывающие необходимость использования рекомендаций и ме­тодов психологии и педагогики в профессиональной работе. Понять глубоко политические, экономические, управленческие, право­охранительные, производственные и иные проблемы невозмож­но, не понимая людей в совокупности их особенностей, не умея выявлять и оценивать их психологические и педагогические особенности - интересы, желания, характер, образованность, подготовленность к тем или иным вопросам. Зачастую при ре­шении профессиональных проблем приходится решать задачи

Раздел I. Психология и педагогика: основы

Мотивирования людей, возбуждения интереса, повышения их профессионализма, урегулирования взаимоотношений, прибе­гать к убеждению, разъяснениям, показу и использовать другие методы.

Третья область соприкосновения - влияние на деятельность профессионала и ее результаты его собственных психологических и педагогических особенностей - психологических свойств и ка­честв, убеждений, интересов и потребностей, образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионального мас­терства и опыта и др. Эта зависимость очевидна и прямо пропор­циональна: чем более всесторонне и лучше подготовлен специа­лист, тем выше успехи его профессиональной деятельности.

Четвертая область соприкосновения - влияние на деятель­ность спеииалиста и ее результаты личных качеств и профессио­нализма других сотрудников организации, коллег по совместной работе и его собственного мастерства взаимодействия с ними. В подавляющем большинстве профессиональный труд - это не труд одиночки, а труд совместный. Трудовые группы, коллекти­вы - это тоже не сборища одиночек, а групповые субъекты дея­тельности, в которых действия каждого должны быть умело со­размерены с действиями других, а итоговый продукт - коллек­тивный продукт, который не создается трудом одного, пусть са­мого классного специалиста. Психология групп, настроения и взаимоотношения в них, мастерство взаимодействия, трудовая дисциплинированность и добросовестность - все. что изучают психология и педагогика, имеет здесь важнейшее значение. Ка­ждый специалист должен обладать умением трудиться в коллек­тиве, правильно строить взаимоотношения с коллегами, обла­дать навыками делового общения.

Таким образом, профессиональная деятельность объективно, независимо от воли и желаний специалиста, сталкивает его с психологическими и педагогическими явлениями, которые ставят его в зависимость от различных проявлений их и в свою очерель влияют на них. Это требует от спеииалиста общей гуманистической ориентированности, знания научных основ психологии и педагогики, а также конкретной проаЬессионально-психологической и профессио­нально-педагогической подготовленности. Значение этих компо­нентов в профессионализме современного образованного специали­ста особенно важно в период происходящих в российском обществе радикальных социальных и экономических перемен.


1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании

21

Психологическая Можно утверждать, что успех в жизни и и педагогическая под- профессиональной деятельности человека

Готовленность спе- в числе ДРУГИХ ПРИЧИН зависит от того, циалиста-выпускника понимает ли он роль и влияние факторов,

Высшей школы относящихся к психологическим и педа­гогическим, насколько глубоко понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обес­печивающих жизненный и профессиональный успех психологи­ческих и педагогических результатов. Это определяется наличи­ем у него психологической и педагогической подготовленности. Каждый из этих взаимосвязанных видов имеет общую состав­ляющую, нужную образованному человеку для достойной жиз­ни, и профессиональную, нужную для успеха в избранной трудо­вой деятельности. Их компоненты - конкретизация дидактиче­ских единиц «Государственных образовательных требований {Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы».

Психологическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы как минимум включает:

А) общую психологическую подготовленность:

  • знание предмета психологической науки; системы ее науч­ных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и дея­тельности;
  • знание основ методологии психологической науки и мето­дов, доступных к использованию в жизни и деятельности;
  • представление о природе психики человека, связях с физио­логией высшей нервной деятельности, закономерностях развития;
  • знание основных психических явлений, процессов, ка­честв, состояний, свойств личности;
  • знание роли и закономерностей освоения опыта предшест­вующих поколений людей, сознания и самосознания в поведе­нии, деятельности, формировании личности;
  • представление о психологии групп, социально-психологичес­ких механизмах и закономерностях их формирования и функцио­нирования, особенностях поведения человека в группах, межлично­стных отношениях в быту и организованном коллективе;
  • представление о психологии современного общества, про­блемах и путях создания гуманного, демократического, правового общества;

22

Раздел I. Психология и педагогика: основы

  • убежденность в необходимости личной активной граждан­ской позиции и использования психологических возможностей в достижении жизненного успеха, самореализации и самоутвер­ждении в условиях современного общества, использования пси­хологических предпосылок цивилизованной реализации своих прав и свобод, морального и правомерного поведения, построе­ния отношений полов и учета психологии семейной жизни;
  • умение давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации, решения, поступка;
  • умение интерпретировать свои особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции и саморазвития качеств:
  • умение осушестштять выборы оценок, отношений, реше­ний и поступков, выводя свое мышление и мотивы из-под влия­ния ограниченных рамок сиюминутных интересов и желаний;
  • умение пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств, обшения, наблюдения;
  • проявление зарождения психологического мышления, ин­тереса и установки к использованию данных психологии в своей жизни, убеждения в необходимости расширять и углублять свою психологическую полготошгенность;
б) профессионально-психологическую подготовленность - это;
  • знание психологических особенностей труда, трудового коллектива;
  • умение усматривать психологический аспект в различных трудовых ситуациях, профессиональных решениях, оценивать ею значимость, учитывать при разработке путей повышения эффек­тивности труда;
  • умение создавать психологические условия для эффектив­ного личного труда в образовательном учреждении;
  • умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в рахтичных ситуациях, возникающих в тру­довом коллективе;
  • умение отбирать психологические приемы и действия, повы­шающие эффективность решения типовых профессиональных задач;
  • владение элементами психологической техники управле­ния и работы с подчиненным персоналом;
  • умение определять психологические пути профессиональ­ного развития своей личности;

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 23

Установка на непрерывное расширение и углубление своей
профессионально-психологической подготовленности.

Педагогическая подготовленность любого специалиста-выпускника высшей школы - это как минимум: а) общая педагогическая подготовленность:

  • знание предмета педагогической науки, системы ее науч­ных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и дея­тельности;
  • знание основ методологии педагогической науки и мето­дов, доступных к использованию в жизни и деятельности;
  • знание основных категорий педагогики и понимание обо­значаемых ими педагогических явлений;
  • знание основных педагогических закономерностей, принци­пов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов форми­рования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;
  • понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, само­реализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окруже­нии от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действи­тельном состоянии и совершенствовании;
  • знание педагогических взаимосвязей личности и коллекти­ва, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах лично­сти и других людей;
  • представление о педагогических основах образования, вос­питания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, право­вом обществе с рыночной экономикой;
  • ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;
  • предстаачение о психологических и педагогических пред­посылках обеспечения здорового образа жизни, подготовки к по­ведению в экстремальных жизненных ситуациях;
  • умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитатель­ных ситуаций;
  • умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его об­разованности, воспитанности, обученности и развитости;
Раздел I. Психология и педагогика, основы
  • умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированно-сти личности, ее достоинств и педагогической запущенности;
  • умение выявлять педагогические возможности различных ситуаций жизни и работы с личностью;
  • умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагоги­ческое поведение, подготовка и принятие педагогического реше­ния, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);
  • умение обоснованно разрабатывать систему основных пе­дагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, рабо­ты с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;
  • умение осмысленно, элементарно корректно и педагогиче­ски эффективно строить свое учение в образовательном учрежде­нии и осуществлять самоформирование личности;
  • прояачение зарождения педагогического мышления, инте­реса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремления продолжать расширять и углублять свою пси­хологическую подготовленность;
б) профессионально-педагогическая подготовленность включает:
  • понимание зависимости эффективности и результатов тру­да от сформированное™ каждого и всех педагогических свойств личности;
  • знание педагогических основ управления;
  • знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных условиях;
  • понимание педагогических влияний различных обстоя­тельств профессиональной деятельности на личность, умение оп­ределять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также элементарно учитывать все это при самоорга­низации своей деятельности и выполнении функций управления;
  • умение в основе педагогически корректно готовить и про­водить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;
  • желание далее совершенствовать свою профессионально-педагогическую подготовленность.
1 Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании

25

Этот основательный минимум психологической и педагогиче­ской подготовленности всякого образованного человека, студен­та-выпускника, без которой он останется дилетантом, достижим лишь при достаточном выделении учебного времени на изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика», правильном сочетании различных форм занятий и методов, образцовом ис­пользовании преподавателем интенсивных педагогических техно­логий, должном внимании к практичности, активном учении студентов и его обеспечении учебной литературой, привлечении их к научно-кружковой и учебно-исследовательской работе.

Основные виды Изучение психологии и педагогики в сис-

Психологической теме профессионального образования на и педагогической под- его Р аз ных уровнях и ступенях естественно готовки специалистов не м °жет быть абсолютно стандартным, а должно осуществляться дифференциро­ванно. Этот императив задается не директивами, а объективны­ми требованиями профессии, к которой готовятся студенты. В частности - особенностями областей и степенью соприкосновения конкретной профессиональной деятельности с психологией и педагогикой. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно четыре основных вида подготовленности специалистов и необходимой подготовки их.

Первый вид - обязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому образованному человеку, для любой профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые были бы не связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы, не зависели от их решения, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно этой объективной связи и от­вечает минимальная подготовка, цели, задачи и предназначение которой рассмотрены выше.

Второй вид - углубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями имеют и психоло­гическую или педагогическую функцию или обе в одинаковом или Разном соотношении. Выполнять такую функцию, значит вести в профессиональной деятельности особую линию работы, ори­ентированную на достижение определенного психологического

Раздел I. Психология и педагогика: основы

1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 27

Четвертый вид - основное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам высшей квалификации, занимающимся профессионально пси­хологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи -практики, социальные педагоги, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологиче­ских и педагогических служб, лабораторий профессионального отбора и обеспечения учебного процесса, научно-исследова­тельских учреждений и др.

Рассмотрение трех последних видов подготовки выходит за рамки учебной дисциплины «Психология и педагогика» как обязательного минимума.

Вопросы и задания для самопроверки

и размышлений

  1. Каковы цели и задачи изучения курса «Психология и пе­дагогика» в профессиональном вузе?
  2. Приведите и обоснуйте психологические и педагогиче­ские функции изучения данного курса.
  3. Обоснуйте необходимость и актуальность научного под­хода к решению психологических и педагогических про­блем жизни и деятельности в современных условиях.
  4. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?
  5. Раскройте связи профессиональной деятельности с во­просами психологии и педагогики, прокомментируйте четыре области их соприкосновения.
  6. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы?
  7. В чем заключается педагогическая подготовленность спе­циалиста - выпускника высшей школы?
  8. Чем обусловлена необходимость четырех основных видов психологической и педагогической подготовки специали­стов, чем они различаются? Какой вид подготовки, по вашему мнению, необходим в вашей профессии?
28

Раздел I. Психология и педагогика: основы

Литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М, 1997.
  2. Брайан С. Общество и образование. - М, 1989.
  3. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. Жу­равлева В.И. - М., 1990.
  4. Глисс Д., Стеши Д. Статистические методы в педагогике и пси­хологии. - М, 1976.
  5. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.
  6. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном об­разовании». - М., 1996.
  7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М, 1990.
  8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994.
  9. Лихачев Б. Т. Педагогика. 4-е изд. - М., 1999.
10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд. - М., 1997.
П. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - 3-е изд.- М.,
  1. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического иссле­дования. - М., 1986.
  2. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования.- М., 1991.
  3. Соколов В.Н., ЮзедЬович Г.Я. Ошы и дети в меняющемся мире. - М., 1991.
  4. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. - М., 1990.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. - М., 1990.

А.М. СТОЛЯРЕНКО ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) Москва 2012 УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 С81 Р е ц е н з е н т ы: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили С81 Столяренко , Алексей Михайлович. <...> Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / <...> ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие , методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. <...> Рассматриваются возможности повышения ее практической значимости для граждан и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма» и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой, слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности от педагогических проблем взрослых и возросших ныне социально-педагогических влияний среды. <...> ББК 74.00я73 ISBN 5-238-00972-0 © А.М. Столяренко , 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства ОГЛАВЛЕНИЕ От автора 7 Раздел I. <...> Педагогика и современность 12 Педагогика: наука и практика Человек и педагогика Общество и педагогика Педагогическая подготовленность и квалификация современного образованного человека <...> Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 46 Наука и научный подход Объект педагогики гики Педагогика в системе наук Предмет педаго- <...> Феноменология <...>

Общая_педагогика._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf

Стр.1

Стр.2

УДК 37.01(075.8) ББК 74.00ÿ73 Ñ81 Рецензенты: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Столяренко, Алексей Михайлович. С81 Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / À.Ì. Столяренко. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, - 479 ñ. ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие, методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. Рассматриваются возможности повышения ее практической значимости для граждан и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма» и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой, слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности от педагогических проблем взрослых и возросших ныне социально-педагогических влияний среды. Раскрываются способы обеспечения постоянной целостности педагогической работы в единстве воспитания, образования, обучения и развития. Общая педагогика раскрывается как компонент образованности любого человека и как фундамент профессионализма педагога, его мышления, системы главных профессионально-научных ценностей, а овладение ею - как обязательное условие профессионально-личностного становления и совершенствования. Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, преподавателей вузов, исследователей педагогических проблем, учителей. ББК 74.00ÿ73 ISBN 5-238-00972-0 © À.Ì. Столяренко, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства

Стр.3

ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Раздел I. Педагогика как наука Глава 1. Педагогика: история и современность 1.1. Педагогика и современность 1.2. История зарубежной педагогики Предыстория педагогики Классики зарубежной педагогики XVI-XX вв. 1.3. Возникновение и развитие педагогики в России Социалистическая педагогика 1917-1993 гг. Некоторые уроки истории педагогики Ранние педагогические идеи Отечественная педагогика XVIII-XIX вв. Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список 2.1. Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 2.2. Феноменология педагогической действительности Педагогические факты, закономерности и механизмы Индивидуальнопедагогические и групповые, социально-педагогические явления Воспитание, образование, обучение, развитие Педагогическая система и педагогический процесс Виды педагогической деятельности 2.3. Цели, задачи, функции педагогики и методология педагогического исследования Цели, задачи и функции педагогики Структура научно-педагогического знания Общие принципы педагогической науки Методы педагогического исследования Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 3. Современная мировая педагогика 3.1. Сравнительная педагогика и ее методология Сравнительный подход в педагогике История и состояние сравнительной педагогики Частная методология сравнительно-педагогического исследования 3.2. Современный мировой педагогический опыт (общая характеристика) 101 Основные черты мирового педагогического опыта Философско-педагогические течения в зарубежной педагогике 91 92 94 94 75 44 45 Глава 2. Науковедческие и методологические основы педагогики 46 46 Наука и научный подход Объект педагогики Предмет педагогики Педагогика в системе наук 58 7 11 12 12 Педагогика: наука и практика Человек и педагогика Общество и педагогика Педагогическая подготовленность и квалификация современного образованного человека 27 34

Стр.4

4 3.3. Мировые педагогические школы Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Раздел II. Основы педагогической теории Глава 4. Теория личности Оглавление 109 Мировая педагогическая «школа знаний (учебы)» Мировая педагогическая «школа труда» Мировая педагогическая «школа жизни» Сравнительно-педагогическая оценка школ 119 120 121 122 4.1. Личность как объект и предмет педагогической науки 122 Специфика педагогического подхода к личности Педагогические свойства и уровень сформированности личности 4.2. Процесс педагогической социализации человека Цель формирования Общие педагогические принципы формирования личности Личностно-социально-деятельностный подход к формированию личности Противоречия и трудности формирования личности Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 5. Теория общности 5.1. Общность как объект и предмет педагогики 5.2. Социальная педагогика общества 157 159 160 160 Человеческая общность в системе интересов педагогики Социальнопедагогическая действительность 167 Общество и его педагогическая сфера Социально-педагогическая функция управления в обществе Социальная педагогика в реформаторстве и инновациях Социально-педагогические проблемы современного общества Народная педагогика 5.3. Социальная педагогика коллектива Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 6. Теория воспитания 6.1. Сущность воспитания 6.2. Цели, задачи и принципы воспитания 6.3. Организация и методы воспитания 190 Группа, коллектив в педагогике Педагогические основы работы с коллективом Управление, менеджмент и коллектив 206 208 209 209 Сущность воспитания и воспитанности Место воспитания в педагогической системе работы 216 Концептуальные основы воспитания Содержательные принципы воспитания Организационные принципы воспитания Методические принципы воспитания 233 Организация воспитания Методы воспитания Способы практического воспитания 128 О биологическом и социальном в социализации Закономерности педагогической социализации 4.3. Основы педагогической системы формирования личности 141

Стр.5

5 6.4. Виды воспитания Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 7. Теория образования 7.1. Педагогическая сущность образования 7.2. Система образования в стране 246 Нравственное воспитание Другие виды воспитания Воспитание в работе с персоналом учреждений и организаций 259 260 261 261 Образованность и образование Проблемы, цели и содержание образования Педагогическая сущность образовательного процесса 272 Законодательные приоритеты в образовании Иерархическая система образования и квалификации образованности Основные виды образовательных учреждений Государственные образовательные стандарты и образовательные программы 7.3. Образовательно-педагогический процесс 7.4. Личностно-формирующий потенциал и система образовательного учреждения 7.5. Инновации в образовании Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 8. Теория обучения 8.1. Сущность, закономерности и принципы обучения 8.2. Формы, средства и методы обучения 283 Основное звено и системность процесса Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса Формы организации процесса Методическая система процесса 295 Личностно-формирующий потенциал Создание личностно-формирующей системы 301 Инновации и их педагогическое качество Мировой опыт инноваций в образовании 306 307 308 308 Дидактика и сущность обучения Знания, навыки и умения Закономерности и принципы обучения 320 Организационные формы обучения Средства обучения Методы обучения Методика, технологии и методические системы 8.3. Общая методика формирования знаний, навыков и умений 332 Формирование знаний Формирование навыков Формирование умений 8.4. Профессиональное обучение взрослых в организациях 339 Особенности профессионального обучения работающих Профессионально-педагогическая подготовка Организационная подготовка Подготовка групп Профессионально-психологическая подготовка Экстремальная подготовка Педагогика управления и менеджмента Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 9. Теория развития Развивающее обучение Развитие мышления 350 351 353 9.1. Сущность и педагогические принципы развития личности 353 Развитость и развитие личности в педагогике Принципы развития 9.2. Интеллектуальное развитие 362

Стр.6

6 9.3. Жизнедеятельностное развитие 9.4. Специальное (профессиональное) развитие Оглавление 366 Гуманитарное развитие Демократическое развитие Экономическое развитие 374 Основы специального развития Развитие на занятиях физической культурой и спортом Развитие отдельных профессионально важных качеств Обеспечение занятий по развитию качеств Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 10. Педагогика жизнедеятельности человека 10.1. Человек как субъект-объект жизнедеятельности 10.2. Педагогика профессиональной карьеры человека и самосовершенствования в ней 389 389 391 391 Самоосуществление человека в современной жизни Человек как субъектобъект самосовершенствования и педагогического взаимодействия Помощь в самоопределении человека как субъекта самосовершенствования 399 Профессиональная карьера и самосовершенствование Профессионально-личностное самосовершенствование студентов Профессиональное самосовершенствование взрослых 10.3. Педагогическое обеспечение жизнедеятельности взрослых 405 Педагогика в самообеспечении человеком своей жизнедеятельности Педагогическая поддержка населения 10.4. Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности Совершенствование педагогической поддержки взрослых Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 11. Педагогическая деятельность и ее субъект 11.2. Педагогический портрет и культура субъектов 411 Помощь в экстремальных ситуациях и в постэкстремальный период Правовое воспитание и виктимологическая подготовка Педагогика здоровья 421 422 424 11.1. Субъект и профессиограмма педагогической деятельности 424 Субъект педагогической деятельности Основные особенности и требования педагогической деятельности 428 педагогической деятельности Педагогический портрет педагога Педагогическая культура педагога Культура коллективного субъекта педагогической деятельности Профессионально-педагогическая компетентность 11.3. Педагогические действия и техника их выполнения 442 Общая характеристика Педагогические действия Техника использования речевых и неречевых средств 11.4. Педагогическое образование Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список 465 Значение и проблемы педагогического образования Повышение квалификации Совершенствование подготовки педагогических кадров 476 477

Алексей Михайлович Столяренко (р. 1924 г.) - выдающийся ученый в области юридической психологии и педагогики, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы России.

Он родился 1 апреля 1924 г. в Баку, в семье учителя. В декабре 1941 г. добровольцем ушел на фронт; в 1942 г. в составе морской пехоты участвовал в боях на Северном Кавказе, а в 1943 г. в боевых действиях кораблей эскадры Черноморского флота. Затем он окончил высшее военно-морское училище, прослужил на флоте 35 лет и завершил свою карьеру в должности командира соединения кораблей, капитана I ранга.

В 1959 г. Алексей Михайлович начал свою научно-педагогическую деятельность, став соискателем кафедры психологии ЛГУ под руководством Б. Г. Ананьева. В 1963 г. он поступил в адъюнктуру при кафедре психологии и педагогики военной академии, а затем был ее преподавателем, доцентом, профессором. В 1965 г. он стал кандидатом педагогических наук, в 1974 г. - доктором психологических наук, защитив диссертацию по теме: "Психологическое обеспечение высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ".

В 70-е гг. А. М. Столяренко занимался разработкой основ современной военно-морской психологии, вопросов морально-психологической подготовки военных моряков, психологии боевой готовности и обеспечения действий личного состава при внезапном начале войны, которые нашли отражение в ряде книг и брошюр.

В 1977 г. он переходит на должность начальника кафедры психологии и педагогики Академии управления МВД, а с 1988 г. работает ее профессором. На протяжении 13 лет Алексей Михайлович возглавлял первый в стране диссертационный совет по юридической психологии. С конца 1970 гг. и в 1980-е гг. он был организатором первых курсов психологии в вузах и других учебных заведениях системы МВД и инициатором внедрения в практику органов внутренних дел основ знаний и возможностей психологической науки.

В это время – основной разработчик развития и практического применения психологических и педагогических знаний в правоохранительных органах, создания профессионально-психологического отбора, профессионально-психологической подготовки, психологической службы, психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, действий в экстремальных условиях, подготовки практических психологов и др.

В начале 80-х годов профессор A.M. Столяренко сформулировал методологические и теоретические основы научно-психологического подхода к эффективному формированию организационного поведения сотрудников правоохранительных органов и к управлению правоохранительными органами, получившего название «Организационно-деятельностная психологическая концепция управления» . В основу данной концепции положены идеи о том, что на формирование организационного поведения сотрудников правоохранительных органов оказывают влияние: человек (сам сотрудник) в системе управления, социальные цели, ценности, психология организации управления и организационного климата, психологические механизмы самоорганизации деятельности коллектива и сотрудников. В данной концепции реализованы теоретические положения об отказе от представления о работе правоохранительных органов как о работе руководителя, которому дана власть для использования подчиненных («исполнителей») в качестве средства, «инструмента» при решении поставленных перед ним (руководителем) задач, о руководителе как «погонщике». В основе этой концепции лежит постулат о работе правоохранительных органов как организации, характеризующейся согласованной коллективной деятельностью единомышленников-профессионалов, стремящихся к единой цели, где решает все не один руководитель, а остальные исполняют его приказы, а где оказывает влияние на принимаемое решение каждый сотрудник. Управление исходит из презумпции доверия к сотрудникам как добросовестным профессионалам, отношения к ним как к личностям со своими стремлениями, позициями, потребностями, жизненными проблемами, а не как к «средствам», «винтикам», «исполнителям» воли руководителя. Задача руководителя - создание организации, характеризующейся такими отношениями как сплоченность и согласованность, совместная деятельность всего персонала; создание внутри таких организационных условий, когда сотрудник хочет и может проявить, развить и удовлетворить свои профессиональные и личностные возможности. А все это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование организационного поведения сотрудников правоохранительных органов.

Под редакцией А.М.Столяренко в 2003 г. была издана уникальная «Энциклопедия юридической психологии». Ею завершился процесс перехода от судебной психологии, узкой по объекту исследований, к современной юридической психологии, охватывающей все психологические проблемы правовой сферы государства, правовой психологии общества и деятельности правоохранительных органов. Это обозначило и вступление юридической психологии в новый этап развития – психологического обеспечения построения правового общества.

В 1995-2004 гг. им были разработаны основы новой отрасли педагогики – юридической педагогики. В 1999 г. защитил вторую докторскую диссертацию - «Методология, теория и практика юридической педагогики в МВД» и получил ученую степень доктора педагогических наук. Издал ряд книг: монографию «Методологические и теоретические проблемы юридической педагогики в МВД», курс лекций «Юридическая педагогика», учебник «Юридическая педагогика», учебник «Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел». Все публикации отличает эрудиция автора, высокий научный уровень, актуальность содержания, новизна, популярность изложения, практическая ориентированность на решение современных проблем общества и молодого поколения.

Воспитал целое поколение высококвалифицированных специалистов-психологов для органов внутренних дел России и стран СНГ. У Алексея Михайловича много учеников: он подготовил более 60 кандидатов наук по психологии и педагогике и был научным консультантом 12 докторских исследований. Им опубликовано около 600 научных работ, из которых 50 монографий, учебников и пособий для вузов страны, многие из которых изданы на различных европейских языках. Все публикации отличает большая эрудиция автора, высокий научный уровень, актуальность содержания и практическая ориентированность на решение современных проблем. Его творческая активность высока и поныне.

А.М.Столяренко награжден двумя боевыми орденами «Красная звезда» и 27 медалями. Он – почетный профессор ряда вузов, лауреат премии за лучший профессиональный учебник. Академик Академии безопасности, обороны и правопорядка.

В изданной в 2007 г. биографической энциклопедии «Выдающиеся деятели России» профессор Столяренко отмечен в числе 100 лучших ректоров и ученых.

Основные труды:

Психологические условия обеспечения высокой боевой готовности подразделения, частей, кораблей. - 1970.

Психология боевого дежурства и корабельной вахты. - 1972.

Психология бдительности и боевой готовности. - 1975.

Война. Океан. Человек (в соавт.). - 1976.

Основы военно-морской психологии (в соавт.). - 1977.

Физиология высшей нервной деятельности и учебно-воспитательный процесс в военных училищах. - 1979.

Основные проблемы психологии и педагогики высшей и средней специальной школы МВД СССР (в соавт.). - М., 1979.

Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. - М., 1981 (в соавт.).

Психолого-педагогические проблемы управления в МВД, УВД (в соавт.). - М., 1982.

Психология требовательности руководителя ОВД. - М., 1983.

Психологическая подготовка личного состава ОВД. - М., 1983.

Психология управления трудовым коллективом. - 1983.

Исправительно-трудовая психология. - М., 1985 (в соавт.).

Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. - М., 1992 (в соавт.).

Методологические и теоретические проблемы юридической педагогики в МВД. М., - 1999.

Психологические приемы в работе юриста. - М., 2000.

Юридическая педагогика (курс лекций). - М., 2000.

Психология и педагогика. - М., 2001, 2006, 2009.

Прикладная юридическая психология (в соавт.). - М., 2001.

Социальная психология. - М., 2001, 2008.

Экстремальная психопедагогика. - М., 2002.

Общая и профессиональная психология. - 2003.

Юридическая педагогика (в соавт.). - М., 2004.

Психология менеджмента. - 2005.

Общая педагогика. - М., 2006.

Энциклопедия юридической психологии (в соавт.). - М., 2007.

Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел (в соавт.). - М., 2008 г.

Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. - 2009.

Психологическая системология: методология, теория, практика (научно-методическое и учебное пособие. - 2010.

Психология менеджмента. - М., 2012 (в соавт.).

Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел (в соавт.). - М., 2012 г., 2-е изд.

  • Оглавление
  • Предисловие
  • Раздел I. Основы психологии и педагогики
    • Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании
      • 1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения
      • 1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека
      • 1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста - выпускника высшей школы
    • Глава 2. Основы научно-психологического знания
      • 2.1. Психологическая наука и ее методология
      • 2.2. Мозг и психика
      • 2.3. Мир психических явлений
    • Глава 3. Основы научно-педагогического знания
      • 3.1. Педагогика как наука
      • 3.2. Методологические основы педагогики
  • Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
    • Глава 4. Проблема личности в психологии
      • 4.1. Личность и ее психология
      • 4.2. Психология развития личности
      • 4.3. Личность и поведение
    • Глава 5. Проблема личности в педагогике
      • 5.1. Специфика педагогического подхода к личности
      • 5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации
      • 5.3. Воспитание личности
    • Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив
      • 6.1. Социальная психология среды и группы
      • 6.2. Социальная педагогика среды и коллектива
      • 6.3. Психологический и педагогический потенциалы
    • Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека
      • 7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе
      • 7.2. Психология и педагогика развития современного общества
      • 7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе
  • Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
    • Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования
      • 8.1. Психологические и педагогические основы образования
      • 8.2. Психология и педагогика профессионализма
      • 8.3. Формирование личности в образовательном процессе
      • 8.4. Учение и профессиональное становление студента
      • 8.5. Педагогическая культура преподавателя
    • Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения
      • 9.1. Педагогические основы обучения
      • 9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения
      • 9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений
      • 9.4. Социальные виды профессионального обучения работающих
    • Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда
      • 10.1. Человек в организации
      • 10.2. Психология и педагогика управления организацией
      • 10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях
    • Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности
      • 11.1. Основы психологической и педагогической техники
      • 11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий
      • 11.3. Техника выполнения основных педагогических действий

участника энциклопедии "Известные Ученые"

СТОЛЯРЕНКО Алексей Михайлович доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы России.

Родился 1 апреля 1924 г. в Баку, в семье учителя. Участник Великой Отечественной войны. В декабре 1941 г. добровольцем ушел на фронт. В 1942 г. в составе морской пехоты участвовал в боях на Северном Кавказе, а в 1943 матросом в боевых действиях кораблей эскадры Черноморского флота, высадках морских десантов на Таманском побережье и Крыму. Окончил затем высшее военно-морское училище, прослужил на флоте 35 лет, закончив командиром соединения кораблей, капитаном I ранга.

Научно-педагогическую деятельность начал в 1958 г., став соискателем кафедры психологии ЛГУ. В 1965 г. - кандидат педагогических наук (по психологии), с 1974 доктор психологических наук (диплом ПС №00001), с 1999 г. доктор педагогических наук. С 1965 г. работал на кафедре психологии и педагогики в Военной академии, с 1977 г. - в Академии управления МВД начальником кафедры психологии и педагогики управления. В настоящее время – профессор на этой же кафедре и по совместительству – заместитель (по науке) заведующего кафедры ЮНЕСКО психологии и педагогики высшего образования в Академии права и управления (г. Москва). С 1979 по 1995 г. возглавлял первый в стране диссертационный совет по юридической психологии.

В 1960-1970-е годы разработал основы современной военно-морской психологии, морально-психологической подготовки военных моряков, психологии боевой готовности, несения боевой службы кораблей и психологического обеспечения боевых действий их личного состава при внезапном начале войны. Все это нашло отражение в ряде книг и брошюр.

В 1977-1995 гг. был организатором исследований и развития психологии в системе МВД, ее преподавания, масштабного применения психологических знаний и рекомендаций в правоохранительной практике. Разработаны: социально-психологическая (организационно-деятельностная) концепция управления и курс; теория и практика психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава и ее тактики; психология деятельности в экстремальных условиях; специфика профессионально-психологического отбора и профессионально-психологической подготовки сотрудников, подготовки практических психологов для органов внутренних дел и др.

1995-2010 гг. стали годами наиболее плодотворной научной деятельности А.М. Столяренко. В 2000 г. издано научно-практическое пособие «Психологические приемы в работе юриста». Под его редакцией в 2001 г. вышла капитальная «Прикладная юридическая психология», а в 2003 году - уникальная «Энциклопедия юридической психологии». В них подведен итог 100-летнему развитию психологии в сфере права, занимавшейся узко расследованием преступлений. Методологически и науковедчески разработана парадигма современной юридической психологии, охватывающей все психологические проблемы правовой сферы государства и определено вступление ее в новый этап развития – психологического обеспечения построения правового государства и общества в России. Подготовлено и впервые издано учебное пособие «Экстремальная психопедагогика» (2002). В нем данные исследований психологии людей в экстремальных условиях стали основанием для раскрытия педагогическая системы их экстремальной подготовки и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Впервые детально описаны психология и способы руководства действиями людей в экстремальных условиях

В 1995-2004 гг. А.М. Столяренко заложил начала новой отрасли научного знания – юридической педагогики, охватывающей проблемы от правового воспитания, обучения и развития отдельных людей до масштабных педагогических проблем создания правого государства и общества. В 1999 г. защитил вторую докторскую диссертацию - «Методология, теория и практика юридической педагогики в МВД». Опубликован ряд книг: Методологические и теоретические проблемы юридической педагогики в МВД (1999), Юридическая педагогика: курс лекций (2000), Юридическая педагогика: учебник (в соавт., 2004), новаторская Общая педагогика: учебное пособие (2006), Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник (в соавт., 2008).

В эти же годы подготовлены и изданы для системы высшего образования страны: Психология и педагогика (учебник, три издания – 2001, 2006, 2010), Социальная психология (учебник, автор и руководитель авторского коллектива, два издания – 2005, 2009), Общая и профессиональная психология (уч. пос., 2005), Психология менеджмента (в соавт., 2005), Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов (учебник, 2009), Психологическая системология: методология, теория, практика (научно-методическое и учебное пособие. 2010).

Все публикации отличает актуальность, большая научная новизна, высокий научный уровень, четкость и ясность изложения, выраженная практическая ориентированность на решение современных проблем общества и молодого поколения.

В течение 50-летней научно-педагогической деятельности подготовил более 60 кандидатов наук, осуществил научное консультирование 12 докторских исследований. Опубликовано 560 работ, из которых 50 учебники, пособия, монографии.

Труд А.М. Столяренко отмечен двумя боевыми орденами «Красная звезда» и 27 медалями. Почетный профессор ряда вузов. Лауреат премии за лучший профессиональный учебник. Академик Академии безопасности, обороны и правопорядка. В изданной 2007 г. биографической энциклопедии «Выдающиеся деятели России» его научная биография представлена в числе ста лучших ректоров и ученых (том I).

Столяренко Алексей Михайлович имеет награды:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх