Буддистский центр японии. Центр буддизма в Японии — путешествие в особенный город

Вдохновленная даосизмом китайская школа Чань (по-японски дзэн) завоевала популярность в Японии в эпоху Камакура (1185-1333). Существуют две главные секты дзэн: Риндзай и Сото. Все они уделяют особое внимание дзадзэн (сидячей медитации) и самосовершенствованию. Разработанные в феодальную эпоху в великих храмах Киото строгие критерии мышления и возвышенная эстетика дзэн оказали глубокое воздействие на все стороны японской культуры.

Риндзай, основанная Эйсаем (1141-1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200-1253).Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».
Особенно широкое распространение дзэн получил в 14-15 вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств. Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.
В дзэн-буддизме с его двумя важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь исключительно путем медитации, особенно с помощью практики дзадзэн - сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или вообще никакой (риндзай). Большое значение имеет передача учения напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние на эстетико-культурное развитие Японии.

КЭГОН
— школа раннего периода японского БУДДИЗМА и одна из 6 «нарских школ». Школа Кэгон основана китайским монахом Даосюанем (702-760) и корейским монахом, известным в Японии как Синдзё (?- 742). Современная школа Кэгон с главным храмом ТОДАЙДЗИ в Нара— малочисленная секта, в подчинении у которой еще около 60 храмов.

РИЦУ — одна из школ нарского БУДДИЗМА, в которой большое значение имеет изучение и описание заповедей (яп. «рицу»). Китайский монах ГАНДЗИН, прибывший в Японию в 754 г., установил в храме ТОДАЙДЗИ специальную платформу (кайдан), на которой проводилась церемония принятия монашеских заповедей. В 759 г, Гандзин основал храм ТОСЁДАЙДЗИ. Два других кайдана были установлены в пров. Симоцу-кэ (совр. преф. Тотиги) в храме Якусидзи и в Цукуси (север Кюсю) в храме Кандзэондзи. Каждый монах или монахиня должны были в обязательном порядке принимать заповеди в одном из этих храмов. Школа Рицу стала ослабевать в эпоху ХЭЙАН (794-1185), однако в дальнейшем монахи Сюндзё (1166-1227), Какудзё (1194-1249), Эйдзон (1201-1290) и Нинсё (1217-1303) обновили школу и даже способствовали росту её влияния. Сейчас школа Рицу имеет главный храм Тосёдайдзи и еще ряд дочерних храмов.
ХОССО — одна из 6 школ нарского буддизма. Догматика школы основывается на доктринах индийской школы Виджнанавада (яп. «Юи-сикисю» — «Школа только сознания»). Школа Хоссо была создана китайскими монахами Досё и Гэмбо в период с 653 г. по 735 г. Центрами школы были 3 монастыря: КОФУКУДЗИ, ХОРЮДЗИ и ЯКУСИДЗИ, которые с XII в. по XVI в. являлись главными буддийскими институтами в средневековой Японии. Монастырь Хорюдзи в 1950 г. отделился от школы Хоссо, и сейчас, кроме 2 главных монастырей, школе подчинены еще 55 храмов.

ТЭНДАЙ — крупная буддийская школа, основанная в 806 г. монахом Сайте (767-822).
В Японии школы Тэндай и Сингон были доминирующими школами эпохи ХЭЙАН (794-1185).Важнейший вклад школы в японскую идеологию после IX в. — развитие учения о Чистой земле Будды Амиды и разработка собственной философии хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы Тэндай. Сейчас школе Тэндай подчинено около 4300 храмов, в которых обучается примерно 20 000 монахов, число адептов школы составляет почти 3 млн.

СИНГОН
— крупная буддийская школа, основанная в начале IX в. Основные доктрины и практика школы установлены Кукаем, который синтезировал индо-китайский эзотерический буддизм на основе догматики школ Мадхьямака, Йогачара и Хуаянь (яп. Кэгон). Сингон имеет много общего с индуизмом и тибетским буддизмом.В Сингон существует 2 крупных направления: ортодоксальное направление — Коги Син-гон-сю (школа Истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (школа Истинного слова нового смысла). Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями — Тодзи, Дайго, Дайкакудзи, Омуро (Ниннад-зи), Сэннюдзи, Ямасина и Дзэнцудзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 000 храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 млн. (гора Коя, префектура Вакаяма).

НИТИРЭН (секта Солнечного Лотоса) — одна из буддийских сект, возникших в эпоху Камакура (1185-1333), основана в 1253 г. монахом школы Тэндай НИТИРЭНОМ. В рамках БУДДИЗМА существует много сект и направлений, которые по-разному интерпретируют доктрины школы, восходящей к Нитирэну. Однако самое главное для всех направлений — утверждение высшей значимости и превосходства «Сутры Лотоса» над другими текстами, проповедованными Буддой.
В новое время религиозные группы на основе учения Нитирэна обрели многочисленных адептов в среде населения, не связанного с традиционными сектами, и получили название «нитирэн сюги» (нитирэнизм).
Возникли немонашеские религиозные организации, в которых главными чертами стали духовное исцеление и обещание прижизненных благ, а также некоторые шаманские практики (во многих случаях поклонение обожествленному основателю), сильное групповое сознание и в более или менее агрессивной форме вербовка новых членов.
Среди подобных групп до наших дней дошли Рэйюкай, основанная в 1925 г., Риссё Косэйкай, основанная в 1938 г., а также СОКА ГАККАЙ, основанная в 1930 г.
Бурная история нитирэнизма разбила его на полностью независимые течения и группировки, но в то же время обогатила широким диапазоном доктринальных учений, которые нашли отклик в умах различных слоев японского общества. Это вывело нитирэнизм из общего ряда традиционных религиозных направлений и сект, обеспечив уникальность его положения в японском буддизме.

Шесть ранних школ японского буддизма периода Нара (VIII век)

Получив начальное развитие, ранний японский буддизм оформился в шесть школ периода Нара:

  • · Первой буддийской школой, проникшей в Японию, была Санрон-сю мадхьямики 625. В основе её учения лежали три трактата, в которых излагалась философия мадхьямики:
    • 1. Мадхьямика-шастра (яп. тю-рон),
    • 2. Двадаша-мукха-шастра (яп. Дзюнимон-рон),
    • 3. Шата-шастра (яп. Хякурон).

Центральной философской категорией Санрон была «пустота» (Шунья) как изначальная основа мира, а практическим идеалом для адепта объявлялся «срединный путь» (тюдо), то есть неприятие крайностей. Школа не сохранилась, но её учение было впитано другими школами.

  • · Школа Хоссо-сю была йогачары основана в 657 монахом Досё .Следуя традиции йогачаров, она считала феноменальный мир нереальным, лишь порождением индивидульным сознания. К абсолюту приравнивался наивысший уровень сознания -- алая-виджняна, то есть «сознание-хранилище», в котором пребывают «семена» всех представлений и идей. Школа сейчас представлена небольшим числом храмов в Наре, Икаруга и Киото.
  • · Школа Куся абхидхармы, считающаяся ответвлением сарвастивады, была привнесена в Японию в 660 из Китая монахом Досё; основное внимание она уделяла изучению философского трактата Васубандху «Абхидхармакоша» (Куся-рон яп.), общебуддийского значения. Сейчас школа представлена через единственный храм Кофуку-дзи школы Хоссо-сю в Наре.
  • · Школа Дзёдзицу,считающаяся ответвлением саутрантики -- была принесена в Японию в 673 и воспринималась как ответвление Санрон. В основе её учения лежало сочинение Харивармана Сатьясиддхи-шастра (Дзёдзицу-рон). Школа не сохранилась.
  • · Школа Риссю винаи была основана китайским монахом Цзяньчжэнем, прибывшим в Японию в 674. Основное внимание в ней уделялось не философским теориям, а строгости практического соблюдения заповедей монашеского кодекса винаи. Школа представлена одним храмом в Наре.
  • · Учение Кэгон-сю, соответстующее китайской школе хуаянь, было принесено в 736 корейским учёным Синсё. Основным текстом для этой школы считалась Аватамсака-сутра (Кэгонгё), где мир предстаёт в качестве совершенного единого и нерасторжимого целого, а различные признаки взаимопроникают друг в друга, и таким образом абсолютный и феноменальный уровни не противостоят, а являют собой единый, неразделимый «мир дхарм». Школа представлена одним храмом в Наре.

Эти шесть школ зародились или получили наивысшее распространение в периода Нара (710--794), они всерьёз занимались философскими проблемами, отчего их влияние на умы простых людей было незначительным. В этот период школы активно поддерживались правительством, а духовенство также активно вмешивалось в политику. Толерантное отношение буддизма к другим учениями позволяло ему мирно сосуществовать с национальной религией японцев -- синтоизмом. При этом влияние буддийского духовенства на придворные круги возросло настолько, что даже побудило императора перенести столицу из Нара в Хэйанкё (совр. Киото).

Учение Будды проникло в Японию в 6 в. и оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу 6в. эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился по Японии в форме Махаяны и немало сделал для становления и упрочения там развитой культуры и государственности. Принеся с собой не только индийскую философскую мысль и буддийскую метафизику, но также традиции китайской цивилизации, учение Будды способствовало оформлению в Японии административно-бюрократической иерархии и некоторых принципиальных основ системы этики и права. Заслуживает внимания, что в этой сфере не было сделано акцента, как это было в Китае, на безусловный авторитет мудрости древних и на ничтожность отдельной личности перед мнением и традицией коллектива в целом. Напротив, уже в “законе 17 статей” содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует действовать, сообразуясь с волей большинства. В этой статье как бы в зародыше видны важные отличия, предопределившие - вместе с рядом других факторов - иную внутреннюю структуру и иные политические судьбы Японии по сравнению с Китаем, чьей цивилизации она многим обязана.

Иными словами, в рамках древнеяпонской цивилизации буддийские нормы, даже подвергшиеся китаизации и конфуцианизации, оказались более крепкими, и именно они сыграли существенную роль в сложении основ японской культуры. Уже с 8 в. влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны, чему способствовал институт инке, согласно которому император еще при жизни обязан был отречься в пользу наследника и, став монахом, управлять страной в качестве регента.

В Японии быстро росло количество буддийских храмов: в 623 г. их стало 46. В конце 7 в. был издан специальный указ об установлении алтарей и изображений будд во всех официальных учреждениях. В середине 8 в. было принято решение о строительстве гигантского храма Тодайдзи в столице Нара, причем центральное место в храме заняла 16-метровая фигура будды Вайрочана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Буддийские храмы стали исчисляться тысячами. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма. В том числе и не уцелевшие либо пришедшие в упадок на материке.

Секта Кэгон, оформившая и набравшая силу в 8 в., превратила принадлежавший ей столичный храм Тодайдзи в центр, претендовавший на объединение всех религиозных направлений, в том числе и на сближение, синтез буддизма с синтоизмом. Опираясь на принцип хондзи суйдзяку, сущность которого сводилась к тому, что синтоистские божества - это все те же будды в их очередных перерождениях, школы-секты японского буддизма (Сингон, Тендай и др.) заложили основу так называемого “ребу синто” (“двойной путь духов”), в рамках которого буддизм и синтоизм, некогда враждовавшие, должны были слиться в единое целое. Это движение имело определенный успех. Японские императоры официально обращались к синтоистским божествам и храмам с просьбой оказать помощь в сооружении Тодайдзи и возведении статуи Вайрочана. Они заявляли также, что считают своим долгом поддерживать и буддизм, и синтоизм. Некоторые почитаемые ками (примерно так же, как и даосские божества в Китае) удостаивались статуса бодисатвы. Буддийские монахи нередко принимали участие в синтоистских празднествах и т.п.

Особый вклад в сближение буддизма и синтоизма внесла секта Сингон, распространившаяся в сравнительно позднее время из Индии и почти неизвестная в Китае. Основатель секты Кукай сделал основной акцент на культ будды Вайрочана, воспринимающегося в рамках этого учения как символ космической Вселенной. Через причастность к космосу и космической графической системе Вселенной (мандала) с изображением различных будд и бодисатв человек приобщался к буддийской символике и обретал надежду на просветление и спасение. Обилие будд и бодисатв и магическая связь с ними, многие мистические ритуалы секты Сингон позволили сблизить буддизм и синтоизм, отождествить синтоистские божества, олицетворяющие силы природы, с космическими силами и буддами буддизма.

Внеся важнейший вклад в ребу синто, секта Сингон объявила главных японских ками аватарами Аватара (др-инд. нисхождение) - воплощение божества в смертное существо ради решения определенной задачи. различных будд и бодисатв, в том числе Аматэрасу - аватарой будды Вайрочана. Синтоистские божества гор тоже стали рассматриваться как воплощения будд, и именно это учитывалось при строительстве там крупных буддийских монастырей. Даже во многих синтоистских храмах заправляли буддийские монахи. Только два важнейших, в Исэ и Идзумо, сохраняли свою независимость. С течением времени эту независимость стали активно поддерживать и японские императоры, видевшие в синтоизме опору своего влияния. Но это было уже связанно с общим ослаблением роли императоров в политической жизни страны.

Здравствуйте, любознательные читатели! Сегодня вы узнаете о древнейшем японском городе – Наре, главном населённом пункте одноимённой префектуры в современной Японии. Он находится на острове Хонсю.

Историческая справка

Город Нара являлся столицей Ниппона в VIII веке, с 710 по 784 год. С тех пор этот промежуток в истории упоминается как «период Нара».

Тогда он имел название Хэйдзё-кё, что значит «крепость мира». В древней Японии была традиция после кончины императора переносить столицу в «чистое» место. В Нару её перенесли в соответствии с предсказаниями прорицателей.

В те времена в Японии буддизм получил статус государственной религии. Китай оказал большое влияние на его распространение. Культура, письменность, основы градостроения тоже заимствовались японцами из Поднебесной.

Каким же образом Нара утвердилась как центр буддизма в Японии? Её построили по подобию китайской столицы того времени – Сиань. От дворца императора тянулась широкая улица. Она делила город на две части.

Остальные улицы располагались под прямым углом друг к другу. Такая планировка была удобна на случай уличных боёв, которые могли возникнуть в ходе феодальных междоусобиц.

Строения были в основном одно- или двухэтажные, это располагало к медитации. Способствовала духовному росту людей и красивейшая природа: город окружали холмы, поросшие лесом, гора Вакакуса и озеро Бива.

В этот период Япония переживала не лучшие времена. Кратко отметим, что разразилась масштабная эпидемия оспы, произошло несколько стихийных бедствий.

Для защиты страны и укрепления своей власти императором Сёму было принято решение возвести беспрецендентно большую статую Будды, которая покровительствовала бы Ниппону и упрочила положение властителя, как посланника высших сил.

Во сне ему явилась Аматэрасу – богиня солнца и покровительница Японии, от которой, по преданию, и пошёл императорский род на земле, и сообщила, что она является аватаром Будды Вайрочана (он же Лочана, Русяна и Дайнити нёрай).


Строительство главного храмового комплекса

Статую начали возводить в 744 году по указу императора. Затраты на её сооружение были столь велики, что опустошили императорскую казну.

Владыка обратился к населению с призывом содействовать строительству статуи Будды Вайрочана. Даже если жертвующий мог отдать только самую малость, это принималось с радостью.


Большой Будда – это огромная бронзовая статуя высотой чуть больше 16 метров. Его статуя не является ценной с художественной точки зрения, но знаменита своими размерами и количеством материала, ушедшего на её изготовление.

До плеч он собран из сорока деталей. Голова и шея отлиты в одной форме высотой в 4 метра. Шиньон на голове состоит из 966 завитков. Будда восседает на троне из лепестков лотоса.

Чтобы представить себе масштабы статуи, интересно узнать такой факт. В одной из колонн храма над полом сделано отверстие, соответствующее по размерам ноздре Будды. Считается, что если пролезешь сквозь него, то обретёшь удачу и просветление.

Статуя была помещена в деревянный Дайбуцудэн – зал большого Будды, который являлся главным зданием Тодай-дзи, самого знаменитого буддийского храмового комплекса Нары. Название храма значит «Великий восточный храм».

Войти в Тодай-дзи можно было через Нандаймон, как называются огромные деревянные двухъярусные ворота. В их углублениях с обеих сторон стояли характерные статуи устрашающих охранников.


Постройки Тодай-дзи были распланированы симметрично, по подобию китайских монастырей. Одной из них была Сесоин, вначале в ней хранили зерно, а затем она стала хранилищем императорских сокровищ. В комплекс входят залы Нигацу-до и Сангацу-до.

В настоящее время в зале со статуей находится монах, который пишет пожелания в специальные маленькие книжки туристам, если они попросят. Также там можно купить плитку из керамики, написать своё имя и пожертвовать храму.

В павильоне находится макет храма первоначальной постройки. Он был на треть больше нынешнего. В то время с ним соседствовали две 7-этажные пагоды, которые впоследствии были разрушены.

Зал большого Будды является самой большой деревянной постройкой в мире. На выходе из него стоит живописная статуя бодхисаттвы Дзизо (Кшитигарбха). Японцы верят, что если прикоснуться к какой-либо части его тела, то сам избавишься от боли в этом месте.

Как только Будде «открыли глаза» — совершили кайгэн в 752 году или, другими словами, освятили — к нему стали стекаться паломники отовсюду. В этой церемонии принимал участие сам бывший император со своей семьёй, около 10 тысяч японских монахов, несколько китайских и один из Индии.

Индийского монаха Бодхисэна пригласили, чтобы выразить уважение к земле, на которой появился . Ему-то и поручили «открыть глаза».

Кистью с 12 шнурами он нарисовал зрачки, и Будда «прозрел». При этом присутствующие на празднестве тоже держались за шнуры.

Статую объявили объектом национального почитания. Её копии были установлены по всей стране в провинциальных храмах.

Современные реалии Нары

Нару можно назвать музеем под открытым небом. Большинство её достопримечательностей расположено в парке Нара, который является центральным.


Особенностями карты города является то, что буквально на каждом шагу буддийские храмы чередуются с синтоистскими, которые называются кумирнями.

История гласит, что в древности кумирней Касуга-хайся в город были приглашены четыре бога, чтобы они охраняли новоявленную столицу. Такэмикадзуки, бога грома и мечей, привёз сюда олень. Олени символизируют в синто посланников богов.

С тех пор животные, считающиеся потомством знаменитого оленя, – это визитная карточка города. Они свободно бродят в Нара парке.

В окрестностях парка на каждом углу продаётся для них специальный корм – крекеры. Некоторые олени научились кланяться, чтобы их покормили.

Каждый вечер по сигналу трубы животные собираются в загон. Осенью оленям подпиливают рога, чтобы обезопасить общение туристов с ними.


В 2010 году город отмечал свой юбилей – 1300-летие. К этому событию придумали талисман — это мальчик с рогами оленя по имени Сенто-Кун. Японцы называют Нару «город оленей».

Более всего известны семь храмов города Нары — Нанто Сити Дайдзи. Они представляют разные буддийские школы. Это:

  • Тодай-дзи
  • Кофуку-дзи
  • Якуси-дзи
  • Тосёдай-дзи
  • Ганго-дзи
  • Сайдай-дзи
  • Акисино-дэра

Исторические храмы Нары, отмеченные красным цветом, относятся к Всемирному наследию Юнеско. Также под охраной этой организации находятся дворец Хейдзё и вышеупомянутая кумирня Касуга-хайся.


Касуга-хайся является храмом императорского рода Фудзивара. Она была построена в то же время, что и столица, и посвящена охраняющему её божеству.

В оформлении кумирни использовано большое количество фонарей, как каменных — вдоль дорожек к храму, так и бронзовых — висячих. Эти фонари появились благодаря пожертвованиям прихожан.

Они зажигаются только дважды в год. В середине августа, во время праздника Тюгэн-манторо-мацури зажигается около трёх тысяч фонарей. Церемония сопровождается музыкой и танцами. Второй Праздник Фонарей проводится в феврале.

Кумирню регулярно посещают император и правительство Японии. Здесь организовываются праздники, на которых можно послушать древнеяпонскую церемониальную музыку и увидеть национальные японские танцы. Эти представления способствуют укреплению национального самосознания японцев.


Недалеко от главного здания кумирни раскинулся ботанический сад. В нём насчитывается порядка 250 видов растений, описанных в Манъесю, старейшем японском стихотворном сборнике, в котором собраны стихи IV-VIII веков.

Заключение

Большое количество исторических и архитектурных памятников привлекают в город туристов и паломников со всего света. А его сады и парки, обустроенные под влиянием , позволяют познакомиться с разнообразными традициями японского садового искусства.

На этом мы сегодня прощаемся с вами. Если материал вам понравился, порекомендуйте его к прочтению в социальных сетях.

До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх