Компьютерные игры для незрячих и слабовидящих. Подвижные игры для слабовидящих детей Игры для слепых взрослых

Уже давно доказано, что настольные игры повышают интеллектуальные и межличностные способности детей, подростков и взрослых. Но не имея возможности увидеть фигуры, фишки или карточки, люди с различной степенью нарушения зрения или полностью ослепшие , не могут в полной мере насладиться участием в самых популярных настольных играх мира.

Адаптированные настольные игры для инвалидов по зрению вы можете приобрести в нашем интернет-магазине. Вся продукция сертифицирована и отличается высоким качеством. Это самые известные игры, модифицированные для пользования лицами, имеющими проблемы со зрением, в том числе и слепыми.

Самые популярные адаптированные настольные игры для слепых и слабовидящих:

Монополия

Шахматы

Игры в карты

Игры изготавливаются, принимая во внимание особенности их использования людьми с нарушением зрения. Например, на одних играх применяется шрифт Брайля, другие произведены, ориентируясь на особенности тактильного восприятия слабовидящими и слепыми.

Адаптированные игры для инвалидов по зрению разнообразят жизнь инвалида, оказывая при этом реабилитирующее действие.

Игры ─ основная деятельность детей дошкольного возраста. Они являются важным средством воспитания.

Игра увлекает ребенка, доставляет ему много радости. В играх развивается речь, воображение, память, внимание и интересы детей: расширяются и закрепляются их представления об окружающем. В играх дети непринужденно упражняются в разнообразных движениях, а это очень важно для слепых детей; игры содействуют воспитанию характера ребенка и его чувств.

Учитывая, какое большое значение имеют игры для детей, и в частности для слепых детей, родители с раннего детства дают слепому ребенку игрушки, сначала звучащие, в виде погремушки, резиновых птичек и т. п., а детям 3 лет дают нанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать игрушки. Все эти действия с игрушками и материалами увлекают детей. Для слепых и имеющих остаточное зрение детей 3-4-летнего возраста надо иметь много разнообразных игрушек: куклы разных размеров, набор мебели, животные, птицы, автомобили, грибки, рыбки, флажки. Обязательно нужно иметь набор игрового строительного материала: квадраты, прямоугольники, кубы, бруски. Из строительного материала дети очень любят сооружать разные постройки.

Летом надо давать игрушки, с которыми слепые дети могут двигаться (возить автомобиль за веревочку, привязанную к нему, тележку, катать в коляске кукол). Для игр с песком даются совки, лопатки, песочницы. Песок должен быть чистым и влажным. В теплые дни дети могут играть с водой. Для этого нужны мелкие игрушки: целлулоидные утки, куклы-голыши, лодочки, ванночки, посуда. Вода должна быть комнатной температуры.

Давая слепому ребенку игрушку, следует объяснить ему, какая это игрушка; нужно, чтобы ребенок эту игрушку хорошо ощупал руками. При ощупывании ребенок называет и показывает все части игрушки. Те игрушки, которые можно сравнить с предметами натуральной величины, обязательно сравнить; например, игрушечную чайную чашечку сравнивают с натуральной чайной чашкой, игрушечный стул ─ с величиной натурального стула и т. д. При ощупывании игрушек и предметов ребенок рассказывает, какие части имеет данный предмет; нужно стараться, чтобы ребенок ощупал так все игрушки и окружающие его предметы.

Игрушки даются ребенку по одной: когда с одной ребенок хорошо познакомится, следует дать ему другую. При знакомстве слепого ребенка с игрушками и со всеми окружающими его предметами надо всегда помнить, что зрячий ребенок рассматривает предметы глазами, а слепой ─ руками.

При достаточном числе игрушек, уже хорошо знакомых слепому ребенку, необходимо проводить с ним разные игры.

С ребенком 4 лет можно проводить следующие игры:

1. Сложить из палочек и настольного строительного материала заборчики, колодцы, мостики, лесенки, домики для кукол и т. п.; выбрать из всех игрушек самую большую или самую маленькую (упражнение на сравнение величины); определить форму: шар, куб, круг.

Кубики и шарики лежат вперемежку в одном ящике, родители дают ребенку другой ящик, разделенный перегородкой на два отделения, и предлагают в одно отделение положить все кубики, в другое ─ все шарики (ящики предварительно ощупываются ребенком). Вначале родители показывают ребенку уже знакомые формы, называют их и, предлагая ему отделить шарики от кубиков, задают вопросы: «Что ты сюда положил, а что туда?» Таким образом дети учатся правильно определять формы предметов.

Затем ребенку предлагают покатать шарики и кубики по наклонной плоскости. Кубики останавливаются, шарики быстро катятся. Ребенок отмечает, что шарик катится, а кубик нет. Повторяется этот опыт несколько раз.

В ящике смешивают шарики и круги. Ребенок получает задание отделить шарики от кругов. Задание выполняется так же, как оно выполнялось с кубиками и шариками. Сам процесс классификации предметов является для малышей процессом игровым, они очень любят раскладывать, сортировать предметы.

Игра «Угадай, что у меня в руке?». На стол кладут кубик, шарик и кружок (можно положить и другие предметы). Родители предлагают ребенку ощупать руками и назвать эти предметы. Затем, взяв в руку один предмет, предлагают ребенку отгадать, какой предмет взят. Ребенок ощупывает то, что лежит на столе, и отгадывает, что находится в руке. Если ребенок угадал, он получает предмет и кладет его в стоящий рядом ящик. Если он не угадал, родители называют предмет и кладут его снова на стол. Игра кончается, когда все три предмета будут положены ребенком в ящик.

Игра «Построим лесенку». Для этой игры дается ребенку кукла и кубики. Предлагают ребенку поставить один кубик рядом с куклой, под одним кубиком поставить два кубика, под двумя кубиками поставить три кубика и т. д. (рис. 2).

В результате получилась лесенка для куклы. Можно начать построение лесенки по-другому: сначала поставить четыре кубика, затем три, потом два, один.

«Сколько игрушек ты вынул из мешочка?» В мешочек кладут какие-нибудь легкие однородные предметы (кубики, квадратики, рыбки и т. п.) и дают ребенку задание вынуть из мешочка один, два или три предмета. Приучают детей различать «много» предметов, «мало» предметов. Знакомят их с числами 1, 2, 3: подают один кубик, два или три кубика и требуют ответить на вопрос, сколько дано предметов. Четырехлетние дети усваивают счет до трех на конкретном материале.

Проводят с детьми игру с использованием прибора для нанизывания шариков (рис. 3). Этот прибор сделан из дощечки, на которой на небольшом расстоянии друг от друга укреплены колышки из дерева или толстой проволоки (3 или 4) разной высоты. На колышки нанизывают деревянные шарики (можно взять от счетов и хранить их в коробке).

Детям дают пощупать шарики руками, а затем спрашивают: «Сколько шариков в коробке?» Дети отвечают: «Шариков в коробке много». Затем эти шарики малыши нанизывают на колышки или проволоки в последовательном порядке: сначала на меньшую (один шарик), затем на большую (два шарика) и на самую большую (три шарика). Дети нанизывают шарики и снимают их с большим удовольствием.

На приборе для нанизывания шариков дети учатся сравнивать разные по количеству группы предметов: 1 и 2; 1 и 3; 2 и 3; отвечать на вопрос: «где больше шариков?»; «где меньше шариков?»; понимать вопрос: «сколько?» и отвечать на него.

Дети четырехлетнего возраста могут играть в игру «Оденем кукол» (см. «О привитии навыков самообслуживания»). Слепых детей четырехлетнего возраста обязательно надо знакомить со зрячими детьми и учить их играть с ними в «паровозик», «лошадки», двигаться по кругу с пением и т. д.

В жизни детей пятилетнего возраста игра также занимает большое место и широко используется для их всестороннего развития. С детьми пятилетнего возраста проводятся многие из тех игр, которые проводились с детьми четырехлетнего возраста, но более разнообразные по содержанию. В связи с расширением кругозора у пятилетнего ребенка возникают новые темы для игр, с которых отражается содержание того, что ему читали и рассказывали. Большое место в играх занимает конструирование из игрового строительного материала, сооружение построек и игры с ними.

У детей этого возраста должны быть разнообразные игрушки, при помощи которых они смогут в своих играх более полно отражать явления окружающей жизни: куклы разных размеров, одежда для кукол, разнообразные виды транспорта ─ легковая и грузовая машины, поезд, пароход, самолет, домашние и дикие животные, наборы мебели, посуды; разнообразный строительный материал.

Во время игры детям иногда могут потребоваться разнообразные предметы, поэтому хорошо иметь запас колесиков, лоскутиков, коробок, бечевы, катушек, дощечек, баночек ─ все это находит разнообразное применение в игре.

Летом все игры должны проходить на воздухе (на веранде, под навесом): стол для игр и скамья должны стоять в тени. Летом дети играют с песком, строительным материалом и водой (песок всегда должен быть чистым и влажным). Для игр с песком ребенку дастся песочница, лопатка, ведерко, резиновые и целлулоидные игрушки, маленький грузовик, природный материал: камешки, шишки, ветки.

Родители должны заботиться о том, чтобы в содержании творческих игр отражались положительные явления окружающей жизни, труд взрослых и детей. Слепому ребенку необходимо иногда помогать в играх, влиять не только на выбор темы, но и на развитие сюжета игры, чтобы у ребенка формировалось правильное отношение к явлениям окружающей жизни, уточнялись его представления об этих явлениях. Надо в играх воспитывать инициативу, воображение ребенка, приучать выбирать себе роли в игре и исполнять их. Родители иногда советуют ребенку подумать, во что он будет играть, ставят перед ним вопросы, способствующие развитию содержания игры. Родители содействуют развитию интереса к тем играм, в которых изображается дружная жизнь семьи, взаимопомощь в работе, забота друг о друге.

Родители не только поощряют замысел ребенка, но в затруднительных случаях помогают выполнять задуманное. Если ребенок что-либо строит, родители направляют мысль ребенка, спрашивают, что он строит, иногда подсказывают доступную по выполнению тему стройки (например, стол, диван, мост, башню, дом, грузовик, пароход); учат отбирать нужные для постройки детали, показывают, как делать постройки устойчивыми. Законченная постройка используется ребенком в игре. В процессе построек родители закрепляют у ребенка умение различать постройки: большая, маленькая, высокая, низкая; правильно называть куб, брусок, правую и левую стороны.

Руководя играми ребенка, родители заботятся о том, чтобы полученные детьми знания об окружающем мире закреплялись в игре, становились более осознанными.

В игре развивается мышление ребенка, творческое воображение, формируется правильное отношение к окружающему, навыки поведения ребенка, дружеское отношение к зрячим товарищам.

Полезно проводить с детьми следующие игры:

1. «Угадай по звуку». Ребенок должен определить, что делают взрослые (убирают со стола посуду, перелистывают книгу, забивают гвозди и т. д.).

2. «Построим лесенку». Лесенка строится из кубиков (см. рис. 2), ступеней можно построить столько, сколько нужно будет для закрепления навыков счета.

3. «Нанизывание шариков». Применяется прибор для нанизывания шариков при счете до 5 (сравнение разных величин в пределах 5, рис. 3).

4. «Сделай правильно». Для игры дается прибор с пробочками, который состоит из пяти планок с просверленными в каждой из них на одинаковом расстоянии круглыми отверстиями от 1 до 5. В отверстия вставляются деревянные пробочки со шляпками, соединенные проволокой или цепочкой. Ребенок сначала подробно знакомится с этим прибором, ощупывая его руками, а затем вынимает пробочки и опять их вставляет. Так как пособие построено на принципе самоконтроля, то ребенок обнаруживает, что он ошибся, хотя и не может сразу понять, в чем именно заключается его ошибка. Ребенок пробует вставить цепочку с пятью пробочками в планку с четырьмя отверстиями, но этого нельзя сделать, и он понимает, что одна пробочка лишняя; если же он для планки с четырьмя отверстиями выберет цепочку с тремя пробочками, то одно отверстие останется незаполненным. Это заставляет ребенка многократно повторять упражнения, пока он не сделает правильно (рис. 4).

5
. «Принеси игрушки». На столе лежат игрушки: рыбки, грибки, флажки, кубики и т. п. Ребенку дают ощупать руками, в каком порядке лежат игрушки и на какой стороне стола. Поодаль сидит мать и дает ребенку задание принести определенное число игрушек: «Принеси два грибка». Ребенок идет к игрушкам, берет два грибка, приносит и ставит на стол, за которым сидит мать. Мать снова приказывает: «Принеси четыре флажка» и т. п. Если задание выполнено правильно, мать хлопает в ладоши; если неправильно, ребенку указывается его ошибка и мать вместе с ним считает снова. Затем игру можно усложнить: если у ребенка имеются детские счеты, то, прежде чем пойти за игрушками, он показывает на счетах, сколько игрушек он принесет. Эти приемы счета очень полезны для слепых детей: играя, они двигаются, учатся считать на конкретных предметах.

6

Рис. 4

. «Кто знает, пусть дальше считает». За стол садится мать, а рядом с ней ─ ребенок, перед ними стоит ящик с кубиками. Мать берет один кубик и называет порядковое число. «Первый»,─ говорит мать и ставит кубик на стол; «второй», ─ говорит ребенок, берет кубик и ставит на стол рядом с первым; «третий»... и так до 5 или больше. После окончания игры кубики пересчитываются. Это упражнение по счету пригодится несколько раз.

7. «Скажи, которая игрушка спрятана». На стол ставятся игрушки небольших размеров: оловянные солдатики, куклы, уточки и т. п.

Ребенок расставляет игрушки в ряд, пересчитывает. Затем отходит от стола. В это время убирается одна игрушка из ряда. Ребенок должен определить, который по счету предмет спрятан ─ второй, пятый и т. д. Начиная игру с четырьмя-пятью игрушками, доводят их число до десяти.

Такие предметы, как куклы, птички и т. п., ставятся в «затылок» один за другим, и в этом случае ясно, какой предмет в ряду надо считать первым; когда же для игры берутся грибки, флажки и т. п., то необходимо твердо условиться, с какого края начинать счет (рис. 5).

8. «Считай правильно» (восприятие числа на слух). На столе разложен мелкий счетный материал (кубики или пуговицы). Ребенок ощупывает, что положено на столе и в каком порядке, затем садится за стол. Мать ударяет в бубен или просто в ладоши определенное количество раз; ребенок должен отобрать столько предметов, сколько сделано ударов, и положить их возле себя. Мать всякий раз должна проверять правильность выполненного ребенком задания.

9
. «Стук-стук». Эта игра является очень хорошим упражнением для развития у детей слуховых и осязательно-двигательных восприятий, а также установления прочных и правильных ассоциаций между числом и соответствующим ему количеством предметов (рис. 6). Оборудование для этой игры несложно: диск из толстого картона диаметром 25см с наклеенными на него «числовыми» кружочками от 1 до 6. «Числовые» кружочки вырезаются из картона такой толщины, чтобы они рельефно выделялись на диске. В центре диска прикрепляется подвижная стрелка, наподобие часовой стрелки. Эту стрелку ребенок может передвигать, ставя ее против того или иного количества рельефных кружков.

Во время игры нужно ударять палочкой по столу, ребенок сидит тихо, внимательно слушает и про себя считает удары. Палочкой ударяют один раз ─ ребенок ставит стрелку напротив одного кружка, палочкой ударяют два раза ─ стрелка передвигается по кругу и ставится напротив двух кружков, палочкой ударяют шесть раз ─ стрелка передвигается и ставится напротив шести кружков. Игра проводится при полнейшей тишине, что очень дисциплинирует детей. Палочкой можно стучать громко, тихо, совсем тихо, все время наблюдая за тем, как ребенок передвигает стрелку и правильно ли ее ставит. Если ребенок поставил стрелку неправильно, молча поправить его. После окончания игры (5-6 мин.) можно сообщить ребенку сколько раз он ошибся. Играть могут сразу несколько детей. Эта игра ─ не только упражнение для слуха, но и для двигательной системы. Кроме того, дети практически учатся считать до шести, а счет до шести является необходимым на первом этапе обучения при знакомстве с шеститочием.

Когда дети познакомятся с игрой «Стук-стук», можно познакомить их с шеститочием на прямоугольнике (рис 7). Для этого на прямоугольнике (6 см ─ длина и 4 см ширина) делают шесть круглых небольших отверстий ─ «точек».

Ребенок, запомнив порядок этих точек при последовательном накалывании, показывает рукой и говорит: первая точка, вторая точка, третья, четвертая, пятая, шестая точка.

Шеститочия и углы изучаются в последовательном порядке, начиная с правой стороны, и только при помощи осязания.

Порядок точек и названия углов указаны на рис. 7.

Нумерацию точек ребенок должен усвоить вразбивку и уметь показывать углы прямоугольника: нижний и верхний углы с правой стороны, нижний и верхний углы с левой стороны. В отверстия прямоугольника можно вставлять круглые палочки. Это тоже содействует запоминанию точек и углов. Все эти игры помогают детям, лишенным зрения, успешнее овладеть чтением и письмом.

На втором приборе (рис.8) дети тоже знакомятся с шеститочием в порядке убывающей величины прямоугольников. Этот прибор можно сделать из картона.

Хорошим игровым пособием является башенка из нанизывающихся на стержень колец убывающей величины. Для игры нужны две башенки.

Сначала ребенку дают одну башенку. Он ощупывает ее руками, снимает кольца и вновь их нанизывает. В этих игровых упражнениях слепой ребенок знакомится с игрушкой. Сначала ребенка увлекает самый процесс внимания и нанизывания колец, и он иногда не замечает различия в их размере. Постепенно родители обращают внимание ребенка на размеры, на правильное чередование колец, и интерес ребенка переключается на то, чтобы собрать игрушку в правильной последовательности. Некоторые слепые дети долгое время нуждаются в помощи при нанизывании колец. Помощь родителей может выражаться по-разному: привлечь внимание ребенка к величине колец и вместе с ним разложить кольца на столе в порядке убывающей величины ─ от самого большого к самому маленькому, а затем предложить ребенку надеть кольца; родители ставят рядом с башенкой, неправильно собранной, башенку с правильно нанизанными кольцами и предлагают ребенку провести руками сверху вниз, «погладить башенку», сначала одну правильно собранную, а потом другую. Ребенок воспринимает свойство игрушки: в одном случае пальцы плавно скользят по гладкой поверхности колец, в другом случае они западают в тех местах, где кольца нанизаны неправильно (рис. 9). Затем ребенок самостоятельно играет с кольцами.

Рис. 9

Рис. 9

После того как ребенок научится собирать башенку правильно, родители дают ему новое задание: «Покажи самое большое колечко, самое маленькое»; «Какое это колечко?» ─ дается самое крупное; «А вот это?» и т. д.

Эти вопросы направляют внимание ребенкана величину предмета и правильное его обозначение.

Нужно упражнять детей в определении формы.

Даются формы: прямоугольники и треугольники. Задача: отделить прямоугольники от треугольников (см. выше игру 3 с детьми четырехлетнего возраста).

10. «Оденем куклу» (см. выше в разделе о самообслуживании).

С детьми пятилетнего возраста необходимо проводить подвижные игры; полезно привлекать к игре зрячих детей. Приведем примеры подвижных игр:

1. «Считалка». Текст к игре: «Раз, два ─ выше голова; три, четыре ─ руки шире; пять, шесть ─ тихо сесть. Посидим и отдохнем, а потом опять начнем». Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук и производят движения согласно тексту. На «раз, два» поднимают голову; на «три, четыре» ─ разводят руки в стороны; на «пять, шесть» ─ приседают и «отдыхают»; затем подымаются и снова повторяют движения. Эта считалка может проводиться и с детьми четырехлетнего возраста.

Можно проводить и такие популярные среди зрячих детей игры:

2. «Гуси-лебеди».

3. «Каравай».

4. Игра в «паровоз».

5. Движение по кругу с пением и др. игры. Большое место в играх детей старшего дошкольного возраста (Олег) занимает конструирование из строительного материала, бумаги, проволоки, дерева, картона. Старшие дети дошкольного возраста сами разыгрывают отдельные сюжеты сказок, рассказов или привлекают для этого кукол, картонные фигурки.

Для детей шестилетнего возраста желательно иметь следующие игрушки и материалы для игр: телефон, радио, подъемный кран, экскаватор, трактор, легковую и грузовую машины, автобус, пароход, самолет, поезд, домашних и диких животных разных размеров, набор кукол маленького размера для игр с настольным строительным материалом.

Игрушки надо хранить в шкафу на полках, чтобы слепой ребенок мог сам брать их, зная, на какой полке стоит та или иная игрушка, и после игры убирать на то же место.

Помимо готовых игрушек, необходимо иметь разнообразный материал для изготовления самодельных игрушек (разные дощечки, лоскуты, бумагу, шпагат, картон, мягкую проволоку, коробки, катушки, колеса, природный материал, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголку и т.д.).

Для детей шестилетнего возраста можно приобрести разные конструкторы: деревянный, металлический, из пластмассы. Рекомендуется приобрести разборные игрушки, например складной дом, В конструкторе из пластмассы имеются маленькие кирпичики двух сортов, эти маленькие кирпичики можно соединять в большие. Из больших кирпичиков можно построить ворота, пешеходный мостик, башню, дом и другие постройки.

Родители помогают ребенку в игре: советуют подумать, во что он будет играть, что ему нужно для игры; иногда предлагают тему для постройки, связанную с содержанием прочитанного рассказа. В отдельных случаях взрослые сами играют с ребенком и таким образом влияют на направление и содержание игры. Но в руководстве игрой необходимо остерегаться навязчивости, которая подавляет инициативу и воображение ребенка.

Дети шестилетнего возраста играют во многие игры, в которые они играли в более младшем возрасте. Например:

    «Построим лесенку». Лесенка строится из кубиков в 10 ступеней (рис. 1).

    «Нанизывание шариков» (рис. 2).

    «Кто знает, пусть обратно считает». Основное назначение этой игры ─ дать понимание постепенного уменьшения количества на единицу и умение называть соответствующие числительные, что помогает ребенку в дальнейшем перейти от наглядного к отвлеченному устному счету. Для этой игры на стол кладут 10 кубиков, бочонков и т. п. Ребенок ощупывает предметы руками. Предположим, что на столе стоит 10 кубиков в ряд; убирая один кубик, мать говорит: «Девять», ребенок убирает еще один кубик и говорит: «Восемь» и т. д. «Ничего» ─ заявляет тот, кто взял последний кубик. Можно начать игру с 3-4 предметами и постепенно увеличивать число их до 10.

4. «Угадай, что у меня в руке?» (см. игру 4).

5. «Принеси игрушки» (см. игру 5).

6. «Считай правильно» (см. игру 8).

7. «Что изменилось?». эта игра проводится следующим образом. На стол кладут определенное количество предметов, ребенок ощупывает их руками, запоминает число предметов, и в каком порядке они расставлены, после этого отходит от стола. В это время производится замена предметов. По сигналу ребенок подходит к столу, ощупывает предметы и говорит, что изменилось. Иногда никаких изменений не производится. В этом случае ребенок должен сказать, что ничего не изменилось. При правильном ответе взрослый хлопает в ладоши.

Эту игру можно усложнить. Например, на столе поставить в ряд определенное число предметов, но промежутки между предметами увеличить, а число их оставить то же; убрать один предмет и т. д.

8. «Башенка из колец» (см. выше).

9. «Башня из кубов». Со сплошными кубами и кубами-вкладышами убывающей величины проводятся такие же игры и упражнения, как с башенкой из колец:

1) ребенок, поставив кубы один на другой в определенном порядке, сооружает башню или раскладывает кубы в один ряд по убывающей или возрастающей величине;

2

Рис. 10

) для игры берутся кубы двух наборов.

Ребенок подбирает парный куб вначале по имеющемуся в руках образцу, а затем по памяти (большой куб ─ 12 см, маленький ─ 3 см);

3) ребенок выполняет поручения: найди такой же куб, поменьше, побольше.

В играх и упражнениях с кубами ребенок значительно быстрее, чем в играх с башенкой обнаруживает свои ошибки; поставив большой куб на меньший, ребенок получает неустойчивую башню, она разваливается. Это заставляет ребенка быть более внимательным. То же можно проделать и с кубами-вкладышами: большой куб в меньший не входит, а если ребенок поместит меньшие и большие не по порядку, окажутся лишние кубы. Ошибку ребенок обнаруживает сам и повторяет упражнение сначала. Для первых игр можно предложить ребенку 5 кубов, а затем уже добавить остальные.

В процессе игры ребенок усваивает понятие куб, кубик (рис. 10).

10. «Матрешка». Деревянная разборная игрушка «матрешка» является сложной для слепых детей. Сложность этой игрушки заключается в следующем: надо разобрать игрушку, т. е. раскрыть постепенно все матрешки, соединить половинки и вновь собрать все матрешки в одну. Второй процесс более трудный, чем первый. Чтобы научить слепого ребенка пользоваться этой игрушкой, надо сначала взрослому самому разобрать игрушку, показать ее ребенку, вынуть все матрешки, соединить половинки и дать ребенку полный набор матрешек, не привлекая его внимания к тому, что каждая матрешка состоит из двух частей. Ребенок расставляет их по «росту». В это время уместно задать ребенку вопрос, заставляющий его применить соответствующие обозначения: «Какая это матрешка?» ─ «Большая», «высокая», «эта ниже», «самая низенькая».

Затем надо учить ребенка раскрывать одну матрешку за другой: сначала раскрыть две матрешки и дать ребенку половинки двух матрешек соединить. Так изучается игрушка до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно разбирать и собирать ее (рис. 11).

Собирая и разбирая матрешку, слепой ребенок усваивает навыки координации движений пальцев, развивается его осязание.

11. Игра «Стук-стук» (см. выше).

12. Шеститочие (см. выше рис. 7).

13. «Найди предмет». Эта игра проводится со слепыми детьми в комнате. Прячется игрушка, которую можно легко найти, если следовать в указанном направлении. Ребенок выходит из комнаты и ждет, пока его позовут; в это время мать прячет где-нибудь (под стулом, на диване, на столике) игрушку. Ребенок входит по сигналу в комнату, и ему дают задание: «Ты должен найти игрушку (куклу или какую-либо другую игрушку), которую я спрятала, а чтобы ты мог легко ее найти, слушай внимательно: «Пойдешь отсюда (указывает место) прямо, дойдешь до стены, поверни направо, дойдешь до угла, там стоит стул, найди его и начинай искать, там я спрятала игрушку». Ребенок отправляется искать, ему напоминают о направлении, особенно там, где требуется поворот. Он находит нужную игрушку или вещь.

Эта игра очень полезна для слепых детей потому, что развивает у них ориентировку. Ее хорошо проводить во дворе, на прогулке в поле, на лугу, в лесу, на полянке.

Если игра проводится на прогулках, расстояние отсчитывается шагами, например: «Иди прямо, пройдешь 10 шагов, поверни налево, пройдешь 6 шагов, поверни направо, пройдешь 5 шагов, тут растет куст, на нем и начинай искать спрятанную вещь». «Нашел? Беги обратно» и т. д.

14. «Стук-стук в барабан». На столе, придвинутом к стене, кладут барабан. Ребенок по сигналу с условленного места подходит к барабану и выстукивает определенный ритм. Первый раз ребенку объясняют, где стоит стол и лежит барабан, а в дальнейшем он самостоятельно подходит к барабану и выстукивает ритм.

15. «Накорми лошадку». У стены стоит игрушечная лошадка. Ребенок подходит к ней с ведерком, чтобы накормить ее, находит морду лошади и «кормит» из ведра.

Лошадку можно заменить крупной куклой или мишкой, придумать лакомство, которое несет для них ребенок.

Слепых детейстаршего дошкольного возраста необходимо знакомить со зрячими детьми и проводить с ними подвижные игры.

Например:

1. «Яков, где ты?» Все дети должны взяться за руки, встать в круг, выбрать двух детей. Слепой ребенок будет «жмурка». Он ловит другого ребенка, спрашивая его: «Яков, где ты?» (можно назвать и настоящее имя ребенка). «Я здесь» ─ отвечает тот и убегает. «Жмуркa» по голосу старается определить его местонахождение и поймать его. Можно выбрать двух «жмурок» (зрячему ребенку завязывают глаза). «Жмурки» часто ловят друг друга вместо того, чтобы поймать «Якова». Это оживляет игру.

2. «Гуси-лебеди».

3. «Поезд». В комнате (летом на улице) ставятся стульчики один за другим. На них усаживаются в затылок друг другу дети-пассажиры. Сидящий первым изображает паровоз и свистит. Дети едут, постукивая ногами об пол. Раздается звонок, ─ поезд останавливается на станции, пассажиры отправляются погулять в лес, нарвать цветов, собрать ягод, грибов. Раздается звонок, извещающий об отправлении поезда, дети бегут занимать свои места; поезд трогается, ─ играющие начинают опять слегка постукивать ногами. При повторении игры дети меняются местами. Звонок дает ведущий игру. Эту игру можно провести без стульчиков, тогда дети становятся в затылок друг другу, руки кладут на плечи впереди стоящего и бегут, постукивая ногами.

4. Движение по кругу с пением.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Сам-бикин, 1960).

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подража-


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха... ~~~ -«^ ■? -*

ние и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев).

Поэтому для организации игровой деятельности необхо-" димо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых - использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих - подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).



При использовании мяча в игре со слепыми детьми рекомендуется мяч подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладе-


вают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.



Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сиг-

Глава 2


нал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий - незрячий; незрячий - слабовидящий; мама - незрячий ребенок и т.д. Вместо простого можно использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по общему состоянию зрения.

В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так как во время игр незрячие ориентируются на звук, на площад-


ке необходимо соблюдать полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью 5 секунд наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

При проведении игр на местности с активным использованием слуха («Чем играем?», «Узнай по голосу» и др.) необходимо учитывать силу и направление ветра. Ветер способен отнести звуки в другую сторону, отчего игроки могут сбиться с пути.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведет постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

Общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и др. заболевания);

Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

Наличие сопутствующих заболеваний;

Состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

Способность ребенка ориентироваться в пространстве;

Наличие предыдущего сенсорного опыта;

Состояние и возможности сохранных анализаторов;

Состояние нервной системы.

Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...

При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

Подвижные игры для слепых и слабовидящих

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Общие требования к проведению игр

Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.

Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

Общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);

Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

Наличие сопутствующих заболеваний;

Состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

Способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

Наличие предыдущего сенсорного опыта;

Состояние и возможности сохранных анализаторов;

Состояние нервной системы.

Игры с бегом

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»

Методические указания.

Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий - незрячий.

Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т. П.).

Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-не более 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.

По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

Методические указания:

-«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

-«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игры на развитие сенсорных систем

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков-5-10 человек.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания:

Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков-4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

Игры-эстафеты

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков-6-15 человек.

Инвентарь: обручи по числу играющих детей.

Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой - финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.

« Ногой по мячу»

Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.

Знакомьтесь — Григорий Конзалаев.

О нем и его маме мы уже писали (статья"НАСТОЯЩАЯ МАМА«). Сегодня мы публикуем статью Григория о себе, о тех новых возможностях, которые вошли в его жизнь в процессе тренировок по методу Бронникова. Напомню: Григорий от рождения слеп, он живет и учится в Минске. Почти три года регулярно занимается по методу Бронникова. Видит мозгом.

«Когда я стал заниматься по методу В.М.Бронникова , то заметил, что, играя со своими незрячими друзьями по интернету, я стал вести себя в игре по-другому.

Поясню на примерах:

Есть такая игра-стрелялка „Quake“. Она изначально разрабатывалась для зрячих. Но компания „Agripp“, которая разрабатывает игры для незрячих людей, сделала вариант данной игры для таких, как я. В этом приспособленном варианте игры „Quake“ незрячие геймеры слышат, где находится противник, по соответствующему сигналу. Ещё там имеется функция включения графики. При включённой графике зрячие могут объяснять незрячим, как играть в эту игру, а также играть вместе с ними.

И вот я заметил следующие особенности незрячих игроков: они ограничивают себя в пространстве. То есть они могут ходить только в каком-то маленьком коридорчике, а всё остальное пространство карты не воспринимают. (В связи с этим карты сделаны плоские.)

А я стал воспринимать объёмное пространство: лабиринты, пропасти и так далее. Ещё они вообще не любят ходить по карте. Они только стоят на одном месте и ждут, пока кто-нибудь не пройдёт мимо и сам не попадёт в прицел. А я на сегодняшний день бегаю по карте, чтоб в меня никто не попал, и пытаюсь набегу прицеливаться. И к моему великому восторгу попадаю в цель.

Игра же незрячих достаточно однообразна. Они не используют всё оружие, которое есть в этой игре, а ходят только с тем, к которому привыкли. Я же использую весь арсенал оружия, всевозможные приёмы передвижения, стрельбы. Я уже перешёл на игру со зрячими, и ещё никто не сказал мне, что я лох. Связь с незрячими друзьями я естественно поддерживаю. И когда я с ними играю, используя всё многообразие, которое мне сейчас доступно в игре, то часто слышу возмущённое „Не честно!!!“

На что я бы мог ответить им: „Ребята! Работайте по методу Бронникова!“ Хотя я прекрасно понимаю, что это индивидуальное решение каждого...»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх