Особенности учета в дошкольных образовательных учреждениях. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений

В конце года в Самаре состоится семинар, на котором будут подведены итоги очередного этапа эксперимента по переходу дошкольных учреждений на нормативное финансирование. Он уже второй год проводится в трех регионах: Московская область, Самара и Великий Новгород. По словам первого замминистра образования Виктора Болотова, результаты эксперимента обнадеживают.

В дошкольном образовании перспективна многоканальная схема финансирования, когда образовательная программа финансируется за счет субъекта Федерации, содержание инфраструктуры - за счет муниципалитетов, а социальные услуги - за счет родителей, считает Виктор Болотов. По его словам, сейчас отрабатывается принципиальная схема такого финансирования. Ясно одно, семьи, считающиеся обеспеченными, будут оплачивать расходы на дошколят полностью. Платными для родителей также могут быть, например, уроки плавания, иностранного языка, музыки, занятия с психологом.

Замминистра сообщил, что во многих регионах стали появляться подпрограммы поддержки и развития дошкольного образования. Его наиболее перспективные направления это, например, введение вариантов кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях. Выводы, которые уже можно сделать, - успеваемость в начальной школе у ребят стала гораздо лучше. Подробнее об этом рассказал «УГ» секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц:

Группы кратковременного пребывания детей в Новгороде, например, четырехчасовые. Здесь за это время подготавливают малышей к школе: с ними успевают пройти всю необходимую образовательную программу в режиме игр. Причем родители ничего не платят. Но для дошколят в таких группах не предусмотрены еда, прогулки и обычные игры.

Также в Новгороде меняют подходы к оплате родителями расходов на содержание ребенка в детском саду. Сегодня они составляют от 12 до 100 рублей и получается, что компенсируется только 20% затрат детсадов независимо от доходов семьи.

В целом же система финансирования детсадов сложнее, чем школ, из-за очень большого объема социальных услуг, а также из-за обязательной родительской оплаты. Кстати, по этому вопросу с прокуратурой начались «выяснения отношений». Там считают, что взимать деньги с родителей незаконно. Ясность в этот вопрос внесут новые стандарты дошкольного образования. В них будет определен минимум, сверх которого за все придется платить. Будут определены нормы питания, количество детей в группе, а также - сколько сад должен работать: 8 часов, 10 или 12, и какова стоимость всего этого.

В основу предлагаемой модернизации системы финансирования ДОУ положены следующие цели:

* реализация конституционных прав граждан в обеспечении их услугами в области дошкольного образования;

* повышение доступности дошкольного образования для различных групп населения;

* создание организационно-экономических условий для развития дошкольного образования как начальной ступени системы образования.

Для достижения указанных целей реализуются следующие задачи:

* предоставление гражданам возможности бесплатного получения услуг в объеме государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

* внедрение долевого нормативного финансирования в системе дошкольного образования с целью:

1. использования совместных возможностей государства, муниципалитета, ведомств и родителей в вопросах организации дошкольного образования;

2. повышения эффективности использования бюджетных средств;

3. устранения субъективизма при формировании объемов бюджетного финансирования в системе дошкольного образования.

Определены принципы долевого (субсидиарного) нормативного финансирования учреждений дошкольного образования:

* образовательные услуги в объеме государственного стандарта вне зависимости от формы собственности дошкольных учреждений финансируются за счет средств государства,

* социальные услуги оплачиваются родителями и дотируются за счет средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния родителей,

* расходы по развитию и содержанию материальной базы несет собственник,

* использование механизмов соучредительства, целевого и субсидиарного финансирования с целью обеспечения государственного стандарта дошкольного образования за счет средств государственного и муниципального бюджетов.

Проведение указанного эксперимента потребовало:

* создания необходимой нормативно-правовой и методической базы;

* подготовки администраторов в системе дошкольного образования по широкому кругу управленческих и экономических проблем, входящих в содержание эксперимента;

* решения технических вопросов, в частности отладки баз данных, связанных с отсутствием необходимой статистической информации;

* информирования населения о содержании проводимых экспериментов.

При организации экспериментов требовалось учесть индивидуальные особенности систем образования субъектов Российской Федерации, которые будут участвовать в эксперименте, что потребовало разработки практически индивидуальных программ их проведения для каждого региона, в том числе определения масштаба эксперимента в каждом из регионов.

Для повышения эффективности и снижения социальных рисков (негативных социальных последствий) эксперимент по апробации и внедрению схем долевого финансирования ДОУ разбит на три этапа:

1. Этап подготовки необходимой нормативной и технологической базы проведения эксперимента и отработка ее в режиме

имитационного моделирования и деловой обучающей игры (ограниченный эксперимент) - 2002 год.

2. Этап проведения эксперимента в режиме реального финансирования (2003 год).

3. Широкомасштабное (в пределах экспериментальных субъектов Федерации) внедрение нормативного долевого финансирования ДОУ.

В эксперименте участвуют Самарская, Московская и Новгородская области.

В результате первого этапа эксперимента были реализованы следующие задачи:

1. Установлены параметры образовательных и минимально необходимых социальных услуг, предоставляемых ДОУ гражданам на бесплатной, безвозмездной основе.

2. Сформированы финансовые потоки (по источникам): государственные, муниципальные, родительская плата.

3. На основе этого разработаны:

Методика расчета нормативов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставляемых ДОУ,

Методика расчета объема финансирования социальных услуг, оказываемых ДОУ.

4. Разработан порядок осуществления бюджетного долевого нормативного финансирования услуг, оказываемых ДОУ, из бюджетов разных уровней.

5. Разработан порядок расчета и взимания родительской платы за предоставляемые услуги на дифференцированной заявительной основе.

6. Разработаны и приняты на уровне субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по переходу на долевое финансирование ДОУ, нормативно-правовые документы, включающие:

* Нормативные акты (постановление, приказ, распоряжение) администрации субъекта Российской Федерации, утверждающие решение об участии в федеральном эксперименте, состав координационных советов (рабочих групп) по организации подготовки и проведения эксперимента и положение о советах.

* Региональные программы организации и проведения эксперимента.

* Приказы и распоряжения государственных органов управления образованием и управления финансов администраций субъектов Федерации по организации долевого нормативного финансирования ДОУ - участников эксперимента.

7. Проведено обучение специалистов, администрации ДОУ - участников эксперимента.

8. Проведены социологические исследования социальных последствий (рисков) проведения эксперимента по переходу на долевое финансирование ДОУ в каждом из субъектов Российской Федерации, участвующем в эксперименте.

9. Создана статистическая база расчета показателей финансирования, по ДОУ - участникам эксперимента.

10. Разработана концепция мониторинга хода эксперимента, система индикаторов (критериев оценки) хода эксперимента.

Таким образом, по итогам I этапа (2002 год) эксперимента созданы:

* Методическая база проведения эксперимента;

* Нормативно-правовая база проведения эксперимента;

* Инфраструктура в «пилотных» субъектах Российской Федерации, необходимая для проведения эксперимента, включая кадровую составляющую.

В ходе второго этапа - этапа проведения эксперимента (2003 год) - будут апробированы:

* Порядок долевого нормативного бюджетного финансирования ДОУ;

* Порядок и процедуры заключения договоров софинансирования содержания детей в ДОУ (оплата образования сверх нормативов);

* Порядок и расчет взимания родительской платы за содержание детей в ДОУ на дифференцированной основе.

Будут рассчитаны нормативы и бюджетные показатели на 2004 г. с учетом расширения масштабов эксперимента (в Новгородской области охват составит 100%).

В соответствии с этим будет доработана нормативно-правовая и методическая база эксперимента и созданы условия для его широкомасштабного проведения в субъектах Федерации - участниках эксперимента.

Порядок осуществления долевого нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений

Долевое нормативное финансирование планируется осуществлять следующим образом (см. схему).

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на нормативной основе.

В этой схеме участвуют все ДОУ независимо от их принадлежности.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник).

Таким образом, муниципальные ДОУ финансируются по трем каналам:

государственный бюджет - может осуществляться в виде субвенций; муниципальный бюджет - прямое финансирование ДОУ, финансирование на нормативной основе; родительская плата, часть которой может поступить от организации-работодателя родителей в виде социальной помощи.

Негосударственные ДОУ финансируются по четырем каналам: по трем вышеперечисленным и четвертый канал: часть затрат на содержание материальной базы с учетом налоговых освобождений берет на себя собственник.

(См. схему)

Механизм бюджетного финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

Деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

Финансирование ДОУ осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому виду и категории ДОУ;

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают государственные (региональные) нормативы бюджетного финансирования;

Государственный норматив бюджетного финансирования определяет минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий, социальные услуги, финансируемые из бюджета, затраты на хозяйственные расходы, кроме коммунальных расходов;

Государственный норматив бюджетного финансирования применяется при расчете субвенций местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае соучредительства;

Органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Порядок осуществления оплаты родителями содержания детей в ДОУ

В соответствии с вышеуказанным порядком долевого нормативного финансирования ДОУ и приведенными схемами расходы на социальные услуги, оказываемые ДОУ, финансируются за счет родительской платы и частично дотируются из средств местных бюджетов. При этом расходы родителей законодательно ограничены. Они не могут превышать 20% от общего объема средств на содержание детей в ДОУ.

Проведенный анализ показал, что фактически дотируется больший объем. Фактически родительская плата составляет 14-15% от общих затрат и примерно 50% от стоимости социальных услуг.

Таким образом, возникает возможность, не изменяя установленную законодательством предельную норму родительской платы, дифференцированно подойти к ее объему в рамках 20% для различных категорий родителей (по уровню совокупных доходов).

Второй принципиальный шаг - это переход от установления категорий льгот к адресным пособиям конкретным категориям родителей, которые должны носить заявительный характер.

Реформирование порядка родительской платы за содержание детей в ДОУ определяют 3 позиции, которые реализуются субъектами Федерации - участниками эксперимента:

1. Определяется назначение родительской платы: за счет родительской платы финансируются социальные услуги, оказываемые ДОУ.

2. В зависимости от дохода родителей дифференцируется объем взимаемой родительской платы в пределах норм, установленных законодательством.

3. Реализуется переход от финансирования льготных категорий граждан к адресным пособиям заявительного характера.

Так, в Новгородской области:

1. Родительская плата включает в себя расходы на оказание социальной услуги.

2. Конкретный размер родительской платы зависит от доходов родителей (лиц, их заменяющих).

3. Расчет родительской платы ведется исходя из прожиточного минимума на одного члена семьи, установленного в территории.

4. Устанавливаются следующие размеры родительской платы:

При доходе на одного члена семьи два и более прожиточных минимума - 100 % стоимости социальной услуги;

При доходе на одного члена семьи от полутора до двух прожиточных минимумов - 75% стоимости социальной услуги;

При доходе на одного члена семьи от одного до полутора прожиточных минимумов - 40% стоимости социальной услуги;

При доходе на одного члена семьи менее одного прожиточного минимума - 30% стоимости социальной услуги.

5. Плата за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении взимается с родителей (лиц, их заменяющих), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в размере 50% стоимости социальной услуги.

6. Полностью от платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении освобождаются родители (лица, их заменяющие) детей, имеющих по заключению медицинских учреждений недостатки в психическом или физическом развитии, и детей, посещающих 3-4-часовые группы кратковременного пребывания.

В Самарской области:

При обеспечении социальной защиты населения и оказании адресной поддержки отдельным категориям по оплате различных видов услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями, предполагается следующее:

1. Адресная поддержка по оплате за социальные услуги, оказываемые ДОУ (далее Адресная поддержка), - это целевое предоставление семьям, пользующимся услугами дошкольных образовательных учреждений, денежных средств для оплаты социальных услуг, оказываемых ДОУ.

2. Адресная поддержка предоставляется всем семьям, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

3. Для предоставления Адресной поддержки гражданин письменно обращается в дошкольное образовательное учреждение, которое посещает его ребенок, с соответствующим заявлением, содержащим основание для определения нуждаемости в помощи.

4. Размер адресной поддержки по ходатайству руководителя образовательного учреждения определяется органами социальной защиты населения, исходя из доходов семьи.

5. Установленная органами социальной защиты населения Адресная поддержка перечисляется на расчетный счет образовательного учреждения и заносится на лицевой счет ребенка.

6. Основным источником финансового обеспечения затрат, необходимых для предоставления Адресной поддержки, являются средства областного бюджета.

Методика расчета нормативов бюджетного финансирования

Механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определяет статья 41 Закона РФ «Об образовании»:

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий:

1. Бюджетный норматив на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;

2. Бюджетный норматив на социальные услуги, финансируемые из бюджета.

3. Бюджетный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ.

4. Норматив оплаты родителями содержания ребенка в ДОУ.

1. Бюджетный норматив на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ

Включает:

Заработную плату педагогического персонала (с начислениями),

Компенсационные выплаты на приобретение методической литературы,

Учебные расходы (приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров и др.),

Расходы на курсовую переподготовку работников, участвующих и обслуживающих оказание образовательной услуги.

Расчет начинается с определения средств на оплату труда педагогических работников в месяц в расчете на одного воспитанника.

2. Бюджетные нормативы на социальные услуги, предоставляемые для граждан бесплатно

Бюджетные нормативы финансирования социальных услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, включают расходы:

по оплате труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала,

на питание в размере 30% от нормы, рассчитанной по натуральным показателям,

на медикаменты.

Далее определяется тарифная и надтарифная часть оплаты труда в процентах. Для административного персонала можно рекомендовать следующее соотношение: тарифная часть - 70%, надтарифная часть - 30%; для учебно-вспомогательного и обслуживающего соответственно 85 и 15%. Конкретное решение принимается исходя из сложившейся практики, а также возможностей бюджета.

В бюджетном нормативе расходы на питание принимаются в размере 30% от стоимости суточного рациона питания одного воспитанника в соответствии с установленными нормами и с учетом уровня цен конкретного региона.

3. Порядок расчета оплаты родителями содержания ребенка в ДОУ

Минимальная оплата родителями содержания ребенка в дошкольном учреждении включает расходы на питание в размере 70% (30% вошли в бюджетный норматив на содержание и развитие материальной базы ДОУ) от стоимости суточного рациона питания и расходов на мягкий инвентарь.

4.1. Исходя из стоимости дневной нормы 3-разового питания 60 руб. расходы в месяц составят: 60 руб. х 70% = 42 руб. х 20 дн. = 840 руб.

4.2. Исходя из установленных норм ежегодного пополнения мягкого инвентаря в ДОУ в размере 530 руб. в год на одного воспитанника расходы в месяц составят:

530 руб. : 12 мес. = 44, 2 руб.

4.3. Итого расходы родителей в месяц на содержание ребенка в дошкольном учреждении:

840 руб. + 44, 2 руб. = 884,2 руб.

Заключение

Реализация I этапа данного проекта показала, что предлагаемая модель финансирования ДОУ позволяет:

Реализовать конституционные гарантии граждан на бесплатное дошкольное образование в пределах государственного стандарта дошкольного образования на государственном уровне;

Разделить образовательные и социальные услуги, обеспечить нормативными расчетами различные конфигурации образовательных и социальных услуг, в том числе групп кратковременного пребывания;

Внедрить нормативное финансирование в условиях ДОУ;

Интегрировать на основе долевого подхода бюджетные возможности двух бюджетных уровней;

Модернизировать порядок расчета взимания родительской платы (дифференцировать ее с учетом адресной поддержки на заявительной основе в рамках ограничений, установленных законодательством).

Проведенный социологический опрос показал:

Необходимость модернизации финансирования ДОУ;

Необходимость сохранения ограничений в родительской плате;

Необходимость и возможность оказания ДОУ дополнительных услуг как образовательных, так и социальных;

Потребность в создании групп кратковременного пребывания.

В целом анализ предполагаемой модели показывает ее первостепенное значение для повышения доступности услуг ДОУ для населения.

В силу Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (действует до 1 сентября 2013 г.) перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 3 ст. 52.1), т.е. Правительством Российской Федерации или Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для исполнения этой нормы закона издано Постановление Правительства РФ № 849 от 30.12.2006 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» . Согласно ему, в родительскую плату сейчас входят:

  1. Оплата труда и начисления на оплату труда
  2. Приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом, прочие услуги
  3. Прочие расходы
  4. Увеличение стоимости основных средств
  5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Однако в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, такого полномочия у федерального органа исполнительной власти нет .
Исходя из смысла п. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (положение вступает в силу с 1 сентября 2013 г.) устанавливать такой «Перечень…» для муниципальных дошкольных образовательных организаций должен будет учредитель муниципалитет .

Ранее действовавшее ограничение размера родительской платы в 20% от стоимости содержания (присмотра и ухода) за ребенком (для многодетных семей - в 10%) новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ отменено . В связи с этим существует риск неправомерного увеличения учредителями муниципальных дошкольных образовательных организаций родительской платы за присмотр и уход за ребенком в 5-10 раз.

Профилактика и недопущение незаконного и необоснованного повышения родительской платы за присмотр и уход в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях являются важнейшими мерами для обеспечения конституционной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования в таких организациях.

Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми - это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Таким образом, впервые образовательная услуга и услуга по присмотру и уходу юридически четко отделены друг от друга

Пока еще применяемые статьи расходов, включаемые в состав родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях, противоречат требованию пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (это положение также вступает в силу с 1 сентября 2013 г.): «Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций , реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях».

В связи с вышеизложенным недопустимым является включение с 1 сентября 2013 года в Перечень затрат, учитываемых при расчете родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных организациях, следующих расходов, указанных в формулировках редакции Постановления Правительства РФ № 849 от 30.12.2006:

  1. «Оплата труда и начисления на оплату труда» - в части оплаты педагогического и учебно-вспомогательного труда (в том числе начисления на заработную плату), компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, расходы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников (проезд, оплата за курсы, суточные, проживание): все это, согласно ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  2. «Приобретение услуг (услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом)» . Такие услуги должны быть разделены на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  3. Затраты на учебные пособия, технические средства обучения, подключение и использование глобальной сети Интернет, расходные материалы, канцелярские товары и хозяйственные нужды - так как все это должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  4. «Прочие расходы», «прочие услуги» - в связи с неопределенностью формулировки, что строго запрещено федеральным законодательством.
  5. «Увеличение стоимости основных средств» - так как эти расходы должны входить в расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций.
  6. «Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка рисмотра и ухода за ребенком в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» - такое увеличение должно быть разделено на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  7. «Коммунальные услуги» . В понятие «присмотр и уход за ребенком» указанным федеральным законом не включены и коммунальные услуги. Потребителями коммунальных услуг являются и воспитанники, и сотрудники образовательных организаций. Без потребления этих услуг невозможно функционирование дошкольной организации и, как следствие, невозможно реализовать образовательную программу. Поэтому оказание этих услуг является организационным вопросом для предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и должно на 100% оплачиваться из муниципального бюджета.

1. Основные источники финансирования дошкольных учреждений. Правила финансирования из бюджета. Заведующий дошкольным учреждением руководит не только педагогическим процессом, но и финансово-экономической деятельностью. Это один из наиболее сложных аспектов деятельности руководителя. Финансово-экономическая деятельность требует от руководителя принципиально новых подходов в хозяйственной деятельности:

1) сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности дошкольного учреждения, оказание платных услуг населению, выполнение платных услуг по договорам с организациями;

2) развитие самостоятельности трудовых коллективов дошкольного учреждения в решении вопросов социального развития;

3) образование норматива единого фонда оплаты труда.

Основными источниками финансирования государственных дошкольных учреждений и в новых условиях хозяйствования являются бюджетное финансирование и плата родителей.

Правила бюджетного финансирования:

1. Определение нормативов бюджетного финансирования находится в компетенции отделов образования.

2. Органы образования должны обеспечить дошкольному учреждению гарантируемый государством уровень финансирования ресурсов, необходимых для функционирования учреждения.

3. Органы образования не имеют права формировать за счет принадлежащих дошкольному учреждению средств какие-либо централизованные фонды.

4. Получаемые дошкольным учреждением ресурсы финансирования поступают в их полное распоряжение.

5. Финансирование дошкольного учреждения осуществляется в течение всего календарного года.

6. Неиспользованные за календарный год средства остаются в распоряжении дошкольного учреждения и могут быть использованы ими в дальнейшем.

7. Вышестоящие органы не имеют права изымать у дошкольного учреждения неиспользованные в течение календарного года средства и не должны засчитывать эти средства при определении сумм бюджетного финансирования дошкольного учреждения на следующий бюджетный год.



2. Смета расходов дошкольного учреждения. Основные правила ее составления. Чтобы правильно осуществлять планово-финансовую деятельность, руководителю необходимо знать, как составляется смета расходов дошкольного учреждения, как производить расчет денежных средств по статьям расходов сметы.

Смета расходов – основной документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных для содержания дошкольного учреждения.

Смета расходов дошкольного учреждения составляется по статьям расходов бюджетной классификации. Всего в классификации 18 статей. Мы рассмотрим виды (статьи) расходов, которые присутствуют в смете дошкольного учреждения.

Расходы на заработную плату. По этой статье предусматриваются ассигнования на выплату заработной платы педагогическому, медицинскому, административному, обслуживающему персоналу. Объем этих ассигнований определяется в соответствии с утвержденным штатным расписанием и установленными ставками заработной платы. Для того чтобы правильно определить объем ассигнований на заработную плату, все сотрудники должны быть тарифицированы. Для этого составляется тарификационный список. В списке представлены все сотрудники дошкольного учреждения с указанием образования, категории, разряда, стажа работы. Данный список прилагается к смете.

Начисления на заработную плату. На заработную плату начисляются взносы, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Канцелярские и хозяйственные расходы. В эту статью включаются расходы на содержание помещений в чистоте, текущий ремонт, отопление, освещение, канализацию, водоснабжение, стирку белья и др. Расходы на отопление и освещение определяются в зависимости от кубатуры и площади здания. Значит, в смете обязательно приводятся также общие сведения о занимаемом дошкольным учреждением здании.

Расходы на командировки и служебные разъезды. По этой статье предусматриваются ассигнования на командировки и служебные разъезды. Ассигнования по этой статье определяются, как правило, не выше сумм, утвержденных по смете текущего года.

Расходы учебные. По этой статье предусматриваются средства на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми и на проведение детских праздников.

Расходы на питание. Объем этих расходов определяется исходя из установленных денежных норм питания в день и числа дней питания одного ребенка в год.

Расходы на приобретение оборудования и инвентаря. Объем затрат на приобретение инвентаря и оборудования устанавливается по смете дошкольного учреждения вышестоящей организацией в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели по бюджету.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. Определение расходов по этой статье производится исходя из установленных норм снабжения дошкольных учреждений бельем и прочим мягким инвентарем и действующих розничных цен с учетом фактического наличия этого инвентаря.

Расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений. Ассигнования на капитальный ремонт предусматриваются вышестоящей организацией данному учреждению на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с имеющимися дефектными актами.

В смету расходов дошкольного учреждения не включаются расходы на проведение летних оздоровительных мероприятий. В случае проведения таких мероприятий, на дополнительные расходы по их осуществлению составляется отдельная смета.

3. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений. Порядок оказания дополнительных образовательных услуг. Бюджетное финансирование и плата родителей служат важной основой финансово-экономического функционирования дошкольного учреждения. Но, как показывает практика, в условиях экономической нестабильности этих средств явно недостаточно. Поэтому необходимо предусматривать привлечение внебюджетных средств для того, чтобы обеспечить постоянное развитие учреждения и самосовершенствование педагогов и создавать внебюджетные фонды, находить дополнительные источники финансирования.

К дополнительным источникам финансирования относятся:

Ø оказание платных услуг населению;

Ø спонсорство;

Ø добровольные взносы граждан, организаций;

Ø выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

Ø поступления от реализации собственной сельскохозяйственной и промышленной продукции;

Ø внебюджетные средства местных органов власти.

Практика показывает, что внебюджетный фонд дошкольного учреждения формируется главным образом за счет оказываемых платных услуг населению. Целью оказания платных услуг населению является углубленное изучение различного рода предметов, развитие у детей индивидуальных и творческих способностей.

Порядок оказания дополнительных платных услуг населению:

1. Изучается спрос населения на дополнительные образовательные услуги дошкольного учреждения.

2. Руководителем учреждения разрабатывается и утверждается Положение о платных услугах, оказываемых учреждением.

3. В плановую группу районного отдела образования предоставляются сведения о количестве детей, которые пользуются платными услугами, количестве часов, размере платы, которую согласны платить родители. При аренде помещения представляются дополнительно сведения о площади помещения.

4. На основании этих сведений плановая группа составляет калькуляцию платных услуг (один экземпляр должен быть в учреждении).

5. По каждому виду кружков составляется программа обучения и учебный план.

6. За оказанные услуги родители или лица, их заменяющие, через сберегательный банк вносят плату согласно договору (размер платы может быть разный для каждого вида услуг, может быть меньше или больше минимальной заработной платы).

7. В случае болезни руководителя кружка или ребенка плата за этот период не взимается. Излишне начисленная плата учитывается в последующих платежах.

Таким образом, оптимально финансировать хозяйственную деятельность можно за счет предоставления дошкольному учреждению широких возможностей маневрирования материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее оптимального их использования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники финансирования дошкольных учреждений.

2. Что такое смета расходов?

3. Каков порядок оказания дошкольным учреждением дополнительных образовательных услуг населению?

Литература: 5, 11, 18 (осн.).

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, 2010, N 3

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), прежнее название - детские дошкольные учреждения, могут являться обособленными хозяйствующими субъектами либо выступать в качестве структурных подразделений коммерческих организаций или бюджетных учреждений. В последнем случае учет операций, связанных с формированием расходов на содержание ДОУ, а также источников их возмещения должен организовываться по правилам, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.

Правовое обеспечение

Общие принципы создания и функционирования ДОУ на уровне федерального законодательства установлены Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 (далее - Типовое положение). На уровне субъектов РФ принимаются законодательные и нормативные акты, регулирующие размер родительской платы, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования и т.п.

Статья 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 содержит только общую норму, которой установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, п. 4 ст. 18 специально оговорено, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. То есть при заключении договоров между родителями и ДОУ должны соблюдаться только общие правила, установленные гражданским законодательством.

Типовое положение определяет ДОУ как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с п. 7 Типового положения ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

Детский сад;

Детский сад для детей раннего возраста;

Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

Центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Определение вида ДОУ имеет существенное значение прежде всего для установления структуры, состава и размера расходов на содержание учреждения. Так, в частности, для различных видов ДОУ могут существовать различные типовые штатные расписания, что, соответственно, влечет за собой значительное расхождение в размерах средств, направляемых на оплату труда персонала учреждения (как в абсолютном, так и в относительном выражении - в общей сумме расходов на содержание ДОУ).

В соответствии с п. 18 Типового положения право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Пункт 23 Типового положения устанавливает, что режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом учреждения и договором между дошкольным учреждением и учредителем. Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

Определенный интерес с точки зрения счетного работника представляет и изложенный в п. 32 Типового положения подход к определению количества групп в дошкольном учреждении. Это количество определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости:

1) в группах:

От 2 мес. до 1 года - 10 детей;

От 1 года до 3 лет - 15 детей;

От 3 лет до 7 лет - 20 детей;

2) в разновозрастных группах:

При наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) - 8 детей;

При наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

При наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

В соответствии с п. 53 Типового положения при финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

В процитированных требованиях обращает на себя внимание то, что в расчет принимается предельная наполняемость групп, а также то, что неполная наполняемость не может служить основанием для закрытия детского дошкольного учреждения (в сельской местности). Ранее нормативы наполняемости были выше на 25 - 50%. При этом отраслевыми инструкциями рекомендовалось иметь списочную численность на 20 - 25% выше нормативной. То есть если в детском саду, рассчитанном на 140 детей, числилось 160 человек, то это не давало оснований для увеличения штатных нормативов содержания медицинских и педагогических работников. Теперь установлено, что за основу принимается штатная или расчетная численность детей в группах, а списочная численность штатную превышать не должна, так как последняя является предельной. Разумеется, это не лишает руководителя организации или ДОУ права принимать решение об объединении групп и предоставлении части персонала отпуска без сохранения заработной платы в случаях, установленных законодательством (например, в летний период).

Перечень источников формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения универсален (приемлем и для небюджетных организаций) и весьма широк, но не все эти источники могут быть использованы бюджетными учреждениями. В частности, такими источниками могут быть:

Собственные средства учредителя (учредителей). Для бюджетных учреждений этот источник используется, как правило, на этапе создания ДОУ. Учредителями ДОУ могут быть муниципальные органы, органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ). Следовательно, в данном случае имеются в виду средства бюджета соответствующего уровня, использованные при строительстве или приобретении зданий ДОУ, сооружений и т.п. При этом законченные строительством здания, сооружения, объекты основных средств, являющиеся оборудованием и т.п., могут отражаться в учете учредителя - а не в учете ДОУ или бюджетного учреждения, на балансе которого ДОУ находится;

Средства для финансирования текущих расходов представляют собой иной источник - бюджетные и внебюджетные средства. Как правило, за счет бюджетных средств возмещается только часть расходов ДОУ;

Имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением собственником (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Названное имущество может являться источником финансовых ресурсов ДОУ в случае, если оно используется в деятельности, не являющейся основной. Для ДОУ бюджетных учреждений подобное использование вряд ли возможно. Так, например, сдача помещений в аренду предполагает такую ситуацию, при которой эти помещения не используются. Но для ДОУ (построенных по типовому проекту) изъятие каких-либо площадей для целей получения дополнительных доходов, как правило, негативно влияет на образовательный процесс и, следовательно, не может быть одобрено учредителем ДОУ или контролирующими органами;

Средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. Использование целевых поступлений в деятельности бюджетных учреждений нельзя назвать широко распространенным. Как правило, необходимые расходы (в части, не покрываемой поступлениями от родительской платы) финансируются по смете доходов и расходов за счет бюджетных средств. Об особенностях начисления и использования средств родителей подробно сказано ниже;

Кредиты банков и других кредиторов. Этот вид источников для бюджетных учреждений (и следовательно, для ДОУ, являющихся их подразделениями) неприменим - привлечение заемных средств бюджетными учреждениями прямо запрещено бюджетным законодательством;

Другие источники в соответствии с законодательством РФ. Такими источниками, в частности, могут быть суммы от реализации неиспользуемого имущества, от оприходования материальных запасов, выявленных как излишествующие в результате инвентаризации либо полученных от разборки объектов основных средств и иного имущества.

Пункт 52 Типового положения определяет, что финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, то есть в том числе и на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида и категории дошкольного образовательного учреждения. При этом расходы на оплату труда нормируются автоматически при рассмотрении и утверждении штатного расписания.

Расходы на питание могут быть ограничены, но так как меню-раскладки разрабатываются с обязательным участием медицинского работника, то здесь на первый план выступают не финансовые ограничения, а калорийность, состав витаминов и тому подобные обязательные критерии. Количество малоценного оборудования и инвентаря, а также специальной одежды и специальной обуви для младшего обслуживающего персонала обусловлено потребностями соответствующих процессов, и в отношении этого имущества имеются нормативы в натуральных показателях.

Расходы на приобретение игрушек и методического материала (в том числе литературы и наглядных пособий) фактически не нормируются, а ограничиваются общим размером при разработке и утверждении смет доходов и расходов.

Таким образом, особенности отражения в учете отдельных операций, осуществляемых в ДДУ, будут обусловлены в первую очередь источником поступления денежных средств и имущества.

Особенности бюджетного учета затрат дошкольных

Образовательных учреждений

Объекты основных средств в ДОУ учитываются так же, как и в самих бюджетных учреждениях. При этом, как отмечалось выше, объекты недвижимости и иные дорогостоящие объекты основных средств ДОУ могут не передаваться и отражаться по основному учету самого учреждения. Таким образом, необходимость в организации и ведении учета основных средств в ДОУ может возникнуть в отношении некоторых видов специального оборудования, музыкальных инструментов, игрушек, дидактического материала (кроме того, который учитывается в составе материальных запасов).

Исчерпывающий состав и структура расходов, которые могут осуществляться ДОУ, законодательными и нормативными документами не определены. В качестве базового, по мнению автора, можно использовать Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 849 (далее - Перечень).

Прежде чем переходить к комментариям отдельных позиций Перечня, автор статьи считает необходимым напомнить, что Инструкция по бюджетному учету допускает различные схемы учета осуществленных расходов. Так, расходы, полностью финансируемые за счет бюджетных средств, могут непосредственно списываться с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 “Нефинансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 “Финансовые активы“, соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 “Обязательства“ в дебет счета соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 “Расходы учреждения“. По завершении отчетного года расходы, собранные на счете 040101200, списываются на счет 040103000.

Другая схема применяется в отношении расходов, формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации. В этом случае произведенные расходы списываются в дебет счета 010604000, откуда (по завершении процесса формирования себестоимости) - в дебет счета 040101130.

Так как расходы по содержанию детей в государственных и муниципальных ДОУ (реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования) должны частично возмещаться за счет поступлений родительской платы, то наиболее правильным представляется использование второй схемы, то есть ведение учета в ДОУ порядком, установленным для учета операций, осуществляемых в рамках деятельности, приносящей доход. Те расходы, которые подлежат возмещению за счет бюджетных средств и не учитываются при определении размера родительской платы, по мнению автора статьи, должны учитываться обособленно (на соответствующих счетах счета 040102000 с последующим списанием на счет 040101130).

ДОУ, реализующие другие программы, а также ДОУ, не являющиеся государственными или муниципальными, могут устанавливать размер родительской платы на уровне фактических расходов, увеличенном на размер прибыли.

В соответствии с Перечнем при определении размера родительской платы могут учитываться следующие виды расходов (сохранена нумерация, использованная в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2006 N 849).

1. Оплата труда и начисления на оплату труда. При определении размера заработной платы работников ДОУ следует учитывать положения ст. 54 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, в соответствии с которой заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору. То есть начисление сумм по оплате труда может производиться по двум и более основаниям.

В соответствии с п. 46 Типового положения ДОУ устанавливает:

Заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;

Структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;

Штатное расписание и должностные обязанности работников.

Учет данной группы расходов, как правило, вопросов не вызывает. Начисленные суммы оплаты труда отражаются по дебету счета 010604340 и кредиту счета 030203730 (по суммам оплаты труда) и кредиту счета 030302730 (по суммам кредиторской задолженности по единому социальному налогу (с 2010 г. - страховым взносам).

2. Приобретение услуг. Здесь также схема бухгалтерских проводок достаточно прозрачна. При получении соответствующих видов услуг в бюджетном учете могут оформляться следующие записи:

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030204730 - на сумму стоимости услуг связи.

В составе услуг связи в ДОУ могут учитываться расходы на оплату:

Услуг почтовой связи (в частности, пересылка почтовых отправлений, включая расходы на упаковку почтового отправления, оплата маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением, приобретение почтовых марок и маркированных конвертов и т.д.);

Услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров (абонентская и повременная плата за использование линий связи, плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачи данных по каналам связи, плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи, плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в т.ч. с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи, плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи).

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030205730 - на сумму стоимости транспортных услуг.

В составе транспортных услуг дошкольные учреждения, как правило, учитывают провозную плату по договорам перевозки, в частности расходы по оплате услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, в рамках которого к обязанностям исполнителя относятся в том числе: техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, ремонтные работы (включая диагностику и профилактические работы), осуществление заправки автомобилей, обеспечение необходимыми качественными горюче-смазочными материалами и оригинальными запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО), поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии. Кроме того, по этой же статье расходов могут отражаться затраты на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение указанных расходов, в случае если должностные лица не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ.

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030206730 - на сумму стоимости коммунальных услуг.

В составе расходов на коммунальные услуги учитывается оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, в том числе оплата по тарифам за коммунальные услуги, оплата услуг канализации, ассенизации, водоотведения, включая оплату по повышенному тарифу в случае, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые значения соответствующих показателей, или в связи с превышением установленного объема сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс).

Кроме того, по этой же статье могут отражаться другие расходы по оплате коммунальных услуг, такие как:

Расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками;

Оплата транспортировки газа, воды, электричества по водо-, газораспределительным и электрическим сетям;

Приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам;

Расходы по оплате договоров на вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации.

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030207730 - на сумму арендной платы за пользование имуществом.

Автор статьи подчеркивает, что в ДОУ бюджетных учреждений подобная операция вряд ли может иметь право на существование. Исключением могут являться случаи, когда ДОУ арендуются помещения для оказания услуг по дополнительным образовательным программам.

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030205930 - на сумму стоимости прочих услуг.

Перечень прочих услуг, отражаемых в бюджетном учете, весьма обширен. Для ДОУ, по мнению автора, более характерны следующие группы расходов по оплате прочих услуг:

Услуг в области информационных технологий: приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение; приобретение и обновление справочно-информационных баз данных и т.п.;

Типографских услуг, в частности изготовление бланочной продукции;

Медицинских и санитарно-эпидемиологических услуг: диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников, состоящих в штате ДОУ, проведение медицинских анализов, проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях учреждения, а также проведение бактериологических исследований перевязочного материала и инструментов на стерильность; платные услуги, оказываемые центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по проведению производственного контроля и баканализам;

Иных работ и услуг: услуг по охране зданий и помещений, подписка на периодические и справочные издания, приобретение бланочной продукции, приобретение неименных путевок для сотрудников учреждения на санаторно-курортное лечение, услуги по распиловке, колке и укладке дров, оплата услуг по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах и т.п., плата за обучение на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и т.д.

Обращаем внимание на то, что приведенные бухгалтерские записи должны оформляться независимо от того, кто является поставщиком услуг - сторонняя организация или структурные подразделения бюджетного учреждения, на балансе которого находится ДОУ. Это обусловлено тем, что расходы по содержанию подразделений, оказывающих коммунальные услуги, и расходы по содержанию ДОУ учитываются по разным кодам бюджетной классификации РФ.

3. Прочие расходы. На первый взгляд может показаться, что включение данной статьи расходов в Перечень сам перечень фактически делает открытым. Однако из требований документов, регулирующих бюджетный учет, следует, что в данном случае имеются в виду расходы, которые могут отражаться по статье 290 группы “Расходы“ Экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Состав прочих расходов, установленный бюджетной классификацией РФ, достаточно обширен. Но для ДОУ могут быть характерными лишь некоторые их виды, например:

Уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней, в том числе: налога на имущество, земельного и транспортного налога, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством случаях; штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций;

Возмещение убытков и вреда;

Приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи: поздравительные открытки и вкладыши к ним, сувенирная продукция, приветственные адреса почетных грамот, благодарственные письма и т.п., цветы;

Представительские расходы;

Иные расходы, в том числе: отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу, возмещение судебных издержек по гражданским искам в установленных законодательством случаях и т.п.

4. Увеличение стоимости основных средств. Очевидно, что на увеличение расходов, учитываемых при определении размера родительской платы, полная стоимость основных средств может относиться далеко не во всех случаях. Правомерным можно считать только списание на увеличение стоимости услуг ДОУ только суммы стоимости объектов основных средств, не превышающих 1 тыс. руб. за единицу. Во всех остальных случаях стоимость основных средств должна переноситься на стоимости услуг ДОУ посредством начисления амортизации.

То есть в данном случае может быть оформлена одна из двух бухгалтерских записей:

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 010106410 (010107410, 010109410) - на сумму стоимости объектов основных средств, цена которых не превышает 3 тыс. руб.;

Д-т сч. 010604340 К-т сч. 01040X410 (по соответствующим субсчетам) - на сумму начисленной амортизации по прочим объектам основных средств.

Автор статьи напоминает, что по объектам основных средств стоимостью от 3000 до 20 000 руб. амортизация начисляется в размере 100% в момент их передачи в эксплуатацию. То есть в данном случае счет 010604340 корреспондирует со счетом 010400000 (а не 010100000), а соответствующий объект продолжает числиться в учете по нулевой остаточной стоимости.

5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. По данной статье может отражаться списание практически любых видов материальных запасов - материалов, используемых для содержания здания и помещений ДОУ, продукты питания, мягкий инвентарь (включая постельное белье), игрушки, методические и учебные материалы, медикаменты, канцелярские товары и т.п.

В этом случае суммы стоимости материальных запасов списываются в дебет счета 010604340 с кредита соответствующих счетов счета 010300000.

Особенностью учета продуктов питания является то, что их стоимость может списываться на увеличение себестоимости услуг ДОУ непосредственно, то есть без предварительного формирования себестоимости готовых блюд, изготовленных в столовой детского учреждения.

Как уже отмечалось, при осуществлении деятельности ДОУ могут возникать и иные расходы, стоимость которых не учитывается при определении родительской платы. Перечень таких расходов, разумеется, не существует. Так как деятельность ДОУ осуществляется на основании сметы доходов и расходов, то в составе затрат, не учитываемых при определении родительской платы, следует руководствоваться сметой и приложениями к ней.

Особенности учета родительской платы

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 и Типовое положение вопросы определения размера родительской платы практически не детализируют. В общем случае предполагается, что суммы родительской платы должны полностью покрывать расходы ДОУ на содержание детей.

Однако с 2007 г. действуют нормы ст. ст. 52.1, 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, которыми размер родительской платы в отдельных случаях ограничен. Ограничения касаются только государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и состоят в следующем. Размер родительской платы за содержание ребенка не может превышать:

В общем случае - 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении;

С родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10% указанных затрат.

Источник возмещения разницы между фактическим размером себестоимости услуг ДОУ по содержанию детей и размером родительской платы Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 не определен. Исходя из норм бюджетного законодательства, можно заключить, что это может быть осуществлено посредством предоставления бюджетным учреждениям субсидий за счет средств соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного).

В соответствии со ст. 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (вступившей в силу также с 01.01.2007) предусмотрена выплата родителям или их законным представителям компенсации части родительской платы:

На первого ребенка - в размере 20%;

На второго ребенка - в размере 50%;

На третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Суммы компенсаций выплачиваются непосредственно родителям и, следовательно, в учете ДОУ не отражаются.

Автор статьи обращает внимание, что Федеральным законом от 17.07.2009 N 148-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании“ п. 1 ст. 52.2 изложен в новой редакции, основным отличием которой от ранее действовавшей является то, что теперь право на получение компенсации (в тех же размерах, исчисляемых от среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ) распространено на родителей детей, посещающих иные (негосударственные или муниципальные ДОУ).

Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта РФ.

Схема бюджетного учета операций по предоставлению услуг ДОУ Инструкцией по бюджетному учету не определена. Выше автор статьи отмечал, что наиболее правомерным представляется использование счета учета доходов от оказания платных услуг. Например:

Д-т сч. 040101130 К-т сч. 010604440 - на сумму стоимости услуг ДОУ по содержанию детей;

Д-т сч. 020503560 К-т сч. 040101130 - на сумму родительской платы, подлежащей внесению родителями детей.

В том случае, когда ограничения, установленные ст. ст. 52.1, 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, не действуют (например, в случаях, когда ДОУ реализуют дополнительную программу дошкольного образования), проводка делается на всю сумму стоимости услуг, распределенную между плательщиками родительской платы.

Если указанные ограничения действуют, можно предложить следующую схему: две предыдущих проводки оформляются на суммы стоимости услуг ДОУ в части, соответствующей размеру установленной родительской платы (20 или 10% от суммы фактических затрат). Оставшаяся сумма списывается в дебет счета 040103000 с кредита счета 010604440.

Весьма распространенной практикой является питание сотрудников в детском саду. Это диктуется не столько стремлением самих сотрудников к экономии, сколько особенностями воспитательного процесса и режима работы воспитателей, нянечек и другого обслуживающего персонала - обычно смена длится 12 - 14 часов, на протяжении которых отсутствие хотя бы одного сотрудника на период, необходимый для приема пищи, нежелательно. Таким образом, суммы, поступающие от сотрудников в оплату стоимости питания, являются еще одним источником возмещения расходов.

В бюджетном учете эти операции могут отражаться следующими записями:

Д-т сч. 040101130 К-т сч. 010604440 - на сумму стоимости продуктов, израсходованных для питания сотрудников;

Д-т сч. 030201830 К-т сч. 040101130 - на сумму начисленной задолженности сотрудников в оплату за питание.

Разумеется, при этом существенно возрастает роль аналитического учета. Учет расчетов за питание ведется в оборотной ведомости ф. 285, в которой указываются фамилии и инициалы работников.

Еще одним источником доходов ДОУ может быть реализация не используемых учреждением активов на сторону, например продажа населению пищевых отходов (для откорма домашних животных). В этом случае, по мнению автора, использование счета 040101130 необязательно - достаточно оприходовать имущество, подлежащее продаже, по соответствующему счету учета материальных запасов в корреспонденции со счетом 040101180. Одновременно делается запись по списанию материальных запасов и оприходованию полученных денежных средств (непосредственно или через счета учета расчетов с прочими дебиторами).

Список литературы

1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.

2. О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании“: Федеральный закон от 17.07.2009 N 148-ФЗ.

3. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 849.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666.

Алексей Александрович МАКСИМОВ, начальник управления финансов администрации Навашинского района Нижегородской области, действительный муниципальный советник 1-го класса, в статье рассматривает проблемные вопросы по разграничению полномочий между уровнями публичной власти по предоставлению услуг дошкольного образования и предлагаются пути их решения.

В прошедшем году в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» были внесены существенные изменения (Законом от 28 февраля 2012 г. № 10-ФЗ), уточняющие, в частности, сферы ответственности по организации предоставления услуг дошкольного образования. Так, к полномочиям органов местного самоуправления теперь отнесено полномочие по финансовому обеспечению дошкольного образования в негосударственных учреждениях. Также понятие «содержание детей» было дополнено (уточнено) словами «присмотр и уход за детьми» и установлена недопустимость включения в перечень расходов на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Тем не менее согласно проведенному анализу данных, опубликованных на официальном сайте bus.gov.ru, в большинстве регионов Российской Федерации до муниципальных учреждений дошкольного образования доведены муниципальные задания на предоставление одной частично платной услуги в сфере дошкольного образования. Предметом услуги является как непосредственно организация образовательного процесса по предоставлению дошкольного образования, так и содержание детей (присмотр и уход за детьми).

Что было ранее

Согласно Закону «Об образовании» услуги по предоставлению образования (обучение и воспитание) и содержанию детей разграничены. Поэтому бесплатность дошкольного образования при установлении одной комплексной услуги формально стала причиной установления платы за часть услуги, не относящейся к образовательному процессу, то есть платы за содержание ребенка, включающей питание, присмотр и уход за ним.

В соответствии со статьей 52.1 Закона «Об образовании» родительская плата не могла превышать 20 % всех затрат на содержание ребенка в образовательном учреждении (а для родителей, имеющих трех и более детей, — 10 %). Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849. Данный перечень предусматривает все расходы учреждения, включая оплату труда персонала, хозяйственные нужды, содержание зданий.

Пунктом 2.8 приложения к приказу Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» установлено, что время, необходимое для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, составляет от 65 до 80 % времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Сопоставляя вышеприведенные положения нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о том, что и затраты учреждений дошкольного образования распределяются аналогичным образом: 80 % затрат относятся к предоставлению дошкольного образования и должны финансироваться из местного бюджета, 20 % затрат, которые идут на содержание детей в учреждении (питание, присмотр и уход), обеспечиваются за счет платы родителей.

Что изменилось

С принятием Закона № 10-ФЗ у муниципалитетов появился ряд проблем:

отсутствие соответствующего финансового возмещения при уменьшении размера родительской платы (из нее должны исключаться расходы на образовательный процесс);

угроза отнесения органами финансового контроля к неправомерным расходам компенсацию родительской платы в части возмещения затрат на предоставление дошкольного образования, включенных в нее;

неразграничение полномочия по финансовому обеспечению содержания ребенка (присмотр и уход) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в части, освобождаемой от родительской платы. Речь фактически идет о предоставлении льготы, но при этом не определено, к какому публично-правовому образованию отнесены данные расходные обязательства.

С окончательным вступлением в силу в 2012 году Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и изменением порядка финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений появилась еще одна проблема - невозможность установления муниципального задания детским садам на частично платную услугу. Существует норма Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 4 ст. 9.2), в соответствии с которой бюджетное учреждение вправе в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги за плату. Однако Законом «Об образовании» не оговорено, что родительская плата взимается в пределах государственного (муниципального) задания.

Выход из создавшегося положения

Очевидно, что выходом из создавшегося положения является принятие целого комплекса решений. В ведомственный перечень услуг необходимо внести изменение по разделению одной комплексной услуги на две: услуги по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования и услуги по содержанию детей (присмотр и уход). В условиях отсутствия соответствующего источника возмещения выпадающих доходов от снижения родительской платы и в целях их минимизации в нормативы затрат на финансовое обеспечение услуги дошкольного образования можно включить только следующие расходы:

от 65 до 80 % расходов на оплату труда педагогических работников, так как только они непосредственно обеспечивают образовательный процесс (в соответствии с п. 2.8 приложения к приказу Минобрнауки);

расходы на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки (в соответствии с подп. 6.5 п. 1 ст. 29 действующего Закона «Об образовании»).

Остальные затраты следует отнести на услугу по содержанию детей. В результате на услугу по предоставлению дошкольного образования можно устанавливать муниципальное задание, так как она полностью бесплатная и ее финансовое обеспечение может осуществляться путем предоставления субсидии (в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса). На финансовое обеспечение частично платной услуги «Содержание детей (присмотр и уход за детьми)» в части снижения родительской платы из бюджета может предоставляться субсидия на иные цели (в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса).

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В декабре 2012 года был принят новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), который вступит в силу 1 сентября 2013 года. Исключение - пункт 3 части 1 статьи 8, вступающий в силу с 1 января 2014 года, которым определено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования в муниципальных организациях будет осуществляться посредством предоставления субвенций местным бюджетам. В субвенции в том числе включаются расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 нового закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования из наиболее бюджетоемких отнесены:

1) организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

К сожалению, остался неурегулированным механизм финансового обеспечения полномочия по присмотру и уходу за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ). Однако следует признать, что контингент этих детей, посещающих детские сады, составляет незначительный процент (по Навашинскому району - 0,9 %).

В процессе обсуждения и принятия нового закона об образовании в настоящее время в средствах массовой информации и Интернете развернулась дискуссия относительно размера родительской платы, а точнее ее возможного значительного роста. Проведенный по Навашинскому району анализ показывает, что с 1 сентября 2013 года родительская плата должна составить по городским детским садам от 3,5 до 4,5 тыс. руб. в месяц, по сельским плата может доходить до 13,5 тыс. руб. Очевидно, что даже с учетом сохраненной в новом законе компенсации за счет средств субъекта РФ части родительской платы для основной массы населения это будет непосильная плата. Законодателем в части 2 статьи 62 Закона № 273-ФЗ установлено, что учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Но кто будет оплачивать эту льготу, на сегодняшний день не определено.

Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан относится к полномочиям субъектов РФ. Это полномочие частично реализовано в части 5 статьи 65 нового Закона «Об образовании», но этого явно недостаточно для основной части граждан, имеющих детей. Проблема в том, что поддержка оказывается всем гражданам, имеющим детей, посещающих детские сады, в том числе семьям с высокими доходами и в данной поддержке ненуждающимся. В настоящее время, например, в Навашинском районе не обращаются за компенсацией родительской платы около 19 % граждан, и мы полагаем, что именно по причине того, что в ней не нуждаются (родительская плата составляет 1,25 тыс. руб.).

Очевидно, необходимо внести изменение в часть 5 статьи 62 нового Закона «Об образовании», определяющее адресность данной поддержки, в целях перераспределения средств в пользу граждан, действительно в ней нуждающихся. В противном случае муниципалитеты будут вынуждены во избежание социального взрыва предоставлять льготы по родительской плате и фактически брать на себя расходное обязательство субъекта РФ.

Согласно Общероссийским классификаторам видов экономической деятельности (ОКВЭД) и продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) услуги по содержанию детей включены в раздел 85.3 «Услуги социальные», а не в раздел 80.10 «Услуги в области дошкольного и начального общего образования». В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и оказание социальных услуг не относятся к вопросам местного значения. Согласно части 3 статьи 136 Бюджетного кодекса муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) превышает 30 % собственных доходов, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Тем не менее придется принимать данные расходные обязательства, причем муниципалитетам, имеющим дотационность свыше 30 %, вопреки запретам, установленным законодательством.

Доступность - сохранить, расходы - минимизировать

Несомненно, наиболее правильный путь - внесение в новый закон поправки, обеспечивающей предоставление за счет средств субъектов РФ адресной поддержки в зависимости от подушевого дохода семьи с целью перераспределения средств в пользу семей, в ней нуждающихся. Но пока этого не произошло, органам местного самоуправления обеспечить (сохранить) доступность услуг детских садов можно как минимум двумя способами.

Первый: ввести ограничение по размеру родительской платы в муниципальных образовательных учреждениях, то есть фактически предоставить льготу по оплате за счет местного бюджета, как это и происходит в настоящее время. В этом случае муниципалитеты, имеющие дотационность свыше 30 %, возьмут на себя расходное обязательство, не отнесенное к вопросам местного значения, в нарушение статьи 136 Бюджетного кодекса.

Второй: установить с 1 сентября 2013 года размер родительской платы в соответствии с частью 2 статьи 65 нового закона из расчета 100 % затрат на содержание детей. Одновременно ввести дополнительные меры социальной поддержки семей путем предоставления компенсации родительской платы за счет средств местного бюджета аналогично компенсации за счет средств субъекта РФ. В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Оба варианта позволяют минимизировать расходы бюджета путем предоставления адресной льготы по оплате в зависимости от подушевого дохода семьи. Но первый вариант фактически полностью перекладывает на муниципалитеты расходное обязательство субъекта РФ. Во втором же варианте компенсация родительской платы за счет субъекта РФ (ч. 7 ст. 65 нового закона) будет выплачиваться из расчета суммы всех затрат, отнесенных на присмотр и уход за детьми и включенных в родительскую плату. Такое решение даже с учетом сохранения уровня родительской платы позволит дополнительно снизить расходы местного бюджета на предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в размере от 16 (с 80 до 64 % при одном ребенке в семье) до 63 % (с 90 до 27 % при трех и более детях в семье). Высвободившийся существенный финансовый ресурс можно направить на укрепление материальной базы детских садов, а также на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с указом Президента РФ.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх