Племя самоедов. Самоеды


28. Северные народы: лопари, самоеды, остяки и вогулы.

Народов, относящихся к северным, довольно много, и рассмотреть их в одной части обзора не получится. Поэтому мы будем постепенно перемещаться вдоль северных пределов России, с запада на восток. Начнем с Финляндии и Кольского полуострова, где обитали лопари. На просторах тундры от Архангельска до самого Енисея проживал народ, называемый в XIX веке самоедами. В Западной Сибири жили остяки (ханты) и вогулы (манси), последние обитали и на Северном Урале. Встречались в тундре и остяки-самоеды, и еще кое-кто. Все эти народы не слишком велики, но очень самобытны.

В этой части обзора использовались следующие текстовые источники:

- "Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Н.И.Харузин. Русские лопари, 1890;
- Ж.-Ж. Элизе Реклю, "Россия европейская и азиатская", т.1, 1883;
- Н.Ю.Зограф, "Поездка к самоедам", 1877;
- А.Миддендорф, "Коренные жителм Сибири", 1878;
- В.И.Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877;
- К.Носилов, "У вогулов", 1900;
- Н.М.Малиев, "Отчет о вогульской экспедиции", 1873.

Использованы иллюстрации как из перечисленных, так и из других изданий, фотографии и рисунки XIX века.

Итак, лопари, они же лапландцы, они же лопляне, они же саамы . Их принято относить к финно-угорским народам, хотя происхождение их туманно. Антропологически они относятся не к балтийскому, как финны и эстонцы, а к уральскому типу, занимающему промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами. Генетики находят у саамов общие черты с басками и берберами. Языки, на которых говорят саамы (а таких языков более десятка), относятся к финно-волжской группе и родственны финскому, эстонскому и карельскому языкам. В настоящее время саамы обитают в Норвегии (37 тыс.), в Швеции (15 тыс.), в Финляндии (ок. 6000). В России их примерно 1800 человек.

Инари - община в Финляндии, у одноименного озера.

В разных селениях встречаются самые разнообразные типы, вероятно, это следствие вхождения разных чуждых элементов в лопарскую кровь. Но среди этих разнообразных лиц и фигур, как среди мужского, так и женского населения, можно выделить две главные группы, к которым почти все лопари относятся с большим или меньшим приближением.

Первым типом будет лопарь роста чрезвычайно низкого, с плоским лицом, вогнутым носом, широкими ноздрями, со светло-серыми широкими глазами; волосы обыкновенно либо русые, либо рыжеватые; рыжеватая борода растет либо эспаньолкой, либо бывает окладистая и короткая. На щеках либо растительности совсем нет, либо скудная. Лицо чаще круглое, реже заостренное. Представитель второй группы - лопарь роста выше среднего, с правильным овальным лицом, прямым носом, с глазами либо карими, либо темно-серыми; волосы либо очень темно-русые, либо совершенно черные; борода длинная, окладистая, ровная, черная. У обеих групп общими признаками являются длинное туловище, короткие, несколько согнутые ноги и круглая голова.

Среди женского населения одна группа представляет светловолосых со светло-серыми глазами лопарок; у них весьма часто длинные, густые волосы и коса часто доходит до талии. Цвет лица, свежий у девушек, портится у женщин от непосильной работы; роста они среднего. Другая группа лопарок реже высокого, чаще малого роста, со светло-, или чаще темно-русыми, довольно редкими и короткими волосами, с темным цветом лица, с карими, чаще серыми глазами; женщину с черными волосами мне пришлось встретить лишь однажды.

"Русские лопари"


Лопари, живущие в холодном климате и проводящие жизнь в беспрерывном труде, принуждены употреблять большое количество пищи, но они не могут быть разборчивы в этом отношении.

Рыба и оленина - главные продукты, доставляемые им природою в этих почти лишенных растительности местностях. Впрочем, лопари привыкли нынче к хлебу, который покупают у поморов. Сами же не пекут его, так как это невозможно при устройстве их очагов. Рыбу едят они свежую и вяленую. Любимое их кушанье - «рокка», похлебка из вяленой рыбы, с мучною подболткою. Также приготовляют они род кашицы на рыбьем отваре из ржаной муки, пополам с сосновою корою. Эта кора употребляется бедными лопарями и отчасти предохраняет их от цинготной болезни. Также пекут пироги из ржаной муки. Но самыми лакомыми кушаньями считается медвежатина и простокваша из ланьего молока, в которую кладут траву василек.

В постные дни питаются, кроме рыбы, ягодами; некоторые едят и в постные дни куропаток, которых там изобилие и которых они называют летучими рыбами. Оленье и птичье мясо жарят у огня, нанизав на железный прутик, и так же варят из мяса щи. В некоторых местах лопари едят не только всякую рыбу, но и хищных зверей и птиц.

Мужчины, женщины и даже дети пьют много водки. Чай же употребляют больше так называемый лопарский, т.е. какую-то траву, имеющую довольно приятный вкус. Впрочем, те, которые позажиточнее, пьют и настоящий чай.

"Народы России"


Селения лопарей, или погосты состоят из нескольких шалашей, называемых вежами. Так как летом лопари перекочевывают к берегам моря для ловли рыбы, то у них есть зимние и летние погосты. Кpоме того, лопарь строит иногда вежу на берегу какого-нибудь озера, куда заезжает ловить рыбу после летнего промысла.

Вежа похожа на самоедский чум, с той только разницей, что не перевозится с места на место, а потому и устройство ее прочнее. Обыкновенно лопарь строит вежу подле какой-нибудь скалы или большого камня для защиты от ветра. В землю вколачивают два столба, которые соединяют перекладиной. Это основание вежи. Стены ее состоят из вколоченных в землю жердей. Образуемое ими круглое пространство сужается кверху и заканчивается острием для выхода дыма. Жерди обкладывают сверху хворостом, ветками, дерном. В стороне вежи, выходящей на юг, проделывают отверстие, в которое вставляют сколоченную кое-как из досок опускную дверь, так, что вход в вежу похож на вход в ловушку и притом устроен так неискусно, что при малейшей неосторожности опускная дверь может пришибить входящего. Земляной пол покрыт хворостом, поверх которого расстилают оленьи меxa, служащие постелями.

Кроме вежи, лопари живут также в тупах. Так называют небольшие, очень низенькие хижины, построенные из тонких бревен, с земляною крышею. В тупе два-три маленьких окошечка, в которые вставлены стекольные рамы. Пол выстлан расколотыми пополам тонкими бревнами. Тупа отапливается очагом вроде камина, сложенным из камней, смазанных глиною. Дым выходит в дощатую трубу, возвышающуюся над кровлею.

"Народы России"


В некоторых погостах есть курные и даже белые избы. Последние посреди веж и туп кажутся настоящими дворцами, но их очень немного. Постройка избы тяжелая и трудная работа для лопарей, так как у них нет пил, а только топоры, притом же роскошь эта доступна для них только в тех местах, где много леса. При белой избе есть также вежа, но уже служащая кухнею.

Около каждого лопарского жилья непременно есть небольшая клетушка, род амбара, в котором лопарь хранит главное свое богатство, а именно: шкуры убитых им пушных зверей и рыбу. Большею частью клетушки эти строят на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться ни лисица, ни волк.

Общий вид лопарского погоста наводит тоску. Иногда он так занесен снегом; что если бы не дым, выходящий из веж, и не собачий лай, то можно бы подумать, что вовсе нет жилья.

"Народы России"


Главным занятием лопарей было оленеводство. В XIX веке русские лопари постепенно приобщались к цивилизации и переходили от кочевого к полукочевому, а то и оседлому образу жизни. Оседлые лопари промышляли рыболовством и охотой. С XVIII века лопари считались государственными крестьянами.

Робость, редкость воровства и крупных преступлений, плутоватость в торговле, веселость, подозрительность и наклонность к вину - эти черты являются характерными для лопаря, они общие без различия местностей и для скандинавских, и для русских лопарей. Чем же объяснить противоречия в самом народном характере? Как примирить веселость и связанное с нею добродушие с подозрительностью, отсутствие воровства с обманом в торговле? Мне кажется, что тут придется отличать черты основные лопарского характера и черты наносные, выработанные веками, вследствие столкновений с соседями.

Так, например, лопарь добродушен и весел в отношении к своим единоплеменникам и тем людям, с которыми ему не приходится иметь дело, как проситель, или продавец, или покупатель. Но он становится подозрительным, сталкиваясь по делу с представителем чуждого ему племени. Разве он не привык, что его обманывали и в торговле, и в других отношениях, что к нему относятся с презрением, награждают его обидными эпитетами, смеются над ним, нередко зло. Как не выработать себе при таких условиях подозрительности! Воровством он не занимается; не обкрадывает своего, но как же ему не обмануть человека, который неоднократно его уже обманывал в торговле, продавая ему плохой товар за хороший, ставя безбожные цены на самые простые предметы производства....

"Русские лопари"


Наклонность к пьянству объясняется также влиянием соседей. Спаивание лопарей во время торговли, с целью выманить у добродушного лопаря дорогой товар за баснословно дешевую цену - факты нередко встречающиеся, породившие массу рассказов и анекдотов. Разве удивительно, что многовековые старания соседей пристрастить лопарей к крепким напиткам увенчались успехом, и что, действительно, лопарь пьет при всяком удобном случае и пьет, пока не свалится, подчас по нескольку дней. Однако, лопари пьют чрезвычайно много, но зато пьют сравнительно редко: лишь в самых торжественных случаях семейной жизни.

"Русские лопари"


Вдоль побережья Ледовитого океана, от Белого моря до моря Лаптевых, обитало племя со странным названием - "самоеды". По современной классификации к ним относятся ненцы (самоназвание "неца"), совсем малочисленные нганасаны (самоназвание "ня"), энцы ("эньчо"), которых называли "енисейскими самоедами" и селькупы , ранее именовавшиеся "остяки-самоеды". В советское время для этих народов появилось объединительное название "самодийцы" - звучит все же не так брутально, как "самоеды".

На востоке от Белого моря самоеды представляют, как лопари на западе, древнее финское племя, поставленное лицом к лицу с постепенно распространяющимися славянами; но во многих отношениях они резко отличаются от своих соплеменников. По наружности самоеды ближе подходят к монгольскому типу: лицо у них более широкое и более плоское, лоб менее высокий. Антрополог Зограф помещает их между короткоголовыми монголами, тогда как Кастрен видит в них народ, происшедший от смешения финнов и монголов. Сами себя они называют „ненец" (в множественном числе „неца"), что значит „люди". Русское наименование их „самоядь", или „самоеды", подало повод к многочисленным басням; во многих старинных письменных памятниках их называют, как и лопарей, „сыроедами" или „сыроядцами",- без сомнения, потому, что они едят сырое мясо.


Автор приведенной цитаты, Жан-Жак Элизе Реклю, относит самоедов к финскому племени. Однако, в настоящее время относительно этногенеза самодийцев преобладает гипотеза о том, что древние самодийские скотоводческие племена сформировались на территории Южной Сибири.
Как настоящие азиатские номады, самоеды ведут еще более бродячую жизнь, чем оленные лопари, и охотно перекочевывают с места на место при малейшей оказии. Их часто можно встретить даже в русских городах и селах. Но они с трудом выучиваются языку господствующей народности. Оставаясь еще азиатами по нравам, они гораздо менее, нежели лопари, приспособились к среде, создаваемой вокруг них торговыми сношениями. Русские давно уже крестят самоедов, начав с самых богатых, и строят им церкви - постоянные там, где эти инородцы сидят попрочнее (например, в устье Печоры, на о. Колгуеве), и вывозят в тундру походные церкви; на их язык даже переведен Новый Завет. Самоеды называют себя христианами и очень любят звонить на колокольне; но старый фетшизм с примесью обрядов шаманства еще далеко не исчез между ними.

"Россия Европейская и Азиатская"


Местные самоеды очень добродушны и послушны. Некоторые из них уверены, что я желаю их описать и взять в солдаты. Они с радостью выражают мне эти мнения и просят, чтобы похлопотал о дозволении служить в армии. Один из них, Максим Шаньгин, с большим пафосом доказывал, что „мы не хуже русских можем драться, ходим один на один на медведя, сумеем срубить голову татарину; позволь, барин, служить Богу и Великому Государю ". Старый Федотка просился, чтобы я его взял в Москву и показывал за деньги, так как он может перед публикой есть сырое мясо и только что зарезанную птицу. Из женщин только две согласились обмеряться, да и то не раздеваясь. Одна из них, старуха Анна Ардеева, пресерьезно объявила мне, что „настали последние времена, стали самоедов мерить ". Когда я, смеясь, спросил ее, уж не считает ли она меня за антихриста, старуха, нисколько не стесняясь, отвечала: „шут тебя знает, может и в самом деле антихрист, вишь, черный какой! "

К себе самоеды относятся с некоторым юмором. Рассказы старого Федотки и Максима Шаньгина имели предметом более всего курьёзный вид самоедского костюма и впечатления, производимые им, на другие народы. Федотка рассказывал самоедское предание о том, что Петр I обратил в бегство войско какого-то короля, выпустив на него войско самоедов на оленях, но что потом и сами русские сильно потерпели от самоедов, так как лошади царского войска, испугавшись оленей, понесли и разбили многих солдат. С тех пор император Петр указом запретил брать самоедов в военную службу...

"Поездка к самоедам"


В котле у самоедов почти всегда варится мясо оленя, которое часто вынимается полусырым. Навар остается в котле, который вместе с тем служит чашей и тарелкой. Смотря по надобности, этот навар употребляют как питье. Столь же просто устроено дело с ложкой: для черпания употребляется большой железный ковшик, из которого непосредственно хлебают суп. Мясо хватают пальцами, запускают в него зубы и ножом отрезают кусок снизу кверху, перед самым кончиком носа. Кто хочет вытереть запачканные пальцы, тому, вместо полотенца, подают перья белых куропаток.

Если охота неудачна. то являются на сцену запасы последнего сезона: мороженые или слегка копченые рыбы, либо вяленые, рубленые, сохраненные в сале и рыбьем жире и высушенные ветром гуси, зашитые в мешки из шкур. В виде лакомств являются также колбасообразные рыбьи шкуры, начиненные надбрюшным и кишечным жиром оленей, или гусиным жиром.

Когда наступают тяжкие времена - а редко проходит весна, которая за беззаботную небережливость не наказывала бы нуждою, - то съедают волков, лисиц и песцов. Один самоед выпросил у нас выброшенные нами кишки оленей, которые уже целую неделю гнили возле нашего чума под лучами незаходившего солнца.

Вообще, котлу приходится работать меньше, чем бы можно было думать, потому что рыбы большей частью поедаются в сыром, свежем или замороженном виде. Голову убитого дикого оленя нужно съедать в сыром виде, если не хочешь совершить греха. Уши, спинной жир, вымя, печень и кишечный жир убитого оленя, составляющие чрезвычайно лакомые кусочки, охотники любят съедать сырыми. Глотают даже часть пищи, содержащейся в кишечном канале, считая ее средством против цинги. На ушах, которые были отданы мне, как счастливому стрелку, убившему оленя, я чуть было не выломал себе зубов, но все-таки не смог справиться с ними. Растительная пища, даже мука, по-видимому, не пользуется почетом. Только во время голода весною я встретил самоеда, который откапывал и съедал в сыром виде какие-то корни. Ои уверял меня, что иногда они и варят их.

"Коренные жители Сибири"



Профессор Московского университета Н.Ю.Зограф, проводивший в 1877 году антропологические исследования среди самоедов, в книге "Поездка к самоедам" рассказал о довольно неприятной ситуации, в которую ему довелось попасть на дальнем самоедском кочевье...
На одном из кочевьев в северной части Канинского полуострова, на предложение мое обмериться, самоеды отвечали решительным отказом. Когда я стал уговаривать старшего из кочевников показать другим благой пример и начать мерить, то из соседнего чума выскочил молодой самоед с самыми отвратительными русскими ругательствами и приказывал мне поскорее убраться из их кочевья, но только пешком и без багажа.

На мой ответ, что я готов удалиться, но только с багажом и на оленях, самоед удвоил свои ругательства и призвал товарищей, числом человек 6 или 7, чтобы привести свое требование в исполнение. На просьбы доставить меня к старшине, отвечали решительным отказом. Когда я, выйдя из терпения, стал грозить наказанием мирового посредника, мне было заявлено, что мне не видать более «ни руси, ни посредника ». Увидев подъезжавшего самоеда, я приказал ему помочь мне связать наиболее буйного, уже не раз замахнувшегося на меня, но самоед принял сторону сотоварищей, а буян отвечал тем, что, засучив рукава, с камнями направился на меня с целями, для меня далеко не приятными.

Я вынул револьвер и объявил, что буду стрелять по каждому, кто осмелится напасть на меня. Самоед не смутился и достал откуда-то кремневую пищаль, и Бог знает, чем кончилась бы эта курьезная дуэль, если бы мне не пришло в голову указать на 5 отверстий в револьвере и заявить, что «моя пищаль стреляет пять человек сразу». Это заявление было поддержано сопровождавшим меня писарем, который в продолжение всей сцены был лишен возможности помочь мне, так как около него стояли три самоеда, бившие его при первой попытке открыть рот. Самоеды разошлись и отправились куда-то на совещание.

Ночью самоеды вздумали перекочевать. Меня мой хозяин хотел оставить, но я, зная святость правил гостеприимства старых самоедов, пристыдил его за отступление от этих правил, и, таким образом, был перемещен в такое место тундры, откуда даже не было видно моря. Здесь я должен был прожить три дня в самом неприятном положении. Хозяин мой скрылся, не оставив мне ни дров, ни пищи, ни подстилки для спанья. Пришлось обратиться к водке, которой я старался умилостивить самоедов; но самоеды, бывшие в пьяном виде гораздо более мягкими и доходившими до такого благодушия, что с нежностью трепали меня за бороду, приговаривая: «сват, черная борода, сват собака » и т.д., отрезвившись, становились еще пасмурнее прежнего. Я начал было расхварываться, и только благодаря какой-то старушке самоедке, поившей и кормившей меня, был наконец увезен старым самоедом Ардеевым, которого известила о моих приключениях старуха.

"Поездка к самоедам"


Как видим, самоеды обитали даже на Новой Земле, островах крайне малоприветливых. Промышляли здесь в основном моржей, тюленей, белух. Охотились и на "ошкуя" - белого медведя. В 1950 году все ненцы былы переселены с Новой Земли на материк, в связи с созданием здесь ядерного полигона.

Сейчас этноним "юрак " считают синонимичным названию "ненец". Однако, по мнению путешественника Василия Немировича-Данченко, юраки представляли собой отдельное самоедское племя.

Тип юраков, несмотря на то, что они составляют только часть самоедов, не так уродлив, как у остяков и других инородцев Сибири. Довольно рослые, стройные и ловкие дикари поражают постороннего наблюдателя приятным окладом лица, круглого, обрамленного черными волосами. Черные, узкие глаза смотрят открыто и бойко. Движения не связаны, не неуклюжи. Женщин-юрачек трудно отличить от ближайших русских крестьянок Енисейской губернии. Вообще нужно заметить, что в настоящем типе этих инородцев заметно сильное влияние русских, что весьма понятно, когда вспомнишь обычай первых казаков брать себе наложниц из среды этого племени, обычай не прекращавшийся до двадцатых годов нашего века. Их одежда отличается от самоедской большею простотою и удобством.

"Страна холода"



Енисейские самоеды, или, как их стали называть с 1930-х годов, энцы , - очень малочисленный, говорящий на своем языке родственный ненцам народ.

В бассейне рек Нарыма и Томи обитает еще одна родственная ненцам и энцам народность - селькупы . Считается, что южные селькупы являются прямыми потомками носителей Кулайской культуры V века, с которой связывают происхождение всех самодийских народов. В XIX веке селькупов называли остяками-самоедами.

В конце XVI века селькупы и проживавшие в тех же краях кеты создали межплеменное объединение, известное в русских источниках как "Пегая Орда". Возглавлял Орду нарымский князёк Воня, который упорно отстаивал свою независимость от Москвы и уклонялся от уплаты ясака. После основания в 1596 году Нарымского острога, "Пегая Орда" была покорена.

Кеты , которых в XIX веке называли енисейскими остяками, к остякам (хантам), равно как и к самоедам, не имеют отношения. Это народ, принадлежащий енисейскому типу. Собственно, к этому типу, кроме кетов, уже никто и не относится. В XIX веке еще были котты, еще раньше - арины, ассаны и пумпоколы, но сейчас эти народы исчезли, как исчезли и их языки. Был еще родственный кетам народ юги, или юганы, или сымские кеты, но к 2010 году остался только 1 (один) человек, считающий себя югом и знающий югский язык...

От псевдо-остяков енисейских и остяков-самоедов перейдем к остякам истинным, то есть, хантам. Ханты , как и родственные им манси, относятся к угорским народам. То есть, как это ни странно, близкие их родственники - дунайские венгры.

Остяки - не особенно рослый народ. Между ними мало найдется индивидуумов выше среднего роста. Смуглое, бескровное, скуластое лицо, острые черные глаза, словно высматривающее из щелей, широкий и короткий нос - вот что кинется в глаза случайному наблюдателю. Затем он заметит, что большая часть этих лиц почти совершенно лишены бороды (остяки выщипывают и бреют бороду); что даже сравнительно молодые номады этого племени кажутся стариками, по обилию морщин и вялому их характеру; что движения их неповоротливы, тяжелы, неуклюжи... Весьма часто остяки обезображены оспой или сифилисом, двумя бичами полярных пустынь, вырождающими их племена, борьба против коих почти невозможна при настоящих условиях кочевой жизни.

"Страна холода"



Между собою остяки удивительно кротки и миролюбивы. О ссорах и распрях между ними слышать почти не приходится в тундре. Они честны, гостеприимны и относятся дружелюбно ко всем. Ни один остяк не скажет вам, сколько ему лет. Времена года он делит по промыслам, свойственным каждому из них, и постоянно сбивается в определении периода, в течение которого случилось то или другое событие.

Язык, которым говорят остяки, мало имеет сходства с наречием самоедов. Остяки приняли немало самоедских и зырянских слов, остальные же выражения и часто конструкции - русского языка. Они почти вовсе не поют песен, в том смысле, в каком последние существуют у нас. Остяк просто напевает название встречающихся ему предметов, или вещей, которые он когда-то видел и сохранил в своей памяти. Часто эти предметы соединяются с именами милых людей - и только. Так же бедны и немногосложны их предания. Даже и суеверие их весьма бедно и бледно. Да то и понятно. Мертвая пустыня севера, скудная красками и линиями, не разовьет фантазии убогого дикаря, вся жизнь которого - неустанная борьба из-за куска хлеба, из-за возможности не умереть сегодня, а что будет завтра - Господь ведает.

"Страна холода"


Остяки занимаются главным образом звериными и рыбными промыслами или оленеводством. Первые живут почти оседло. Они устроили в посещаемых ими урочищах по берегам рыболовных рек или в лесах избушки, называемый ими юрта. Это - бревенчатые срубы, где крыша заменяется бревнами, заваленными землею. В ней делается отверстие для выхода дыма. В стене прорубается окно, стекло в котором заменено или ледяною полосой, или же склеенными рыбьими шкурами. Сквозь маленькую и низенькую дверь входя внутрь этой промысловой избушки, вы прежде всего почувствуете дурноту от переполненной миазмами ее атмосферы, потом вы заметите повсюду грязь, нечистоту, копоть, покрывающую и очаг, и нары, и циновки, и оленьи шкуры, и самих обитателей этого непривлекательного угла. Кроме этих избушек, остяки устраивают еще и амбары или клетушки, куда складывают свои съестные припасы и пожитки. У дверей обыкновенно настораживают стрелы с железными наконечниками, так что всякий отворяющий дверь будет чуть не насмерть поражен ими. Летом эти остяки живут в деревянных чумах.

"Страна холода"


Остяки, занимающееся оленеводством, постоянно живут в чумах, общее устройство которых мало чем отличается от самоедского. Поразительная картина такого чумовья. Посреди снежной глади, раскинутые на значительное пространство одни от других, поднимаются конусы, покрытые летом берестою, зимою - оленьими шкурами. Дым подымается высоко из отверстий, проделанных на верху чумов, от очага располагаемого обыкновенно по самой середине этого незатейливого жилища. Несколько нарт чернеют вокруг кочевья, стада оленей и мелкорослые остяцкие собаки оживляют унылую картину кочевья. Внутри чумов почти всегда можно встретить в одной куче: собак, голых детей, грязных женщин, с всклоченными волосами, и невозмутимо-важных их властелинов - мужей, отдыхающих близ огня, в ожидании, когда в котелке, подвешенном над очагом, закипит незатейливое варево.

"Страна холода"



Ближайшие родственники остяков-хантов - манси , в XIX веке назывались вогулами или вогуличами. Манси делились на две группы родов (фратрии) - "пор" и "мось". Браки заключались только между представителями разных фратрий: мужчины-мось женились на женщинах-пор и наоборот. Главными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Поэтому они вели, в основном, оседлый образ жизни и были более склонны к ассимиляции, нежели остяки.
Вогулы живут под восточным склоном северного Урала, там, где с запада им граничат низовья Оби.

Еще недавно воинственный, бодрый, знавший, как топить, добывать из руд Урала железо, медь, серебро, имевший торговые сношения с соседями, войны, - народ этот теперь совсем упал, совсем превратился в первобытного дикаря и так далеко ушел от цивилизации в свои непроходимые леса, так забился в глушь своей тайги, так изолировался, что, кажется, уже больше не покажется на мировой сцене, а, тихо вымирая, сойдет вовсе с лица нашей планеты. Откуда он пришел в эту тайгу, какие великие передвижения народов его вдвинули сюда, он не говорит, он забыл даже свое недавнее прошлое; но его типичные черты, - хотя вогулы уже слились давно с монгольскими племенами, заимствовали от них обычаи, верования,- еще до сих пор напоминают юг, другое солнце: кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий, выдающийся нос, благородное, открытое лицо, осанка, смуглый цвет лица, горячий, смелый взгляд - ясно говорят, что не здесь их родина, что они только втиснуты сюда необходимостью, историческими событиями, передвижениями народов.

Такие лица скорее напоминают венгерца, цыгана, болгарина, чем остяка, тип которого все более и более начинает преобладать, благодаря кровосмешению.

"У вогулов"


У вогулов нет ни пашен, ни огородов, и только немногие из них занимаются скотоводством. Звериною же ловлею они занимаются со страстью, употребляя для охоты ружья, луки, стрелы и рогатины.

Вогулы, живущие по р. Конде в Сибири, ведут совершенно оседлую жизнь и до того обрусели, что их нельзя отличить от русских крестьян: те же дома, та же одежда и речь, и вся разница замечается только в том, что, умея говорить по-русски, эти вогулы не забыли и свой родной язык. В Пермской губернии тоже приучают вогулов к оседлой жизни и земледелию, но не имеют успеха: дремучие леса и охота привлекают вогула гораздо более, чем хлебопашество.

"Народы России"


Вогул молчалив, и на лице его редко можно подметить знаки удовольствия. Даже во время танцев и возбуждения табаком и водкою его физиономия сохраняет свое обычное спокойствие и угрюмость. В то же время вогул, в противоположность остяку и самоеду, почти никогда не жалуется ни на что. Его сжатые губы, глубокий и мрачный взгляд резко выражают непреклонный характер.

Одежда вогулов почти не отличается от платья русского крестьянина, а пища крайне невзыскательна. Некоторые из вогулов и ныне еще едят конину. Приготовляется же пища чрезвычайно неопрятно. Рыбу, например, варят вместе с внутренностями и чешуей в котлах, которые никогда не моют. Сначала едят навар, а потом грязными руками и рыбу. Жилища также крайне неопрятны.

"Народы России"


Леность вогулов составляет главную причину их бедности, а равнодушие к своему положению поразительно. Часто случается, что к семействе нечего есть, а вогул курит себе трубку и играет в карты.

При всех недостатках у вогула есть и хорошие черты: сострадание и гостеприимство. Перед начальством вогулы боязливы, между собою тихи, а с промышленниками, приезжающими к ним за мехами и рыбою, даже хитры. Так, вогул сразу не покажет всего своего товара, а сделает это постепенно, чтобы подзадорить покупателя. Но зато, как только отведает он водки, то вся хитрость его тотчас же исчезает, твердость пропадает, он делается мягким и сговорчивым.

"Народы России"

И в заключение сегодняшнего обзора - пара народных вогульских песен. Итак - споёмте, друзья!

про самоедов. откуда произошло это жуткое «самоед»? почему так назвали породу собак? они что сами себя едят?

  1. Свое название порода получила по названию племен самоедов, которые жили на Севере России и в Сибири. Эти кочевые племена (ныне ненцы) нуждались в четвероногих помощниках, которые могли бы перевозить тяжело груженые нарты на огромные расстояния, пасти стада оленей на бескрайних северных просторах и согревать детей своим теплом в трескучие морозы. Таким незаменимым помощником стала для них самоедская лайка, которую сейчас чаще называют самоедом.
  2. Ну с названием «самоед» или «самоедская лайка» все более-менее понятно — лайка принадлежащая Самоедам.
    Существует несколько версий происхождения слова САМОЕД.
    По одной версии, Самоеды (племя) (летописное — самоядь) получили это имя от старорусского слова «самоединый», означавшего «единение внутри себя». Так, как эти северные племена жили очень замкнуто, и люди, принадлежавшие к какому-либо одному племени не общались с людьми из другого племени.
    По другой версии, слово Самоед образовано сочетанием слов сам и едет, потому что ездили на лыжах — «сами ездили».
    По третьей, наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna — «земля саамов».
    По четвртой (очень мало приверженцев) , в племени самоедов раньше ели людей даже мясо собственных друзей после смерти их мешали они с дичью и поглощали, как о том рассказывают Плиний и Олай Великий их и прозвали самоедами от русских слов сам и ем.
    Поначалу самоедами называли только ненцев самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.
    Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (ед. ч.) , самоди (множ. ч.) , использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 30-х годах XX века повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название Самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 г. советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым, вместо прозрачного по значению, с точки зрения русского языка, и потому кажущегося обидным слова самоеды. В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в русском языке, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма типа нем. Samojeden (самоеды) .
  3. Когд чукчи ехали на санках запряженных этими собаками, то на белом снегу издалека собак почти не было видно, казалось что сани едут сами по себе, вот отсюда и название этой народности и собак.
  4. собака одомашнена минимум 10 тыс лет а потому все то что про нас говорят что нашему народу 2 тыс лет неправда и то что нет археологических находок не значит что тут не жили люди ибо тут раньше была Великая ТАРТАРИЯ И ВЫШЕ В РАЙОНЕ СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА ГИПЕРБОРЕЯ а потому некоторые ученые такие неграмотные что поражает их не профессионализм
  5. Такая порода собак, как самоедская лайка, пришла к нам с севера. Свое название она получила благодаря северному народу, носившему название самоедов. Именно они первыми начали использовать лаек как ездовых собак, запрягая их в сани. Конечно, многие люди, живущие в этих районах, чаще всего как тяговую силу использовали оленей, однако собаки значительно лучше справлялись со своими обязанностями.
    Они обладали чутьем, которого не было у оленей, благодаря чему они могли обходить особо опасные зоны. Кроме того, они очень выносливы, и содержать их оказалось значительно проще.
  6. я то подумала что сами себя едят

Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон) на современной карте России. Внизу справа виден ареал саянских самодийцев

Самоди́йцы , самое́ды - общее название коренных малочисленных народов России: ненцев , энцев , нганасан , селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев , койбал , моторов , тайгийцев, карагасов и сойотов), говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы , образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью . Большинство самодийских народов (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) проживает в Ненецком автономном округе Архангельской области , Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края .

История

Самоедка. Конец XVIII века.

Название

Самоедка в летнем платье. Конец XVIII века.

Поначалу самоедами (также «самоядь» , «самоедины» ) называли только ненцев - самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.

Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (единственное число), самоди (множественное число), использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 1930-х годах повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название самодийские народы , или самодийцы , было предложено в году советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым вместо прозрачного по значению с точки зрения русского языка и потому обидного слова самоеды . В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в

Карта земель населенных самоедами и остяками, вторая половина XVIII в.

Самоеды - Урало-алтайская народность, близкая к финнам , но отличающееся от них типом и языком.

Имя их произошло не от "само-едения", то есть людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари , жившие некогда восточнее, чем теперь. Самоеды живут как в Европейской России , на востоке Архангельской губернии, так и в Сибири , по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х годов видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к северу, самоеды спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам самоедов принадлежат койбалы, карагассы , сагайцы , моторы и другие, а также сойоты , или урянхайцы . Собственно самоеды имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей - остяков. Они меньше ростом (1,51-1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи - смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз - большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77-78, тогда как у самоедов он около 82). Лицо у самоедов не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы . Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен.

Пo языку самоеды разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские самоеды и собственно юраки ; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к северу, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей , диких оленей, тюленей и так далее, а к зиме возвращаются на юг в лесную полосу. Живут самоеды в чумах - конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку . Зимою охотятся на соболей , куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число самоедов, вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. Самоеды прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых самоеды служат по найму пастухами.

Большинство самоедов считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили ещё почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.

Д. А.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова самоеды

самоеды в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

самоеды

самоедов, ед. самоед, самоеда, м.

    Прежнее, ныне не применяющееся Название ненцев.

    Название группы северных народностей, в к-рую входят ненцы, тавгийцы и др. (лингв.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

самоеды

Ов, ед. -ед, -а, м. Прежнее название ненцев и нек-рых других северных народов.

ж. самоедка, -и.

прил. самоедский, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

самоеды

мн. устар.

    Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы.

    Представители этих народностей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

самоеды

САМОЕДЫ (летописное - самоядь) (от самэемне, на саамском языке - земля саамов)

    старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.

    Устаревшее название самодийских народов.

Самоеды

(в русских источниках также самоядь , самоедины), старое название народов, говорящих на самодийских языках, ≈ ненцев (самоеды, самоеды-юраки), энцев (енисейские самоеды), нганасан (самоеды-тавгийцы), селькупов (остяко-самоеды). О происхождении названия «С. « единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы. В советской исторической и этнографической литературе ныне вместо название «С.» употребляется название самодийцы (см. Самодийские народы).

Лит.: Народы Сибири, М. ≈ Л., 1956.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх