Задания муниципального районного этапа всероссийской олимпиады школьников. Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике

8 КЛАСС

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Ф. И.О. учащегося _____________________________________________________________________

Дата рождения __________________________ Класс ____,__ Дата «_____ » ______20__г.

Оценка (макс. 100 баллов) _________

Задание 1. Выберите правильный ответ:

«Золотое правило нравственности» гласит:

1) «Око за око, зуб за зуб»;

2) «Не сотвори себе кумира»;

3) «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»;

4) «Почитай отца твоего и мать твою».

Ответ: ___

Задание 2. Выберите правильный ответ:

Возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности называется: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) эмансипация; 4) социализация.

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 3. Выберите правильный ответ:

В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет

1) Указы Президента РФ 3)Уголовный кодекс РФ

2) Конституция РФ 4) Постановления правительства РФ

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 4. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. Пр…в…легия – преимущество, предоставленное кому-либо.

2. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.

3. Т…л…рантн…сть – терпимость к чужим мнениям.

Задание 5. Заполните пропуск в ряду.

1. Род, …….., народность, нация.

2. Христианство, ………, буддизм.

3. Производство, распределение, ………, потребление.

Задание 6. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1.Верховенство права, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека

2.Мера стоимости, средство накопления, средство платежа.

3. Обычай, прецедент, закон.

1. ________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

Задание 7. Ответьте «да» или «нет»:

1) Человек по своей природе существо биосоциальное.

2) Под общением понимают только обмен информацией.

3) Каждый человек индивидуален.

4) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.

5) Каждый человек рождается личностью.

6) Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

7) Общество относится к саморазвивающимся системам.

8) В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.

9) Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

10) Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

За один правильный ответ – 2 балла (Максимальный бал – 8).

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

Задание 1 (За правильный ответ – 2 балла)

Задание 2 (За правильный ответ – 2 балла)

Задание 3 (За правильный ответ – 2 балла)

Задание 4 (За правильно указанную букву – 1 балл. Максимум – 8 баллов)

  1. Привилегия. 2. Дивиденд. 3. Толерантность

Задание 5 (За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимум – 9 баллов)

1. Племя. 2. Ислам. 3. Обмен.

Задание 6 (За каждый правильный ответ – 4 балла. Максимум – 12 баллов)

1. Признаки правового государства

2. Функции денег

3. Источники права.

Задание 7 По 2 балла за каждый правильный ответ. (Максимум за задание – 20 баллов)

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике

Горно-Алтайск, 2008 г.

Муниципальный этап олимпиады проводятся на основании Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.01.01 г. № 000.

Этапы Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ , реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Критерии оценивания

Задания математических олимпиад являются творческими, допускают несколько различных вариантов решений. Кроме того, необходимо оценивать частичные продвижения в задачах (например, разбор важного случая, доказательство леммы, нахождение примера и т. п.). Наконец, возможны логические и арифметические ошибки в решениях. Окончательные баллы по задаче должны учитывать все вышеперечисленное.

В соответствии с регламентом проведения математических олимпиад школьников каждая задача оценивается из 7 баллов.

Соответствие правильности решения и выставляемых баллов приведено в таблице.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное. Однако решение содержит существенные ошибки либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений.

Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев, или в задаче типа «оценка + пример» верно получена оценка.

Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.

Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, продвижения отсутствуют.

Решение отсутствует.

Важно отметить, что любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снимать баллы за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри.

В то же время любой сколь угодно длинный текст решения, не содержащий полезных продвижений, должен быть оценен в 0 баллов.

Порядок проведения муниципального этапа олимпиады

Муниципальный этап Олимпиады проводится в один день в ноябре-декабре для учащихся 7-11 классов. Рекомендуемое время проведения олимпиады – 4 часа.

Тематика заданий школьного и муниципального этапов олимпиады

Олимпиадные задания школьного и муниципального этапов составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений. Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков (факультативов).

Ниже приводятся только те темы, которые предлагается использовать при составлении вариантов заданий ТЕКУЩЕГО учебного года.

Журналы: «Квант», «Математика в школе»

Книги и методические пособия:

, Математические олимпиады Московской области . Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Физматкнига, 200с.

, Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

, Московские математические олимпиады. – М.: Просвещение, 1986. – 303 с.

, Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994. – 272 с.

Сборник олимпиадных задач по математике. – М.: МЦНМО, 2005. – 560 с.

Задачи по планиметрии. Изд. 5-е испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2006. – 640 с.

, Канель-, Московские математические олимпиады г. / Под ред. . – М.: МЦНМО, 2006. – 456 с.

1. Поставьте вместо звездочек в выражение *+ ** + *** + **** = 3330 десять различных цифр так, чтобы получилось верное равенство.

2. Коммерсант Вася занялся торговлей. Каждое утро он
покупает товар на некоторую часть имеющихся у него денег (возможно, на все имеющиеся у него деньги). После обеда он продает купленный товар в два раза дороже, чем купил. Как нужно торговать Васе, чтобы через 5 дней у него было ровнорублей, если сначала у него было 1000 рублей.

3. Разрежьте квадрат 3 х 3 на две части и квадрат 4x4на две части так, чтобы из получившихся четырех кусков можно было сложить квадрат.

4. В таблицу 2x5 записали все натуральные числа от 1 до 10. После этого подсчитали каждую из сумм чисел по строке и по столбцу (всего получилось 7 сумм). Какое наибольшее количество этих сумм может ока­заться простыми числами?

5. Для натурального числа N вычислили суммы всех пар соседних цифр (например, для N = 35 207 сум­мы составляют {8, 7, 2, 7}). Найдите наименьшее N , для которого среди этих сумм есть все числа от 1 до 9.

8 класс

1. Вася возвел натуральное число А в квадрат, записал результат на доску и стер последние 2005 цифр. Могла ли последняя цифра оставшегося на доске числа равняться единице?

2. На смотре войска Острова Лжецов и Рыцарей (лжецы всегда лгут, рыцари всегда говорят правду) вождь по­строил всех воинов в шеренгу. Каждый из воинов, стоящих в шеренге, сказал: «Мои соседи по шерен­ге - лжецы». (Воины, стоящие в концах шеренги, сказали: «Мой сосед по шеренге - лжец».) Какое наибольшее число рыцарей могло оказаться в шерен­ге, если на смотр вышли 2005 воинов?

3. У продавца есть стрелочные весы для взвешивания сахара с двумя чашками. Весы могут показывать вес от 0 до 5 кг. При этом сахар можно класть только на левую чашку, а гири можно ставить на любую из двух чашек. Какое наименьшее количество гирь до­статочно иметь продавцу, чтобы взвесить любое коли­чество сахара от 0 до 25 кг? Ответ объясните.

4. Найдите углы прямоугольного треугольника, если из­вестно, что точка, симметричная вершине прямого угла относительно гипотенузы, лежит на прямой, проходящей через середины двух сторон треуголь­ника.

5. Клетки таблицы 8x8 покрашены в три цвета. Оказа­лось, что в таблице нет трехклеточного уголка, все клетки которого одного цвета (трехклеточный уго­лок - это фигура, получаемая из квадрата 2x2 уда­лением одной клетки). Также оказалось, что в табли­це нет трехклеточного уголка, все клетки которого трех разных цветов. Докажите, что количество кле­ток каждого цвета четно.

1. Набор, состоящий из целых чисел а, Ь, с, заменили на набор а - 1, Ь + 1, с2. В результате получившийся набор совпал с исходным. Найдите числа а, 6, с, если известно, что их сумма равна 2005.

2. Вася взял 11 подряд идущих натуральных чисел и перемножил их. Коля взял эти же 11 чисел и сложил их. Могли ли две последние цифры результата Васи совпасть с последними двумя цифрами результата Коли?

3. На основании АС треугольника ABC взята точка D .
Докажите, что окружности, вписанные в треугольни­ки ABD и CBD , точками касания не могут делить отрезок BD на три равные части.

4. Каждая из точек плоскости покрашена в один из
трех цветов, причем все три цвета используются. Верно ли, что при любой такой покраске можно вы­брать окружность, на которой есть точки всех трех цветов?

5. Хромая ладья (это ладья, которая может ходить толь­ко по горизонтали или только по вертикали ровно на 1 клетку) обошла доску 10 х 10 клеток, побывав на каждой клетке ровно по одному разу. В первой клет­ке, где побывала ладья, запишем число 1, во второй - число 2, в третьей - 3 и т. д. до 100. Могло ли ока­заться так, что сумма чисел, записанных в двух со­седних по стороне клетках, делится на 4?

Комбинаторные задачи.

1. Набор, состоящий из чисел а, Ь, с, заменили на набор а4 - 2Ь2, Ь 4 - 2с2, с4 - 2а2. В результате получившийся набор совпал с исходным. Найдите числа а, Ь, с, если их сумма равна - 3.

2. Каждая из точек плоскости покрашена в один из
трех цветов, причем все три цвета используются. Вер­
но ли, что при любой такой покраске можно выбрать
окружность, на которой есть точки всех трех цветов?

3. Решите в натуральных числах уравнение

НОК (а; Ь) + НОД (а; Ь) = а Ь. (НОД - наибольший общий делитель, НОК - наи­меньшее общее кратное).

4. Окружность, вписанная в треугольник ABC , касается
сторон АВ и ВС в точках Е и F соответственно. Точки
М и N - основания перпендикуляров, опущенных из точек А и С на прямую EF . Докажите, что если стороны треугольника ABC образуют арифметическую прогрессию и АС – средняя сторона, то ME + FN = EF .

5. В клетках таблицы 8x8 расставлены целые числа.
Оказалось, что если выбрать любые три столбца и любые три строки таблицы, то сумма девяти чисел, сто­ящих на их пересечении, будет равна нулю. Докажи­те, что все числа в таблице равны нулю.

1. Синус и косинус некоторого угла оказались различ­ными корнями квадратного трехчлена ах2 + Ъх + с. Докажите, что Ъ2 = а2 + 2ас.

2. Для каждого из 8 сечений куба с ребром а, являю­щихся треугольниками с вершинами в серединах ребер куба, рассматривается точка пересечения высот сечения. Найдите объем многогранника с вершинами в этих 8 точках.

3. Пусть у = k 1 x + b 1 , у = k 2 x + b 2 , у = k 3 x + b 3 - уравне­ния трех касательных к параболе у=х2. Докажите, что если k 3 = k 1 + k 2 , то b 3 2 (b 1 + b 2 ).

4. Вася назвал натуральное число N. После чего Петя
нашел сумму цифр числа N , потом сумму цифр числа
N + 13 N , потом сумму цифр числа N + 2 13 N , потом
сумму цифр числа N + 3 13N и т. д. Мог ли он каж­
дый следующий раз получать результат, больший
предыдущего?

5. Можно ли нарисовать на плоскости 2005 ненулевых
векторов так, что из любых десяти из них можно
выбрать три с нулевой суммой?

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

7 класс

1. Например, 5 + 40 + 367 + 2918 = 3330.

2. Один из вариантов следующий. Первые четыре дня Вася должен покупать товар на все имеющиеся у него деньги. Тогда через четыре дня у него будетрублей (100На пятый день он должен купить товар на 9000 руб­лей. У него останется 7000 рублей. После обеда он продаст товар зарублей, и у него станет ровнорублей.

3. Ответ. Два из возможных примеров разрезания при­ведены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1 +

Рис. 2

4 . Ответ. 6.

Если бы все 7 сумм были бы простыми числами, то простыми в частности были бы две суммы по 5 чисел. Каждая из этих сумм больше 5. Если бы обе эти сум­мы были простыми числами больше 5, то каждая из этих сумм была бы нечетной (поскольку только 2 яв­ляется простым четным числом). Но если мы сложим эти суммы, получим четное число. Однако в эти две суммы входят все числа от 1 до 10, и их сумма равна 55 - числу нечетному. Поэтому среди полученных сумм не больше 6 будут простыми числами. На рисун­ке 3 показано, как расставить числа в таблице, чтобы получить 6 простых сумм (в нашем примере все сум­мы по 2 числа равны 11, и.1 + 2 + 3 + 7 + 6 = 19). Замечание. За пример без оценки - 3 балла.

Рис. 3

5. Ответ. N = 1

Число N по крайней мере десятизначное, так как раз­личных сумм 9. Поэтому наименьшее число десяти­значное, при этом каждая из сумм

1, ..., 9 должна встречаться ровно один раз. Из двух десятизначных чисел, начинающихся с одинаковых цифр, то меньше, у которого первая различающаяся цифра меньше. Поэтому первая цифра числа N равна 1, вторая - 0. Сумма 1 уже встретилась, поэтому наименьшая третья цифра - 2 и т. д.

8 класс

1. Ответ. Могла.

Рассмотрим, например, число А =на конце 1001 ноль). Тогда

А2 = 1 на кон­це 2002 ноля). Если стереть последние 2005 цифр, то останется число 1.

2. Ответ. 1003.

Заметим, что два воина, стоящие рядом, не могли оказаться рыцарями. Действительно, если бы они оба были рыцарями, то они оба сказали неправду. Выбе­рем воина, стоящего слева, и разобьем ряд из остав­шихся 2004 воинов на 1002 группы по два рядом сто­ящих воина. В каждой такой группе не более одного рыцаря. То есть среди рассматриваемых 2004 воинов не более 1002 рыцарей. То есть всего в шеренге не бо­лее 1002 + 1 = 1003 рыцарей.

Рассмотрим шеренгу: РЛРЛР...РЛРЛР. В такой ше­ренге стоит ровно 1003 рыцаря.

Замечание. Если дан только ответ, ставить 0 баллов, если приведен только пример, - 2 балла.

3. Ответ. Две гири.

Одной гири продавцу не хватит, поскольку для взве­шивания 25 кг сахара требуется гиря весом не менее 20 кг. Имея только такую гирю, продавец не сможет взвесить, например, 10 кг сахара. Покажем, что про­давцу хватит двух гирь: одной весом 5 кг и одной ве­сом 15 кг. Сахар весом от 0 до 5 кг можно взвесить без гирь. Чтобы взвесить от 5 до 10 кг сахара, нужно поставить гирю в 5 кг на правую чашку. Чтобы взве­сить от 10 до 15 кг сахара, нужно поставить гирю в 5 кг на левую чашку, а гирю в 15 кг на правую чашку. Чтобы взвесить от 15 до 20 кг сахара, нужно поставить гирю в 15 кг на правую чашку. Чтобы взвесить от 20 до 25 кг сахара, нужно поставить гири в 5 кг и 15 кг на правую чашку.

4. Ответ. 60°, 30°, 90°.

В данной задаче приведено подробное решение. Прямая, проходящая через середины катетов, делит высоту СН пополам, поэтому искомая точка Р MN , где М и N - середины катета и гипотенузы (рис. 4), т. е. MN - средняя линия АВС.

Рис. 4





Тогда MN || ВС => Р = BCH (как внутренние на­крест лежащие углы при параллельных прямых) => ВСН = NPH (CHB = PHN = 90°,

СН = РН - по стороне и острому углу) => ВН = NH => CN = СВ = а (в равнобедренном треугольнике высота является бис­сектрисой). Но CN - медиана прямоугольного тре­угольника ABC , поэтому CN = BN (ясно, если описать около треугольника ABC окружность) => BCN - равносторонний, следовательно, B - 60°.

5. Рассмотрим произвольный квадратик 2х2. В нем не может быть клеток всех трех цветов, так как тогда можно было бы найти трехклеточный уголок, все клетки которого трех разных цветов. Также в этом квадратике 2x2 все клетки не могут быть одного цвета, так как тогда можно было бы найти трехкле­точный уголок, все клетки которого одного цвета. Значит, в этом квадратике клетки только двух цве­тов. Заметим, что в этом квадратике клеток одного цвета не может быть 3, так как тогда можно было бы найти трехклеточный уголок, все клетки которого од­ного цвета. То есть в этом квадратике по 2 клетки двух разных цветов.

Разобьем теперь таблицу 8x8 на 16 квадратиков 2 х 2. В каждом из них либо нет клеток первого цве­та, либо две клетки первого цвета. То есть всего кле­ток первого цвета четное количество. Аналогично клеток второго и третьего цветов четное количество.

9 класс

1. Ответ. 1003, 1002, 0.

Из того, что наборы совпадают, следует равенство а + Ь + с = а -1 + Ь + 1 + с2. Получаем с= с2. То есть с = 0 или с = 1. Так как с = с2, то а - 1 = Ь, Ь + 1 = а. Это означает, что возможны два случая: набор Ь + 1, Ь, 0 и Ь + 1, Ь, 1. Из того, что сумма чисел набора рав­на 2005, в первом случае получаем 2Ь + 1 = 2005, Ь = 1002 и набор 1003, 1002, 0, во втором случае по­лучаем 2 Ь + 2 = 2005, Ь= 1001, 5 - не целое число, т. е. второй случай невозможен. Замечание. Если дан только ответ, то ставить 0 баллов.

2. Ответ. Могли.

Заметим, что среди 11 подряд идущих натуральных чисел есть два, делящиеся на 5, и есть два четных числа, поэтому их произведение оканчивается на два нуля. Заметим теперь, что а + (а + 1) + (а + 2) + ... + (а + 10) = (а + 5) 11. Если взять, например, а = 95 (т. е. Вася выбрал числа 95, 96, ..., 105), то сумма также будет заканчиваться на два нуля.

3. Пусть Е, F , К, L , М, N - точки касания (рис. 5).
Предположим, что DE = EF = FB = х. Тогда АК =
= AL = a , BL = BE = 2х, ВМ = BF = х, CM = CN = c ,
DK = DE = х, DN = DF = 2 x => AB + BC = a + Зх + с =
= AC , что противоречит неравенству треугольника.

Замечание. Так же доказывается невозможность равенст­ва BF = DE . Вообще, если для вписанной в треуголь­ник ABD окружности Е - точка касания и BF = DE , то F - точка, в которой вневписанная окружность AABD касается BD .


Рис. 5 А К D N С

4. Ответ. Верно.

А первого цвета и точку В l . Если вне прямой l ABC , А, В и С). Значит, вне прямой l D ) лежит на прямой l А и D , l I В и D , l l

5. Ответ. Не могло.

Рассмотрим шахматную раскраску доски 10 х 10. За­метим, что из белой клетки своим ходом хромая ладья попадает в черную, а из черной клетки - в белую. Пусть ладья начала обход с белой клетки. Тогда 1 будет стоять в белой клетке, 2 - в черной, 3 - в белой, ..., 100 - в черной. То есть в белых клетках будут стоять нечетные числа, а в черных - четные. Но из двух соседних по стороне клеток одна - черная, а другая - белая. То есть сумма чи­сел, записанная в этих клетках, всегда будет нечет­ной, и не будет делиться на 4.

Замечание. За «решения», в которых рассматривается только пример какого-то обхода, ставить 0 баллов.

10 класс

1. Ответ, а = Ъ = с = - 1.

Из того, что наборы совпадают, следует совпаде­ние их сумм. Значит, а4 - 2Ь2 + Ь 4 - 2с2 + с4 - 2а2 = а + Ь + с = -3, (а+ (Ь2 - 1)2 + (с= 0. От­куда а2 - 1 = Ь2 - 1 = с2 - 1 = 0, т. е. а = ±1, Ь = ±1, с = ± 1. Условию а + Ь + с = -3 удовлетворяют только а = Ь = с = - 1. Осталось проверить, что найденная тройка удовлетворяет условиям задачи.

2. Ответ. Верно.

Предположим, что нельзя выбрать окружность, на которой есть точки всех трех цветов. Выберем точку А первого цвета и точку В второго цвета и проведем через них прямую l . Если вне прямой l найдется точ­ка С третьего цвета, то на окружности, описанной около треугольника ABC , найдутся точки всех трех цветов (например, А, В и С). Значит, вне прямой l нет точек третьего цвета. Но раз хотя бы одна точка плоскости покрашена в третий цвет, то эта точка (на­зовем ее D ) лежит на прямой l . Если теперь рассмот­реть точки А и D , то аналогично можно показать, что вне прямой l I нет точек второго цвета. Рассмотрев точки В и D , можно показать, что вне прямой l нет точек первого цвета. То есть вне прямой l нет покра­шенных точек. Получили противоречие с условием. Значит, можно выбрать окружность, на которой есть точки всех трех цветов.

3. Ответ, а = b = 2.

Пусть НОД (a; b) = d. Тогда а = a 1 d , Ъ = b 1 d , где НОД (a 1 ; b 1 ) = 1. Тогда НОК (а; Ъ) = a 1 b 1 d . Отсюда a 1 b 1 d + d = a 1 d b 1 d , или a 1 b 1 + 1 = a 1 b 1 d . Откуда a 1 b 1 (d - 1) = 1. To есть al = bl = 1 и d = 2, значит, a= b = 2.

Замечание. Другое решение можно было получить, восполь­зовавшись равенством НОК (a; b) НОД (a; b) = ab.

Замечание. Если дан только ответ, то ставить 0 баллов.

4. Пусть ВР - высота равнобедренного треугольника FBE (рис. 6).

Тогда из подобия треугольников АМЕ ~ ВРЕ следует, что https://pandia.ru/text/78/390/images/image028_3.gif" width="36 height=31" height="31">.

21 февраля в доме Правительства РФ состоялась церемония вручения премий Правительства в области образования за 2018 год. Награды лауреатам вручила заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова.

В числе лауреатов премии — сотрудники Лаборатории по работе с одаренными детьми. Премию получили преподаватели национальной сборной РФ на IPhO Виталий Шевченко и Александр Киселев, преподаватели сборной РФ на IJSO Елена Михайловна Снигирёва (химия) и Игорь Киселев (биология) и руководитель сборной РФ проректор МФТИ Артём Анатольевич Воронов.

Основными достижениями, за которые коллектив был удостоен правительственной награды — 5 золотых медалей команды России на IPhO-2017 в Индонезии и 6 золотых медалей команды на IJSO-2017 в Голландии. Каждый школьник привез домой золото!

Такой высокий результат на международной олимпиаде по физике был достигнут командой России впервые. За всю историю существования IPhO с 1967 года ни сборной России, ни сборной СССР никогда раньше не удавалось завоевать пять золотых медалей.

Сложность задач олимпиады и уровень подготовки команд других стран непрерывно растет. Однако сборная России все последние годы оказывается в пятерке лучших команд мира. Для того чтобы добиваться высоких результатов, преподаватели и руководство сборной совершенствуют систему подготовки к межнару в нашей стране. Появились учебные школы, где школьники подробно изучают наиболее трудные разделы программы. Активно создается база экспериментальных задач, выполняя которые ребята готовятся к экспериментальному туру. Проводится регулярная дистанционная работа, в течение года подготовки ребята получают около десяти теоретических домашних заданий. Большое внимание уделяется качественному переводу условий задач на самой олимпиаде. Совершенствуются учебные курсы.

Высокие результаты на международных олимпиадах — это результат долгой работы большого числа педагогов, сотрудников и студентов МФТИ, личных преподавателей на местах, и упорного труда самих школьников. Кроме вышеупомянутых лауреатов премии, огромный вклад в подготовку национальной сборной внесли:

Федор Цыбров (создание задач квалификационных сборов)

Алексей Ноян (экспериментальная подготовка сборной, разработка экспериментального практикума)

Алексей Алексеев (создание задач квалификационных сборов)

Арсений Пикалов (подготовка теоретических материалов и проведение семинарских занятий)

Иван Ерофеев (многолетняя работа по всем направлениям)

Александр Артемьев (проверка домашних заданий)

Никита Семенин (создание задач квалификационных сборов)

Андрей Песков (разработка и создание экспериментальных установок)

Глеб Кузнецов (экспериментальная подготовка сборной)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх