Творческое задание по теме имя существительное. Имя существительное (карточки)

Разноуровневые задания по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Собственные и нарицательные.

1 уровень .
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, река, Нина, лев, окно, Амур.


2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика .
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные .
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. (мужской /женский/ средний)
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных .
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


3 уровень .
Составьте рассказ, используя данные слова :
Утро, дождь, плащ, луч солнца, зонт, туча, лето.
Определите род всех имён существительных .

Число имён существительных .
1 уровень.
Запишите слова в два столбика . (единственное / множественное )
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите род и число существительных .

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам .
Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче .


2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.


3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных .
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж . Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .


2 уровень .
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падеж и род. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные :

бури, грибы.


2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных .
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).


3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий - переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

    Выпишите из текста имена собственные.

    Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

    Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

    Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

    Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

    Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

    Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

    Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упражнение 2.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает. Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ . У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ . Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________. Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить. Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Морфологические категории имен существительных

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Одушевленные

Неодушевленные

Мужской род

Женский род

Средний род

Тест по теме "Имя существительное"

1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) растение, трое, возгорание, поле

Б) каре, тире, варьете, вместе

В) натрий, карий, алюминий, всякий

Г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

А) буйвол, воробей, зверь

Б) народ, труп, студенчество

В) робот, покойник, туз

Г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?

А) зрение - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения

Б) росток - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения

В невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

Г) человек - существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, и ночь , и звезды , и луну?

А) рощи - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

Б) уединенье - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

В) ночь - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

Г) звезды - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ?

А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим

Б) портретистом - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

В) Репину - существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Г) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

Цели урока: в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока - лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
- Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

Правила лингвистического турнира.
1) Своей команде помогай,
Другим командам не мешай.
2) Настойчив будь, но не спеши.
Своим ответом не смеши.
3) Гордись успехами своими
И уважай успех других.
4) Не хвастайся сверх меры, не кричи -
Зазнайства это палачи!
Всё усвоили?
Вперёд,
Любознательный народ!
Будет турнир занимательный,
Слушайте задания внимательно,
А кто уснёт, -
Тот ни с чем и уйдёт!

1. Представление имени существительного командами (приложение №1)

  • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
  • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
  • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

2. Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
*** Лежал, лежал
Да в реку побежал. (Снег)
*** Не живое,
А на всех языках говорит. (Эхо)
*** День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
*** За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)
*** Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
*** Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдёт. (Дождь)
*** Круглые глаза мигают,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит в дупле погожим днём. (Сова)
*** И в дождь, и в зной
Надёжный друг
Укрыться нам поможет:
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
*** Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
*** Какое домашнее животное любит
Смотреть на новые ворота? (Баран)
*** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
*** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
*** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
*** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
*** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

3. Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

  • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж);
  • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число, именительный падеж);
  • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
(Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

4. «Аукцион» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием.
Аукцион (лат.яз.) - способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую цену

Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

  • ФИО известных писателей;
  • ФИО известных композиторов;
  • ФИО известных художников

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

5. «Бумеранг» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием
Бумеранг (англ. яз.) - изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

  • Жюри (строгое)
  • Кольраби (вкусная)
  • Шимпанзе (весёлый)
  • Рояль (чёрный)
  • Такси (новое)
  • Кофе (чёрный)
  • Кафе (красивое)
  • Мадам (пожилая)
  • Салями (свежая)
  • Тбилиси (красивый)
  • Тюль (новый)
  • Сухуми (замечательный)
  • Мозоль (шершавая)
  • Повидло (кислое)
  • «Юманите» (утренняя)
  • Миссисипи (широкая)

6. Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
1. Земля - земель
Туфля - Х

2. Ботинки - ботинок
Сапоги - Х

1. Директор - директора
Торт - Х

2. Носки - носков
Сапоги - Х

1. Плейер - плейеры
Профессор - Х

2. Ананасы - ананасов
Яблоки - Х

7. Подберите антонимы.
Злость (доброта)
Трусость (смелость)
Равнодушие (активность)
Лень (трудолюбие)
Лживость (честность)
Ссора (дружба)

8. Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
1. «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

  • бутерброд
  • шпаргалка
  • комар

2. «Собери слова»
Совет- -щик-
Гон- -онок-
Медвеж- -чик-
Велосипед- -ик-
Хваст- -ун-
Нож- -ист-
Замоч- -ек-

3. Подберите существительные к словам:
Полоскать…
Поласкать…
Отварить…
Отворить…
Сидеть…
Седеть…

9. Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше существительных из букв слова существительное.
(Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

10. Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11)

  1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
  2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
  3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

11. «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет - наш друг и незаменимый помощник!
(Приложение к учебнику русского языка)

12. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение №1
Представление командами имени существительного.
1) Команда «АБВГДейка» (Сценка)
Всем привет!

Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу - буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность - непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня - быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

2) Команда «Почемучки» (Инсценировка)
Капризная иностранка
Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
- Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
- Пардон, - сказало Иностранное Существительное. - Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
- Но как же Вы тогда будете склоняться? - удивился Словарь.
- Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
- Позвольте, - возмутился Словарь. - Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
- Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
- Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

3) Команда «Лингвистята» (Песня)
Здравствуйте!
Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на -мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание -и. А в творительном падеже у нас окончание -ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя,
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак наш - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать - воевать!
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь,
Всем милее мирный путь…
Песню нашу не забудь!


Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Индивидуализация обучения – важнейшее требование, предъявляемое к современной дидактической системе. Дифференцированные подходы в преподавании русского языка позволяют «оптимизировать фиксацию, накопление и передачу языковой информации» , организовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечить наилучшую скорость обучения, обратить внимание на личность обучающегося, развитие его индивидуальности. При этом именно изучение русского языка заслуживает особого внимания, так как «познание языка и становление личности – эти процессы имеют между собой глубинную связь» .

Современный педагог в ходе изучения каждой темы не должен ориентироваться на среднего ученика, и именно дифференциация и индивидуализация обучения помогут ему обратить внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. По определению М.А. Брагиной, Н.А. Красс, «к сильным учащимся относят способных детей, которые легко и быстро усваивают изучаемый материал в максимальном объёме, без усилий овладевают формальными структурами, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить обоснованные способы решения задач и свободно переключаться с одной умственной операции на другую» .

При организации работы слабых учащихся индивидуальные задания нужны для повышения уровня их учебной мотивации и повышения самооценки. Особые же индивидуальные задания для сильных обучающихся, как мы уже отмечали, «не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен» .

Цель данной статьи – описать виды индивидуальных заданий более высокого (повышенного) уровня сложности по теме «Имя существительное» раздела курса русского языка «Морфология»; привести примеры заданий каждого вида.

Во-первых, помогут активизировать восприятие учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания э вристические вопросы . Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации учебного процесса, основанный на эвристике – способе анализа различных явлений и процессов, принятия решений, требующих находчивости, интуиции, развитого опыта, изобретательности, логики. Отличие эвристических вопросов от обычных состоит в том, что на них нет готового ответа в учебнике, и от учащихся требуются умения сопоставлять информацию, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения и под. Е.В. Гетманская отмечает: «Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам решения являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал» .

Мы предлагаем использовать при изучении имени существительного следующие эвристические вопросы.

  1. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?
  2. Почему разряды существительных называются лексико-грамматическими?
  3. Какие ещё части речи имеют лексико-грамматические разряды? Назовите эти разряды.
  4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?
  5. Каково происхождение несклоняемых существительных? Почему они не склоняются?
  6. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?
  7. Обязательной ли грамматической категорией в системе языка является падеж?
  8. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?
  9. Почему некоторые падежные формы называют омонимичными? Зачем нужно уметь их различать?
  10. Чем отличается система склонений, описанная в школьном учебнике, от системы, описанной в других источниках?

Второй предлагаемый нами вид дифференцированных заданий повышенного уровня – индивидуальные карточки . Использовать их можно параллельно с выполнением других заданий другими учащимися, к примеру, во время устных монологических ответов, работы по учебнику, проверки домашнего задания и т. п. Два варианта выполнения индивидуальных заданий – на месте и у доски. Первый более предпочтителен с точки зрения экономии времени, второй позволяет в ходе дальнейшей совместной проверки привлечь к заданию весь учебный коллектив.

Главное условие при подготовке заданий по теме «Имя существительное» – грамотный подбор языкового материала, включение в задание слов, позволяющих максимально раскрыть тот или иной аспект темы. Кроме того, необходимо нацеливать учащихся не только на выполнение задания, но и на объяснение своих действий, своего выбора.

Приведём примеры заданий.

Задание 1. Распределите существительные по столбикам в соответствии с родом. Объясните, как определяется у них род: ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодёжь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство.

Задание 2. Определите род существительных, объясните: рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка, НИИ, ЦСКА, РЯШ .

Задание 3. Определите род имён существительных, объясните: кофе, неженка, тюль, толь, ручей, рояль, путь, фамилия, прорубь, дитя, бремя, щупальце, лебедь, ботинок, мозоль, карусель, бредни, сельпо, МВД, гусли, человек, лаборант Светлова, щи, кимоно .

Задание 4. Определите род имён существительных, объясните: ябеда, чистилище, человечище, шампунь, студень, хлебушко, умница, сель, самбо, Ротару, редкость, пароль, брызги, невежа, Кюри, какаду, картофель, бри, миндаль, дробь, гарь, НКВД, происки .

Задание 5. Определите род имен существительных, объясните: заявление, фамилия, расписание, материя, доктор, Альпы, сирота, ООН, домище, тюль, стремя, умница, именины, ваниль, купчина, толь .

Задание 6. Определите род имен существительных, объясните: молодёжь, карамель, бинокль, сливки, растяпа, мозоль, жарища, туфли (образовать ед. ч.), какао, кофе, шампунь, дедушка, солнышко, домишко, происки, ОРТ .

Задание 7. Определите род имен существительных, объясните: дрожь, выскочка, полюшко, шашки (игра), тюль, ваниль, мозоль, время, дитя, бюро, кашне, Батуми, ОРТ, денди, веретено, размазня, столбище, донышко, сумерки, толь, вуаль, стремя, фиаско, Сочи, информбюро, АЧГАА, мисс, кофе.

Задание 8. Распределите существительные на имеющие коррелятивные формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро, речка, туман, гусли, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело .

Задание 9. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: бард, бюро, Вера, вера, вероятность, гуашь, гурман, Дина, динар, ёж, ежевика, жалость, вода, человечество, зависть, зебра, железо .

Задание 10. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: цветок, цветение, помидор, молоко, учительство .

Задание 11. Определите лексико-грамматические разряды существительных: Валентина, ум, умница, «Комсомольская правда», дождь .

Задание 12. Выделите суффиксы форм оценки, определите род существительных: колечко, платьице, письмецо, пиджачишко, пальтишко, делишки, домишко, золотишко, комнатушка, сараюшка, городишко, штуковина, молодчина, рыбина, обувка, тараканище, пылища, столбище .

Задание 13. Употребите слова как разные части речи, назовите процесс: рабочий, мороженое, раненый, ничья, взрослые, домашние, прошлое, русский, страшное .

Задание 14. Употребите слова как существительные и как прилагательные, назовите процесс: служащий, будущее, молодые, дежурный.

Задание 15. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): инженер, кошка, купечество, обидчик, выключатель, насекомое, дитя, честность, дорога, рабочий, птенец, полк .

Задание 16. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): профессура, толпа, физик, физика, шляпа, щенок, язык, киевлянин, комар, громила, группа .

Задание 17. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Горемыка, долина, проныра, невежда, выскочка.

2. Днище, домище, плечище, детище, болотище.

Задание 18. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Жниво, домишко, яблоко, гнездо, веко.

2. Недотёпа, злюка, воевода, сластёна, растяпа.

Задание 19. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Плеск утих, говор умолк. 2. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо. 3. Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу. 4. Снетков вошёл, и дворянство окружило его. 5. Затем графиня рассказала о неприятностях и кознях против дела соединения церквей .

Задание 20. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Солдатская молодёжь была бледна и растерянна. 2. В сумерках и румяна красоты не прибавят. 3. Снег бывает как величайшая редкость и тает очень быстро. 4. Мальчики играли в казаки-разбойники, а девочки – в дочки-матери. 5. Связь эта утвердилась ещё больше во время студенчества Левина .

Задание 21. Определите тип склонения существительных: дубрава, стремя, аплодисменты, заведующая, расист, княгиня, растяпа, предстудкома, бахча, путь, кассирша, ночь, Александрово (село), свекровь, нож .

Задание 22. Определите тип склонения существительных: ворота, Ильин, кино, неряха, кофе, чай, тюль, мозоль, ЗПУ, семья, дитя, шахматы, комсомол, насекомое, декольте .

Задание 23. Определите тип склонения существительных: девочка, будни, жюри, соловей, невежа, бремя, ЗПУ, путь, насекомое, ночь, передняя, Черных, вожатый, ссора, какао, гений, сирота, семья, рабочий, УНТ, дитя, шахматы, указание, дочь.

Задание 24. Определите тип склонения существительных: аудитория, гараж, мошкара, вальс, ломоть, грипп, будущее, инициалы, туш, тушь, цитата, время, вуз, эскимо, дитя .

Задание 25. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: атташе, миледи, шоссе, фламинго, Хоккайдо, МГУ, маэстро .

Задание 26. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: резюме, протеже, Осло, пани, метро, колибри, Баку .

Задание 27. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – А ларчик просто открывался. 2. Она хвалилась, что хочет море сжечь. – Море не горит .

Задание 28. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Увидеть уши осла. – Заметил осла вдали. 2. Протрите стекло влажной тканью. – Стекло сверкало чистотой .

Задание 29. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): батарея, Сергей .

Задание 30. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): Василий, расстояние .

Задание 31. Определите падежи и их значения: Дорисовать картинку, кусочек мела , разговор подруг ; Лес – это спаситель Земли ; мечтать о победе ; Сережке что-то почудилось, интересоваться математикой .

Задание 32. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление, думать о брате, закалка младшей сестры ; Эта семья – образец для подражания; ждать месяц, посылка бабушке , любуется закатом, изучается студентами .

Задание 33. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление . Заколка младшей сестры . Эта семья – образец для подражания. Ждать месяц . Изучается студентами . Дорисовать картинку . Кусочек мела . Лес – это спаситель Земли. Серёжке что-то почудилось. Встретимся в парке .

Задание 34. Выполните морфологический анализ имени существительного: По ночам 3 мне не хочется спать.

Задание 35. Выполните морфологический анализ имени существительного: В Петербурге 3 мы встретимся снова.

Задание 36. Выполните морфологический анализ имён существительных: В Антарктиде 3 льдины землю 3 скрыли… .

Способствуют актуализации внутрипредметных связей , организации повторения такие индивидуальные карточки, в которых сочетается новое задание с повторением. Главная цель внутрипредметных связей, как отмечает Л.Н. Савина, формировать у учащихся «умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты» .

Примеры заданий:

Задание 1. Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута – минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно .

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ имён существительных: разносчик, СССР, Госплан, перевыборы, безрукавка, баснописец, старший, побережье, животновод, заезд, служащий, чернослив, вагон-ресторан, зам .

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ существительных: расчет, хождение, пятилетка, контрнаступление, профком, бездорожье, мороженое, казачество, перепись, зарплата, Закавказье, газопровод, вожатый, антимир.

Кроме того, очень эффективны комбинированные задания , призванные интегрировать знания учащихся из различных областей филологии:

Задание 1. Выпишите существительные из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, особенности этих категорий, разберите их по составу; определите все части речи в этом стихотворении.

Задание 2. Скажите всё, что можете, о слове с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, орфографии, грамматики: К чему нарушать очарование ? (А. Грин)

Задание 3. Определите часть речи каждого слова, назовите критерии, по которым вы определили: Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось… (И.С. Тургенев).

Задание 4. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К.Г. Паустовский).

Задание 5. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: Я не помню утра более голубого и свежего! (М.Ю. Лермонтов).

Задание 6. Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Задание 7. Образуйте парадигмы слов, определите количество словоформ и тип каждой из них: мой (мест.), молоко, дерзить (настоящее время), красный, четыре, весело (нар.).

Итак, использование индивидуальных заданий повышенного уровня, предназначенных на более сильных по сравнению с основным учебным коллективом учащихся, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность учащимся получить и закрепить знания более высокого уровня, активизируют их и мотивируют сознательное и заинтересованное обучение. Среди заданий повышенного уровня выделяются эвристические вопросы и индивидуальные задания, в том числе комбинированные и актуализирующие внутрипредметные связи.

  • Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 69-73.
  • Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 62. № 8. С. 165-169.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Занимательный материал при изучении имени существительного 1. Стихотворение про существительное Всему название дано и зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету, И всё, что может видеть глаз, Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Оно живет ведь в мире этом, Даёт название предметам. 2. Диалог про существительное - О какой части речи это стихотворение? - Что такое имя существительное? Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы. Имя существительное – важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о чем на свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Малыш произносит свое первое словоэто тоже имя существительное. 1. Конкурс “Что мы знаем об имени существительном” Имена существительные имеют мужской, женский и средний род. Бывают хитрые имена существительные – УМНИЦА, МОЛОДЕЦ, СИРОТА – они имеют общий род. Некоторые имена существительные можно отнести к имени существительному, как женского, так и мужского рода. Например: И ТИХАЯ ЛУНА.КАК ЛЕБЕДЬ ВЕЛИЧАВЫЙ. ПЛЫВЕТ В СЕРЕБРИСТЫХ ОБЛАКАХ.– здесь имя существительное ЛЕБЕДЬ – мужского рода, а у Александра Сергеевича Пушкина: ГЛЯДЬ. ПОВЕРХ ТЕКУЩИХ ВОД ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ ПЛЫВЕТ Имя существительное Лебедь – женского рода. - А сейчас внимание: перед вами слова, нужно определить их род. Команда “Друзья” Команда “Победа” Радио Шампунь Очередь Память Корень картофель пальто мозоль мысль рояль Имена существительные изменяются по числам. (нестандартная форма урока – деление на команды) - Посмотрите внимательно на доску. Команда ДРУЗЬЯ читает имена существительные в единственном числе, А команда ПОБЕДА эти же имена существительные читают во множественном числе, а потом наоборот -из множественного – в единственное число переводит команда ПОБЕДА. Команда “Друзья” Команда “Победа” Окно Конь Озеро Брат Дерево друзья облака дни колосья дворцы Учитель: Внимание! Какая команда назовет больше имен существительных, которые употребляются только во множественном числе. Команда, которая назовет больше слов, победит. Дети: Джинсы, очки, ножницы, вилы, весы, часы, деньги, обои, кудри, брюки, ворота, сливки, переговоры, дрова, грабли, каникулы выборы… Учитель: Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, а вы посчитайте сколько имен существительных в этом отрывке. Возок несется чрез ухабы, Мелькают мимо будки, бабы Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины, моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Дети: Здесь 28 имен существительных Учитель: А как еще изменяются имена существительные? Дети: Имена существительные изменяются по падежам. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова В полях, некошеных косой Все утро дождик лил косой. Дочь грома капля –егоза, Кончая свой высотный путь, Летела с круч, закрыв глаза, В лицо земли, боясь взглянуть, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла. Дети: Косой – чем? Имя существительное Косой – какой? – имя прилагательное Стекла – с чего? Имя существительное Стекла – что сделала? глагол Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Из слов, записанных на доске, надо составить пословицы. Команда «Друзья» 1. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. 2. Другому, яму, упадешь, не, сам, в, нее, рой. 3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. Команда «Победа» 1. Не, все, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. 2. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. 3. Коню, не, в, даренному, зубы, смотрят. 2. Загадки Отгадайте загадку и определите часть речи. 1.Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, сущ.) 2.Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает, дети считают и их стирают.(Мел, сущ.) Раскрыть скобки. 1.Язык (до) Киева (до) ведет. 2.Хорошее слово (до) сердца (до)йдет. За победу капитаны приносят своей команде 2очка. 5. «Слово-змейка» Например: салют-трава-арбуз-….. составить цепочку слов – предметов, существительных, как можно длиннее. 6. Сказка о одушевленных и неодушевленных существительных Такое удивительное Имя Существительное В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие. Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полнымполно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением. Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к комунибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало. Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх