Виды социальных норм: правила межличностных отношений. Межличностные отношения

16 принципов построения успешных межличностных отношений

Многие неосознанно вырабатывают свою психологическую модель общения и воздействия на людей. Однако основные правила построения успешных межличностных отношений можно выделить в 16 принципов. Владение ими является важнейшим условием успеха любого современного человека.

В основу построения межличностного общения положены следующие 16 принципов.

1. Самые первые и сильные впечатления о человеке создаются его внешним видом. Поэтому все в человеке должно быть на должном уровне: прическа, одежда, походка, манеры. Много зависит от выражения лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным — это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.

2. Решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые четыре минуты общения с ним. В этот промежуток времени активно работают все наши органы чувств, с помощью которых мы создаем целостное представление о собеседнике.

К исходу четвертой минуты уже становится в общих чертах ясно — симпатичны люди друг другу или наоборот, расположены к взаимному общению или нет. Вероятно, каждый из нас ощущал на себе, что первое впечатление о человеке иногда обманчиво и вместе с тем довольно устойчиво, так что подчас должно пройти длительное время, чтобы оно переменилось.

Следовательно: в первые четыре минуты общения необходимо полностью подчинить свое поведение нужному тону.

3. Начинать беседу следует только с дружеского тона , все время поддерживая положительную установку при общении.

Установкой в психологии обозначают состояние готовности или предрасположенности к действию определенным образом. Вежливость и тактичность, доброжелательность и предупредительность будут высоко оценены вашим партнером.

4. Не стоит забывать о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Она нужна не только другим, но и нам самим. От нее зависят настроение и работоспособность. Как настроение влияет на выражение лица, так и, наоборот, выражение лица способствует созданию соответствующего настроения. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Ведь мимические мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку.

5. Хорошие результаты дает использование метода утвердительных ответов . Лучше не начинать разговор с обсуждения тех вопросов, по которым есть расхождения с собеседником. Стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.

Поэтому вначале стоит задать вопросы, на которые собеседник, скорее всего, ответит утвердительно, а далее следить, чтобы разговор шел по пути «накопления согласия». Человек не любит менять мнение. Если он согласился с партнером в девяти случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом.

6. При общении важно быть хорошим слушателем . Способность слушать можно развить. Для этого необходимо следующее:

* не допускать побочных мыслей;

* концентрировать внимание на сущности предмета; не стремиться запомнить все подряд — это практически невозможно;

* слушая, не обдумывать последующий вопрос или свой ответ;

* научиться находить самый ценный материал, содержащийся в полученной информации;

* установить, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и постараться нейтрализовать их действие, так как в состоянии сильного эмоционального возбуждения люди обычно слушают не очень внимательно;

* слушая, спросить себя: «В чем цель говорящего?»;

* обращать внимание не только на слова, но и на тембр голоса, мимику, жесты, позу и т.д.;

* показать говорящему, что вы его понимаете; это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышали, или смысл того, что вам сказали;

* не высказывать своих оценок;

* не давать советов (во время выслушивания); оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают выделить наиболее существенное в словах;

* не лениться слушать.

Для развития в себе способности слушать можно использовать следующее упражнение. Ежедневно по 10 минут, полностью сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, надо кого-нибудь внимательно слушать (коллегу, посетителя и т.д.), уточняя своими вопросами его сообщение. Прием прост, но весьма эффективен при систематическом применении.

7. Критика коллег и других людей — не лучший стиль поведения . Не любят окружающие и тех, кто жалуется.

8. Избегайте излишних споров , особенно в присутствии большого количества людей.

Вместо словесной перепалки следует спокойно выслушивать собеседника и, не заражаясь его горячностью, сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы Опыт показывает, что попытка переспорить собеседника не дает положительного результата, но его можно достичь с помощью разумного компромисса. Выясните: что собеседник хочет? Возможно, истина его не интересует, и он лишь желает самоутвердиться, споря с вами.

Если вы не правы, признайтесь в этом в категоричной форме. Это настраивает собеседника на дружеский лад.

9. Вас оценят , если вы проявляете неподдельный интерес к другим людям.

Обратите внимание на ключевое слово: «неподдельный». Здесь имеется в виду умение высказывать уважение к интересам окружающих. Вдумайтесь: местоимение «я» является одним из наиболее часто употребляемых в нашем языке. Поэтому будьте внимательны к чужому «Я».

10. Прежде чем убеждать человека в чем-либо, надо понять его позицию.

Для выяснения ситуации можно завести разговор о том, что интересует вашего собеседника. При этом большое значение имеет первая фраза.

11. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо пробудить в нем желание сделать это .

Как известно, приказаний никто не любит. Большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению. Искусство убеждать делает максимально продуктивным ваше общение с окружающими. Поэтому требования желательно излагать в такой форме: «Не считаете ли вы, что так сделать лучше?», «Я буду вам признателен, если вы...». Не стесняйтесь апеллировать к чувствам.

12. Надо уважать мнение других людей .

Общаясь, лучше не говорить человеку прямо, что он неправ, этим только можно вызвать в нем внутренний протест. Общению содействуют фразы-мостики типа: «Я внимательно вас слушаю», «Это понятно» и т.п.

13. Очень важно запоминать и не путать имена людей . Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.

14. Одна из главных задач — помочь людям чувствовать свое значение .

Люди, допускающие в общении высокомерный тон, грубость, заносчивость; иронические или невежливые замечания; выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство; угрозы, нравоучения и несправедливые упреки; высказывающие незаслуженные обвинения; допускающие угрожающие жесты, а также другие действия, унижающие личность, не только дискредитируют свои организации, но и совершают грубый психологический просчет. Задача руководителя любого ранга, просто партнера — искренне ценить достоинства людей, а достоинство всегда есть у любого человека.

16. Главные враги общения — раздражительность и бестактность .

Раздражительность невыгодна во всех отношениях. Во-первых, она затрудняет общение, а значит, придется потратить больше усилий, чтобы добиться чего-то. Во-вторых, она приводит к ослаблению защитных сил организма (снижается иммунитет). Осознав это, следует подавлять появляющееся раздражение. Для этого стоит повнимательнее присмотреться к ситуации и убедиться, что она не стоит подобной реакции и ее лучше свести к трудности рядового масштаба.

Насчитывает сотни вариантов регулирования. Все они объединены в виды социальных норм - главных регуляторов человеческой жизни.

О сущности

Чтобы понять, чем обусловлено деление рассматриваемого явления на различные виды, стоит, прежде всего, понять, что же оно собой представляет. В науке как политологической, так и юридической под общественной нормой понимают особое правило, сформированное в результате жизненной необходимости. Следовательно, и виды социальных норм - это в большей степени деление их по способам сложения. Правда, несмотря на всё их многообразие, существуют определенные признаки, позволяющие причислять явление к нормам социума, а именно:


Из этих признаков вытекает, что виды социальных норм предопределяются также и общественной, и культурной составляющими. И потому то, что приемлемо для одного объединения, может оказаться невозможным для другого.

Основные виды социальных норм

В данном вопросе практически все ученые единодушны и выделяют следующие из них: мораль, право и обычай. Целесообразно вначале рассмотреть обычай как первый из видов социальных норм. Все дело в том, что именно он сформировался ещё тогда, когда о государстве или религиях не было и речи. Фактически это - первая форма правила поведения. И, конечно же, выработалась она в результате указанного выше процесса. Изначально обычай носил сугубо бытовой характер, но ныне это целая система, в которую включены в том числе и правовые, и корпоративные нормы. Вторая форма - это мораль. История её становления несколько сложнее и базируется она, в первую очередь, на религии в целом, вне зависимости от её вида. Стоит отметить, что особого закрепления мораль не требует, более того, именно этим она отличается от того же обычая и права.

Право

Виды социальных норм и санкций как последствий невыполнения установленных правил породили особую категорию - правовые нормы. Можно сказать, что как только появилась необходимость наказывать за отступление от существующего в социуме порядка, зародился и данный вид социальных норм. Хотя в теории правоведения существует и иная точка зрения на указанную проблему. Так, политологи и исследователи в области юриспруденции утверждают, что право возникло одновременно с государством. Однако, если смотреть глубже и принять сущность государства, то можно прийти к указанному выше выводу.

Иные виды социальных норм

Кроме уже рассмотренных норм, теоретики права и социологи выделяют ещё несколько видов, которые классифицируются по нижеприведенным признакам:

  1. сфере деятельности - религиозные, экономические, экологические и прочие;
  2. механизму имплементации - нормативные (закрепленные в специальных актах) и самособлюдающиеся (например, религиозные обеты).

Приводить классификацию можно бесконечно долго, ведь, как правило, указанные признаки не только выделяют виды, но и служат основными характеристиками для их сравнения.

Нет на свете такого человека, который бы не нуждался в общении с себе подобным.

И совсем не важно, будут ли это отношения между парой или группой. Являются ли эти отношения дружескими или деловыми. В любых отношениях есть свой алгоритм.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать как свои коммуникативные способности, так и способности других людей, необходимо понимать, как они формируются в психике человека начиная с рождения, а также при каких обстоятельствах они могут измениться и почему.

Для построения хорошей коммуникации важно уметь отслеживать, как мешают или помогают те или иные предрассудки и стереотипы, заложенные культурой, требованиями и потребностями того социума, в котором живет человек.

Межличностные отношения играют значимую роль в жизни каждого человека. Они служат связующим звеном, которое соединяет внутренний мир человека с его социальным окружением. Независимо от того, ведет человек активный образ жизни или является отшельником, межличностные отношения в любом случае возникают, и их невозможно просто игнорировать.

Важную роль в отношениях играет личный и социальный опыт человека. На установление и развитие отношений влияют политические, социальные, а также экономические факторы, но в каждом из этих факторов основополагающим является сам человек либо группа людей, к которой принадлежит человек, принимающих участие в формировании отношений. Четкого разграничения между межгрупповыми и межличностными отношениями нет.

Каждый человек одновременно является членом нескольких групп. Сюда входят социальные группы (формальные - рабочий коллектив, профессиональное сообщество, спортивные сообщества; неформальные - различные группировки, фанаты; субкультурные группировки - эмо, ска, готы и так далее) и семейные группы, которые в свою очередь подразделяются на малые семейные (муж, жена, дети, бабушки и дедушки) и на большие, куда входит большое число родственников.

Поэтому при взаимодействии с другими людьми хотя бы одна из групповых принадлежностей человека будет отличаться. В некоторых случаях это помогает формировать крепкие и поддерживающие межличностные отношения, но в других случаях наличие в жизни человека каких-то групп может сыграть не на пользу при построении необходимых коммуникаций.

Взаимодействовать могут люди разных полов, возрастов, профессий, национальностей, политических и культурных взглядов, вероисповеданий. Но в любом случае на их межличностные отношения будут оказывать большое влияние взаимоотношения, принятые в первичных группах, с которыми идентифицирует себя каждый из участников построения межличностных отношений.

Межличностные отношения должны постоянно развиваться, они не являются статичным образованием, причем меняются как сами отношения, так и участвующие в них индивиды. Отношения, которые со временем не меняются и не переходят на качественно новый уровень, со временем либо угасают сами по себе, либо при распаде несут разрушающий характер.

В межличностных отношениях присутствуют эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент составляет основу межличностных отношений, он может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная основа межличностных отношений начинает формироваться в раннем детстве и проходит поэтапно.

Первичными являются взаимоотношения с матерью. Длятся они, как правило, от нуля до полутора лет. В этот период формируется базовое доверие или недоверие к миру, в зависимости от того, как протекали контакты с матерью.

Далее формируются социальные навыки и автономность, от полутора до трех лет. В этот период важной фигурой является отец, именно он «отделяет» ребенка от матери и вводит в мир социальных контактов. Соответственно то, как это сделал отец, будет основополагающим для развития коммуникативных навыков в социуме (человек либо будет легко устанавливать межличностные контакты, либо будет их бояться).

После трех лет у человека формируется понятие собственного «Я», отдельного от родительской пары, и первичные навыки взаимоотношений с группой как «Я сам», но за этим всегда будут стоять первые два этапа.

Без взаимодействия между людьми в индивидуальном и групповом порядке, эмоциональный компонент межличностных отношений не может сформироваться. Эмоции всегда формируются при наличии контакта.

В межличностных отношениях нужно учитывать, что отношения несут в себе субъективный и объективный аспекты. Под субъективным аспектом следует понимать личные навыки восприятия и способы коммуникации объектов общения, но они напрямую зависят от групповой оценки, от тех стереотипов, которые существуют в данном обществе в данное время. Следовательно, эти два аспекта постоянно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Групповое восприятие оказывает большое влияние на формирование способов коммуникации индивида, опыт каждого индивида в отдельности вносит свои коррективы в групповое восприятие и способы коммуникации, как в самой группе, так и за ее пределами.

Трудности в межгрупповой - межкультурной коммуникациях

1) Первая трудность вызвана вербальными и невербальными способами общения. Для межличностных контактов на вербальном уровне в другой культуре или социальной среде, если у человека есть желание или необходимость взаимодействовать с таковой, необходимо знание языка той культуры, в которую человек пытается влиться.

На невербальном уровне необходимо знать специфику поведения и паралингвистические особенности коммуникации, принятые в той среде, с которой у Вас есть желание или потребность коммуницировать.

Паралингвистические особенности в свою очередь делятся на

  • фонационные (темп, тембр, громкость речи);
  • кинетические (жесты, поза, мимика говорящего)
  • графические (особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв - &, § и другие).

Человек зачастую не может усвоить тонкости другого языка, адекватно воспринимать вербальную и невербальную специфику общения, что вызывает определенные трудности в установлении благоприятных межличностных отношений.

Речь и поведение людей, с которыми Вам приходится налаживать контакты, могут восприниматься как агрессивные так же, как и Ваше поведение может восприниматься другим человеком как агрессивное или недружелюбное. Это может быть связанно с этническими, социальными идругими традициями. При межкультурном общении человек должен учитывать и знать их. Например, социальная дистанция между людьми различается у разных народов, и разными культурами воспринимается неоднозначно.

2) Вторая трудность связана с этноцентризмом - способностью рассматривать весь мир сквозь призму собственной культуры. Для преодоления этноцентричного взгляда на мир человеку необходимо усвоить правила и техники межкультурного общения, это требует огромной психологической работы над собой.

3) Третья трудность - это стереотипы восприятия и поведения, ошибки в интерпретациях увиденного и услышанного при взаимодействии с совершенно новым человеком. Особенно это накладывается в тех случаях, когда контактирующие принадлежат к различным этническим группам. Уровень, занимаемый человеком в социуме, также очень влияет в подобных ситуациях.

4) Четвертая трудность - в неопределенности и двусмысленности основных правил, посредством которых будет осуществляться интеракция. Такая неопределенность присуща как вербальному, так и невербальному способам коммуникации.

5) Пятая трудность - неизбежность конфликта и непонимания, связанные с тем, что поведение людей не соответствует взаимным ожиданиям и, как следствие, интерпретируется как покушение на систему ценностей и мораль, существующую в конкретно взятом социуме.

Групповое членство и этническая принадлежность оказывают воздействие на разные по степени близости отношения. На стадии близкой дружбы человек стремятся к равному общению, он может общаться на общие и личные темы. Такое общение способствует разрушению культурных стереотипов, люди свободно обмениваются мыслями, эмоциями и чувствами. При таком общении стереотипы разрушаются и меньше будут оказывать влияние на отношения, сначала в индивидуальном порядке, а в дальнейшем интегрируются в ту группу, к которой принадлежат участники контакта.

Основные «правила» построения межличностных отношений

Тут важно понимать, что правил как таковых нет, но есть некий алгоритм, который поможет Вам выстраивать наиболее благоприятные межличностные отношения.

Важно

Формировать область позитивных эмоций:

  • попытайтесь не принимать другую точку зрения сразу в штыки;
  • будьте в чем-то солидарны с партнером, согласитесь в каких-то моментах, которые на сегодня Вам менее важны;
  • если почувствуете напряжение, не нагнетайте обстановку, дайте возможность партнеру остыть.

Область решения проблем:

  • делайте предложения, не бойтесь говорить о своих идеях и видении построения межличностных отношений;
  • указание на то, что именно и почему Вам не подходит сегодня и сейчас помогут найти решение возникших затруднений;
  • Ваше мнение должно быть высказано, хотя бы для того, чтобы о нем знали;
  • попытайтесь в процессе построения коммуникаций процентов на 60 ориентироваться на партнера/партнеров.

Область постановки проблем:

  • не стесняйтесь просить информацию, которая Вам необходима;
  • говорите о том, что Вам хотелось бы услышать мнение собеседника;
  • для того, чтобы установить область проблем, необходимы указания, иначе все будет трактоваться каждым из участников по-своему.

Область негативных эмоций:

  • без нее построение межличностных отношений невозможно, но ее не стоит бояться. Просто нужно помнить, что в любых коммуникациях у людей всегда возникают несогласие и желание отстоять именно свою позицию. Случаются моменты напряженности и агрессии, и тут важно научиться не бояться ее, а прояснять, почему она возникает, и что за эти стоит.

Удачи Вам! Общайтесь и расширяйте свои контакты!

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь. Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье. Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между , а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

Негативные отношения

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих , которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит , и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Человек в своей жизнедеятельности является членом различных социальных групп. Такими группами могут быть семья, образовательные группы, трудовые коллективы, дружеские компании и т.д. Вид группы диктует и наличие определенных социальных отношений.

В зависимости от социальной сферы , где реализуются межличностные отношения А. Н. Сухов, А. А. Деркач выделяют: производственные, бытовые, экономические, правовые, нравственные, политические, религиозные, эстетические и другие человеческие отношения.

1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Эти отношения разделяются:

    по вертикали – между руководителями и подчиненными;

    по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

    по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого.

2. Бытовые отношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3. Экономические отношения – реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя.

4. Правовые отношения – закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Эти отношения, на основе законодательных правил несут в себе большую нравственную нагрузку.

5. Нравственные отношения – закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.

6. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которые складываются под влиянием той веры и религии, которая характерна для данного общества или социальной группы. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

7. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредны для жизнеобеспечения сообществ.

8. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражении вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

Также выделяют формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) отношения .

1. формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

2. неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

В. Г.Крысько, выделяет следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные отношения . Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, степени избирательности в выборе партнеров, функциях отношений.

В основе межличностных отношений лежат эмоциональные переживания . Как известно из курса общей психологии они могут быть положительными , отрицательными и нейтральными . Следовательно, если в основу классификации межличностных отношений положить форму эмоциональных переживаний то можно говорить о положительных, отрицательных и нейтральных межличностных отношениях .

1. Позитивные межличностные отношения («навстречу людям») .

Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Любовь может проявляться по отношению к другому человеку как объекту сексуальных потребностей (мужчине или женщине) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, детям, другим членам семьи), к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.);

Близость – тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Приятельские отношения – малоустойчивые, не глубокие, но доброжелательные отношения;

2. Нейтральные межличностные отношения («от людей») .

Аутизм (отчуждение) – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрения) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

Безразличие – форма межличностных отношений, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся. Зависит от таких факторов, как:

    «Эффект очевидца» – помощь оказывается реже при наличии очевидцев;

    Неопределенность ситуации;

    Личное незнакомство с пострадавшим;

    Личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего – люди с высоким статусом быстрее получают помощь;

    Эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, печаль препятствуют сопереживанию и оказанию помощи;

    Личностные черты.

Конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве.

Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремление удовлетворить свои потребности за счет других.

3. Негативные межличностные отношения («против других») .

Негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям.

Неприязнь к другим – негативное отношение к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.

Ненависть – стойкий форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.

Агрессия форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх