Гдз по новейшей истории зарубежных стран. Загладин Н

Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. 9 класс. Кредер А.А.

2-е изд., доп. и испр. - М. : 2005. - 432 с.

В учебнике с современных научных позиций рассмотрены основные тенденции социально-экономической, политической и духовной жизни зарубежных стран в XX веке. Прослеживается развитие международных отношений и анализируются ход и последствия двух мировых войн. Учебник завершается рассмотрением последних событий конца XX века.

Формат: pdf

Размер: 82,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Первая мировая война 8
§]. Причины и начальный период первой мировой войны 8
§2. Положение на фронте и в тылу в 1915-1916 годах 22
§3. Последние годы войны 35
Глава 2. Послевоенный мир 45
§4. Итоги первой мировой войны 45
§5. Версальско-Вашингтонская система 56
§6. Новые европейские государства 69
§7. Революции и реформы 82
Глава 3. Бурные тридцатые годы 93
§8-9. Мировой экономический кризис и фашизм 93
§10-11. Демократический выход из кризиса 110
§12. Латинская Америка, Азия и Африка после первой мировой войны 131
§13-14. На пути к второй мировой войне 143
Глава 4. Вторая мировая война 158
§15. Начальный период войны 158
§16. Перелом в ходе войны 173
§17. Заключительный этап войны 184
Глава 5. «Холодная война» 195
§18. Послевоенный мир 195
§19. Начало «холодной войны» 206
§20-21. Циклы мировой политики 221
Глава 6. Запад, 1945-1997 240
§22-23. Тенденции развития Запада 240
§24. Соединенные Штаты Америки 254
§25. Великобритания 267
§26. Франция 277
§27-28. Федеративная Республика Германия, Италия, Япония 288
Глава 7. Страны Восточной Европы, 1945-1997 311
§29. Тоталитарный социализм 311
§30. Революции в странах Восточной Европы 324
Глава 8. Азия, Африка и Латинская Америка, 1945-1997 337
§31. Поиск путей развития 337
§32. Латинская Америка 348
§33. Азия 357
§34. Китай 370
§35. Африка 381
Глава 9. Мир в конце XX века 393
§36. На пути к новой цивилизации 393
Хронологическая таблица.. 410

XX - начало XXI в.»

Вариант 2

А1. Для передовых стран мира в начале XX в. был характерен:

1) процесс урбанизации 2) республиканский строй 3) промышленный переворот

4) рост числа занятых в сельскохозяйственном производстве

А2. Появление банковских монополий в начале XX в. свидетельствовало о:

1) концентрации капитала 2) демократизации общества 3) проведении политики социального реформизма

4) создании единого экономического пространства в Европе

A3. Особенностью развития Англии в начале XX в. было:

1) сохранение помещичьего землевладения 2) усиление влияния католической церкви

3) ускорение темпов экономического развития 4) наличие двухпартийной политической системы

А4. Консерваторы и либералы в начале XX в. выступали за:

1) реформы 2) революцию 3) социальное равенство 4) всевластие государства

А5. В состав Антанты накануне Первой мировой войны входили:

1) Германия, Австро -Венгрия, Италия 2) Англия, Австро -Венгрия, США

3) Германия, Россия, Франция 4) Англия, Франция, Россия

А6. Участвуя в Первой мировой войне, Великобритания стремилась к:

1) сохранению господства на море 2) сохранению своего нейтралитета

3) захвату проливов Босфор и Дарданеллы 4) освобождению своей страны от захватчиков

А7. Первая мировая война началась:

1) 1 августа 1914 г. 2) 1 сентября 1914 г. 3) 1 марта 1915 г. 4) 1 ноября 1915 г.

А8. Тоталитаризмом называют:

1) ведение агрессивных войн 2) усиление классовой борьбы

3) проведение выборов в парламент 4) всеобщий контроль со стороны государства

А9. Во Франции, как ив США, в годы экономического кризиса:

1) сократилась безработица 2) распускались профсоюзы

3) проводилась политика протекционизма 4) действовало антитрестовское законодательство

А10. Появление понятия «гандизм» связано с историей:

1) Индии 2) Китая 3) Турции 4) Латинской Америки

All. О чем идет речь в отрывке из документа?

Всю ночь генерал Эйзенхауэр мерил шагами свой командирский трейлер в ожидании первых сообщений...

Наконец начали приходить первые сообщения. Они были фрагментарны, но говорили об успехе.

Командующие морскими и воздушными силами были удовлетворены ходом событий, войска высадились на всех

пяти плацдармах. Операция «Оверлорд» проходила успешно.

1) об аншлюсе Англии 2) о нападении на Польшу 3) об открытии второго фронта 4) о нападении на Перл -Харбор

А12. Какое событие в ходе Второй мировой войны произошло позднеедругих?

1) создание антигитлеровской коалиции 2) операция немецких войск в Арденнах

3) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки 4) вторжение германских войск на территорию Франции

А13. Решение о создании ООН было принято на конференции:

1) Ялтинской2) Генуэзской 3) Тегеранской 4) Потсдамской

А14. Причина начала коренного перелома в ходе Второймировой войны:

1) вступление в войну США2) открытие второго фронта в Европе3) отказ Японии и Италии от союза с Германией

4) достижение экономического превосходства стран антигитлеровской коалиции

А15. Понятие «демилитаризация» означает:

1) разоружение2) увеличение численности армии3) наказание военных преступников

4) восстановление деятельности различных партий

А16. Первый президент Пятой республики во Франции:

1) К. Аденауэр2) Ш. де Голль3) Дж. Кеннеди4) К. Эттли

А17. Положение экономической теории неоконсерватизма:

1) активизация рыночной конкуренции2) государственное регулирование экономики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска

«Средняя школа № 40» им. Г. К. Жукова

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МАОУ «СШ №40»

МАОУ «СШ №40» МАОУ «СШ №40» г. Хабаровск

г. Хабаровска г. Хабаровска Сунозов М. Д.

Протокол № ____________ ________________ _________________

от__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Всеобщая история» для 9-х классов

на 2016 – 2017 учебный год.

Ступень основного (общего) образования,

34 часа, базовый уровень

УМК «Новейшая история зарубежных стран, XX век» учебник для 9-х классов,

Н. В. Загладин Новейшая история зарубежных стран, XX век ( М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 )

Составитель; учитель истории

Черникова Александра Андреевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для 9 класса составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и примерной программой по истории, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году, авторской программой: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран, XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007

Курс по Новейшей истории зарубежных стран раскрывает взаимосвязи и взаимообусловленность тенденций, процессов и основных событий Новейшей истории, имеющих решающее значение для современного развития человечества. Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок - ролевая игра, урок - практикум. В основе программы обучения лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий. Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов, понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.

Видами и формами контроля являются : текущий, периодический и итоговый. Устный контроль, практическая работа, дидактические тесты, карточки-задания, контрольная работа с исторической картой, работа с текстом учебника, составление хронологических задач.

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

При изучении курса Всеобщей истории 20-начала 21 века необходимо реализовывать следующие задачи на пути достижения общих целей основного среднего образования:

Познакомить учащихся с основными событиями Всемирной истории 20-начала 21 века;

Расширить представления школьников об основных источниках знаний по Всеобщей истории, выявить их специфику для 20 века, начала 21 века;

Продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);

Научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

Способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважению к истории, культуре, традициям народов мира, стремление сохранять памятники прошлого мировых цивилизаций;

Содействовать формированию у учащихся целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

Показать как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;

Подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности выбора их моделей, особенно в современную эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей;

На конкретном, наглядном материале раскрыть опасность распространения в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток решать внутренние проблемы за счет внешней экспансии, агрессии;

Показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств;

В контексте событий, повлиявших на все человечество, выявить роль и место России в мировом развитии в XX веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков (активизирована на практическую деятельность ребенка по познанию мира, самопознанию, самоопределению). Широко используются и межпредметные и межкурсовые связи.

Требования к уровню подготовки учащихся .

При освоении обязательного минимума содержания курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

Хронологические знания и умения:

1. Называть даты важнейших событий. Хронологические рамки. Периоды значительных событий и процессов.

2. соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание фактов:

1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Работа с источниками:

2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

1. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, участниках;

2. Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи;

3. На основе текста и иллюстрации учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;

Анализ, объяснение:

1. Соотносить факты и явления;

2. Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

3. Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;

4. Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5. Сравнивать исторические события и явления, находить общие и отличительные черты;

6. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

7. Характеризовать роль личности в истории на примере исторических персонажей.

Программа: Загладин Н.В. Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2007

Учебник: Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс.- М.: ООО «Торгово - издательский дом «Русское слово», 2008- 2009

Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебные недели - 1 час в неделю = 34 часа в год

Распределение учебного материала

Наименование раздела

Кол- во часов

Темы контрольных работ

Дата проведения

Введение

Человечество после Первой мировой войны

Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

Мир в межвоенный период

Человечество во второй мировой войне

Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века

Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

Мир во второй половине XX- начале XXI века

Наука и культура в XX- XXI веке

Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

Итого

Содержание программы

Тема «Человечество после Первой мировой войны»

Противоречия между странами победителями. Версальская система и ее противоречия. «Русский вопрос». Парижская и Вашингтонская конференции. Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны. Национально-освободительные движения в Азии в 1920-х годах.

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е годы. Социал- демократы. Коммунисты.

Тема «Ведущие страны Запада: от процветания к кризису»

Причины кризиса. Президент Рузвельт. Новый курс Рузвельта. Кейсианство Фашистские движения. А. Гитлер и Муссолини. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаризм в Японии.

Национальное правительство в Великобритании. Народный фронт во Франции. Милитаризм и пацифизм.

Тема «Человечество во второй мировой войне»

Начальный период войны. Новый порядок в Европе и Азии. Движение сопротивления. Странная война в Европе. Разгром Франции. Битва за Англию. Антигитлеровская коалиция. СССР и Германия накануне войны. Нападение Германии на СССР Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии на Тихом океане вступление США в войну.

Трудный путь к победе. Значение советско-германского фронта. годы решающих битв. Роль СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Начало холодной войны.

Тема «Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Истоки холодной войны. Военно-политические блоки. План Маршалла. Холодная война в Азии. Крушение колониальной системы. Локальные конфликты. Международная безопасность.

Гонка вооружений. Советско-американские отношения. Разрядка. Германский вопрос. Новый миропорядок. Поиск компромисса.

Тема «Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века»

США. Великое общество всеобщего благоденствия. Президенты США и их политика. США на современной карте мира. Европа. Экономическое чудо Западной Германии. Кризисы 70-х годов.

Неоконсерваторы. Спад неоконсервативной волны. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюз.

Тема «Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке»

Гражданская война в Китае. Строительство социализма. Большой скачок. Культурная революция. Китай на пути модернизации и реформирования. Курс прагматических реформ.

Япония и новые индустриальные страны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны. Второй эшелон новых индустриальных стран.

Латинская Америка: между тоталитаризмом и демократией

Обретение независимости и самостоятельности. Особенности политики модернизации. Внешняя политика Индии.

Тема «Наука и культура в XX - XXI веке»

Общественная, политическая мысль, идеология Модернизм и неомодернизм. Театральное искусство Массовая культура Истоки массовой культуры. Противоречия массовой культуры. Массовая культура и национальные традиции.

Тема «Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия»

Глобальные проблемы современности и способы их разрешения. Конфликты 20 века. Как не допустить новых политических и военных конфликтов. Интеграционные процессы в мире. Понятие интеграции. Этапы интеграции в Западной Европе. Североатлантический альянс. Создание Евросоюза. Современная Европа.

Учебно-методическое обеспечение

    Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах М.,Лист, 2005г.

    Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX -начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.

    Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: задания, тесты, задачи. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 168 с.

    Прокофьев А.М. Тесты по всеобщей истории (XX в.): дидактический (раздаточный) материал. – Казань: Лицей-интернат № 7, 2005. – 33 с.

    О.С.Сороко-Цюпа. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история. 1918-1999». 9 класс. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.

    Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 173 с.

Календарно - тематическое планирование курса «Всеобщая история, XX век»,

9 класс.

Основные

понятия и термины

Форма текущего и итогового контроля

Корректировка

Введение. Каким был XX век в истории человечества?

с. 5-7, понятия, сообщение или коллаж «Рекорды XX века»

Глава 1. Человечество после Первой мировой войны (3 часа)

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

Вопросы к § 1.

Революционное движение в Европе и Азии после 1 мировой войны

Вопросы к § 2, сравнительная таблица «Революции 1917-1919 гг»

«Левые» и «правые» в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

Вопросы к § 3. Подготовить биографию Рузвельта

Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (5 часов)

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и новый курс Рузвельта

Вопросы к § 4, вопросы.

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

Вопросы к § 5, вопросы

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

Вопросы к § 6. Сравнить политику Рузвельта и Народного фронта.

Милитаризм и пацифизм на международной арене

Вопросы к § 7-8. Повторить § 1-7.

Контрольная работа «Мир в межвоенный период»

с. 76, вопросы перед §, кроссворд по теме

Глава 3.Человечество во второй мировой войне (4 часа)

Начало мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления

Вопросы к § 9.

Формирование антигитлеровской коалиции. Трудный путь к победе

Вопросы к § 10 – 11. сообщения «Международные процессы: Нюрнберг, Токио, Хабаровск»; Черчилль, Сталин, Рузвельт, де Голль, Тито, Гитлер, Муссолини

Завершение и итоги Второй Мировой войны

Вопросы к § 12.

Контрольно - обобщающий урок «Новейшая история зарубежных стран. Первая половина XX века»

Контрольный тест, кроссворд

Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (3 часа)

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков

Вопросы к §13. Почему началась «холодная война, кто виноват»

15.

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

Вопросы к §14

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение

Вопросы к §15, исторические лица эпохи.

Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI века (7 часов)

Становление социально ориентированной экономики в странах

Вопросы к §16. Американские президенты и их политика

Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.

Вопросы к §17. примеры «политического маятника» (одна из стран), исторические портреты

Возникновение информационного общества

Вопросы к §19.

Эволюция политической мысли во второй половине ХХ века.

Вопросы к § 18. Лабораторная работа

Восточная Европа: долгий путь к демократии

Вопросы к § 20. Сравнительная таблица

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

Вопросы к § 21, таблица.

Содружество Независимых Государств в мировом сообществе

Вопросы к § 22.

Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (5 часов)

24, 25

Страны Азии на пути модернизации

Вопросы к §23 – 26.

Исламский мир: единство и многообразие

Вопросы к §26, лабораторная работа

Африка и Латинская Америка во второй половине XX в.

Вопросы к §27, 28, хронологическая таблица, исторические портреты

Повторительно - обобщающий урок «Мир во второй половине XX - начале XXI века

Контрольная работа.

Глава 7. Наука и культура в XX- XXI веке (2 чаcа)

Научно- технический прогресс и общественно - политическая мысль

Вопросы к §29, 30.

Основные направления искусства и массовая культура

Вопросы к §30, подготовка к уроку-дискуссии.

Глава 8. Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия (4 часа)

31, 32

Глобализации, тенденции и проблемы современного мира

Вопросы к §31,32,эссе

33, 34.

Итоговое занятие по курсу

обобщение изученного в 9 классе

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР /Н.И.Сергеева/

Программа курсов:

«Новейшая история зарубежных стран, XX –начало XXI в»,

«История России в XX –начале XXI в»

9 класс (102 ч)

Составила: Е.В.Степанова

2009-2010 уч. год

Программа по Новейшей истории зарубежных стран.

XX – начало XXI в за курс

9 класса (40 ч).

Составила Степанова Елена Владимировна, учитель истории.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией О.С. Сороко – Цупа. М.: Просвещение, 2006

Программа рассчитана на 40 часов. В учебно-методический комплекс входит:

1. Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа. М.: Просвещение, 2006.

2. Рабочая тетрадь к учебнику: «Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века», М.: Просвещение, 2007

3. Разработки уроков по курсу: «Новейшая история. XX – начало XXI в» / А.К. Соловьев.- М.: Просвещение, 2006

В программу курса входит изучение Новейшей истории зарубежных стран XX – начала XXI в. Период: складывания «нового империализма», Первой и Второй мировых войн, мировых экономических кризисов; «холодной войны»; становления «постиндустриального общества».

Цель курса:

    Изучить основные события Новейшей истории зарубежных стран в XX в – начале XXI в;

    Развивать способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира

Задачи курса:

    Познакомить учащихся с развитием мира после Первой мировой войны

    Дать представление о причинах и последствиях мирового экономического кризиса

    Показать причины, ход и последствия Второй мировой войны

    Сформировать представления учащихся об основных тенденциях развития мира во второй половине XX века

    Изучить экономическое, политическое и культурное развитие европейских государств, государств Востока, Африки, Латинской Америки, Восточноевропейских государств в период новейшей истории

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

    Основные положения Версальско – Вашингтонской системы

    Особенности экономического кризиса. Модели выхода из экономического кризиса

    Положения идейно-политических течений и партий (консерватизма, либерализма, социализма, коммунизма)

    Новые виды общественного движения в Европе (фашизм и др.)

    Причины и характер Второй мировой войны

    Реформы и революции в странах Востока. Пути модернизации

    Особенности «холодной войны»

    Этапы развития международных отношений. Глобализация в конце XX – начале XXI вв

    Основные даты, понятия и термины изучаемого периода

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

    Анализировать исторические явления, процессы, факты;

    Обобщать и систематизировать полученную информацию;

    Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

    Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

    Определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.

Программа

Раздел I . Новейшая история. Первая половина XX в. (21 ч)

Тема 1. Первая мировая война (5 ч)

Индустриальное общество в начале XX в. Основные характеристики индустриальной эпохи (технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США). Вторая промышленно – технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Причины прорыва США в экономическом развитии. Факторы экономического роста в Германии, экономической стабильности в Великобритании и экономического отставания во Франции, Италии и Австро– Венгрии. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

Политическое развитие в начале XX в. Основные направления демократизации социально – политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религиозные и националистические партии и движения. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал – демократии в сторону социал – реформизма. Либералы у власти. Особенности политического развития в Европе и США в начале XX в. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. Политики – профессионалы: Ллойд Джордж, Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и др.

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно – политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Локальные конфликты конца XIX – начала XX в. как предвестники «Великой войны». Рост националистических настроений в европейском обществе.

Первая мировая война. 1914 – 1918 гг. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Гаврило Принцип. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Важнейшие битвы и военные операции 1914 – 1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Морально – психологические последствия войны.

Мирное урегулирование. Версальско – Вашингтонская система. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Устав Лиги Наций. Вашингтонская конференция (1921 – 1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско – Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

Повторение (1 ч)

Обобщающее повторение по теме: «Первая мировая война». Проверочная работа

Тема 2. Версальско – Вашингтонская система в действии (7 ч)

Последствия войны: революции и распад империй. Социальные последствия Первой мировой войны. «Потерянное поколение». Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Участие широких масс в политике как развитие демократии и как угроза вовлечения масс в реакционные, стихийные движения. Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал – демократии в политической системе. Рабочие и социал – демократические партии – путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил – коммунистических партий. Создание Коммунистического Интернационала (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг. Активизация праворадикальных сил – образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Революции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции.

Капиталистический мир в 20-е гг. Особенности экономического восстановления 20-х гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. Культ наживы на фоне экономического подъема в США и «закат Европы» как мироощущение европейцев первого послевоенного десятилетия. Кумиры и символы 1920-х гг. Развитие международных отношений в 1920 –е гг. Генуэзская 1922 г. международная конференция. Советско – германские переговоры в Рапалло (1922 г), их экономические и политические последствия. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Локарнские договоры 1928 г. Пакт Бриана – Келлога 1928 г.

Страны Европы и США в 20-е гг. США – «процветание» по-американски. США – международный кредитор. Дегуманизация труда. Развитие массовой культуры. Рост консерватизма. Расовая дискриминация. Коррупция в органах власти. Германия – кризис Веймарской республики. Идейно – политический раскол в германском обществе. Экономическое положение Германии после войны и революционных потрясений. Путчи и Восстания. «Капповский путч». «Пивной путч». Великобритания – коалиционные правительства. Деятельность Лейбористской партии. Всеобща стачка 1926 г. в Великобритании. Антипрофсоюзный закон 1927 г. Франция в 20-е гг.: политическая неустойчивость. Коалиция «Национальный блок». Вторжение франко-бельгийских войск в Рурскую область. Отставание в области социального законодательства.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Великая депрессия: социально – психологические последствия мирового экономического кризиса. Причины экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель – социальные реформы и государственное регулирование. Неолиберализм и кейсианство – идеология и практика государственного регулирования экономики. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20 – 30-е гг. XX в.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Г. Гувер и его политика в годы Великой депрессии. Ф. Рузвельт – политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально – ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф. Рузвельту как к государственному деятелю. Внешняя политика США в 1930-е гг.

Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция. Особенности экономического кризиса 1929 – 1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Н.Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Великобритании. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936 – 1939 гг.) во Франции. Л. Блюм. Историческое значение либерально – демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920 – 1930-е гг. Политические и социально – экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Б. Муссолини. Особенности итальянского фашизма. Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч». Идеология национал – социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима 1933 – 1939 гг. Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно – политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании 1936 – 1939 гг. Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев. Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Франко. Особенности испанского фашизма.

Повторение (1 ч)

Обобщающее повторение по разделу: «Версальско-Вашингтонская система в действии». Проверочная работа.

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (4 ч)

Восток в первой половине XX в. Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Синьхайская революция 1911 – 1912 гг. в Китае. Кемалистская революция 1918 – 1923 гг. в Турции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Социально – экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в. – путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии – пять войн за полвека. Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война 1928 – 1937 гг. в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо – китайская война 1937 – 1945 гг. Индия – британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное общественно – политическое течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампания ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.

Латинская Америка в первой половине XX в. Культурно – цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально – экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Мексиканская революция 1910 – 1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации. Кубинская революция 1933 – 1934 гг. и ее итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция – реформы – диктатура – революция.

Культура и искусство первой половины XX в. Революция в естествознании. А. Эйнштейн. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Учение З. Фрейда о психоанализе. Учение А. Бергсона о творческой интуиции. Труды М. Вебера о развитии общества. Особенности художественной культуры. «Декаданс» в искусстве. Модернизм. Неоромантизм. Символизм. Стиль модерн. Направления в живописи: импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионализм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм. Литература.

Международные отношения в 30-е гг. Крах Версальско – Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам – агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно – политический блок Берлин – Рим – Токио 1937 г., Мюнхенский сговор 1938 г. Советско – германские договоры 1939 г. и секретные соглашения к ним. Дискуссии историков о роли тайных соглашений в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны. Провал идеи коллективной безопасности.

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (1 ч)

Причины и характер Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 – июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 – 1944 гг. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлировской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференция глав государств – участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. Ф. Рузвельт, У. Черчилль, И.Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944 – 1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945). Капитуляция Японии. Атомные бомбардировки США городов Японии (1945 г): их цели и результаты. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Повторение (2 ч)

Обобщающее повторение по разделу: «Новейшая история. Первая половина XX в»

Контрольная работа по разделу: «Новейшая история. Первая половина XX в»

Раздел II . Новейшая история, вторая половина XX в. (19 ч)

Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (6 ч)

Послевоенное мирное урегулирование. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, Образование двух германских государств. Договор с Австрией. Сепаратный договор с Японией. Проблема заключения мирного договора между СССР и Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945 – 1946 гг.) процесс над главными военными преступниками.

«Холодная война». Военно – политические блоки. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Преследование инокомыслящих. Маккартизм. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно – политические системы. Гонка вооружений и создание военно – политических блоков НАТО и ОВД как проявление соперничества двух сверхдержав – СССР и США. Ядерное оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверждержав.

Завершение эпохи индустриального общества, 1945 – 1970 гг. Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945 – 1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Бретон – Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Неокейнсианство – массовому производству должно соответствовать массовое потребление. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

Кризисы 70 – 80-х гг. Становление информационного общества. Причины экономического кризиса 1974 – 1975 гг. и 1980 – 1982 гг. Новый этап научно – технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Ценности постиндустриального (информационного) общества. Три этапа социально – экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970 – 1990-е гг.: либерально – реформистский, социал – реформистский, консервативно – ревормистский. Противоречия социально – экономического развития современных стран в конце XX – начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Политическое развитие стран Запада. Главные идейно – политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно – политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил Христианско – демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал – демократов и переход на платформу умеренного реформизма. «Декларация принципов» об основных целях деятельности и ценностях социалистических и социал – демократических партий. Международное профсоюзное движение. Факторы возрождения правых Экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX – начале XXI в.

Гражданское общество. Социальные движения. Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX – начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие (4 ч)

Соединенные Штаты Америки. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945 – 1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США – сверхдержава в конце XX – начале XXI в. США в эпоху президентов Д.Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша – младшего.

Великобритания. Франция. «Политический маятник» 1950 – 1990-х гг. лейбористы и консерваторы у власти. Социально – экономическое развитие Великобритании. М.Тэтчер – «консервативная революция». Э. Блэр – политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления – «деволюция». Конституционная реформа. Приоритеты внешней политики Великобритании. Социально – экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Либеральный курс В. Жискар Д" Эстена. Попытка «левого эксперементи» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти – опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж – инициатор европейской интеграции. Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.

Италия. Германия: раскол и объединение. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно – политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Мафия и коррупция. Операция «чистые руки». Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально – экономического развития Италии. «Богатый» Север и «бедный» Юг – региональные проблемы Италии. С. Берлускони. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945 – 1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949 – 1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г. – ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально – экономические и политические проблемы объединенной Германии. Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль – первый канцлер объединенной Германии. Завершение 16-летней эпохи правления христианских демократов. Приход к власти социал-демократов в коалиции с «зелеными» (выборы 1998 и 2002 гг.) Г. Шнейдер – прагматическая политика «нового центра» К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945 – 1999 гг. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989 – 1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX – XXI вв.

Повторение (1 ч)

Обобщающее повторение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.
Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века — около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.
Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850—1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.
Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.
Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.
В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) — прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического — человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.
Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.
В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.
В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.
Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.
Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.
В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений

Москва
«Русское слово»
1999

Загладин Н.В.
Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.
ISBN 5-8253-0015-5
Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.
ББК 63.3(0)
ISBN 5-8253-0015-5
Загладин Н.В., 1999
Ларина Л.И., 1999
Якубовский С.Н., 1999
ООО *ТИД «Русское слово—РС», 1999.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх