Ограничения при проведении предвыборной агитации.

Александра Лукашенко сегодня процитировали, вынесли в заголовки многие информационные ресурсы. Но тезис не стоит понимать буквально - в том смысле, что сроки не будут сдвигаться никогда, в принципе.

Фото пресс-службы президента Беларуси

У этого заявления - очень конкретный контекст. Лукашенко дезавуировал версии, связанные с тем, что в республиканском бюджете на следующий год резко увеличен резервный фонд президента. Ранее некоторые комментаторы предположили (как экспрессивно выразился Лукашенко, «лямант» подняли бизнесмены от политики» ), что таким образом создается загашник под важную электоральную кампанию.

«Там некоторые говорят: президент создал большой резервный фонд, наверное, выборы досрочные будут. Никаких досрочных выборов у нас не будет. Нет для этого никаких оснований, тенденций и прочих причин» , - так официальный лидер опроверг домыслы любителей поднять «лямант», выступая 22 декабря в Минске на встрече с представителями деловых кругов.

Внимание: речь идет только про 2018 год

Итак, зафиксируем: Лукашенко сделал свое заявление в связи со спекуляциями вокруг особенностей бюджета 2018 года. И категоричность отрицания (никаких досрочных выборов!), выстроенного в рваной стилистике устной полемической речи, касается, судя по всему, именно этого периода.

«Я думаю, Лукашенко говорил именно о 2018 годе» , - сказал в комментарии для Naviny . by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич . И вообще, по его мнению, к заявлениям главы государства о сроках выборов следует относиться с долей скепсиса.

Предложение главы ЦИКа назначить их на эту дату поддержал Президент. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

Во время рабочей встречи, соглашаясь с датой, предложенной Лидией Ермошиной, Александр Лукашенко сказал, что «все-таки февраль - более спокойный месяц».

Касаясь финансирования выборов, Президент подчеркнул необходимость бережливого расхода средств. По его мнению, сэкономить можно за счет грамотного подхода к организации участков.

«Если это участок в школе, значит, надо сделать образцовый участок в школе. Если это участок в клубе, значит, сделать образцовый участок в клубе. Все-таки там же основная „кухня“. Мы постараемся это сделать за счет того, что у нас, в принципе, все готово с тех выборов, чтобы ни урны не выбрасывали, ни кабинки - все это есть на месте», - отметил глава государства.

Александр Лукашенко также акцентировал внимание на заработной плате членов комиссий.

«Зарплата людей, связанных с выборами, - это святое», - заявил он.

«Мы встретимся еще с вами и губернаторами. Администрации президента я поручил быть рядом, чтобы организационные меры могли на месте осуществить: подготовить участки и тому подобное. Все-таки это политическая кампания, и Администрация должна свою работу сделать, а Центризбирком должен по закону организовать выборы: бюллетени, семинары, обучение руководителей участковых комиссий», - добавил Президент.

Глава государства подчеркнул, что власть создаст все условия для проведения выборов на достойном уровне.

«Скрывать ничего не будем. Кто готов идти на выборы, пусть идет, - сказал Александр Лукашенко. - Все уровни власти будут работать в том направлении, в котором Центризбирком обозначит, как это и было всегда».

В стране должны избрать более 18 тысяч новых депутатов

Для местных выборов, как ранее сообщал ЦИК, будет создано более 18 тысяч избирательных округов, передает tut.by . То есть в следующем году в Беларуси должны избрать более 18 тысяч новых местных депутатов.

Согласно данным, для выборов будет образовано 18 тысяч 111 избирательных округов. Больше всего их будет в Гомельской области - 3 584, затем идет Минская - 3 451, Витебская - 3 112, Могилевская - 2 556, Гродненская - 2 389 и Минск - 57.

Проходить местные выборы будут по текущему избирательному кодексу - пакет предложений по совершенствованию избирательного законодательства, которые ЦИК направил Президенту еще в конце января, глава государства рассмотреть так и не успел.

Напомним, среди ключевых правок, которые предлагает ЦИК: разрешить на время избирательных кампаний всем гражданам проводить массовые акции лишь по уведомлению местных властей, запретить почти всему руководству местных исполкомов входить в избирательные комиссии, запретить директорам учреждений (например, школ) возглавлять избиркомы, если больше половины их членов - сотрудники этого учреждения, отменить обеденный перерыв в дни досрочного голосования.

Западные наблюдатели и евродепутаты критиковали белорусские власти за то, что они уже несколько лет ссылаются на нехватку времени для изменения избирательного законодательства.

Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов депутатов:

1. Социал-демократическая партия Народного Согласия
Зарегистрирована - 21.05.1997;
Юридический адрес: 220050, г. Минск, ул. К.Маркса, 10;
Тел.м.: +375 44 552 35 65;
Председатель Центрального исполнительного комитета – Ермак Сергей
Владимирович.

2. Республиканская партия труда и справедливости
Зарегистрирована - 18.08.1993;
Юридический адрес: 220004, г. Минск, проспект Победителей, д. 23, корпус 3, офис 205 А,Б;
Тел.: +375 17 203 63 13, +375 17 203 43 98;
Председатель – Заднепряный Василий Васильевич.

3. Белорусская социально-спортивная партия
Зарегистрирована - 09.12.1994;
Юридический адрес: г. Минск, ул. Калиновского, д. 77-а, корп. Б, к. 3;
Тел.д.: +375 17 238 45 56;
Председатель – Александрович Владимир Александрович.

4. Либерально-демократическая партия
Зарегистрирована - 24.02.1994;
Юридический адрес: 223042, Минская область, Минский район, д. Семково, ул. Садовая, 89;
Тел.: +375 17 299 97 70;
Председатель – Гайдукевич Сергей Васильевич.

5. Объединенная гражданская партия
Зарегистрирована - 28.11.1995;
Юридический адрес: 220123, г. Минск, ул. Веры Хоружей, 22, офисное помещение № 38;
Тел.: + 375 17 289 50 09;
Председатель – Лебедько Анатолий Владимирович.

6. Партия БНФ
Зарегистрирована - 19.08.1993;
Юридический адрес: 220012, г. Минск, ул. Чернышевского, 3, к. 39;
Тел.: + 375 17 284 50 12;
Председатель – Костусёв Григорий Андреевич.

7. Коммунистическая партия Беларуси
Зарегистрирована - 21.11.1996;
Юридический адрес: 220029, г. Минск, ул. Чичерина, 21, ком. 412;
Тел.: + 375 17 293 48 88;
Первый секретарь Центрального Комитета – Сокол Алексей Николаевич.

8. Республиканская партия
Зарегистрирована - 25.05.1994;
Юридический адрес: 220082, г. Минск, ул. Притыцкого, д. 34;
Тел./ факс: 216 91 38;
Председатель – Белозор Владимир Яковлевич.

9. Белорусская партия «Зелёные»
Зарегистрирована - 03.06.1994;
Юридический адрес: 220029, г. Минск, проспект Машерова, д. 9, к. 109;
Председатель – Дорофеева Анастасия Валерьевна.

10. Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада»
Зарегистрирована - 27.05.1998;
Юридический адрес: 220013, г. Минск, ул. Кульман, д. 4;
Тел./ факс: + 375 17 292 33 31;
Председатель Центральной Рады – Шушкевич Станислав Станиславович.

11. Белорусская аграрная партия
Зарегистрирована - 13.07.1992;
Юридический адрес: 220007, г. Минск, ул. Фабрициуса, 7 «А»;
Председатель – Русый Михаил Иванович.

12. Белорусская социал-демократическая партия (Грамада)
Зарегистрирована - 29.01.1997;
Юридический адрес: 224030, г. Брест, ул. 17 Сентября, д. 22-24;
Тел./факс: + 375 162 22 06 03;
Председатель – Вешторд Ирина Зеноновна.

13. Белорусская партия левых «Справедливый мир»
Зарегистрирована - 26.05.1992;
Юридический адрес: 220070, г. Минск, ул. Радиальная, д.11А, ком. 19;
Тел.: +375 17 328 71 01;
Председатель – Калякин Сергей Иванович.

14. Белорусская патриотическая партия
Зарегистрирована - 10.11.1994;
Юридический адрес: 220000, г. Минск, ул. Новаторская, 2б,
кабинет 216;
Тел.м: + 375 29 177 66 52;
Председатель Совета – Улахович Николай Дмитриевич.

15. Консервативно-Христианская Партия – БНФ
Зарегистрирована - 28.02.2000;
Юридический адрес: 220036, г. Минск, ул. Западная, д.13, кабинет 231;
Тел./факс: + 375 17 294 23 39;
Председатель – Позняк Зенон Станиславович.

Представителей в областные, Минскую городскую территориальные избирательные комиссии вправе выдвигать:
  руководящие органы областных, Минской городской организационных структур политических партий, других общественных объединений;
не менее 10 работающих и расположенных на территории области, города Минска;
  граждане в количестве не менее 10 человек, обладающие избирательным правом и проживающие на территории области, города Минска.

Представителей в районные, городские (в городах областного подчинения), городские (в городах районного подчинения) территориальные избирательные комиссии вправе выдвигать соответственно:
  руководящие органы районных, городских (в городах областного подчинения), городских (в городах районного подчинения) организационных структур политических партий, других общественных объединений, собрания их первичных организаций, расположенные на территории соответствующего города районного подчинения;
  трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений, насчитывающих не менее 10 работающих и расположенных на территории соответствующего района, города;
  граждане в количестве не менее 10 человек, обладающие избирательным правом и проживающие на территории соответствующего района, города.

Представителей в поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии вправе выдвигать:
  первичные организации политических партий, других общественных объединений, расположенные на территории поселка, сельсовета;
  трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений, насчитывающих не менее 10 работающих и расположенных на территории поселка, сельсовета;
  граждане в количестве не менее 10 человек, обладающие избирательным правом и проживающие на территории поселка, сельсовета.

Политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы организаций, коллективы их структурных подразделений вправе выдвигать представителей только из числа своих членов.

Выдвижение представителей в составы территориальных избирательных комиссий осуществляется не позднее 21 ноября 2017 г. включительно.

Примерные формы документов о выдвижении представителей в территориальные избирательные комиссии, одобренные Центральной комиссией:

Примерные формы документов о выдвижении представителей в окружные избирательные комиссии, одобренные Центральной комиссией:

Представить документы для выдвижения представителей в состав окружных избирательных комиссий в органы, образующие комиссии, необходимо не позднее
1 декабря 2017 г.


Политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений вправе выдвигать представителей только из числа своих членов, по одному представителю в соответствующую комиссию.

Примерные формы документов о выдвижении представителей в участковые избирательные комиссии, одобренные Центральной комиссией:

Представить документы для выдвижения представителей в состав участковых избирательных комиссий в органы, образующие комиссии, необходимо не позднее
31 декабря 2017 г.

СВЕДЕНИЯ об адресах, телефонах и руководителях территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов в областные, Минский городской, районные, городские (в городах областного подчинения) Советы депутатов

СВЕДЕНИЯ об адресах, телефонах и руководителях окружных, территориальных в районах г. Минска избирательных комиссий по выборам в областные, Минский городской Советы депутатов

СВЕДЕНИЯ о местонахождении и номерах телефонов участковых избирательных комиссий по выборам в местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва

Уважаемый избиратель!

На предстоящих выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва Вам впервые предстоит осуществить избирательное право, закрепленное в Конституции нашей страны.

Согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь участие граждан в выборах является добровольным. Граждане Беларуси участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Приглашаем Вас принять участие в выборах депутатов местных Советов депутатов.

Вам необходимо знать, что:

2. голосование проводится 18 февраля 2018 года с 8.00 до 20.00 часов. Если Вы не сможете прийти в этот день, то с 13 по 17 февраля 2018 г. Вы вправе проголосовать в помещении участковой комиссии досрочно с 10 до 14 и с 16 до 19 часов;

3. бюллетень выдается избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлению паспорта либо иного документа, подтверждающего личность, – студенческого билета, водительского удостоверения, пенсионного удостоверения, удостоверения инвалида, служебного удостоверения работника государственного органа (организации);

4. при получении бюллетеня Вы расписываетесь в соответствующей графе списка избирателей;

5. бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине без посторонних лиц. Для заполнения бюллетеня запрещается использовать карандаш;

6. внимательно прочитайте правила заполнения бюллетеня. Вы должны поставить любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от кандидата в депутаты, в пользу которого Вы сделали свой выбор, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов». А если в бюллетене содержится имя только одного кандидата, то поставьте знак в квадрате соответствующему значению «За» либо «Против»;

7. бюллетень, в котором знак поставлен более чем в одном квадрате либо не поставлен ни в одном из них, считается недействительным и не учитывается при подсчете голосов. В случае совершения ошибки при заполнении бюллетеня Вы вправе получить у члена участковой избирательной комиссии новый бюллетень взамен испорченного;

8. заполненный бюллетень Вы опускаете в опечатанный ящик для голосования.

Надеемся, что эти небольшие подсказки помогут Вам сделать правильный выбор.

В помещении участковой комиссии в день выборов

Бюллетень выдается избирателю, включенному в список, при предъявлении паспорта гражданина Республики Беларусь либо одного из нижеуказанных документов, которые выданы уполномоченными государственными органами и организациями Республики Беларусь:

военного билета (для военнослужащих срочной службы);

служебного удостоверения работника государственного органа (организации);

водительского удостоверения;

пенсионного удостоверения, удостоверения инвалида (при наличии в них фотографии);

студенческого билета;

справки органов внутренних дел (для граждан, утративших паспорт);

вида на жительство (для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь).

По месту нахождения избирателя

Если Вы по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не имеете возможность прийти в день выборов на участок для голосования, то можете письменно или устно обратиться в участковую комиссию с просьбой организовать для Вас голосование по месту нахождения в день выборов, т.е. на дому.

С такой просьбой Вы можете обратиться самостоятельно или через соседей, родственников в участковую комиссию с 4 января 2018 года, а 18 февраля 2018 года – не позднее 18 часов. Причину невозможности прийти в помещение для голосования официально подтверждать не требуется.

В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения

При нахождении в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, Вы можете проголосовать на избирательном участке, созданном непосредственно по месту Вашего отдыха (лечения).

Проголосовать досрочно вправе избиратели, которые в день выборов не имеют возможности находиться по месту своего жительства. При этом официального подтверждения причин невозможности прийти в помещение для голосования в день выборов не требуется. Если в день выборов Вы будете находиться за рубежом, рекомендуем Вам при наличии возможности проголосовать досрочно, поскольку в отличие от выборов Президента Республики Беларусь и депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь на выборах в местные Советы депутатов Республики Беларусь создание участков для голосования за пределами республики не предусмотрено.

Для того чтобы узнать информацию о кандидатах в депутаты областных и Минского Советов депутатов, Вы можете перейти в подраздел раздела «Выдвижение, регистрация кандидатов».

Эту информацию также можно найти в рубрике «Выборы 2018» на интернет-сайтах и Минского горисполкома .

Сведения о кандидатах в депутаты районных и городских (городов областного подчинения) Советов депутатов размещены на .

Информацию о кандидатах в депутаты городских (городов районного подчинения), сельских и поселковых Советов депутатов Вы вправе получить в городских (городов районного подчинения), сельских и поселковых избирательных комиссиях (телефоны и адреса размещены на ).

Жители города Минска могут узнать информацию о кандидатах в депутаты Минского городского Совета депутатов и о местонахождении своего участка для голосования в мобильном приложении «Голосуй!» (для устройств с операционной системой Android), разработанном при поддержке Минского городского комитета ОО «БРСМ».

Вы можете обратиться в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации со 2 февраля 2018 г. (на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, – с 15 февраля 2018 г.) и уточнить, включены ли Вы в список избирателей, а также проверить правильность указанных о Вас сведений.

Вы вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о Вас.

Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать Вам копию мотивированного решения об отклонении Вашего заявления.

Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования – немедленно.

Решение участковой комиссии может быть также обжаловано не позднее чем за пять дней до выборов в районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного, городского суда окончательно.

Исправление в списке в соответствии с решением вышестоящей комиссии или суда производится участковой комиссией немедленно.

Выборы депутатов местных Советов депутатов двадцать восьмого созыва пройдут 18 февраля 2018 года с 8 до 20 часов . Придя на свой участок для голосования, обратитесь к члену избирательной комиссии для получения бюллетеня.

В зависимости от Вашего места жительства выдаются от 1 до 3 бюллетеней для избрания депутатов в соответствующие областной, базовый и первичный уровни Советов депутатов.

В нем содержатся фамилии, имена, отчества кандидатов в депутаты в алфавитном порядке, а также биографические данные о них. При голосовании поставьте любой знак (галочка, крестик и т.п.) в квадрате справа от кандидата, за которого Вы голосуете. Если выбор кандидата в депутаты так и не удалось сделать, то проставьте знак в квадрате справа от слов «Против всех кандидатов».

В случае участия в выборах одного кандидата в депутаты Вам в бюллетене будет предложено проголосовать ЗА или ПРОТИВ него, поставив знак в соответствующем квадрате.

Заполненный бюллетень опускается в специальный ящик для голосования.

Если при заполнении бюллетеня Вы сделали ошибку, необходимо обратиться к члену избирательной комиссии за повторной выдачей бюллетеня. При получении чистого бюллетеня испорченный сдается члену участковой комиссии и погашается в установленном порядке.

Кандидатов в депутаты от политических партий выдвигают руководящие органы организационных структур в следующем порядке:

Областные – в областной Совет депутатов;
    Минские городские – в Минский городской Совет депутатов;
    районные – в районный Совет депутатов, в городской (города районного подчинения), поселковый, сельский Совет депутатов;
    городские (городов областного подчинения) – в городской (города областного подчинения) Совет депутатов;
    городские (городов районного подчинения) – в городской (города районного подчинения) Совет депутатов;
    первичные организации, созданные на территории городов районного подчинения, поселков, сельсоветов – в городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы депутатов.

Общие требования к выдвижению кандидатов в депутаты политической партией:

1) политическая партия должна быть зарегистрирована Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, ее организационная структура зарегистрирована (поставлена на учет) до назначения выборов;
2) политическая партия вправе выдвигать кандидатов в депутаты только из числа своих членов;
3) политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по одному кандидату в депутаты.


Общие правила выдвижения кандидатов в депутаты избирателями в трудовых коллективах

областного, Минского городского Совета депутатов осуществляется трудовыми коллективами организаций, расположенных на территории соответствующего избирательного округа .
Выдвижение кандидатов в депутаты районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов осуществляется трудовыми коллективами организаций, расположенных соответственно на территории района, города, поселка, сельсовета .

Собрания избирателей в трудовых коллективах организаций по выдвижению кандидатов в депутаты могут проводиться:
    при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского городского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 150 работающих ;
    при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 75 работающих ;
    при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов – в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих .

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут на собрании коллектива структурного подразделения организации при условии, что количество работающих в структурном подразделении соответствует вышеуказанным требованиям.

Трудовой коллектив организации или коллективы ее структурных подразделений вправе выдвинуть только по одному кандидату в депутаты местного Совета депутатов каждого территориального уровня . Гражданин, которого трудовой коллектив организации или коллектив структурного подразделения организации выдвигает кандидатом в депутаты, может не состоять в трудовых отношениях с данной организацией.

Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, а место нахождения структурного подразделения – по месту фактического расположения структурного подразделения.

Собрание (конференция) избирателей в трудовом коллективе по выдвижению кандидата в депутаты созывается администрацией организации как по собственной инициативе, так и по инициативе группы избирателей в количестве не менее 10 человек, работающих в организации.
Собрание правомочно, если в нем принимает участие более половины состава трудового коллектива организации.
Конференция в трудовом коллективе организации проводится, если созыв собрания затруднен по причинам большой численности работников, многосменности или территориальной разобщенности структурных подразделений.
Норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию могут устанавливаться в учредительных документах организации. Если такой порядок не установлен в названных документах, то его определяет руководитель организации или орган управления организации.
Конференция правомочна при участии в ее работе не менее двух третей делегатов, избранных в порядке, установленном трудовым коллективом.
При проведении собрания (конференции) трудового коллектива составляется список присутствующих, который подписывается председателем и секретарем собрания (конференции) и прилагается к протоколу собрания (конференции), который хранится в организации. Решение собрания (конференции) трудового коллектива принимается большинством голосов его участников.

Особенности выдвижения кандидатов в депутаты от нескольких трудовых коллективов организаций, нескольких структурных подразделений

Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть выдвинут от трудовых коллективов нескольких организаций, от коллективов нескольких структурных подразделений, от трудовых коллективов нескольких организаций и коллективов структурных подразделений, если количество работающих в каждой организации, структурном подразделении меньше, чем требуется для выдвижения кандидата в депутаты. Все они должны находиться на территории соответствующего избирательного округа, района, города, поселка, сельсовета, по которому выдвигается кандидат в депутаты.

Выдвижение кандидата в депутаты от трудовых коллективов нескольких организаций, коллективов нескольких структурных подразделений, трудовых коллективов организаций и структурных подразделений может проводиться только на их общем собрании. От каждого такого коллектива должно присутствовать более половины его состава.

Документы могут быть поданы в комиссию лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты, либо его представителем на основании доверенности, удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов путем сбора подписей избирателей, должны быть собраны подписи избирателей, проживающих на территории избирательного округа, в количестве:
    не менее 150 – в областной и Минский городской Совет депутатов;
    не менее 75 – в районный и городской (города областного подчинения) Совет депутатов;
    не менее 20 – в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Совет депутатов.

Подписи вправе собирать только члены инициативной группы, зарегистрированной в установленном порядке.

Регистрация инициативной группы

Для регистрации инициативной группы в территориальную, окружную комиссию не позднее 14 декабря 2017 г. лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, представляются:
1) письменное заявление о регистрации инициативной группы ;
2) копии страниц паспорта, подтверждающих гражданство Республики Беларусь и регистрацию на территории Республики Беларусь лица, имеющего намерение выдвинуться кандидатом в депутаты (для гражданина Российской Федерации – соответствующие копии страниц вида на жительство);
3) список членов инициативной группы в количестве от 3 до 10 человек (включая руководителя группы). Членам инициативной группы не обязательно проживать на территории избирательного округа, где будет проводиться сбор подписей.

Указанные документы могут быть поданы представителем лица, имеющего намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, на основании доверенности, которая удостоверяется в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.


Направление указанных документов по почте избирательным законодательством не предусмотрено!


После регистрации инициативной группы ее членам выдаются соответствующие удостоверения и подписные листы . При необходимости допускается ксерокопирование выданных территориальной, окружной комиссией бланков подписных листов либо их распечатывание с сайта Центральной комиссии с сохранением формы и размера бланка подписного листа.


Удостоверения всех членов инициативной группы и подписные листы вправе получить в территориальной, окружной комиссии лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, или руководитель инициативной группы для последующей передачи членам инициативной группы.

Отказ в регистрации инициативной группы


В Избирательном кодексе определены порядок и случаи отказа в регистрации инициативной группы.

Комиссия обязана отказать в регистрации инициативной группы, если:
1) лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в депутаты, не отвечает требованиям, предъявляемым избирательным законодательством к кандидату в депутаты (например, не достиг 18 лет, имеет судимость);
2) количественный состав инициативной группы менее 3 или более 10 человек.

Комиссия вправе отказать в регистрации инициативной группы, если:
1) в состав инициативной группы включены граждане, не обладающие избирательным правом;
2) при формировании инициативной группы нарушен принцип свободного участия в выборах, т.е. граждане включены в состав группы без их согласия;
3) в других случаях нарушения требований Избирательного кодекса.

Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы выдается заявителю не позднее чем на следующий день после принятия решения.

Порядок обжалования решения территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы

Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации инициативной группы может быть обжаловано лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в депутаты.








Для подачи жалобы на решения избирательных комиссий по данной категории споров установлен трехдневный срок, исчисление которого начинается со дня принятия решения. Порядок сбора подписей избирателей

Основные требования при сборе подписей:
    в подписных листах должны быть подписи избирателей, проживающих на территории избирательного округа, по которому выдвигается кандидат в депутаты;
    подписи в подписных листах в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в депутаты, имеют право ставить обладающие избирательным правом граждане Республики Беларусь, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь;
    подписной лист должен быть заполнен в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Член инициативной группы при сборе подписей должен иметь документ, подтверждающий личность, и удостоверение, выданное территориальной, окружной комиссией. Указанные документы предъявляются избирателям.

Сбор подписей избирателей может осуществляться в форме пикетирования. Получение разрешения на проведение пикетирования для указанных целей не требуется, если оно проводится в местах, не запрещенных в соответствующем решении местного исполнительного и распорядительного органа.


Ограничения при сборе подписей избирателей:
  в процессе сбора подписей запрещается принуждение и вознаграждение избирателей за внесение подписей;
    не допускается участие администрации организации в сборе подписей избирателей в рабочее время;
    граждане, выдвигаемые кандидатами в депутаты, не вправе привлекать лиц, находящихся у них в подчинении или иной служебной зависимости, для сбора подписей избирателей в рабочее время;
    не допускается проведение сбора подписей в ходе служебных командировок;
    члены инициативных групп не вправе при сборе подписей раздавать избирателям печатные материалы. Избирателям могут представляться только для ознакомления информационные материалы с биографическими данными лиц, в поддержку которых осуществляется сбор подписей.


Особенности при сборе подписей избирателей-военнослужащих и избирателей, проживающих в общежитии:
    сбор подписей у военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Сбор подписей проводится во внеслужебное время в месте, определенном командиром части;
    при сборе подписей у избирателей, проживающих в общежитии, члены инициативных групп должны соблюдать правила внутреннего распорядка общежития, предусматривающие порядок посещения общежития лицами, которые не проживают в нем.


Сведения о лице, предлагаемом для выдвижения кандидатом в депутаты, и о члене инициативной группы, собирающем подписи, должны быть внесены в подписной лист до начала сбора подписей. Указанные сведения могут быть внесены в подписной лист как рукописным, так и машинописным способом. Представление избирателям подписных листов, в которых отсутствуют эти сведения, является нарушением избирательного законодательства.

Данные об избирателе вносятся в подписные листы только рукописным способом.

Сведения об избирателе, предусмотренные в графах 1–5 подписного листа, могут заполняться избирателем, иным лицом по просьбе избирателя или членом инициативной группы, собирающим подписи.

Документы могут быть поданы в комиссию лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты, либо его представителем на основании доверенности, удостоверенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.



В законодательстве установлены определенные требования , предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты местных Советов депутатов:
    гражданство Республики Беларусь* ;
    достижение возраста 18 лет ;
    место жительства или место работы на территории местного Совета депутатов** ;
    отсутствие судимости .

Гражданин вправе выдвигаться кандидатом в депутаты по одному из избирательных округов в местный Совет депутатов каждого территориального уровня (в областной, районный и сельский Совет депутатов).

* Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

** Гражданин вправе выдвигаться кандидатом в депутаты местного Совета депутатов, на территории которого он не работает и не проживает, если он работает в организации, которая расположена на территории другого местного Совета депутатов, но связана с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов. Эта норма Кодекса распространяется на работников организаций, расположенных, как правило, в городах, являющихся одновременно центрами нескольких административно-территориальных единиц. Данное положение не распространяется на политические партии и общественные объединения.

Регистрация кандидатов в депутаты местных Советов депутатов осуществляется соответствующей территориальной, окружной комиссией с 9 по 18 января 2018 г. включительно .

Решение о регистрации кандидата в депутаты принимается при наличии всех необходимых документов, поступивших в соответствующую территориальную, окружную комиссию до начала регистрации.
Территориальная, окружная комиссия, установив соответствие порядка выдвижения кандидата в депутаты требованиям Избирательного кодекса, принимает решение о регистрации кандидата в депутаты. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты выдается кандидату не позднее чем на следующий день.
Территориальная, окружная комиссия в двухдневный срок после регистрации выдает кандидатам в депутаты соответствующие удостоверения.

Территориальная, окружная комиссия отказывает в регистрации кандидата в депутаты в случае (часть первая статьи 68 1 Избирательного кодекса ):
1) несоответствия лица, выдвинутого кандидатом, требованиям, предъявляемым Избирательным кодексом, к кандидату;
2) наличия судимости у лица, выдвинутого кандидатом;
3) несоблюдения требований, предусмотренных Избирательным кодексом, к выдвижению кандидата;
4) непредставления одного или нескольких документов, необходимых для регистрации кандидата;
5) недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатом;
6) использования в интересах избрания денежных средств или другой материальной помощи иностранных государств и организаций, международных организаций, организаций, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства;
7) наличия в подписных листах по выдвижению кандидата в депутаты более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей избирателей;
8) в иных случаях несоответствия порядка выдвижения требованиям Избирательного кодекса.

Территориальная, окружная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата в депутаты в случае (часть вторая статьи 68 1 Избирательного кодекса ):
1) представления в декларации о доходах и имуществе не соответствующих действительности сведений, имеющих существенный характер. Разъяснение о том, какие не соответствующие действительности сведения о доходах и имуществе имеют существенный характер, дает Центральная комиссия;
2) использования преимуществ должностного положения в интересах выдвижения в случаях, указанных в части второй статьи 73 Избирательного кодекса ;
3) участия администрации организации в сборе подписей, принуждения в процессе сбора подписей и вознаграждения избирателей за внесение подписи;
4) повторного нарушения лицом, выдвигаемым кандидатом в депутаты, или инициативной группой требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства о выборах, если ранее им было вынесено предупреждение.


Порядок обжалования решения территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты

Решение территориальной, окружной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты может быть обжаловано лицом, выдвинутым кандидатом в депутаты.

Решение территориальной, окружной комиссии обжалуется в следующем порядке:
    городской (в городах районного подчинения), поселковой, сельской комиссии – в районную избирательную комиссию;
    городской (в городах областного подчинения), районной комиссии – в областную избирательную комиссию;
    окружной комиссии – в областную избирательную комиссию;
    территориальной комиссии, осуществляющей в районе города Минска полномочия окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, – в Минскую городскую избирательную комиссию.

Решение вышестоящей территориальной комиссии обжалуется в следующем порядке:
    районной избирательной комиссии – в районный суд;
    областной избирательной комиссии – в областной суд;
    Минской городской избирательной комиссии – в Минский городской суд.

Для подачи жалобы на решения избирательных комиссий по данной категории споров установлен трехдневный срок , исчисление которого начинается со дня принятия решения.

Все кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.

Перечень действий, которые можно квалифицировать в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения, содержится в части второй статьи 73 Избирательного кодекса. В соответствии с названной нормой к нарушениям относятся:
    привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (распространяется на организации всех организационно-правовых форм);
    использование помещений, занимаемых государственными органами, организациями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты в депутаты, обратившиеся по такому же вопросу, не могут использовать эти помещения на аналогичных условиях;
    использование телефонной и иных видов связи, оргтехники, предназначенных для обеспечения функционирования государственных органов, организаций, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (не распространяется на лиц, пользующихся средствами связи в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственной охране);
    бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию (не распространяется на лиц, пользующихся транспортом в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственной охране);
    проведение сбора подписей избирателей, предвыборной агитации в ходе служебных командировок (распространяется на организации всех организационно-правовых форм).

При совершении любого из вышеперечисленных действий территориальная, окружная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Кандидат в депутаты может иметь до 5 доверенных лиц , для регистрации которых необходимо подать в соответствующую территориальную, окружную комиссию письменное заявление . Доверенным лицом может быть гражданин, обладающий избирательным правом.

Доверенным лицом кандидата не может быть:
    член Центральной комиссии;
    член территориальной, окружной, участковой комиссии, в которых он представляет кандидата в депутаты;
    другой кандидат в депутаты.

Территориальная, окружная комиссия в трехдневный срок со дня поступления заявления регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения .

Доверенные лица помогают кандидату в депутаты в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Освобождение доверенных лиц от выполнения трудовых (служебных) обязанностей (предоставление трудового отпуска или отпуска без сохранения заработной платы) в связи с проведением агитационных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Они выполняют свои функции добровольно.

Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом кандидата.

Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов отозвать доверенных лиц (лицо), уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

При выбытии доверенных лиц (лица) кандидат в депутаты вправе обратиться в территориальную, окружную комиссию с заявлением о регистрации других граждан доверенными лицами.

Для финансирования расходов по предвыборной агитации кандидаты в депутаты могут создавать собственные избирательные фонды.

Порядок открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета, возврата денежных средств, отчетности о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, урегулирован в Положении об избирательном фонде кандидата в депутаты местного Совета депутатов Республики Беларусь двадцать восьмого созыва, утвержденном постановлением Центральной комиссии от 12 декабря 2017 г. №48 .

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты

Пожертвования в избирательный фонд кандидата вправе вносить:
1) кандидат, который может полностью сформировать фонд за счет собственных денежных средств;
2) гражданин Республики Беларусь, гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Республике Беларусь. Максимальный размер пожертвования составляет 2 базовые величины (49 рублей) ;
3) юридическое лицо. Максимальный размер пожертвования составляет 5 базовых величин (122,50 рубля) .

Вносить денежные средства в избирательный фонд кандидата в депутаты не вправе (часть четвертая статьи 48 1 Избирательного кодекса):
1) иностранные государства и организации;
2) иностранные граждане и лица без гражданства;
3) международные организации;
4) организации, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства;
5) организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, иностранную безвозмездную помощь от иностранных государств, иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также от анонимных жертвователей, если полученная организациями помощь не была обратно возвращена или в случае невозможности возврата не была перечислена (передана) в доход государства до дня внесения пожертвования в избирательные фонды;
6) граждане Республики Беларусь, не достигшие 18 лет;
7) государственные органы и органы местного самоуправления;
8) организации, полностью или частично финансируемые из бюджета;
9) организации, зарегистрированные в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования;
10) благотворительные и религиозные организации;
11) анонимные жертвователи.

Для формирования собственного избирательного фонда кандидат в депутаты после регистрации его соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией вправе открыть в подразделении открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» специальный избирательный счет.

Для открытия специального избирательного счета в подразделение банка представляются следующие документы:
    заявление об открытии специального избирательного счета ;
    копия решения окружной, территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, заверенная председателем комиссии;
    документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь для гражданина Российской Федерации;
    удостоверение представителя кандидата по финансовым вопросам , выданное соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией (в случае открытия счета представителем кандидата по финансовым вопросам).

Кандидату в депутаты необходимо в двухдневный срок со дня открытия счета представить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его, информацию о реквизитах своего специального избирательного счета .

Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему его кандидату и представителю кандидата по финансовым вопросам.
Регистрация представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется территориальной, окружной комиссией на основании заявления кандидата в депутаты в трехдневный срок со дня поступления этого заявления. Представителю выдается соответствующее удостоверение , которое действительно при представлении документа, удостоверяющего личность.

Кандидат имеет право в любое время отозвать представителя по финансовым вопросам, письменно сообщив об этом в территориальную, окружную комиссию, а также в подразделение банка, в котором открыт специальный избирательный счет.

Средства избирательного фонда кандидата в депутаты имеют целевое назначение и могут использоваться на оплату расходов, непосредственно связанных с проведением предвыборной агитации, в том числе на оплату:
    аренды зданий и помещений, оборудования, транспортных расходов, услуг связи;
    изготовления агитационных печатных материалов, эфирного времени и места для публикации в средствах массовой информации и на информационных ресурсах (их составных частях), размещенных в сети Интернет;
    консультационных и агитационных работ (услуг);
    канцелярских товаров;
    других расходов, связанных с предвыборной агитацией.

Кандидат в депутаты обязан представлять в территориальную, окружную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет – с 3 по 7 февраля 2018 г. включительно ; итоговый финансовый отчет – не позднее 22 февраля 2018 г. .

Агитационный период начинается со дня регистрации кандидата в депутаты и прекращается в ноль часов дня выборов. Агитация в день выборов запрещается .

Формы предвыборной агитации:
    изготовление и распространение агитационных печатных материалов;
    проведение встреч с избирателями в помещениях;
    агитационные массовые мероприятия (собрания вне помещений, пикетирование, митинги);
    выступления в средствах массовой информации;
    иные формы, не запрещенные законодательством.

Финансирование расходов по предвыборной агитации осуществляется за счет средств собственного избирательного фонда каждого кандидата. Подробную информацию о порядке создания собственного избирательного фонда кандидата Вы можете найти в подразделе «Избирательный фонд» раздела «Кандидату в депутаты».

Кандидаты в депутаты и их доверенные лица, являющиеся журналистами либо должностными лицами средств массовой информации, не вправе вести теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через средства массовой информации .

Предвыборная программа кандидата в депутаты

Кандидат в депутаты имеет право выступать с программой своей будущей деятельности, содержание которой определяется самим кандидатом.

Программа кандидата не должна содержать:
    пропаганды войны;
    призывов к насильственному изменению конституционного строя;
    призывов к нарушению территориальной целостности Республики Беларусь;
    призывов к социальной, национальной, религиозной и расовой вражде;
    призывов, побуждающих или имеющих своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
    оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь;
    оскорблений и клеветы в отношении других кандидатов в депутаты.

При нарушении перечисленных требований территориальная, окружная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Ограничения при проведении предвыборной агитации

Запрещается агитация, при проведении которой:
    осуществляется пропаганда войны, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
    раздаются денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводится льготная распродажа товаров, бесплатно предоставляются любые услуги и товары, за исключением агитационных печатных материалов, специально изготовленных с соблюдением требований Избирательного кодекса для избирательной кампании.

Запрещается агитация за кандидата в депутаты, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

При нарушении требований к проведению предвыборной агитации территориальные, окружные комиссии принимают меры по пресечению нарушений, а также вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Призывать к срыву, отмене или переносу срока выборов не вправе все участники избирательной кампании. Несоблюдение указанного требования является административным правонарушением.

Условия выпуска и распространения печатных агитационных материалов

Для предвыборной агитации кандидаты в депутаты вправе изготавливать агитационные печатные материалы (плакаты, листовки и другие материалы) за счет средств собственных избирательных фондов.

Изготовление агитационных печатных материалов производится на территории Республики Беларусь и только после предварительной оплаты из средств избирательного фонда кандидата.

Агитационные печатные материалы должны содержать следующие выпускные данные:
1) наименование и адрес организации (индивидуального предпринимателя), изготовившей печатные материалы;
2) номер и дату выдачи свидетельства о государственной регистрации изготовителя печатных изданий;
3) тираж и номер заказа;
4) фамилию и инициалы заказчика.

Распространение анонимных агитационных печатных материалов запрещается .

Один экземпляр агитационных печатных материалов (копия) до распространения представляется в соответствующую территориальную, окружную комиссию.

Решениями местных исполнительных и распорядительных органов на территории каждого участка для голосования выделены специальные места для размещения агитационных печатных материалов.С данными решениями можно ознакомиться на официальных интернет-сайтах местных исполнительных и распорядительных органов.

Размещение агитационных печатных материалов в иных местах может осуществляться с разрешения руководителя соответствующей организации. В случае если руководитель организации разрешил размещение в организации агитационного печатного материала одному кандидату, он не вправе отказать другому кандидату в размещении агитационного печатного материала на тех же условиях.

Проведение встреч с избирателями. Предвыборные собрания, организуемые избирателями

Кандидаты в депутаты проводят встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме. По взаимной договоренности кандидатов могут проводиться совместные встречи с избирателями.

Местный исполнительный и распорядительный орган своим решением определяет помещения для проведения встреч кандидатов в депутаты с избирателями, а также для предвыборных собраний, организуемых избирателями. Решения со списками помещений размещены на официальных интернет-сайтах районных, городских исполнительных комитетов.

Указанные помещения для проведения встреч предоставляются бесплатно в порядке очередности поступления заявлений кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, избирателей.

Заявления необходимо подать в соответствующие территориальные, окружные комиссии не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия.

В заявлении о предоставлении помещения указываются:
1) место (места) проведения встречи, собрания;
2) дата, время начала и окончания мероприятия;
3) фамилия, имя, отчество заявителя;
4) сведения о месте жительства заявителя и номер его телефона;
5) дата подачи заявления.

При невозможности предоставить помещение на указанные в заявлении дату и время соответствующая избирательная комиссия не позднее чем на следующий день после получения заявления сообщает об этом заявителю и предлагает другие дату и время проведения встречи, собрания.

Территориальные, окружные комиссии информируют избирателей о проведении встреч с кандидатами в депутаты, а также о проведении предвыборных собраний, организуемых избирателями, в местных газетах, на интернет-сайтах местных исполнительных и распорядительных органов и иным удобным способом.

Кандидаты в депутаты вправе за счет средств собственного избирательного фонда арендовать здания и помещения для проведения встреч с избирателями.

Проведение массовых мероприятий

Проведение массовых мероприятий в уведомительном порядке

Кандидаты в депутаты, их доверенные лица для осуществления предвыборной агитации могут проводить в уведомительном порядке массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) в местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с соответствующими территориальными, окружными комиссиями. Решения об определении мест для проведения таких мероприятий размещены на официальных интернет-сайтах районных, городских исполнительных комитетов.

Для организации массового мероприятия кандидат в депутаты, доверенное лицо кандидата направляет уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется его проведение (в г. Минске уведомление направляется в Минский городской исполнительный комитет), не позднее чем за два дня до предполагаемой даты проведения мероприятия.

В уведомлении указываются:
1) форма массового мероприятия;
2) место (места) его проведения;
3) дата, время начала и окончания мероприятия;
4) фамилия, имя, отчество заявителя;
5) сведения о месте жительства заявителя и номер его телефона;
6) дата подачи уведомления.

Если в местный исполнительный и распорядительный орган ранее поступило уведомление от другого кандидата в депутаты, доверенного лица о проведении в том же месте и в то же время массового мероприятия и отсутствует договоренность о проведении совместного массового мероприятия, то местный исполнительный и распорядительный орган обязан не позднее чем на следующий день после получения уведомления довести до сведения заявителя предложение об изменении места и (или) времени проведения массового мероприятия.

Массовые мероприятия могут проводиться с 8 до 22 часов.

Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении массового мероприятия возлагается на местный исполнительный и распорядительный орган и органы внутренних дел. Кандидаты, доверенные лица кандидатов обязаны содействовать обеспечению общественного порядка.

Проведение массовых мероприятий в разрешительном порядке

В период выборов массовые мероприятия с целью предвыборной агитации могут также проводиться в разрешительном порядке в следующих случаях:
    если они организуются кандидатами в депутаты либо их доверенными лицами в местах, не относящихся к местам проведения массовых мероприятий в уведомительном порядке;
    если они организуются иными лицами.

Такие мероприятия проводятся в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях. Заявление о проведении массового мероприятия подается в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Выступления кандидатов в депутаты по радио

Порядок использования государственных радиовещательных средств массовой информации для предвыборных выступлений кандидатов в депутаты предусмотрен постановлением Центральной комиссии от 12 декабря 2017 г. №46 .

Кандидат в депутаты областного, Минского городского, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов имеет право на одно бесплатное выступление по местному радио продолжительностью не менее 3 минут.

Выступления кандидатов в депутаты будут транслироваться по рабочим дням в период с 22 января по 12 февраля 2018 г. с 18.00.

Дата и очередность выступлений кандидатов в депутаты определяется в соответствии с результатами жеребьевки, проведенной территориальными, окружными избирательными комиссиями после регистрации кандидатов.

При проведении жеребьевки избирательная комиссия информирует кандидата в депутаты (его представителя) о дате, времени и месте записи выступления. Радиовещательные средства массовой информации после проведения записи сообщают кандидатам в депутаты о времени выхода в эфир их выступлений.

    политическая партия , другое республиканское общественное объединение – на заседания Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, территориальных, окружных и участковых комиссий, на участки для голосования ;
    областная организационная структура соответствующей областной , а также окружных и участковых комиссий, на участки для голосования , расположенные на территории области;
    Минская городская организационная структура политической партии, другого общественного объединения – на заседания Минской городской избирательной комиссии, территориальных комиссий, осуществляющих в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, а также участковых комиссий, на участки для голосования , расположенные на территории города Минска;
    районная, городская (в городе областного или районного подчинения) организационная структура политической партии, другого общественного объединения – на заседания соответствующих районной, городской , а также поселковых, сельских территориальных и участковых комиссий, на участки для голосования , расположенные на территории района, города;
    районная в городе организационная структура политической партии, другого общественного объединения – на заседания участковых комиссий, на участки для голосования , расположенные на территории района в городе;
    первичная организация политической партии, другого общественного объединения – на заседания участковой комиссии, на участок для голосования , на территории которого находится первичная организация.

Решение о направлении наблюдателей принимает соответственно руководящий орган политической партии, другого республиканского общественного объединения, организационной структуры, собрание первичной организации политической партии, другого общественного объединения, которое оформляется протоколом.

В протоколе заседания руководящего органа политической партии, другого общественного объединения, организационной структуры, собрания первичной организации политической партии, другого общественного объединения указываются: название, адрес и номер телефона политической партии, другого общественного объединения, организационной структуры, первичной организации, число членов руководящего органа (собрания первичной организации) и число присутствовавших на заседании (собрании), дата принятия решения, фамилия, имя, отчество и дата рождения наблюдателя, его место жительства и номер телефона, наименование избирательной комиссии или номер участка для голосования, куда он направляется.

Для аккредитации наблюдателя в соответствующую избирательную комиссию представляется протокол о направлении наблюдателя, его копия или выписка из него, в которой должны быть указаны все приведенные выше сведения.

Трудовой коллектив организации, расположенной на территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета, направляет наблюдателей на заседания соответствующей областной, районной, городской, поселковой, сельской территориальной, окружных и участковых избирательных комиссий, на участки для голосования. В таком же порядке направляют наблюдателей коллективы структурных подразделений организации.

При направлении наблюдателей от структурного подразделения (подразделений) организации наблюдатели от трудового коллектива организации не направляются .

Решение о направлении наблюдателей принимает собрание (конференция) трудового коллектива организации, собрание коллектива структурного подразделения организации, которое оформляется протоколом.

В протоколе собрания (конференции) трудового коллектива организации, собрания коллектива структурного подразделения указываются : название, адрес и номер телефона организации, структурного подразделения, число членов трудового коллектива организации (избранных на конференцию делегатов), коллектива структурного подразделения организации и число присутствовавших на собрании (конференции), дата принятия решения, фамилия, имя, отчество и дата рождения наблюдателя, его место жительства и номер телефона, наименование избирательной комиссии или номер участка для голосования, куда он направляется.

Если для аккредитации наблюдателя в соответствующую избирательную комиссию представляется выписка из протокола о направлении наблюдателя, то в этой выписке должны быть указаны приведенные выше сведения.

Избиратели в количестве не менее 10 человек , проживающие на территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета, избирательного округа, участка для голосования, вправе направить наблюдателя на заседания соответствующей территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии, на участок для голосования.

Наблюдатель, направленный избирателями, представляет в избирательную комиссию заявление, подписанное не менее чем 10 избирателями, проживающими соответственно на территории области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета, избирательного округа, участка для голосования.

В заявлении о направлении наблюдателя указываются : фамилия, имя, отчество, дата рождения наблюдателя, его место жительства и номер телефона, наименование избирательной комиссии или номер участка для голосования, куда он направляется. В отношении каждого избирателя, подписавшего заявление, указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства.

Наблюдатель аккредитуется при соответствующей избирательной комиссии в день представления документа о направлении наблюдателем путем внесения записи в журнал аккредитации наблюдателей.

Для аккредитации наблюдатель , направленный политической партией, другим общественным объединением, организационной структурой, трудовым коллективом организации, структурным подразделением организации, гражданами, представляет в избирательную комиссию протокол (копия либо выписка из него) заседания руководящего органа политической партии, другого общественного объединения, организационной структуры, собрания первичной организации политической партии либо протокол (копия либо выписка из него) собрания (конференции) трудового коллектива организации, собрания коллектива структурного подразделения, либо заявление о направлении наблюдателя избирателями, и документ, подтверждающий его личность .

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, депутат местного Совета депутатов, доверенное лицо кандидата в депутаты местного Совета депутатов для осуществления наблюдения предъявляет в избирательную комиссию документ, удостоверяющий его статус.

Наблюдатель, направленный на заседания участковой избирательной комиссии, вправе также осуществлять наблюдение на соответствующем участке для голосования.

При осуществлении наблюдения на участках для голосования , образованных в больницах и других организациях здравоохранения , оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, наблюдатели должны соблюдать установленные

Президент Беларуси в ходе рабочей встречи с Лидией Ермошиной поддержал предложения Центризбиркома по организации выборов. По мнению Александра Лукашенко, февраль - оптимальное время для проведения важной политической кампании. У граждан и политических сил будет достаточно времени на подготовку и все возможности, гарантированные законом для участия в выборах.

Президент также поручил местной власти и губернаторам максимально содействовать избирательной кампании, особенно при подготовке участков для голосования. Это позволит бережно расходовать бюджетные средства и провести кампанию на традиционно высоком организационном уровне. При этом основной упор в затратах Александр Лукашенко поручил сделать на оплату труда членов избирательных комиссий.

Выборы в местные Советы обойдутся казне примерно в 21 миллион белорусских рублей. Т.е. бюджет останется на уровне выборов 2014 года. При этом более 80 % средств, как и прежде, пойдут на оплату труда организаторов выборов, уточнила глава Центризбиркома. Без изменений и с точки зрения открытости плебисцита для наблюдателей.

Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии Беларуси по проведению выборов и республиканских референдумов: "У нас нет таких международных обязательств приглашать международных наблюдателей. Тем не менее Глава государства подчеркнул особую роль наблюдения. И сказал, что, разумеется, является разумной и необходимой наша обычная практика предоставлять эти преференции для ведения краткосрочного наблюдения всем иностранным дипломатам, которые аккредитованы в Республике Беларусь. Ну, и отдельные организации, вполне возможно, особенно в области местного самоуправления, смогут пригласить своих коллег, партнеров как иностранных гостей, в качестве экспертов и наблюдателей непосредственно на дни голосования. Основной, конечно, упор будет делаться на национальное наблюдение. Оно у нас всегда является весьма многочисленным. Я думаю, что политические партии, общественные объединения и в этот раз не подведут нас и проявят достаточную активность для организации наблюдения".

Лидия Ермошина также считает, что предстоящая избирательная кампания подтвердит высокий уровень политической культуры белорусского общества, а явка будет зависеть от активности кандидатов в депутаты. В их числе глава Центризбиркома рассчитывает увидеть и представителей бизнеса. С другой стороны, по опыту предыдущих кампаний, выборы явно не станут соревнованием капитала и будут достаточно чистыми, с точки зрения предвыборных технологий.

Лидия Ермошина, председатель Центральной комиссии Беларуси по проведению выборов и республиканских референдумов: "Я заметила, что чем больше денег вкладывается в финансирование отдельных кандидатов, тем грязнее избирательная кампания. Не думаю, что кандидаты в депутаты на выборы в местные Советы будут вкладывать либо получать достаточно большие средства на ведение предвыборной агитации. Поэтому я думаю, что у нас избирательная кампания будет в этом плане достаточно стерильной".

Завтра Центризбирком намерен утвердить календарный план проведения выборов. Первым шагом традиционно станет формирование территориальных избирательных комиссий.

Еще раз напомним: выборы в местные Советы депутатов 28-го созыва пройдут в Беларуси 18 февраля.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх