Физиология человека. Общая

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

ПРЕДИСЛОВИЕ...... 3 Часть I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 8 1. Введение. История физиологии...... 8 1. 1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта...... 8 1. 2. Методы физиологических исследований...... 9 1. 3. Краткая история физиологии...... 10 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия...... 12 2. 1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей...... 12 2. 2. Нервная и гуморальная регуляция функций...... 14 2. 3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы...... 15 2. 4. Гомеостаз...... 16 2. 5. Возникновение возбуждения и его проведение...... 17 3. Нервная система...... 21 3. 1. Основные функции ЦНС...... 21 3. 2. Основные функции и взаимодействия нейронов...... 21 3. 3. Особенности деятельности нервных центров...... 25 3. 4. Координация деятельности ЦНС...... 29 3. 5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга...... 33 3. 6. Вегетативная нервная система...... 39 3. 7. Лимбическая система...... 43 3. 8. Функции коры больших полушарий...... 43 4. Высшая нервная деятельность...... 49 4. 1. Условия образования и разновидности условных рефлексов...... 49 4. 2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов...... 52 4. 3. Динамический стереотип...... 52 4. 4. Типы высшей нервной деятельности, первая и вторая сигнальная система...... 53 5. Нервно-мышечный аппарат...... 55 5. 1. Функциональная организация скелетных мышц...... 55 5. 2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна...... 57 5. 3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма...... 60 5. 4. Морфофункциональные основы мышечной силы...... 63 5. 5. Режимы работы мышцы...... 67 5. 6. Энергетика мышечного сокращения...... 68 6. Произвольные движения...... 71 6. 1. Основные принципы организации движений...... 71 6. 2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции позно-тонических реакций...... 75 6. 3. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений...... 77 6. 4. Нисходящие моторные системы...... 81 7. Сенсорные системы...... 83 7. 1. Общий план организации и функции сенсорных систем...... 83 7. 2. Класификация и механизмы возбуждения рецепторов...... 84 7. 3. Свойства рецепторов...... 86 7. 4. Кодирование информации...... 87 7. 5. Зрительная сенсорная система...... 88 7. 6. Слуховая сенсорная система...... 93 7. 7. Вестибулярная сенсорная система...... 96 7. 8. Двигательная сенсорная система...... 99 7. 9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния...... 102 7. 10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации...... 105 8. Кровь...... 109 8. 1. Состав, объем и функции крови...... 110 8. 2. Форменные элементы крови...... 112 8. 3. Физико-химические свойства плазмы крови...... 116 8. 4. Свертывание и переливание крови...... 118 8. 5. Регуляция системы крови...... 121 9. Кровообращение...... 123 9. 1. Сердце и его физиологические свойства...... 123 9. 2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)...... 128 9. 3. Регуляция сердечно-сосудистой системы...... 132 10. Дыхание...... 136 10. 1. Внешнее дыхание...... 136 10. 2. Обмен газов в легких и их перенос кровью...... 139 10. 3. Регуляция дыхания...... 143 11. Пищеварение...... 145 11. 1. Общая характеристика пищеварительных процессов...... 145 11. 2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта...... 147 11. 3. Всасывание продуктов переваривания пищи...... 153 12. Обмен веществ и энергии...... 155 12. 1. Обмен белков...... 155 12. 2. Обмен углеводов...... 156 12. 3. Обмен липидов...... 157 12. 4. Обмен воды и минеральных солей...... 159 12. 5. Обмен энергии...... 160 12. 6. Регуляция обмена веществ и энергии...... 163 13. Выделение...... 165 13. 1. Общая характеристика выделительных процессов...... 165 13. 2. Почки и их функции...... 165 13. 3. Процесс мочеобразования и его регуляция...... 168 13. 4. Гомеостатическая функция почек...... 170 13. 5. Мочевыведение и мочеиспускание...... 170 13. 6. Потоотделение...... 171 14. Тепловой обмен...... 173 14. 1. Температура тела человека и изотермия...... 173 14. 2. Механизмы теплообразования...... 174 14. 3. Механизмы теплоотдачи...... 176 14. 4. Регуляция теплообмена...... 177 15. Внутренняя секреция...... 178 15. 1. Общая характеристика эндокринной системы...... 178 15. 2. Функции желез внутренней секреции...... 181 15. 3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях...... 192 Часть II. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 198 Раздел I. ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 198 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина...... 199 1. 1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи...... 199 1. 2. Кафедра физиологии и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии...... 201 1. 3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии...... 206 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма...... 210 2. 1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии...... 211 2. 2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам...... 215 2. 3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам...... 217 2. 4. Функциональная система адаптации...... 221 2. 5. Понятие о физиологических резервах организма...... 224 3. Функциональные состояния спортсменов...... 226 3. 1. Общая характеристика функциональных состояний...... 226 3. 2. Физиологические закономерности развития функциональных состояний...... 229 3. 3. Виды функциональных состояний...... 231 4. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках...... 237 4. 1. Изменения функций различных органов и систем организма...... 237 4. 2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности...... 240 4. 3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности...... 241 4. 4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов...... 243 5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности...... 244 5. 1. Роль эмоций при спортивной деятельности...... 244 5. 2. Предстартовые состояния...... 247 5. 3. Разминка и врабатывание...... 250 5. 4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях...... 252 5. 5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности...... 253 6. Физическая работоспособность спортсмена...... 254 6. 1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению...... 255 6. 2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности...... 257 6. 3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте...... 262 6. 4. Резервы физической работоспособности...... 264 7. Физиологические основы утомления спортсменов...... 269 7. 1. Определение и физиологические механизмы развития утомления...... 269 7. 2. Факторы утомления и состояние функций организма...... 273 7. 3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок...... 275 7. 4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление...... 278 8. Физиологическая характеристика восстановительных процессов...... 281 8. 1. Общая характеристика процессов восстановления...... 281 8. 2. Физиологические механизмы восстановительных процессов...... 283 8. 3. Физиологические закономерности восстановительных процессов...... 285 8. 4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления...... 288 Раздел II. ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 291 9. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений...... 291 9. 1. Различные критерии классификации упражнений...... 292 9. 2. Современная классификация физических упражнений...... 293 9. 3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок...... 294 9. 4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений...... 298 9. 5. Физиологическая характеристика нестандартных движений...... 303 10. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств...... 305 10. 1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы...... 306 10. 2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты...... 310 10. 3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости...... 313 10. 4. Понятие о ловкости и гибкости. Механизмы и закономерности их развития...... 318 11. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков...... 320 11. 1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования...... 320 11. 2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков...... 321 11. 3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков...... 324 11. 4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков...... 330 12. Физиологические основы развития тренированности...... 333 12. 1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности...... 334 12. 2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое...... 336 12. 3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках...... 339 12. 4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения...... 343 13. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды...... 346 13. 1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность...... 346 13. 2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления...... 348 13. 3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий...... 353 13. 4. Физиологические изменения в организме при плавании...... 355 14. Физиологические основы спортивной тренировки женщин...... 357 14. 1. Морфофункциональные особенности женского организма...... 357 14. 2. Изменения функций организма в процессе тренировок...... 365 14. 3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин...... 370 14. 4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла...... 373 15. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора...... 375 15. 1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора...... 376 15. 2. Наследственные влияния на морфо-функциональные особенности и физические качества человека...... 378 15. 3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе...... 383 15. 4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной деятельности и сенсомоторного доминирования...... 390 15. 5. Использование генетических маркеров для поиска высоко- и быстротренируемых спортсменов...... 395 16. Влияние генома на функциональное состояние, работоспособность и здоровье спортсменов...... 398 16. 1. Хранение, передача наследственной информации и расшифровка генома...... 398 16. 2. Генетические маркеры ДНК в спорте...... 402 16. 3. Генетические допинги в спорте...... 405 16. 4. Обнаружение допингов...... 415 16. 5. Риск для здоровья...... 417 17. Физиологические основы оздоровительной физической культуры...... 421 17. 1. Роль физической культуры в условиях современной жизни...... 422 17. 2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека...... 425 17. 3. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма...... 428 Часть III. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 435 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...... 435 1. 1. Периодизация и гетерохронность развития...... 435 1. 2. Сенситивные периоды...... 438 1. 3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма...... 441 1. 4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст...... 444 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам...... 448 2. 1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем...... 448 2. 2. Физическое развитие и опорно-двигательная система...... 456 2. 3. Особенности крови, кровообращения и дыхания...... 457 2. 4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии...... 461 2. 5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции...... 462 2. 6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам...... 466 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам...... 488 3. 1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем...... 489 3. 2. Физическое развитие и опорно-двигательная система...... 494 3. 3. Особенности крови, кровообращения и дыхания...... 497 3. 4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы...... 500 3. 5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии...... 506 3. 6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам...... 508 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе...... 530 4. 1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста...... 530 4. 2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры...... 533 4. 3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность и состояние здоровья школьников...... 536 4. 4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников...... 543 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам...... 548 5. 1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма...... 549 5. 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем...... 553 5. 3. Возрастные особенности регуляторных систем...... 557 5. 4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам...... 561 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста...... 573 6. 1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности...... 573 6. 2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий...... 575 6. 3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга...... 579 6. 4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности...... 582 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста...... 583 7. 1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности...... 583 7. 2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии...... 586 7. 3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов...... 589 7. 4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии...... 593 8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе...... 595 8. 1. Индивидуально-типологические особенности человека...... 596 8. 2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе...... 598 8. 3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе...... 601 8. 4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека...... 604 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...... 609

Издательство: "Спорт" (2015)

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2005. - 528 с.

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

Формат: doc

Размер: 5,3 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................................3
Часть I ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...................................................................................7
1. Введение. История физиологии................................................................7
1.1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта...........7
1.2. Методы физиологических исследований.........................................8
1.3. Краткая история физиологии...........................................................9
2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия.................10
2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей.....11
2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций.................................12
2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы..............13
2.4. Гомеостаз........................................................................................14
2.5. Возникновение возбуждения и его проведение.............................15
3. Нервная система......................................................................................18
3.1. Основные функции ЦНС...............................................................18
3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов..........................19
3.3. Особенности деятельности нервных центров.................................22
3.4. Координация деятельности ЦНС...................................................26
3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга...................................30
3.6. Вегетативная нервная система........................................................35
3.7. Лимбическая система......................................................................38
3.8. Функции коры больших полушарий.............................................39
4. Высшая нервная деятельность................................................................44
4. 1.Условия образования и разновидности условных рефлексов.........44
4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов..............47
4.3. Динамический стереотип................................................................48
4.4.Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система.. 48
5. Нервно-мышечный аппарат....................................................................50
5.1. Функциональная организация скелетных мышц...........................50
5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна......52
5.3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма.........54
5.4. Морфофункциональные основы мышечной силы.........................57
5.5. Режимы работы мышцы..................................................................60
5.6. Энергетика мышечного сокращения..............................................62
6. Произвольные движения........................................................................64
6.1. Основные принципы организации движений...............................64
6.2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции позно-тонических реакций............................67
6.3. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений..................70
6.4. Нисходящие моторные системы....................................................73
7. Сенсорные системы.................................................................................75
7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем..............75
7.2. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов.................76
7.3. Свойства рецепторов......................................................................77
7.4. Кодирование информации.............................................................79
7.5. Зрительная сенсорная система........................................................80
7.6. Слуховая сенсорная система...........................................................85
7.7. Вестибулярная сенсорная система..................................................87
7.8. Двигательная сенсорная система....................................................90
7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния............................93
7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации...........................95
8. Кровь....................................................................................99
8.1. Состав, объем и функции крови..................................................100
8.2. Форменные элементы крови........................................................101
8.3. Физико-химические свойства плазмы крови............................... 105
8.4. Свертывание и переливание крови.............................................. 107
8.5. Регуляция системы крови............................................................. 110
9. Кровообращение............................................................................ 111
9.1. Сердце и его физиологические свойства...................................... 111
9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)............................... 116
9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы..................................... 120
10. Дыхание...................................................................................123
10.1. Внешнее дыхание.......................................................................124
10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью................................ 126
10.3. Регуляция дыхания..................................................................129
11. Пищеварение.............................................................................. 131
11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов................. 131
11.2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта............................... 133
11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи............................. 139
12. Обмен веществ и энергии................................................................... 140
12.1. Обмен белков.............................................................................. 140
12.2. Обмен углеводов......................................................................... 141
12.3. Обмен липидов........................................................................... 142
12.4. Обмен воды и минеральных солей.............................................143
12.5. Обмен энергии........................................................................... 145
12.6. Регуляция обмена веществ и энергии........................................ 147
13. Выделение....................................:.............................................. 149
13.1. Общая характеристика выделительных процессов..................... 149
13.2. Почки и их функции.................................................................. 149
13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция................................ 151
13.4. Гомеостатическая функция почек...............................................153
13.5. Мочевыведение и мочеиспускание............................................. 154
13.6. Потоотделение............................................................................154
14. Тепловой обмен........................................................................... 156
14.1. Температура тела человека и изотермия..................................... 156
14.2. Механизмы теплообразования....................................................157
14.3. Механизмы теплоотдачи.............................................................158
14.4. Регуляция теплообмена..............................................................159
15. Внутренняя секреция..........................................................................160
15.1. Общая характеристика эндокринной системы........................... 160
15.2. Функции желез внутренней секреции........................................163
15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях.................................173
Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.................................................................178
Раздел ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.......................................................178
1. Спортивная физиология -учебная и научная дисциплина................179
1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи.......................179
1.2. Кафедра физиологии СПбГАФКим. П.Ф.Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии.181
1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии.....185
2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма........................188
2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии..........189
2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам............................193
2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам.....195
2.4. Функциональная система адаптации............................................ 198
2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация.........201
3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках.......203
3.1. Изменения функций различных органов и систем организма.... 203
3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности.....205
3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности.... 206
3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов....208
4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности............209
4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности................................209
4.2. Предстартовые состояния.............................................................213
4.3. Разминка и йрабатывание.............................................................215
4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях...............217
4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности 218
5. Физическая работоспособность спортсмена..........................................219
5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению........220
5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности............................221
5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте..227
5.4. Резервы физической работоспособности......................................228
6. Физиологические основы утомления спортсменов..............................233
6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления...........................233
6.2. Факторы утомления и состояние функций организма.................236
6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок.........................239
6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.........241
7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов........243
7.1. Общая характеристика процессов восстановления.......................244
7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов......246
7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов...........................248
7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления..................250
Раздел II ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ....................................................253
8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений...................253
8.1. Различные критерии классификации упражнений......................253
8.2. Современная классификация физических упражнений...............254
8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок................256
8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений.....259
8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений.......263
9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств.............266
9.1. Формы проявления, механизмы презервы развития силы..........266
9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты.......270
9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости.......................273
9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития...............278
10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков.......279
10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования........279
110.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков.....................280
10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков.........283
10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.....................289
11. Физиологические основы развития тренированности........................292
11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности...............292
11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое....................294
11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках.297
11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения......... 300
12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды.......303
12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность.........303
12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления..305
12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий........309
12.4. Физиологические изменения в организме при плавании..........310
13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин..............313
13.1. Морфофункциональные особенности женского организма.......313
13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок............320
13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин.... 324
13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла......327
14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора...............329
14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора.....................330
14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека.332
14.3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе.................336
14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования.343
14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов.....347
15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры......350
15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни.....350
15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека.........................353
15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека.....355
15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма.358
Часть III ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ......................................................364
1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...........364
1.1. Периодизация и гетерохронность развития.................................364
1.2. Сенситивные периоды..................................................................366
1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.......................369
1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст.............371
2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375
2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем...375
2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................382
2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания........................383
2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии..............386
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции.....388
2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.391
3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам..411
3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем...411
3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система.................416
3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания..........................419
3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии..........427
3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам...429
4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе.. 448
4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста........449
4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры..............................451
4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья.453
4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников.460
5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам........465
5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма.................................465
5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем.....................468
5.3. Возрастные особенности регуляторных систем............................473
5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам......476
6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста.......................487
6.1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности.....................487
6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий....489
6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга.......................492
6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности.. 495
7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста..............496
7.1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности.. 496
7.2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии................498
7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов..........501
7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии.....505
8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе.507
8.1. Индивидуально-типологические особенности человека..............508
8.2. Развитие типологических особенностей вонтогенезе..................510
8.3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их у чет в тренировочном процессе......512
8.4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека..515
Заключение.....520

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

ПРЕДИСЛОВИЕ...... 3 Часть I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 8 1. Введение. История физиологии...... 8 1. 1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта...... 8 1. 2. Методы физиологических исследований...... 9 1. 3. Краткая история физиологии...... 10 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия...... 12 2. 1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей...... 12 2. 2. Нервная и гуморальная регуляция функций...... 14 2. 3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы...... 15 2. 4. Гомеостаз...... 16 2. 5. Возникновение возбуждения и его проведение...... 17 3. Нервная система...... 21 3. 1. Основные функции ЦНС...... 21 3. 2. Основные функции и взаимодействия нейронов...... 21 3. 3. Особенности деятельности нервных центров...... 25 3. 4. Координация деятельности ЦНС...... 29 3. 5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга...... 33 3. 6. Вегетативная нервная система...... 39 3. 7. Лимбическая система...... 43 3. 8. Функции коры больших полушарий...... 43 4. Высшая нервная деятельность...... 49 4. 1. Условия образования и разновидности условных рефлексов...... 49 4. 2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов...... 52 4. 3. Динамический стереотип...... 52 4. 4. Типы высшей нервной деятельности, первая и вторая сигнальная система...... 53 5. Нервно-мышечный аппарат...... 55 5. 1. Функциональная организация скелетных мышц...... 55 5. 2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна...... 57 5. 3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма...... 60 5. 4. Морфофункциональные основы мышечной силы...... 63 5. 5. Режимы работы мышцы...... 67 5. 6. Энергетика мышечного сокращения...... 68 6. Произвольные движения...... 71 6. 1. Основные принципы организации движений...... 71 6. 2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции позно-тонических реакций...... 75 6. 3. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений...... 77 6. 4. Нисходящие моторные системы...... 81 7. Сенсорные системы...... 83 7. 1. Общий план организации и функции сенсорных систем...... 83 7. 2. Класификация и механизмы возбуждения рецепторов...... 84 7. 3. Свойства рецепторов...... 86 7. 4. Кодирование информации...... 87 7. 5. Зрительная сенсорная система...... 88 7. 6. Слуховая сенсорная система...... 93 7. 7. Вестибулярная сенсорная система...... 96 7. 8. Двигательная сенсорная система...... 99 7. 9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния...... 102 7. 10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации...... 105 8. Кровь...... 109 8. 1. Состав, объем и функции крови...... 110 8. 2. Форменные элементы крови...... 112 8. 3. Физико-химические свойства плазмы крови...... 116 8. 4. Свертывание и переливание крови...... 118 8. 5. Регуляция системы крови...... 121 9. Кровообращение...... 123 9. 1. Сердце и его физиологические свойства...... 123 9. 2. Движение крови по сосудам (гемодинамика)...... 128 9. 3. Регуляция сердечно-сосудистой системы...... 132 10. Дыхание...... 136 10. 1. Внешнее дыхание...... 136 10. 2. Обмен газов в легких и их перенос кровью...... 139 10. 3. Регуляция дыхания...... 143 11. Пищеварение...... 145 11. 1. Общая характеристика пищеварительных процессов...... 145 11. 2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта...... 147 11. 3. Всасывание продуктов переваривания пищи...... 153 12. Обмен веществ и энергии...... 155 12. 1. Обмен белков...... 155 12. 2. Обмен углеводов...... 156 12. 3. Обмен липидов...... 157 12. 4. Обмен воды и минеральных солей...... 159 12. 5. Обмен энергии...... 160 12. 6. Регуляция обмена веществ и энергии...... 163 13. Выделение...... 165 13. 1. Общая характеристика выделительных процессов...... 165 13. 2. Почки и их функции...... 165 13. 3. Процесс мочеобразования и его регуляция...... 168 13. 4. Гомеостатическая функция почек...... 170 13. 5. Мочевыведение и мочеиспускание...... 170 13. 6. Потоотделение...... 171 14. Тепловой обмен...... 173 14. 1. Температура тела человека и изотермия...... 173 14. 2. Механизмы теплообразования...... 174 14. 3. Механизмы теплоотдачи...... 176 14. 4. Регуляция теплообмена...... 177 15. Внутренняя секреция...... 178 15. 1. Общая характеристика эндокринной системы...... 178 15. 2. Функции желез внутренней секреции...... 181 15. 3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях...... 192 Часть II. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 198 Раздел I. ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 198 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина...... 199 1. 1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи...... 199 1. 2. Кафедра физиологии и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии...... 201 1. 3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии...... 206 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма...... 210 2. 1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии...... 211 2. 2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам...... 215 2. 3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам...... 217 2. 4. Функциональная система адаптации...... 221 2. 5. Понятие о физиологических резервах организма...... 224 3. Функциональные состояния спортсменов...... 226 3. 1. Общая характеристика функциональных состояний...... 226 3. 2. Физиологические закономерности развития функциональных состояний...... 229 3. 3. Виды функциональных состояний...... 231 4. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках...... 237 4. 1. Изменения функций различных органов и систем организма...... 237 4. 2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности...... 240 4. 3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности...... 241 4. 4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов...... 243 5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности...... 244 5. 1. Роль эмоций при спортивной деятельности...... 244 5. 2. Предстартовые состояния...... 247 5. 3. Разминка и врабатывание...... 250 5. 4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях...... 252 5. 5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности...... 253 6. Физическая работоспособность спортсмена...... 254 6. 1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению...... 255 6. 2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности...... 257 6. 3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте...... 262 6. 4. Резервы физической работоспособности...... 264 7. Физиологические основы утомления спортсменов...... 269 7. 1. Определение и физиологические механизмы развития утомления...... 269 7. 2. Факторы утомления и состояние функций организма...... 273 7. 3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок...... 275 7. 4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление...... 278 8. Физиологическая характеристика восстановительных процессов...... 281 8. 1. Общая характеристика процессов восстановления...... 281 8. 2. Физиологические механизмы восстановительных процессов...... 283 8. 3. Физиологические закономерности восстановительных процессов...... 285 8. 4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления...... 288 Раздел II. ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 291 9. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений...... 291 9. 1. Различные критерии классификации упражнений...... 292 9. 2. Современная классификация физических упражнений...... 293 9. 3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок...... 294 9. 4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений...... 298 9. 5. Физиологическая характеристика нестандартных движений...... 303 10. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств...... 305 10. 1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы...... 306 10. 2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты...... 310 10. 3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости...... 313 10. 4. Понятие о ловкости и гибкости. Механизмы и закономерности их развития...... 318 11. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков...... 320 11. 1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования...... 320 11. 2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков...... 321 11. 3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков...... 324 11. 4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков...... 330 12. Физиологические основы развития тренированности...... 333 12. 1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности...... 334 12. 2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое...... 336 12. 3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках...... 339 12. 4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения...... 343 13. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды...... 346 13. 1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность...... 346 13. 2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления...... 348 13. 3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий...... 353 13. 4. Физиологические изменения в организме при плавании...... 355 14. Физиологические основы спортивной тренировки женщин...... 357 14. 1. Морфофункциональные особенности женского организма...... 357 14. 2. Изменения функций организма в процессе тренировок...... 365 14. 3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин...... 370 14. 4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла...... 373 15. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора...... 375 15. 1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора...... 376 15. 2. Наследственные влияния на морфо-функциональные особенности и физические качества человека...... 378 15. 3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе...... 383 15. 4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной деятельности и сенсомоторного доминирования...... 390 15. 5. Использование генетических маркеров для поиска высоко- и быстротренируемых спортсменов...... 395 16. Влияние генома на функциональное состояние, работоспособность и здоровье спортсменов...... 398 16. 1. Хранение, передача наследственной информации и расшифровка генома...... 398 16. 2. Генетические маркеры ДНК в спорте...... 402 16. 3. Генетические допинги в спорте...... 405 16. 4. Обнаружение допингов...... 415 16. 5. Риск для здоровья...... 417 17. Физиологические основы оздоровительной физической культуры...... 421 17. 1. Роль физической культуры в условиях современной жизни...... 422 17. 2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека...... 425 17. 3. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма...... 428 Часть III. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ...... 435 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека...... 435 1. 1. Периодизация и гетерохронность развития...... 435 1. 2. Сенситивные периоды...... 438 1. 3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма...... 441 1. 4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст...... 444 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам...... 448 2. 1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем...... 448 2. 2. Физическое развитие и опорно-двигательная система...... 456 2. 3. Особенности крови, кровообращения и дыхания...... 457 2. 4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии...... 461 2. 5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции...... 462 2. 6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам...... 466 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам...... 488 3. 1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем...... 489 3. 2. Физическое развитие и опорно-двигательная система...... 494 3. 3. Особенности крови, кровообращения и дыхания...... 497 3. 4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы...... 500 3. 5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии...... 506 3. 6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам...... 508 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе...... 530 4. 1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста...... 530 4. 2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры...... 533 4. 3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность и состояние здоровья школьников...... 536 4. 4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников...... 543 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам...... 548 5. 1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма...... 549 5. 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем...... 553 5. 3. Возрастные особенности регуляторных систем...... 557 5. 4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам...... 561 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста...... 573 6. 1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности...... 573 6. 2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий...... 575 6. 3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга...... 579 6. 4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности...... 582 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста...... 583 7. 1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности...... 583 7. 2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии...... 586 7. 3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов...... 589 7. 4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии...... 593 8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе...... 595 8. 1. Индивидуально-типологические особенности человека...... 596 8. 2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе...... 598 8. 3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их учет в тренировочном процессе...... 601 8. 4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека...... 604 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...... 609

Издательство: "Спорт" (2015)

Алексей Солодков, Елена Сологуб

Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

Учебник для высших учебных заведений физической культуры. 7-е издание

Допущен Министерством РФ по физической культуре и спорту в качестве учебника для высших учебных заведений физической культуры


Издание подготовлено на кафедре физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург


Рецензенты:

В. И. Кулешов, доктор мед. наук, проф. (ВмедА им. С. М. Кирова)

И. М. Козлов, доктор биол. и доктор пед. наук, проф. (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)


© Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001, 2005, 2008, 2015, 2017

© Издание, ООО Издательство «Спорт», 2017

* * *

Солодков Алексей Сергеевич – профессор кафедры физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (в течение 25 лет заведующий кафедрой 1986–2012 гг.).

Заслуженный деятель науки РФ, академик Петровской академии наук и искусств, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, председатель секции «Физиология спорта» и член Правления СПб физиологического общества им. И. М. Сеченова.

Сологуб Елена Борисовна – доктор биологических наук, профессор. С 2002 г. проживает в Нью-Йорке (США).

На кафедре физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта работала с 1956 г., с 1986 г. по 2002 г. – в должности профессора кафедры. Была избрана академиком Российской академии Медико-технических наук, Почетным работником высшего образования России, членом Правления СПб общества физиологов, биохимиков и фармакологов им. И. М. Сеченова.

Предисловие

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности. Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека. Физиология является наукой, осуществляющей системный подход в изучении и анализе многообразных внутри- и межсистемных взаимосвязей сложного человеческого организма и сведение их в конкретные функциональные образования и единую теоретическую картину.

Важно подчеркнуть, что в развитии современных научных физиологических представлений существенная роль принадлежит отечественным исследователям. Знание истории любой науки – необходимая предпосылка для правильного понимания места, роли и значения дисциплины в содержании социально-политического статуса общества, его влияния на эту науку, а также влияние науки и ее представителей на развитие общества. Поэтому рассмотрение исторического пути развития отдельных разделов физиологии, упоминание наиболее ярких ее представителей и анализ естественнонаучной базы, на которой формировались основные понятия и представления этой дисциплины, дают возможность оценить современное состояние предмета и определить его дальнейшие перспективные направления.

Физиологическая наука в России в XVIII–XIX столетиях представлена плеядой блестящих ученых – И. М. Сеченов, Ф. В. Овсянников, А. Я. Данилевский, А. Ф. Самойлов, И. Р. Тарханов, Н. Е. Введенский и др. Но лишь И. М. Сеченову и И. П. Павлову принадлежит заслуга создания новых направлений не только в Российской, но и в мировой физиологии.

Физиологию как самостоятельную дисциплину начали преподавать с 1738 г. в Академическом (позже Санкт-Петербургском) университете. Существенное значение в развитии физиологии принадлежит и основанному в 1755 г. Московскому университету, где в его составе в 1776 г. была открыта кафедра физиологии.

В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия, которая сыграла исключительную роль в развитии физиологии человека. Созданную при ней кафедру физиологии последовательно возглавляли П. А. Загорский, Д. М. Велланский, Н. М. Якубович, И. М. Сеченов, И. Ф. Цион, Ф. В. Овсянников, И. Р. Тарханов, И. П. Павлов, Л. А. Орбели, A.В. Лебединский, М. П. Бресткин и другие выдающиеся представители физиологической науки. За каждым названным именем стоят открытия в физиологии, имеющие мировое значение.

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включалась с первых дней их организации. На созданных П. Ф. Лесгафтом в 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был открыт кабинет физиологии, первым руководителем которого являлся академик И. Р. Тарханов. В последующие годы физиологию здесь преподавали Н. П. Кравков, А. А. Вальтер, П. П. Ростовцев, B.Я. Чаговец, А. Г. Гинецинский, А. А. Ухтомский, Л. А. Орбели, И. С. Беритов, А. Н. Крестовников, Г. В. Фольборт и др.

Бурное развитие физиологии и ускорение научно-технического прогресса в стране обусловили появление в 30-х годах XX столетия нового самостоятельного раздела физиологии человека – физиологии спорта, хотя отдельные работы, посвященные изучению функций организма при выполнении физических нагрузок, публиковались еще в конце XIX века (И. О. Розанов, С. С. Груздев, Ю. В. Блажевич, П. К. Горбачев и др.). При этом следует подчеркнуть, что систематические исследования и преподавание физиологии спорта начались в нашей стране раньше, чем за рубежом, и носили более целенаправленный характер. Кстати, заметим, что только в 1989 г. Генеральная ассамблея Международного союза физиологических наук приняла решение о создании при ней комиссии «Физиология спорта», хотя подобные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова Госкомспорта СССР существовали в нашей стране с 1960-х годов.

Теоретические предпосылки для возникновения и развития физиологии спорта были созданы фундаментальными работами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, И. С. Бериташвили, К. М. Быкова и других. Однако систематическое изучение физиологических основ физической культуры и спорта началось значительно позже. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л. А. Орбели и его ученику А. Н. Крестовникову, и она неразрывно связана со становлением и развитием Университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и его кафедры физиологии – первой подобной кафедры среди физкультурных вузов в стране и в мире.

После создания в 1919 г. кафедры физиологии в Институте физического образования им. П. Ф. Лесгафта преподавание этого предмета осуществляли Л. А. Орбели, А. Н. Крестовников, В. В. Васильева, А. Б. Гандельсман, Е. К. Жуков, Н. В. Зимкин, А. С. Мозжухин, Е. Б. Сологуб, А. С. Солодков и др. В 1938 г. А. Н. Крестовниковым был издан первый в нашей стране и в мире «Учебник физиологии» для институтов физической культуры, а в 1939 г. – монография «Физиология спорта». Важную роль в дальнейшем развитии преподавания дисциплины сыграли три издания «Учебника физиологии человека» под редакцией Н. В. Зимкина (1964, 1970, 1975).

Становление физиологии спорта в значительной мере было обусловлено широким проведением фундаментальных и прикладных исследований по предмету. Развитие любой науки ставит перед представителями многих специальностей все новые и новые практические задачи, на которые теория не всегда и сразу же может дать однозначный ответ. Однако, как остроумно заметил Д. Краукрофт (1970), «…научные исследования обладают одной странной особенностью: у них есть привычка рано или поздно оказываться полезными для кого-то или для чего-то». Анализ развития учебного и научного направлений физиологии спорта со всей очевидностью подтверждает это положение.

Запросы теории и практики физического воспитания и обучения требуют от физиологической науки раскрытия особенностей функционирования организма с учетом возраста людей и закономерностей их адаптации к мышечной деятельности. Научные принципы физического воспитания детей и подростков базируются на физиологических закономерностях роста и развития человека на разных этапах онтогенеза. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать необходимые психофизиологические свойства и качества личности, обеспечивающие ее готовность к труду, к активной деятельности в условиях современного мира.

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для ВУЗов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.

МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Физиология - наука экспериментальная. Знания о функциях и механизмах деятельности организма построены на опытах, проводимых на животных, наблюдениях в клинике, обследованиях здоровых людей в различных экспериментальных условиях. При этом в отношении здорового человека требуются методы, не связанные с повреждениями его тканей и проникновением во внутрь организма - так называемые неинвазивные методы.
В общей форме физиология использует три методических приема исследований: наблюдение или метод «черного ящика», острый опыт и хронический эксперимент.

Классическими методами исследований являлись методы удаления и методы раздражения отдельных частей или целых органов, в основном применявшиеся в опытах на животных или во время операций в клинике. Они давали приблизительное представление о функциях удаленных или раздражаемых органов и тканей организма. В этом отношении прогрессивным методом исследования целостного организма явился разработанный И. П. Павловым метод условных рефлексов.

В современных условиях наиболее распространенными являются электрофизиологические методы, позволяющие регистрировать электрические процессы, не изменяя текущей деятельности изучаемых органов и без повреждения покровных тканей - например, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография (регистрация электрической активности сердца, мышц и мозга). Развитие радиотелеметрии позволяет передавать эти получаемые записи на значительные расстояния, а компьютерные технологии и специальные программы - обеспечивают тонкий анализ физиологических данных. Использование фотосъемки в инфракрасных лучах (тепловидения) позволяет выявить наиболее горячие или холодные участки тела, наблюдаемые в состоянии покоя или в результате деятельности. С помощью так называемой компьютерной томографии, не вскрывая мозга, можно увидеть морфофункциональные его изменения на различной глубине. Новые данные о работе мозга и отдельных частей тела дает изучение магнитных колебаний.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Часть I ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 7
1. Введение. История физиологии 7
1.1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта 7
1.2. Методы физиологических исследований 8
1.3. Краткая история физиологии 9
2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия 10
2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей 11
2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций 12
2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы 13
2.4. Гомеостаз 14
2.5. Возникновение возбуждения и его проведение 15
3. Нервная система 18
3.1. Основные функции ЦНС 18
3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов 19
3.3. Особенности деятельности нервных центров 22
3.4. Координация деятельности ЦНС 26
3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга 30
3.6. Вегетативная нервная система 35
3.7. Лимбическая система 38
3.8. Функции коры больших полушарий 39
4. Высшая нервная деятельность 44
4. 1.Условия образования и разновидности условных рефлексов 44
4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов 47
4.3. Динамический стереотип 48
4.4.Типы высшей нервной деятельности, I и II сигнальная система 48
5. Нервно-мышечный аппарат 50
5.1. Функциональная организация скелетных мышц 50
5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна 52
5.3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма 54
5.4. Морфофункциональные основы мышечной силы 57
5.5. Режимы работы мышцы 60
5.6. Энергетика мышечного сокращения 62
6. Произвольные движения 64
6.1. Основные принципы организации движений 64
6.2. Роль различных отделов ЦНС в регуляции позно-тонических реакций 67
6.3. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений 70
6.4. Нисходящие моторные системы 73
7. Сенсорные системы 75
7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем 75
7.2. Классификация и механизмы возбуждения рецепторов 76
7.3. Свойства рецепторов 77
7.4. Кодирование информации 79
7.5. Зрительная сенсорная система 80
7.6. Слуховая сенсорная система 85
7.7. Вестибулярная сенсорная система 87
7.8. Двигательная сенсорная система 90
7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния 93
7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации 95
8. Кровь 99
8.1. Состав, объем и функции крови 100
8.2. Форменные элементы крови 101
8.3. Физико-химические свойства плазмы крови 105
8.4. Свертывание и переливание крови 107
8.5. Регуляция системы крови 110
9. Кровообращение 111
9.1. Сердце и его физиологические свойства 111
9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика) 116
9.3. Регуляция сердечно-сосудистой системы 120
10. Дыхание 123
10.1. Внешнее дыхание 124
10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью 126
10.3. Регуляция дыхания 129
11. Пищеварение 131
11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов 131
11.2. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта 133
11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи 139
12. Обмен веществ и энергии 140
12.1. Обмен белков 140
12.2. Обмен углеводов 141
12.3. Обмен липидов 142
12.4. Обмен воды и минеральных солей 143
12.5. Обмен энергии 145
12.6. Регуляция обмена веществ и энергии 147
13. Выделение 149
13.1. Общая характеристика выделительных процессов 149
13.2. Почки и их функции 149
13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция 151
13.4. Гомеостатическая функция почек 153
13.5. Мочевыведение и мочеиспускание 154
13.6. Потоотделение 154
14. Тепловой обмен 156
14.1. Температура тела человека и изотермия 156
14.2. Механизмы теплообразования 157
14.3. Механизмы теплоотдачи 158
14.4. Регуляция теплообмена 159
15. Внутренняя секреция 160
15.1. Общая характеристика эндокринной системы 160
15.2. Функции желез внутренней секреции 163
15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях 173
Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 178
Раздел ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 178
1. Спортивная физиология -учебная и научная дисциплина 179
1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи 179
1.2. Кафедра физиологии СПбГАФКим. П.Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии 181
1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии 185
2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма 188
2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии 189
2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам 193
2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам 195
2.4. Функциональная система адаптации 198
2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация 201
3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках 203
3.1. Изменения функций различных органов и систем организма 203
3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности 205
3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности 206
3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов 208
4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности 209
4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности 209
4.2. Предстартовые состояния 213
4.3. Разминка и срабатывание 215
4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях 217
4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности 218
5. Физическая работоспособность спортсмена 219
5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению 220
5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности 221
5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте 227
5.4. Резервы физической работоспособности 228
6. Физиологические основы утомления спортсменов 233
6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления 233
6.2. Факторы утомления и состояние функций организма 236
6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок 239
6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление 241
7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов 243
7.1. Общая характеристика процессов восстановления 244
7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов 246
7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов 248
7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления 250
Раздел II ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 253
8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений 253
8.1. Различные критерии классификации упражнений 253
8.2. Современная классификация физических упражнений 254
8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок 256
8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений 259
8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений 263
9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств 266
9.1. Формы проявления, механизмы презервы развития силы 266
9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты 270
9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости 273
9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития 278
10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков 279
10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования 279
110.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков 280
10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков 283
10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков 289
11. Физиологические основы развития тренированности 292
11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности 292
11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое 294
11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках 297
11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения 300
12. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды 303
12.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность 303
12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления 305
12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий 309
12.4. Физиологические изменения в организме при плавании 310
13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин 313
13.1. Морфофункциональные особенности женского организма 313
13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок 320
13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин 324
13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла 327
14. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора 329
14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора 330
14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека 332
14.3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе 336
14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования 343
14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов 347
15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры 350
15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни 350
15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека 353
15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека 355
15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма.358
Часть III ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 364
1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека 364
1.1. Периодизация и гетерохронность развития 364
1.2. Сенситивные периоды 366
1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма 369
1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст 371
2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 375
2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем 375
2.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система 382
2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания 383
2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии 386
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции 388
2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам.391
3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 411
3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем 411
3.2. Физическое развитие и опорно-двигательная система 416
3.3. Особенности крови, кровообращения, дыхания 419
3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы 422
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии 427
3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам 429
4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе 448
4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста 449
4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры 451
4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность школьников и состояние их здоровья 453
4.4. Физиолого-педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников 460
5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам 465
5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма 465
5.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, вегетативных и сенсорных систем 468
5.3. Возрастные особенности регуляторных систем 473
5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам 476
6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста 487
6.1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности 487
6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий 489
6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга 492
6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности 495
7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста 496
7.1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности 496
7.2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии 498
7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов 501
7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии 505
8. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе.507
8.1. Индивидуально-типологические особенности человека 508
8.2. Развитие типологических особенностей вонтогенезе 510
8.3. Индивидуально-типологические особенности спортсменов и их у чет в тренировочном процессе 512
8.4. Индивидуально-типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека 515
Заключение 520.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх