Статья дидактические игры. Роль дидактических игр в детском саду

Ольга Белякова
Роль дидактических игр в детском саду.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

В. А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Новообразования современной жизни ставят нас, педагогов, перед поиском новых методов и приёмов работы с детьми. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Наблюдая за игрой детей, ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство.

В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры .

Характерной особенностью дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов : дидактическую задачу , содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача .

Дидактические задачи разнообразны . Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка , покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность , вызывает у детей чувство удовлетворения.

В нашей группе созданы все условия для развития интеллекта детей. Созданы все условия для развития логического мышления; развития и совершенствование мыслительных операций : анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, природы, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.

В математическом уголке представлены различные дидактические игры , занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.

Все математические дидактические игры я для себя разделила на несколько групп :

Игры с цифрами и числами «Мы считаем» , «Посчитай-ка»

Игры путешествие во времени

Игры на ориентировки в пространстве («Веселые клеточки» )

Игры с геометрическими фигурами «Цвет, форма, размер» , «Цветная геометрия» , «Логические таблицы»

Игры на логическое мышление («Пифагор» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» , «Сложи квадрат» , «Логические цепочки» , «Что не подходит» , «Монгольская игра» , Вьетнамская игра»).

Я хотела бы порекомендовать книгу Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой «Готовимся к школе» . Как известно, современный первоклассник приходит в школу вовсе не для того, чтобы научиться писать, читать и считать. Все это он должен уметь задолго до поступления в общеобразовательное учебное заведение. В пособии содержится богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики. Это и многое другое : классифицировать предметы, мыслить абстрактно, находить закономерности, иметь элементарные естественнонаучные представления.

В этой книге содержатся упражнения, тесты, вопросы и задания, нацеленные на подготовку ребенка к школе. Как педагог, я очень советую это пособие для дошкольников.

“Игра, есть потребность растущего детского организма . В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”

Н. К. Крупская

«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе.

ХХI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора, «позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения».
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание - предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практическойдеятельности.

Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомится с данной закономерностью.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в п.4.6 ФГОС: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС п.4.7).

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединить их».

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Планируя свою работу руководствуюсь следующими педагогическими идеями.

Идея сотрудничества (дети-педагог-родители)

Идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);

Идея опережающего развития;

Идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, апплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме определила для себя задачи:

Учить детейосознавать себя частью природы.

Воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
-воспитывать у детей активную жизненную позицию.

Формировать у дошкольников азы экологической безопасности.

Формировать умение рационально использовать природные богатства;
-формировать у детей эмоционально - положительное отношениек окружающему миру.

Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников выстраиваю в сочетании с программой «Развитие+», парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно - тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя НОД по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. Подобрала и систематизировала разные виды игр: подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память; настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы; словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мною ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.

3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005 г.

5. Леонтьев А.А. Школа 2100.

6. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.

7. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду.

Глущенко Любовь Викторовна
Учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»
Использование дидактической игры в процессе обучения
младших школьников
Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических
игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение
дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов
дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном
возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем
дидактических игр на уроках в начальной школе.
С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школе
открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.
Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая
деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.
Введение.
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и
задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а
также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе,
профессиональных возможностей самого учителя.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные
качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит
слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности
методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход
от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и

регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.
Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формулировка цели и задач статьи.
Цель: для того, чтобы организация учебно­воспитательного процесса была
эффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детей
бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Задачи:
- раскрыть понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- охарактеризовать виды дидактических игр;
Изложение основного материала статьи. Активизировать учебный процесс,
добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной
деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в
процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в
данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.
Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным,
ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно
сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на
необходимость включения игры в процесс обучения.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как
доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой
деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и
потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку

своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и
познании.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе
обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику
проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими
учащимися.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как
самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон
личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности
психолого­педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного
возраста.
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном
процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически
комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается
выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных
мотивов и интересов учащихся.

Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры
интеллектуально­пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте,
проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой
форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить
в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней
справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках:
Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельность
ребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это две
разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности,
инициативы.

Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровой
деятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче,
ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.
Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) Игры ­ путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на
то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление
трудностей.
2) Игры­поручения по содержанию просты, по продолжительности менее
длительны, чем игры­путешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные
поручения, игры­предложения, игры­загадки, игры­беседы.
3) Игры­предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация,
которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется
мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) Игры­загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
5) Игры­беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать
вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,
высказывать суждения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:
сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности,

вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали
максимум радости, наслаждения.
Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:
1.Соответствие игры теме и целям урока.
2. Углубление, расширение, закрепление знаний.
3.Соответствие возрастным особенностям детей.
Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным
задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит
сформулировать основные функции дидактических игр:
­ Обучающая ­ игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.
­ Развивающая ­ в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление,
творческие способности школьника.
­ Воспитательная ­ игры влияют на различные черты характера (организованность,
ответственность, справедливость, самостоятельность).
­ Мотивационно­стимулирующая ­ игра создает условия для возникновения и
усиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительное
отношение к учению, активизирует познавательную деятельность.
­ Коммуникативная ­ в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и
невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников
(состязание).
­ Рефлексивная ­ в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими,
вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки.
Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнению
важных методических задач:
­созданию психологической готовности детей к речевому общению;

­ обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
материала;
­ тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим, нужно
сказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, при
обучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных
предметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных),
настольных игр (картинных лото, домино, мозаик). Применение наглядных пособий
должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время
демонстрации.
С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры,
используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и
орфографические.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению
грамматики. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических
структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием,
внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на что­нибудь другое, а
затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Если мы хотим
сосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постоянно
открывать в нем все новые и новые стороны.
В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также
грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и
увлекательной.
За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие
"строить" фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки к
обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и
осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный
запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и
выразительность речи.
Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе
формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых
и произносительных навыков в какой­то степени способствуют орфографические игры,
основная цель которых ­ освоение правописания изученной лексики.

Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих:
умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учеников
владеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урока
обучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Необходимо
продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:
Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей и
стимулировать активность; в середине урока ­ дидактическая игра должна решить
задачу усвоения темы; в конце урока ­ игра может носить поисковый характер.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и
навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально­волевая
сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал
увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются
закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и
развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Литература:
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.
Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.­М.: Планета,
2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток (1­4 классы) / В.И.Ковалько.­ М.: Эксмо, 2007 /
3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986
4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические
рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.
Ростов­на­Дону, 2004.
6. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987


Дидактические игры
как средства интеграции организации образовательного процесса в ФГОС.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. Для этого в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса. Согласно ФГОС программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра.
Дидактическим играм уделяется большое внимание, она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и игровой самостоятельной деятельностью и средством всестороннего развития интегративных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовкой к жизни дошкольника в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, закрепляют определенные знания по образовательным областям, способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.Важно создание атмосферы доброжелательного отношения к воспитанникам, вариативность использования образовательного материала, творческая организация воспитательно-образовательного процесса, интеграция образовательных областей во время проведения дидактических игр - всё это способствует развитию интегративных качеств.
Большое значение для развития интегративных качеств имеют и правила общения; договариваясь играть, быть вежливым; не требуй всегда ведущей роли; старайся четко выполнять свою роль и правила в игре; если начал игру с друзьями, то не бросай её без их согласия; бережно относись к фишкам и карточкам; закончив игру-сложи все в коробку. Эти правила не заучиваются специально, а создаются условия для их усвоения
На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление. В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова», «Из чего сделан предмет?» Большое значение имеют дидактические игры математического характера. Они вводятся в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом разные функции; выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний. Например: при проведении в средней группе игры «Что я вижу» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх « Один-много», «Найди свой дом», «Подбери колёса к поезду», «Каждого жучка на свой листок». Проводим игры, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета. Содержание настольных игр разнообразно, некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, овощи и т. д.) с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы. Например: лото «Времена года», «Что кому нужно» - о разных профессиях. Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Занятия по продуктивной деятельности можно оживить, если применять дидактические игры «Весёлые краски», «Если бы я был художником». «Заколдованные картинки» и т. д.
На физкультурных и музыкальных занятиях игра Многие дидактические игры развивают интегративные качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками». Двигательная активность детей развивает мозг ребенка, благоприятно сказывается на нервной системе, способствует соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, способствуют для самоорганизации детей. Игры применяться во второй части, со всеми детьми или с подгруппой. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. В утренние отрезки времени планируем лото «Настольное лото», различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Из какой мы сказки», «О ком я говорю», и др.
Во второй половине дня берём такие настольные игры: «Автомобили и гаражи», «Найди парус», «Кто больше увидит», «Найди свой дом» «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».
Родителям рекомендуется проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы» и др.
Таким образом, дидактическая игра дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает. происходит обогащение словаря детей.


Введение

1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения.

2 Понятие дидактической игры.

3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству.

Заключение


Введение


Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача воспитателя построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованное занятие по изобразительному искусству поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в обучении, творчестве и в общении с другими.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Педагогической обработкой дидактических игр занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Участие детей дошкольного возраста в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Актуальность проблемы использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности.

Объект исследования - игра как средство обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста с использованием художественно-дидактических игр на занятиях по изобразительному искусству.

Систематизировать художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства.


1.1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения

дидактический игра обучение дошкольный

Исторические, культурологические, этнографические, психологические исследования показывают, что игра является непременным и верным спутником развития человека, а её использование в качестве средства воспитания подрастающего поколения имеет богатые исторические традиции.

Начало изучения теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей как Л.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др., предпринявших попытки обоснования взаимодействий игр с умственным, трудовым, нравственным восприятием. В своих фундаментальных трудах «Великая дидактика» (1657), «Всеобщий свет об исправлении дел человеческих» (1666) Я.А. Каменский уделил внимание игре как необходимому средству воспитания и обучения детей. По его мнению, украшением игры является подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с таким толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью.

Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление немецкий педагог Ф. Фребель (1782-1852), доказавший способность игры решать задачи обучения ребёнка. В данный период (XIX в.) попытку систематического изучение игровой деятельности предпринял немецкий психолог К. Гросс, который рассматривал игру как изначальную школу поведения. По его мнению, сущность игры заключается в некотором снисходительном отношении взрослых к поведению детей в условиях игры. Русский педагог В.П. Вахтеров соглашался с ним в том, что игра представляет собой «средство естественного самовоспитания детей» , но возражал против положения о целях игры, заключающихся в подготовке ребёнка к предстоящей ему практической деятельности. Он видел предназначение игры в стремлении детей развить с её помощью способности, задатки, дарования. Однако мы не должны забывать, что в первую очередь детей в ней привлекает удовольствие от самого процесса.

В России в к. 19-20 в. издавалось немало различных руководств и сборников игр. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал их значение для развития ребёнка, выделяя одну из существенных особенностей детской игры, позволяющей использовать её в качестве прожективной методик: «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Кроме того, в игре, по его мнению, ребёнок предстаёт зреющим человеком, проявляет самостоятельность, ответственность. Его ценные замечания подчёркивают значимость игровой деятельности в развитии и воспитании детей.

На воспитательное значение игры указывали и классики советской педагогики Н.К. Крупская: «Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка.»

Сухомлинский утверждал, что духовная жизнь ребенка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, а А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизни».

Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды попутно касались и игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, - возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой. Введение Ф. Шиллером наслаждения как констатирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблемы игры. А. Г. Спенсер свои взгляды по поводу игры излагает в следующих положениях: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетической деятельностью одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают, сколько - ни будь прямым образом процессам, служащим для жизни».

Великий польский педагог - гуманист, общественный деятель Я. Корчак отводил игре значительное место в духовном совершенствовании, поиске своего «Я» в обществе, в мире, в формировании у каждого воспитанника умений, навыков самооценки, самопознания, само регуляции и т.д. «Игра становится единственной возможностью для ребенка проявить свое я, показать себя таким, какой он есть, независимо от нас, он считал, что для детей игра - это тоже их работа».

Существенный вклад в рассмотрение и изучение психологии аспектов игры внес А.С. Выготский, акцентирующий внимание на социальном характере игровой деятельности: «Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражая ей и переносит ее в игру, где овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития». Он также подчеркивает развивающее воздействие игры на личность ребенка в целом: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре он как бы на голову выше самого себя. Не менее ценным представляется взгляд на нее как на источник «зоны ближайшего развития». Ребенок в игре действует не по непосредственному импульсу, а по пути наибольшего сопротивления, что способствует развитию волевых качеств: настойчивости, упорства, решительности, организованности и др. Подчинение игровым правилам дает ему возможность получить максимум удовольствия и они становятся для воспитанника правилами внутреннего самоограничения и самоопределения. Кроме того, А.С. Выготский отмечал эффективность становления и развития личности в условиях коллективного взаимодействия.

Положения, связанные с игрой, как специфическим типом деятельности, рассматривались С.Л. Рубинштейном, который доказал, что игра выражает определенные отношение личности к окружающей действительности. Если содержание игровых действий для ребенка не значило, он может войти в игровое состояние, не пережить соответствующих эмоций. В игре совершаются значимые по цели и внутреннему содержанию действия, в чем автор видит основную осторожность игровой деятельности и сравнивает ее с высшими формами творчества.

Игра, ученье и труд представлялись в 1940-50-х гг. как ведущие типы деятельности. Им отводилось определяющая роль в психическом, личностном развитии ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн).

В 70-80 е. годы вышла фундаментальная работа Д.Б.Эльконина «Психология игры » содержащая методологические положения о социальном содержании, о природе игровой деятельности. Оценку значения игры в жизни ребенка он выразил вследующим высказывании: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельно интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». Однако автор предупреждал об опасности универсализации значения игры для психического развития, стремлении приписать ей разнообразные образовательные и воспитательные функции.

Таким образом, в исследованиях отечественных педагогов и психологов были рассмотрены значение дидактических игр, их роль в обучении и воспитании; проанализировано их влияние на развитие школьников.

Так в 1994 году вышла монография С.А.Шмакова «Игры учащихся - феномен культуры», которая синтезирует опыт предыдущих исследователей, обобщает научные, методические, практические подходы к данной проблематике.

Итак, как история педагогики, так и современная практика свидетельствуют о том, что условие естественного развития личности и гуманистический принцип ненасилия и свободы выбора наиболее полно реализуется в игровой деятельности.

Существование же разнообразных теорий игры, мнений исследователей о ее сущности и значении для развития и воспитания, образования ребенка лишь подчеркивают феноменальность, многомерность данного явления - игровой деятельности. По мнению профессора Л.Б.Ительсон, «здесь пока есть столько же теории, сколько существует теоретиков».

Проблема игры - одна из самых сложных, требует особого внимания психолого-педагогической науки, так как от ее правильного решения, возможно, зависит весь процесс воспитания подрастающего поколения.


1.2 Понятие дидактической игры


Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила. благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Л.С. Выготский отмечал: чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее... факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и. труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.


1.3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству


Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре педагог берет на себя. Его активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом нужно стараться, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:

· Появление художественного замысла в игре;

· Его реализация (исполнительская часть деятельности);

·Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую педагогу приходится сталкиваться с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.

Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, необходимо вести работу в нескольких направлениях, представленных в виде следующих блоков игр, направленных на создание эмоционального благополучия:

Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.

В рамках этого блока можно использовать игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение, игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. Так, в игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр по снятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок "Снятие враждебности". Здесь детям можно предложить изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Кроме того, используются другие дидактические игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры также рекомендуют использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти дидактические игры объединяют в следующие группы:

· Игры - путешествия.

· Игры - поручения.

· Игры предположения.

· Игры - загадки.

· Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия обычно применяют творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством обычно даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры. К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.

Как показывают наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим.


Заключение


Проблема использование игры в процессе обучения и воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: игровая деятельность действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за нею стоит не только развитие творческого начала личности, но и формирование интересов у воспитанников.

Значение использования игр в дошкольном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу. Чем интереснее игровые действия, которые воспитатель использует на занятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Если систематически использовать игровые методы и приемы в образовательном процессе, учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста и создавать комфортные психолого-педагогические условия, для становления гармонично-развитой подрастающей личности, то развитие творческого начала дошкольников средствами игры будет наиболее эффективно.

Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как воспитанника. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Художественные дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимание, наблюдательности и памяти. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Успех в изобразительном искусстве зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода к каждому воспитаннику, от формы подачи материала, технических средств обучения и т.д.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

В работе с дошкольниками использование игры является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни.


Список использованных источников


1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по ИЗО: 1-4 классах / М.А.Абрамова. - М.: Гуманистическое издательство центр ВЛАДОС, 2003.-128с.

Адарченко, Л.Н. Дидактика в схемах и понятиях / Л.Н.Адарченко, Л.Н. Городецкая. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.-- 2-е изд. - 49 с.

Беган, Б.А. Воспитание искусством / Б.А.Беган. - М.: Просвещение,1981.

Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / - А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. -- М.: Просвещение, 1979.- 175с.

Внешкольные учреждения: пособие для работников дошкольных учрежденеий: учебн. пособие / под ред. В.Т. Кабуша. - М.: Педагогика, 1978.

Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения / И.П. Волков.-М.: Просвещение, 1990.- 159 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991.-93с.

Газман, О.С. В школу с игрой / О.С.Газман, Н.Е. Харитонова - М.: Просвещение, 1991.-1996с.

Давыдова, Г.Н. Детский дизайн / Г.Н.Давыдова. - М.: «Скрипторий 2003», 2006. - 80 с.

Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда: Прогр. и мет.рек. / В.Н. Данилов.-- Минск: БГПУ, 2004.-87с.

Кабуш, В.Т. Игра - средство воспитания / В.Т.Кабуш // Праблемывыхавання 2006 №1

Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1998.-190с.

Кудейко, М.В. Вместо кисточки - рука. Забавные уроки с Кляксой Алей / М.В.Кудейко. - Мозырь: «Содействие», 2006.- 35с.

Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984.

Кузин, В.С. Основы обучения изобразительного искусства в школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977.

Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2006 №10

Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1980.

Михейшина, М. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет/ М. Михейшина. -- Минск: Полиграфмаркет, 1999-96с.

Нефедова, К.П. Дом. Какой он? / К.П.Нефедова. - М.: «Гном», 2004

Никитин, Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры /Б.Л. Никитин. - М.: Просвещение, 1989.-160с.

Островская, Л.Ф. Игрушки и пособия для детского сада / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1987.-- 175с.

Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1980. -- 239 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Трофимова, М.В. И учеба, и игра, и изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т. Тарабарина. - Минск.: Полиграфмаркет, 1999.-130с.

Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Полиграфмаркет, 1998.

Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989.-336с.

Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. -- 240с.

Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. -- М.: Педагогика, 1979.

Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / В.С. Щербаков. -- М.: Педагогика, 1969.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989.-560с.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983

Юсов, Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц. - Минск.: Нар.асвета, 1986. - 167 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх