Как выглядит аркадий мамонтов. Случай из жизни

Аркадий Мамонтов начинал работать на телевидении корреспондентом в «горячих точках». Сегодня его хорошо знают по сюжетам в жанре расследовательской журналистики. А в день прибытия Пояса Богородицы в Россию вышел в эфир — хотя и далеко не в прайм-тайм, а почти в час ночи — документальный фильм Аркадия Мамонтова об этой святыне и о монастыре Ватопед, откуда она была привезена. Мы предполагали поговорить о съемках этого фильма, но Аркадий Викторович рассказал гораздо больше, чем мы ожидали услышать…

Афон: попытка вторая

— Аркадий, летом этого года вы ездили на Афон снимать фильм о Поясе Богородицы. Но, насколько я знаю, это не первая Ваша попытка приехать на Святую гору со съемочной группой?

— Да, я был на Афоне 7 лет назад, тогда мы впервые решили попробовать снять фильм про Святую гору, про наш русский монастырь Святого Пантелеимона. Не удалось: Кинод (это высший орган управления Афона) не дал благословения на это. Поэтому мы просто пробыли в монастыре три дня как паломники: жили в архандарике (гостинице. — Ред.) втроем с коллегами. А уже в июле этого года все получилось!

— Быть на Афоне паломником и журналистом, то есть приехать по работе, — это разные вещи?

— Разные. Когда ты паломник, ты сосредоточен прежде всего на том, что происходит внутри тебя. Ты стремишься полностью погрузиться в атмосферу святого места, прочувствовать его, понять, поразмышлять, походить, посмотреть, пообщаться.

А вот если ты журналист, то на себе в таких местах сосредоточиваешься меньше. Ведь ты работаешь для людей. Как профессионал, ты любые события, встречи, разговоры пропускаешь через призму будущего фильма или программы. Это тоже интересно — наша профессия предполагает изучение мира, жизни. Хотя работа, конечно, всегда остается работой… И если паломник может посидеть, помолчать, подумать, то журналист должен говорить и действовать. Но, несмотря на это, афонская поездка дала нам удивительный опыт. Даже с учетом того, что было очень сильное противодействие нашему стремлению сделать фильм.

— В каком смысле?

— Не в плане каких-то юридических преград. Со стороны монастыря, напротив, нам очень охотно пошли навстречу, быстро оформили все документы. Я о другом противодействии. Не знаю, как у других было, я просто рассказываю про себя.

В Домодедове перед вылетом я вдруг почувствовал, что у меня начинает подниматься давление, сердцебиение сильное. Но главное — появляются такие мысли: «Да не надо тебе туда лететь! Опасно лететь — самолет упадет, вы со всей съемочной группой разобьетесь. И вообще, зачем тебе это надо?» Такая прямая атака. Я не склонен мистифицировать события, просто я рассказываю, как было. Я впервые в жизни вынужден был обратиться в медпункт в аэропорту. Сделали кардиограмму — она оказалась абсолютно нормальной, правда, давление действительно зашкаливало. Врачи вынуждены были сделать укол. Перед самым вылетом я зашел в медпункт уже около самых посадочных ворот. Измерил давление — нормально. Выхожу — и меня опять начинает трясти! В конце концов, я себя переборол, сел в самолет. Мы летели, как будто Бог нас нес на ладони — никакой тряски! Но в Уранополисе — это городок, пристань, откуда отправляются корабли на Афон — нас ждало второе испытание...

— Какое?

— Монастырь прислал за нами катер. Я спросил у капитана: «Есть ли на море волнение?» — а мы плыли не как все паломники, а огибали Афон с другой стороны, чтобы сразу прибыть в монастырь Ватопед, где хранится Пояс. Морячок ответил: «Да не волнуйтесь, все будет здорово!». И вот мы вышли из бухты… и попали в сильнейшее волнение! Для маленького кораблика 3 балла — это очень много: наш катер мотало, подкидывало, бросало из стороны в сторону. И всю дорогу — полтора часа — я в буквальном смысле в небо кричал молитву «Богородице, Дево». Сначала надо мной посмеивались ребятишки — коллеги, а когда нас стало особенно сильно швырять — на подветренной стороне — молиться начали уже все! И, слава Богу, до Афона мы добрались.

Как дети

— Приехали столичные журналисты, с центрального телевидения — снимать фильм о греческом монастыре, о его святыне... К вам не относились с недоверием, настороженностью?

— С самого начала — полдня, наверное, — к нам присматривались: все-таки люди новые, чужие. Но когда насельники поняли, что мы неравнодушные люди, что воспринимаем этот монастырь, его храмы, иконы, монахов, паломников с верой, с благоговением, то, конечно, открылись нам. Я помню, настоятель в первую же нашу встречу сказал мне такую фразу: «Ты снимешь хороший фильм». Я поразился: как я сниму? Я не знал, что именно снимать — ей-Богу!

— Как это не знали? Вы же понимали, куда и за чем едете.

— Да, но я не представлял, как снять так, чтобы люди посмотрели и прониклись, чтобы передать то, что я там увидел и почувствовал. Можно же просто формально снять фильм, а можно — снять неформально. Но как? Тут же нет технологии, алгоритма! Я растерялся. Собралось огромное количество материала: на тебя все новая и новая информация валится, и ты должен быстро сориентироваться. Весь наш первоначальный сценарий разлетелся, все случилось по-другому!


— Сколько у Вас дней было на работу?

— Всего пять дней! Мы приступили к работе тут же: приехали, сбросили вещи в гостинице и с ходу пошли снимать. Нас сопровождал монах, отец Феодох, он родом из Грузии, прекрасно знает русский язык, очень хороший человек — умный, эрудированный, дружелюбный.

К концу первой половины дня мы вымотались. Я смотрел на монахов — как они трудятся и как они при этом спокойны — и поражался! Это другой мир, другое отношение людей друг к другу. Представьте себе: в год в этом монастыре бывает 50 тысяч паломников — ведь можно озвереть от такого количества гостей. Потому что за каждым надо убрать, застелить кровать, каждого накормить, каждого вновь прибывшего паломника угощают водой и рахат-лукумом. Там нет гастарбайтеров или прислуги — это делают сами монахи. И при этом успевают молиться по 6-8 часов в день!

Мне запомнился монах-ключник, который менял белье в номерах. Когда мы с ним в гостиничном лифте поднимались, он постоянно повторял тихонько: «Кирие елейсон, кирие елейсон», то есть «Господи, помилуй». Они всегда молятся про себя, это им помогает. Там воспитывается ангельское терпение! А попробуй ко всем будь ровен, дружелюбен — люди-то разные приезжают, из разных стран, разных культур, с разными целями. Меня поразило общение с монахами. И не только оно. Надо сказать, что на Афоне в принципе совершенно уникальная атмосфера и культура общения. Удивительно: я не заметил ни одного проявления жестокости, не услышал ни одного грубого слова. На острове ведь одни мужчины, а чувствовали себя мы там — как дети! Вся шелуха, вся взрослая наигранность сразу с нас слетели. Это меня поразило больше всего.

И присутствие Божие и Божьей Матери чувствовалось очень сильно. Помните, в нашем фильме был парень-паломник, который сказал: «Я понял, что здесь всё есть. Я теперь смерти не боюсь».

— И Вы это поняли?

— Да. Это правда — так же и мы чувствовали.

— На Ваших коллег тоже повлияла эта поездка?

— Да. Например, Дмитрий, молодой корреспондент, который ездил с нами, в подобное место попал впервые и был, конечно, оглушен — в хорошем смысле этого слова. Он раскрылся. У него был такой взгляд, как будто он маму увидел после долгой разлуки. Наверное, он к чему-то очень родному прикоснулся. Люди там менялись, это было видно.

В первый день съемок на остров приехали немцы (а в монастыре проводят экскурсии на пяти разных языках) — они как раз вошли в храм, когда мы снимали вынос из алтаря Пояса Богородицы и других святынь монастыря. Картина была такая: русские, греки, румыны — православные — крестятся, с благоговением прикладываются… и немцы стоят — вот что значит другая культура! — смотрят, как на диво какое-то: что это тут такое? Потом сами прошли перед этими святынями, выставленными в ряд перед алтарем, просто посмотрели на них, послушали, как монах им рассказывает о них, и отошли.

Оказывается, это был первый день их пребывания на Афоне. А на второй день я снова увидел этих немцев: у них были совершенно другие лица! Не видел, прикладывались ли они к святыням или нет. Но то, что они по-другому смотрели на всё, проведя ночь в монастыре, было очевидно.

— Там, говорят, как будто и нет разных национальностей…

— Не то что нет... Они есть, просто этого не чувствуется — там все едины во Христе. Кто откуда приехал — меня, собственно говоря, не интересовало. Православный — и всё. Среди монахов — люди со всего белого света! Конечно, в первую очередь это греки, потом — русские, потом — французы, австралийцы, немцы, американцы, англичане, канадцы, грузины, арабы. В общем, со всего мира. Вот уж действительно — нет ни эллина, ни иудея. Все — братья во Христе.

На воздусях

— Когда Вы к вере пришли?

— Еще в армии — в 1980-82 годах. Нас там колотили здорово, как в тюрьме… Конечно, мне надо было в армию идти, это школа жизни — я не спорю. Но я был интеллигентным мальчиком, из кинематографической семьи: не пил, не курил, матом не ругался. А тут раз — мне 18 лет исполнилось, и меня забрали служить в Забайкалье. В общем, я нагляделся там много на что. И когда было особенно тяжело, надо было к чему-то, к кому-то обратиться. Вот так вот, не зная, как, кого-то я молил о помощи. После армии — крестился. И тогда уже стал идти к Богу, ошибаясь, падая.

Позже я для себя вывел такую формулу: в жизни есть две дороги. Одна — классное шоссе, автобан, пять полос с асфальтовым покрытием, с освещением, по нему можно даже пешком идти с удовольствием, отдыхая иногда в придорожных кафе. А в конце — красивые ажурные ворота, шикарные, золотые.

И есть другая дорога — наша, русская. В деревню Нижние Котлы. Вся разбитая, в рытвинах, ехать по ней невозможно, а идти — еще трудней. А в конце — калитка скособоченная, из горбыля сколоченная. И от человека зависит, какую дорогу выбирать. Всегда стоит выбор — ваш, мой, ее, его: идти, где удобно, или там, где тяжело. Главный вопрос в том, куда придешь. Человек всегда сам выбирает свой путь. Я выбрал не шоссе.

— Значит, Вы впервые ехали на Святую гору, уже определившись с выбором. Но все же Вас не разочаровал тот факт, что Вам в первый раз отказали в съемках?

— Нет, неприятного осадка у нас не осталось, там все равно было очень хорошо. Тогда нам все было в новинку, все казалось удивительным. Ночью при свечах мы впервые все вместе читали вечерние молитвы перед сном, потом вставали в 3 часа ночи и шли на службу. Это было так странно. И послушания — тоже казались странными.

Утром к нам подошел монах и сказал: «Знаете что, ребята. Надо помочь убрать верхний храм: вымыть пол, ступеньки, протереть стасидии*…». «Конечно!» — ответили мы, а сами переглянулись с некоторым недоумением: как это? Мы что — сейчас мыть полы будем? Ну, ладно, проблем нет, помоем! А монах добавил, видно, в шутку: «Знаете, кто в монастыре храм уберет, тому семь грехов спишется». Мы рванули туда, в этот храм, наперегонки! (смеется) До дыр все протерли, убрались так, что там все блестело — как в армии, в общем.

Еще мне очень запомнился случай, который произошел на нашей первой трапезе. Как видите, меня достаточно много, я люблю покушать — есть у меня такой недостаток. Сидели мы, миряне, в ряд, а напротив нас, тоже в ряд, сидели монахи. Мы с ребятами «наворачивали» с голоду (а перед этим мы хорошо поработали) кашу, оливки и все, что там стояло. Как нам казалось, делали мы это медленно и чинно, а на самом деле оказалось — быстро и суетливо. Напротив меня сидел очень худой монах. Лицо — благообразное, глаза — светлые, кристальной чистоты. Перед ним стоит алюминиевая тарелка с фруктами. И он не спеша берет оттуда виноградинку — и откусывает ее. И всё! А ведь он не меньше моего работал! Когда мы встали из-за стола, я подумал: сколько надо было этому человеку идти к такому простому действию? Чтобы вот так просто взять одну виноградинку и не спеша есть? Что стоит за этим неимоверным воздержанием? Он не хотел передо мной рисоваться, просто у него такой образ жизни…

— Ваше самое сильное впечатление от Афона?

— В первую нашу поездку, в одну из ночей, перед утренней службой я вышел на монастырский двор — а электрического освещения там нет. И вот представьте себе: неверный свет луны, неземной аромат — видимо, деревья цвели, дело было весной. И тишина, только птицы поют перед рассветом, и звезды, как бриллианты, рассыпаны по небу. Это было нечто! Я стоял в этом дворе практически неподвижно где-то час, боялся дышать — такое ощущение было, как говорится, что ты «на воздусях». Непередаваемое ощущение покоя, любви.

— Трех дней хватило, чтоб ощутить то, что постоянно ускользает от нас в обычной жизни?

— Вы знаете, там, на Афоне, какое-то необыкновенное течение времени, даже отсутствие времени. В нашем мире, который опутан сетями прогресса, мы все куда-то бежим, едем, спешим, летим, даже ходить не умеем как следует. Мы с вами москвичи, а давайте переедем в провинцию, скажем, в город Барнаул и с ходу пойдем по центральной улице. Вы и я — мы будем обгонять всех подряд! Потому что мы, к сожалению, уже по привычке бежим куда-то. Ритм жизни подгоняет, а это плохо: надо жить спокойно, размеренно, думать, размышлять, созерцанием заниматься. Но есть вещи, которые, к сожалению, пока сильнее нас… Как бы там ни было, Бог дает тебе моменты, когда ты можешь в этой гонке остановиться. И вот тогда был такой момент. Когда я впервые оказался на Афоне, понял, почему надо ходить в храм в воскресенье и на праздники.

— Почему?

— Потому что по воскресеньям ты из этой суеты никчемной выпадаешь и, приходя в храм, оказываешься в Божьем мире. Горнем мире. Общение с Богом — оно не терпит суеты. Оно требует беседы, тихой и спокойной. Иисус Христос и с учениками, и с людьми, среди которых Он проповедовал, всегда беседовал спокойно, не спеша.

Так что получается, воскресенье — это и память Воскресения Бога нашего Иисуса Христа и вместе с тем — воскресение нашего духа, потому, что в этот день мы целиком с Господом.

Я, конечно, не очень хороший христианин: мне иногда трудно всю службу отстоять, я иногда могу проспать и опоздать на Литургию, с ноги на ногу стоять, переминаться, но все равно бывают такие дни, в которые ты весь в богослужении, весь в молитве. Это, конечно, очень многое дает человеку. Особенно в наш век.

Очередь-радуга

— Первое прикосновение к Поясу Богородицы — каким оно было? Вы впервые увидели эту святыню в Вашу вторую, рабочую, поездку?

— Да. Каждый день после трапезы Пояс выносят к паломникам. Мы пришли с камерами — снимать этот эпизод для фильма. Священник вынес ларец, открыл, поставил, и люди стали подходить, прикладываться. А поскольку это был рабочий момент съемок, я сначала и не прочувствовал, что происходит нечто необычное. Сам приложился, помолился — но как-то все обыденно.

Я понял, что это за необыкновенная святыня, уже позже, когда настоятель монастыря повел меня в алтарь. Я встал на колени, а он взял ковчег и крестообразно осенил меня им, благословляя. Сначала ощущений никаких не было. Настоятель прочел молитву. И вот тут как будто, знаете, какой-то столп света на меня упал — не в физическом смысле, конечно, это душевные ощущения. Поток любви, благодати. Это неописуемое ощущение! И я заплакал, потому что… все мы люди очень грешные. Очень грешные. И мне было непонятно, за что мне, такому грешному, недостойному, дано было почувствовать нечто такое, чего не выразить словами, не описать, не углядеть никак!

— Что бы Вы сказали на возражение, что поклонение Поясу Богородицы в какой-то степени граничит с фетишизмом, что это лишнее?

— Я постараюсь объяснить — но оговорюсь: это мое личное мнение, я могу быть неправ. Мы снимаем сейчас программу «Рождественская открытка». В Петербурге мы встречались с коллекционером, который собрал 40 тысяч открыток, в том числе старинных: конца XIX — начала XX века. Я читал эти открытки. Скажем, открытка 1902 года: «Милая Маша! Поздравляю тебя с Рождеством Христовым и Новым годом! Желаю тебе здоровья, счастья, удачи. Надеюсь быть с вами в Новом году! Петр». В этих строках — ощущение жизни, которой уже нет, она ушла, но в то же время — осталась в этих строках. Так и Пояс: его Матерь Господа нашего носила, когда ходила по этой земле. Это материальное свидетельство Горнего мира. И здесь нет никакого фетишизма — это, на мой взгляд, проблемы тех людей, которые так говорят. А наше счастье, что миллионы наших людей шли к Поясу как к Величайшей Святыне.

— Невероятная очередь к Поясу — она, на Ваш взгляд, что-то рассказала о нашем народе, о стране?

— Конечно. Очередь показала, что у народа есть Вера. Вера, которую «утюжили», корежили, выжигали каленым железом на протяжении всего XX века. Но простые люди все равно верили и продолжают верить. Самое главное: наш народ, русские — я имею в виду не национальность — он жаждет Веры! Потому что ему в свое время перекрыли этот источник, в чем он и сам был виноват: нельзя было отказываться от государя-императора, нельзя было отрекаться от своей Веры. Наши предки соблазнились обещаниями: нам показали змия с золотым яблоком в пасти, и мы кинулись за ним! Думали, что у нас нужники будут из золота, будем жить при коммунизме, как в раю. Такого не бывает. Мир справедливости — это ад, а мир любви — это рай. Вот в чем дело. А сейчас пришло трезвение, и народ жаждет Бога. Поэтому слава Богу, что в Россию прибыла эта святыня, и что люди стояли в очереди.

— А Вы эту самую очередь видели своими глазами, подходили к ней?

— Видел, конечно.

— Какое на Вас впечатление она произвела?

— Благодати. Если б эту очередь можно было бы сфотографировать специальными приборами, она вся бы переливалась радугой. Несмотря на цыган, которые ходили и навязчиво просили денег, несмотря ни на какие споры, ссоры — все равно там была благодать: вот она льется, ее ничем не остановить! И неважно, что говорили неверующие люди: якобы большинство стояло из корысти, эгоистично просило каких-то утилитарных, земных вещей, для себя. Да, просили. Мы люди — мы просили помощи у Бога, у Его Пречистой Матери. А кто нам еще поможет? Но мы-то просили с Верою. Господь же Сам сказал: «Просите и дано будет вам».

Без веры в этом мире делать нечего

— Вы снимаете фильмы о тяжелых явлениях современности, о страшных вещах, которые творятся в нашей стране. И с другой стороны — о святых и святынях, и всегда говорите о вере в наш народ. Одно другому не мешает?

— Наоборот, помогает! Помогает не впасть в уныние. Как бы страшно ни было, а кто-то говорить об этом должен. Понимаете, каждому из нас — вам, мне, любому другому человеку — дано нести определенное служение в этом мире. Мне судил Господь работать в тележурналистике — я работаю. И считаю, что, если есть возможность говорить с экрана о вещах, которые открывают глаза людям на какие-то явления в жизни, я обязан это делать. Я же работаю не потому, что мне это неимоверно нравится, а потому что… чем же еще я могу людям помочь? Ну чем, как? Я не полицейский, не депутат — я просто журналист. Я могу просто сделать фильм о том, что я вижу. Со злом бороться надо, нельзя просто так сидеть сложа руки.

— Вы как-то сказали, что своими расследовательскими программами защищаете свой народ. Программы о Поясе Богородицы, о других святынях тоже подходят под эту категорию?

— Конечно. Кто-то посмотрит, хоть один человек, и умилится, как я умилился, и почувствует то, что чувствовала вся наша съемочная группа. И утешится этим, скажет: «Ой, как интересно!». И что-то в его душе дрогнет. Если хоть один человек так отреагирует, я буду счастлив. Безусловно, масса людей свидетельства о вере не принимает, не принимают Христа. Это личное дело каждого человека… Но я вам должен сказать, что в современном мире без Веры делать нечего.


— Почему?

— Потому что только Вера человека удержит на поверхности и спасет от падения в какую-либо пропасть. Сегодня мир настолько яркий, он предлагает столько увлекательных возможностей: карьера, работа, творчество, машина, квартира, путешествия, деньги, женщины — все что хочешь!

Раньше главным испытанием христиан был страх перед физическими муками, как во времена Римской империи, или страх остаться без работы, без хлеба, как в советские времена. Сейчас другое испытание — муки соблазна. Скажем, у тебя все есть — iPhone, iPad, машина, успех, интересное общение — зачем о Боге помнить? И вот это испытание, может быть, еще страшнее и тяжелее, чем физические пытки. Потому что соблазн не поймаешь, он эфемерный, с ним тяжелее бороться. Но тем не менее есть люди невероятно богатые, которые оставляют все и идут в монахи.

— Вы таких встречали во время съемок?

— Да. В одном не вошедшем в краткую версию фильма «Пояс Богородицы» интервью я спрашиваю у русского монаха, насельника Андреевского скита на Афоне: «Как так? К вам в монастырь, постригаться в монахи, приходят в том числе и очень богатые люди — как они от всего отказываются? Получается, все яркие возможности мира они оставляют за какое-то обещание, исполнение которого в этой жизни даже не увидят!». Он мне ответил: «Яркие возможности — ну и что? Это все до гробовой доски. А что потом?» А потом, если ты веришь, то — жизнь вечная. Если ты веришь. Потому что не зря Господь сказал: «Веруй в Меня и не увидишь смерти во век». И о своей Вере надо не бояться говорить полным голосом.

— А как же понимание того, что ты не вполне сам соответствуешь идеалам, о которых говоришь?

— Главное, — говорить об этом искренне. Само-надеянность, конечно, вредна: если ты как журналист пишешь или делаешь программы на телевидении о Православии, разумеется, нужно консультироваться со священниками, чтобы сделать все правильно. Это очень важный момент. Но своей Веры мы не должны стесняться. А наоборот — должны быть готовы за нее ответить и за нее постоять. Как Иоанн Златоуст пишет: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на площади хулит Бога, сделай ему внушение. Если не послушает, не бойся ударить его по ланите». Но главное — дай Бог нам всем быть рабами Христовыми, чтобы жизнь свою не просто так прожить. Это очень важно.

Фото Игоря Белокопытова

Детство и юность Аркадия Мамонтова

Родился Аркадий 26.05.1962 года в российском городе – Новосибирске. Отец его, Виктор Гаврилович, был оператором, мама, Алевтина Михайловна – режиссером и директором Западно-Сибирской киностудии хроники, также работала на Центральной студии научно-документальных фильмов.

После окончания школы Аркадий очень хотел поступить во ВГИК (Всесоюзный государственный университет кинематографии), однако этого не случилось, так как он попросту провалил вступительные экзамены. Поэтому с 1980 по 1982 год будущий режиссер и журналист отбывал на срочной воинской службе в частях ракетных войск стратегического назначения, далеко в Забайкалье.

Не поступив после службы в армии в университет кинематографии, Аркадий Викторович решает заниматься расследовательской журналистской деятельностью – он без проблем с первого раза поступает на журналистский факультет в Московский государственный университет. В 1988 году Аркадий Мамонтов защищает диплом с отличием и становится выпускником кафедры телевидения и радиовещания этого университета.

Начало журналистской карьеры Аркадия Мамонтова

Окончив университет, он начал свою первую деятельность в роли специального корреспондента телеагентства «ТВ-Новости» и печатного агентства «Новости».

Мамонтов про свободу слова

Начиная с 1991 по 1994 годы, он ездит по «горячим точкам» в качестве «стрингера» (свободного журналиста) в Таджикистане, Молдавии, а так же на границе Нахичевани и Армении. Его результатом явилось большое количество разнообразных репортажей чрезвычайной важности и актуальности.

В 1994 году Аркадия Викторовича приглашает к сотрудничеству журналистка Елена Масюк на телеканал НТВ. С этого года Аркадий Мамонтов является внештатным корреспондентом этого канала. Хотя бытует мнение, что он является практически один из основателей этого телеканала. В этом же году Аркадий продолжает работу над передачей «Специальный корреспондент», которая транслируется телекомпанией НТВ. Период с 1994 по 2000 год – это время серьезных военных конфликтов, Мамонтов участвует в освещении военных действий в Чечне, Дагестане, Ингушетии.

С апреля 1995 года он начинает свою деятельность корреспондента на канале НТВ, а в 2000 году – на телеканале «Россия». Аркадий Мамонтов – это один из авторов легендарной программы «Специальный корреспондент», он вел отчаянные репортажи с различных мест трагических событий. Например, Аркадий Мамонтов был, чуть ли, не единственным корреспондентом, которому разрешили присутствовать в зоне спасения атомной подводной лодки «Курск» благодаря личному распоряжению адмирала В.Куроедова, это и дало возможность ему снять одну из своих самых запоминающихся его работ – репортаж с места гибели АПЛ «Курск». Он раскрыл причины провала спасательной операции команды подводной лодки, допущенные руководством, организовывавшей спасательные операции.


Чечня, Абхазия, Ирак, Беслан – все осталось за плечами этого отважного корреспондента. За свой талант и особые заслуги в области журналистики, в мае 2000 года Аркадий Викторович становиться советником председателя ФГУП «ВГТРК» - Олега Добродеева, вскоре он становится еще и инициатором руководителем «Авторской программы Аркадия Мамонтова» на телеканале РТР. Особого внимания заслуживает его работа – фильм «Шпионы» про специальные замаскированные приборы, устройства, которые были замаскированы под обычные камни в одном из многочисленных скверов г.Москва, использовавшиеся американской разведкой для передачи и обмена информацией. Этот фильм был очень неоднозначно воспринят зрителями, и даже подвергся резкой критике со стороны российских СМИ, однако, сам автор заявил, что за все слова в этом фильме ручается полностью.

Эта работы была отмечена на высочайшем уровне и в ноябре 2006 года была даже награждена орденом Почета.

Режиссерская работа Аркадия Мамонтова

Начиная с 2009 года Аркадий Мамонтов, пробует себя в качестве режиссера. Его первая работа на данном поприще – это фильм под названием «База», в котором он рассказывает об американской базе «Манас», что находится в Киргизии.

Знаменитыми работами этого корреспондента были так же «Обратная сторона. Дети», «Потерянный рай», «Майдан», «Югославия. Период распада» (из серии «Большой репортаж»), и много других.

В январе 2012 года в свет вышел еще один документальный фильм «Путин, Россия и Запад». В нем продолжается тема «шпионских камнях».

Аркадий Мамонтов о бархатных революциях

Аркадий Викторович Мамонтов имеет большое количество наград, среди которых есть за заслуги перед страной. За освещение событий Абхазии ему был вручен орден «За личное мужество», орден «За заслуги перед Отечеством», II степени – за серию репортажей из Чечни, орденом Почета, а так же медалью «За укрепление боевого содружества». Все фильмы Аркадия Викторовича являются острой и незамедлительной реакцией на болезненные, волнующие людей, темы. Фильмы, выходя в свет, сразу же становятся обсуждаемыми и вызывают бурю эмоций. Они привлекают внимание к проблеме, заставляют задуматься и многое переосмыслить, посмотреть со стороны наблюдателя на многие вещи.

Подчиненные Аркадия Викторовича считают его человеком добрым и трудолюбивым, и в этом не приходится сомневаться, ведь нет никого, кто мог бы плохо сказать что-либо плохое о нем. В ответ на это, наш скромный герой говорит, что он на самом деле страшный и злой. Однако, личное знакомство совершенно опровергает его самокритику, и показывает его с совершенно другой стороны. Аркадий Мамонтов по жизни человек очень веселый, жизнерадостный, добрый и достаточно серьезный, он безумно влюблен в свою профессию, и его поистине можно назвать настоящим мастером своего дела.


Его смело можно отнести к честным и последовательным, бесстрашным и порядочным профессионалам, каких осталось единицы не только в журналистской сфере, но и вообще в жизни.

Аркадий Мамонтов - российский журналист и режиссер-документалист. Телезрители знают журналиста по ряду документальных фильмов, которые просвещают зрителей по поводу социальных или исторических моментов, разоблачают заговоры и военных и иногда носят откровенно скандальный характер. Аркадий Мамонтов снимает фильмы на совершенно разные темы: журналист фокусируется как на социальных и экономических проблемах, так и на шпионских заговорах, разборе ситуации с Украиной, описании силы российского оружия, а также на библейских сюжетах, биографиях святых и знаменитых личностей.

Аркадий Мамонтов родился 26 мая 1962 года в семье телевизионщиков. Его отец работал оператором на телевидении, мать – режиссером, а затем директором студии документальных фильмов.

Детство и юность Мамонтова прошли в родном Новосибирске. В школе он знал, что его дальнейшая судьба будет связана с кинематографом. Аркадий хотел поступать во ВГИК, но провалился на вступительных экзаменах.

Его призвали в армию. Службу он проходил в 1980-1982 гг. в далеком Забайкалье в стратегических ракетных войсках. После демобилизации Аркадий Мамонтов решил, что будет заниматься журналистикой. На журфак МГУ он поступил с первого раза, в 1988 году отлично защитился и получил «красный диплом». Вся его дальнейшая жизнь связана с журналистикой.

Телевидение и журналистика

После университета Мамонтов работал спецкором телевизионного агентства «ТВ-Новости», информагентства «Новости». В 1991 году он впервые поехал в «горячую точку». Следующие три года был стрингером (свободным журналистом), освещавшим события в Таджикистане, Молдавии, Армении и других зонах конфликта. Результатами его работы были актуальные и острые репортажи.


В 1994 году Аркадий Мамонтов начал сотрудничать с телеканалом «НТВ». С этого же года он работает над программой «Специальный корреспондент», которую транслировало «НТВ». Период с 1994 по 2000 годы был урожайным на вооруженные конфликты. Мамонтов был в эпицентре боевых действий в Дагестане и Чечне.

В 2000 году журналист перешел на телеканал «Россия», где работает и сегодня. Он – один из бессменных авторов рейтинговой программы «Специальный корреспондент».

Аркадий Мамонтов – один из немногих корреспондентов, присутствовавших при спасении атомной подлодки «Курск». Разрешение он получил лично от адмирала В. И. Куроедова, а его репортаж с места трагических событий стал одним из самых запоминающихся. Он побывал в Абхазии, Беслане, Ираке. Его работы отмечены орденами и медалями.


Аркадий Мамонтов – талантливый документалист. Его сюжеты неоднозначны, у них много поклонников и противников. В 2003 году он снял фильм «Белые одежды», в котором поднял тему об изъятии донорских органов в одной из московских больниц. Фильм получил большой резонанс, в том же году посмертная трансплантация была запрещена на законодательном уровне. Через три года, 21 января 2006 года, новая сенсация. Мамонтов снял репортаж под названием «Шпионы», в котором рассказал о секретном приборе английской разведки, замаскированном под обычный камень. Тогда его работу критиковали и российские, и иностранные журналисты, открыто называли ее лживой.

Первой режиссерской работой Аркадия Мамонтова стал фильм «База», снятый в 2009 году. В нем Аркадий Мамонтов показал американскую базу «Манас», расположенную в Киргизии. Дальше были документальные ленты «Обратная сторона. Дети», «Югославия. Период распада», «Майдан», « , Россия и Запад».

В фильме «Путин, Россия, Запад», вышедшем в январе 2012 года, журналист снова поднял тему «шпионского камня». В интервью бывший глава канцелярии британского премьера заявил, что репортаж застал спецслужбы его страны врасплох и признал существование секретного прибора.

В апреле 2012 года на канале «Россия-1» вышел документальный фильм «Провокаторы». В нём Аркадий Мамонтов расследовал деятельность группы «Pussy Riot» и попытался показать зрителям, что все акции были тщательно спланированы. Их цель – оскорбить верующих, посеять смуту в обществе. И снова на журналиста и режиссера посыпались обвинения в предвзятости, необъективном освещении событий. Равнодушных к отснятому и смонтированному Мамонтовым материалу не было.

Все его фильмы затрагивают острые темы, поэтому вызывают столько эмоций сразу после просмотра. Также Аркадий Мамонтов не раз обращался к библейским сюжетам, например, в фильмах «Пояс Богородицы» и «Содом».

Личная жизнь

О личной жизни Аркадий Мамонтов не рассказывает. Известно, что он женат, у него есть двое детей.


Коллеги считают Аркадия добрым, восхищаются его трудолюбием и не могут сказать о нем ничего плохого. Он - позитивный и веселый человек, но к работе подходит со всей серьезностью. Аркадий Мамонтов безумно любит свою профессию и, как говорит, старается быть в ней честным и последовательным, как и положено профессионалу.

Аркадий Мамонтов сейчас

Сегодня число фильмов, в съемках которых принимает участие знаменитый документалист, только растет. Аркадий Мамонтов снимает и помогает в съемках ряда картин, но также и выпускает готовые фильмы в эфир в собственной «Авторской передаче Аркадия Мамонтова». Фильмы также можно найти на официальном сайте передачи.

Например, в 2015 году состоялись премьеры только четырех фильмов: «Олигарх» об украинском бизнесмене , «Ожог» о трагических событиях во время противостояния между сторонниками и противниками Евромайдана в Одессе 2 мая 2014 года, «Победоносец» о жизни и подвигах великомученика и «Золотой телец» о масштабах коррумпированности российских чиновников.

В 2016 году Аркадий Мамонтов вошел в состав съемочной группы уже восьми фильмов. В этом же году появился фильм «Афон. Восхождение» о знаменитом месте паломничества Святой горе Афон, который снят с точки зрения русских паломников.

Следующие фильмы передачи были посвящены военной и технической мощи России: «Преображенцы» о Преображенском полке Российской имперской гвардии, «Самолет Президента» о том, на чем же летает Президент РФ, и картина «Оружие возмездия» о ракетных комплексах «Искандер», развернутых в Калининградской области, у которых, по слухам, есть команда стрелять без согласования с центром в случае любой атаки на Москву.

Часть фильмов этого года посвящена экологии, социальным проблемам, проблемам со здоровьем и другим близким непосредственно телезрителям темам. Фильм «Пальмовые берега» рассказал об ущербе здоровью, который наносит пальмовое масло и другие заменители натуральных продуктов. Лента «Ядовитый бизнес» - о том, как загрязняется территория России и какую роль в этом играют крупные производители. «Черные риелторы», как и следует из названия, подробно разобрал проблему черных риелторов, показал страшные последствия и описал способы борьбы с этим явлением.

Также Аркадий Мамонтов выпустил фильм «Четвертая власть», посвященный журналистам, которые собственными расследованиями и материалами борются с несправедливостью.

В 2017 году журналист повторил собственный рекорд и снова засветился в восьми фильмах. В эфир вышли два продолжения злободневных материалов прошлого года: «Ядовитый бизнес-2» и «Пальмовые берега. Часть 2».Также появился еще один фильм о военной силе страны «Триумф Прометея» - о российском ракетно-зенитном комплексе С-500 «Прометей». Также состоялась премьера фильмов «Черный аптекарь» о группе преступников, травивших мужское население России, фильмы «Монах», «Одесса. Три года», «Свои люди», «Украина. Операция «Мазепа».


С октября 2017 года Аркадий Мамонтов занял пост телеведущего новой авторской передачи «Следы империи» на телеканале «Спас».

Проекты

  • 2000 – «Специальный корреспондент»
  • 2001 - «Обратная сторона. Дети»
  • 2003 – «Белые одежды»
  • 2004 - «Трафик»
  • 2006 – «Шпионы»
  • 2006 - «Западня»
  • 2007 - «Бархат. Ru»
  • 2009 - «База»
  • 2010 - «Речник»
  • 2012- «Путин, Россия и Запад»
  • 2012 - «Провокаторы»
  • 2014 - «Бандеровцы: палачи не бывают героями»
  • 2014 - «Содомия в Европе. Кто виноват и что делать?»
  • 2016 - «Афон. Восхождение»
  • 2016 – «Пальмовые берега»
  • 2017 – «Следы империи»

Аркадий Мамонтов - русский обозреватель и телережиссер-документалист. Телезрители имеют представление об Аркадии по нескольким его работам, которые просвещают публику по вопросам общественных или многознаменательных обстоятельств, разоблачают военнослужащих и временами носят весьма скандальный характер. Фильмы Аркадия Мамонтова - это просвещение на всесторонне различные вопросы. Журналист фокусируется как на общественных и финансовых вопросах, так и на разведывательных соглашениях, разборе обстановки с Украиной, жизнях священных и легендарных персон.

Детство

Аркадий Мамонтов рожден 26 мая 1962 года в семье работников телевидения. Отец снимал фильмы и телепередачи, был оператором на киностудии. Мать была режиссером, а впоследствии стала руководителем отдела документальных кинокартин.

Детские годы и юношество Мамонтова проходили в родном Новосибирске. Уже учась в средней школе, Аркадий уверенно заявлял - его будущая жизнь, несомненно, будет связана с киноискусством. Аркадий планировал получать высшее образование во ВГИКе, но, к сожалению, не набрал достаточного количества баллов на вступительных экзаменах.

Жизненный путь

Совсем еще юный парень уезжает на срочную службу в армию. Служил Аркадий Мамонтов с 1980 по 1982 год в отдаленной восточной части России - Забайкалье, в стратегических ракетных войсках. Как только солдат демобилизовался, то сразу принял решение, что пора воплощать свою мечту и становиться журналистом. На факультет журналистики в Московский государственный университет парню удалось поступить с первой попытки, а уже в 1988 году он получил свой красный диплом и бесповоротно связал свою жизнь с телевидением.

Телевидение и журналистика

Выпустившись из института, Аркадий Мамонтов трудился обозревателем телевизионного агентства.

В 1991 году он в первый раз отправился в горячую точку. Последующие 36 месяцев был свободным журналистом, который освещал события в Таджикистане, Молдавии, Армении и остальных районах военных конфликтов. Плодами его службы стали животрепещущие и драматические видеорепортажи с мест инцидентов.

В 1994 году Аркадий приступил к работе на телеканале НТВ. Тогда же он трудится над развитием телепередачи "Специальный корреспондент", которая выходила на НТВ.

Промежуток времени с 1994 по 2000 год был плодотворным на вооруженные конфликты. Аркадий Мамонтов находился в самом центре военных операций.

В 2000 году журналист-обозреватель перевелся на телевизионный канал "Россия", где продолжает свою деятельность и в настоящее время.

Мамонтов - один из небольшого числа журналистов, которым дали право присутствовать при спасении подлодки "Курск". Право находиться на военной операции он принял непосредственно от адмирала В. И. Куроедова, а его телерепортаж стал одним из самых незабываемых.

Нашумевшие работы киножурналиста

Мамонтов - профессиональный и одаренный теледокументалист. Его труды отмечены наградами. Сюжеты в его работах разноплановы, у них множество почитателей и врагов.

В 2003 году вышла кинокартина "Белые одежды". В ней поднималась проблема об изъятии донорских органов в одном из столичных госпиталей. Кинолента обрела широкий отклик. В результате долго ждать не пришлось. В том же году посмертная пересадка была воспрещена законами РФ.

Спустя три года - еще событие. Аркадий отснял и вынес в массы кинорепортаж с названием "Шпионы". Фильм сообщил о засекреченном устройстве британской разведки, скрывающемся под обыкновенным камнем. В то время его работу осуждали и отечественные, и зарубежные корреспонденты, публично нарекали ее ложной.

В апреле 2012 года на телеканале "Россия-1" вышел кинодокументальный проект "Провокаторы". В нем журналист выяснял все о деятельности группы Pussy Riot и попробовал продемонстрировать телезрителям, что все акции были тщательнейшим образом спланированы. Их установка - унизить и оскорбить религию и верующих, спровоцировать бунт в мире. И вновь на корреспондента посыпались обвинения в пристрастности и в предвзятом отношении к происходящим событиям. Безразличных к отснятым материалам не оставалось.

Все его труды касаются острых тем, поэтому провоцируют такое количество страстей моментально после выхода репортажей в эфир.

Личная жизнь

О частной жизни Аркадий не сообщает. Известен факт, что он состоит в официальном браке и имеет двоих детей.

Сослуживцы находят Аркадия добродушным, восторгаются его трудолюбием и не могут заявить о нем ничего отрицательного. Он положительный и жизнерадостный мужчина, но на работе Аркадий серьезный человек. Мамонтов безгранично обожает собственную работу и, как заявляет, пытается быть в ней добросовестным и методичным, как и полагается настоящему мастеру своего дела.

Жизнь сейчас

В настоящее время количество картин, в съемках которых принимает участие выдающийся теледокументалист, продолжает расти.

Только в 2016 году Аркадий вошел в команду съемочной группы восьми кинофильмов, один из которых - "Афон. Восхождение" о легендарном месте паломничества - Святой горе Афон.

Последующие работы Аркадия Мамонтова - документальные кинофильмы и телепередачи - рассказывают о военной и авиатехнической мощи Российской Федерации.

Некоторое количество кинофильмов посвящено экологической обстановке, общественным вопросам, проблемам с состоянием здоровья и прочим близким телезрителям темам.

Кинофильм "Пальмовые берега" поведал о вреде, который причиняют суррогаты и заменители натуральных ингредиентов, так часто включенных сегодня в состав продуктов питания.

Кинолента "Ядовитый бизнес" - о том, как загрязняется территория России и какую роль в этом играют мировые изготовители.

"Черные риелторы" - смысл становится понятным из названия. До мельчайших деталей Аркадий проанализировал вопрос черных риелторов, изобразил ужасные результаты их работы и обрисовал методы защиты от подобных ситуаций.

Помимо прочего, Аркадий отснял кинокартину "Четвертая власть", которую посвятил корреспондентам, борющимся за справедливость и ведущим собственные расследования, рискуя своей жизнью.

В 2018 году вышел фильм Аркадия Мамонтова "Пирамида", где идет речь о финансовых структурах, вымогающих у людей деньги в сфере потребительского кредитования. Почему добросовестные граждане так легко отдают свои кровные мошенникам? В "Пирамиде" Аркадий Мамонтов проводит свое журналистское расследование.

Савва Мамонтов - известный русский предприниматель и меценат 19 века. очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман - на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов - предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой - Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.

Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Всеволод, Вера, Александра - САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх