Шум и вибрация в городе. ↔ ↔ Влияние вибрации на организм человека

Такие проблемы современных мегаполисов, как шум и вибрации, увеличиваются по своей интенсивности с каждым годом. Почему современная наука так активно в последние годы стала исследовать проблему влияния шума и вибрации на организм человека? Почему измерение вибрации стало обязательным исследованием на многих предприятиях и в организациях? Да потому, что современная медицина начала бить тревогу: растет количество профессиональных заболеваний – вибрационной болезни и тугоухости, возникающей из-за длительного воздействия шума и вибрации на работника такого предприятия. И в группах риска оказалось много профессий, связанных как раз с работой в этих условиях.

Особую актуальность проблема вибрации в жилых зданиях приобрела вследствие строительства метрополитена в крупных городах нашей страны и за рубежом. Наиболее благоприятные условия для распространения вибрации создаются при использовании неглубоких туннелей углубления, строительство которых является экономически целесообразным. Трассы метрополитена прокладывают под жилыми районами, а опыт эксплуатации подземных поездов свидетельствует о том, что вибрация проникает в жилые здания в радиусе 40-70 м от туннеля метрополитена.

Влияние шума на организм человека, равно как и реакция человека на шум в каждом конкретном случае различна. Некоторые люди хорошо терпят шум, у других же он вызывает раздражение и стремление уйти как можно дальше от источника шума. Оценка уровня шума в основном основана на понятии восприятия, при этом большое значение имеет именно внутренняя настройка человека к источнику шума.

По частоте все колебания делятся на три диапазона:

· инфразвуковые − до 16 Гц;

· звуковые (воспринимаются органом слуха как звук) − от 16 до 20000 Гц;

· ультразвуковые − свыше 20000 Гц.

Шум и вибрации, которые превышают пределы частоты звуковых колебаний, являются профессиональной вредностью. Шум - это такое сочетание звуков, которое оказывает на организм человека раздражающее и вредное действие. Под влиянием шума и вибрации у человека может измениться кровяное давление, нарушиться работа желудочно-кишечного тракта, ну а его длительное воздействие может привести и к потере слуха.

В бытовых, уличных и производственных условиях на нас постоянно действуют и передаются на все структуры организма колебания как твердого, так и упругого тела в сочетании с обязательным включением воздушной среды. В зависимости от качественных и количественных показателей этих колебаний реакция организма, соответственно, различна. Двигаясь в автобусе, троллейбусе, вагоне метро, проходя мимо работающих механизмов по ремонту дорог, мы часто ощущаем неприятные воздействия и вибрации, и шума. Но, выйдя из транспортного средства, удалившись с места транспортных работ, мы очень быстро забываем эти неудобства. И совсем другое дело, когда эти два фактора действуют на организм в течение рабочего дня, месяца или многих лет. Тогда эти факторы выступают как профессиональные вредности, способствуя развитию шумовой и вибрационной болезней. В действии этих факторов много общего, но и много специфичности, что позволяет рассмотреть их по отдельности.


Вибрация − это периодическое отклонение твердого тела от точки своего равновесия. Если нет постоянного энергетического побудителя, то эти отклонения быстро гаснут. Но в производственных условиях этот побудитель (электроэнергия, трансмиссия и др.) постоянно присутствует и, следовательно, вибрация генерируется постоянно. При контакте человека с этими сотрясающимися объектами его организм включается в общую систему сотрясений. Костная система, нервные структуры, вся сосудистая система являются хорошими проводниками и резонаторами вибрации. Степень чувствительности организма в целом по отношению к этому очень вредному производственному фактору зависит от функционального состояния коры больших полушарий.

Работая с вибрирующими механизмами, инструментами (особенно пневматическими), рабочие подвергаются воздействию не только вибрации, но и высокочастотного шума большой интенсивности, что ускоряет и усугубляет развитие и полисимптоматичность вибрационной болезни.

Тема: Шум и вибрация в городе

Шум как экологическая проблема города.

Шум – это беспорядочное сочетание звуков различной частоты и силы, возникающих при механических колебаниях в разнообразных средах.

Повышенный уровень шума остается одной из наиболее острых проблем для городских территорий. Площадь городских территорий, подверженных постоянному сверхнормативному шумовому воздействию, как правило, превышает 60%.

В зависимости от источника в шуме преобладают звуковые волны различной частоты. По частоте шумовые явления можно разделить на три области: ультразвук, слышимый звук и инфразвук. Ультразвук и инфразвук не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают на организм механическое воздействие. Инфразвук воспринимается человеческим организмом как мелкая вибрация.

Основные источники на территории больших городов: автотранспорт, ж/д транспорт и наземные линии метро, авиатранспорт, строительная техника, промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий, существенный вклад вносят шумы бытового происхождения внутри кварталов жилых домов.

Шум не только создает дискомфорт, но и отрицательно воздействует на здоровье человека, его трудоспособность, безопасность. Производственный шум нарушает информационные связи, что снижает эффективность и безопасность человеческой деятельности. Шум вызывает усталость, снижает способность человека сосредотачивать внимание, точность выполнения работ, связанных с пониманием информации. Часто шумовые помехи не позволяют решить даже простейшую задачу.

Влияние шума на организм человека. В первую очередь шум влияет на центральную нервную систему и сердечнососудистую систему. Длительное воздействие шума снижает остроту слуха и зрения, повышает кровяное давление.

Высокий уровень шума способствует повышению числа случаев гипертензии и гипотензии, гастрита, язвенной болезни желудка, болезней желез внутренней секреции и обмена веществ, психозов, неврозов, болезней органов кровообращения. Улиц, проживающих в шумных районах, чаще выявляются церебральный атеросклероз, повышение содержания холестерина в крови, астенический синдром. Доля новорожденных с пониженной массой тела возрастает соответственно увеличению уровня шума.

Умственная работоспособность явно снижается при уровне шума более 80 дБ. Показатели физиологических функций сердечнососудистой системы при уровне шума 60-70 дБ меняются несущественно, но при уровне шума 80 дБ возникают колебания артериального давления до 30 мм РТ. Ст., наблюдается тенденция к повышению артериального давления.

При уровне шума 90 дБ и более возникает перевозбуждение вестибулярного анализатора, которое моет приводить к головокружению, нарушению координации движений. Высокий уровень шума отрицательно влияет на зрительный анализатор, и чем выше уровень шума, тем хуже человек видит и реагирует на происходящее. Многие автомобильные катастрофы происходят по той причине, что водитель длительное время находится на магистрали, где уровень шума достигает 95-100 дБ. Установлен, что при уровне шума 90 дБ зрение ухудшается на 25%.

Наиболее восприимчивы к шуму дети – под воздействием шума они приходят в возбуждение, сами начинают шуметь, кричать, переутомляются, становятся капризными и неадекватно реагируют на замечания взрослых. У детей, рожденных и проживающих в шумной среде, наблюдается замедление физического и умственного развития, понижена концентрация внимания во время учебы в школе, они больше подвержены травматизму и несчастным случаям. Для таких детей характерна пониженная сопротивляемость различным заболеваниям, которые протекают в более тяжелой форме.

Борьба с шумом в городе. Существуют методы шумозащиты от воздействия железнодорожного транспорта непосредственно в месте возникновения шума, т.е. на подвижном составе и железнодорожных путях, например: использование шлифованных рельсов, колесных шумопоглотителей, укладка бесстыкового пути.

С помощью этих методов можно снизить финансовые затраты на совершенствование инфраструктуры, повысить визуальную привлекательность территорий за счет отсутствия высоких защитных стен.

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города необходимы масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедур привлечения к ответственности.

В настоящее время исключены полеты самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полетов. Создана сеть автоматических станций контроля авиошума, которые проводят измерения в круглосуточном режиме.

Для снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике используются следующие меры: запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням; ведение видеонаблюдения за строительными работами; ограничение длительности производства шумных работ в дневное время; требования применять малошумную технику и глушить двигатели автотранспорта, находящегося на площадке и т.д.

В мировой практике уделяется внимание бытовому шуму, сопровождающему работу различных видов оборудования, используемого на улице, и проведения спортивных мероприятий. В России предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Природа человека такова, что, начиная с некоторого уровня, воздействие окружающей среды становится для него дискомфортным и даже неблагоприятным: нарушается общее самочувствие, сон, возникает повышенная раздражительность, депрессия, появляются болезни. Критерии неблагоприятного внешнего воздействия устанавливаются Государственными стандартами (ГОСТ 12.1.012-90 - "Вибрационная безопасность. Общие требования" ) и Санитарными нормами (СН 2.2.4/2.1.8.566-96 - "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий" ), которые для случая вибраций регламентируют предельно-допустимые уровни колебаний ограждающих конструкций помещений жилых, административно-общественных зданий и рабочих мест. При этом амплитуды колебаний ограничиваются в диапазоне частот 1,4 - 88 Гц всего лишь несколькими микронами.

Источники вибрации и их характеристики. Источниками вибрации в жилых и общественных зданиях являются инженерное и санитарно-техническое оборудование, а также промышленные установки, например крупное кузнечнопрессовое оборудование, поршневые компрессоры, строительные машины (дизельмолоты), а также транспортные средства (метрополитен мелкого заложения, тяжелые грузовые автомобили, железнодорожные поезда, трамваи), создающие при работе большие динамические нагрузки, которые вызывают распространение вибрации в грунте и строительных конструкциях зданий. Эти вибрации часто являются также причиной возникновения шума в помещениях зданий.

Для жилых и общественных зданий наиболее неблагоприятным внешним источником являются рельсовые транспортные магистрали: метрополитен, трамвайные линии и железные дороги. Исследования показали, что колебания по мере удаления на различное расстояние от метрополитена затухают, однако это процесс немонотонный, он зависит от составных звеньев на пути распространения вибрации: рельс - стена тоннеля - грунт - фундамент дома - строительные конструкции. В тех случаях, когда здания располагаются в непосредственной близости от рельсовой дороги, вибрации в них могут превышать предельно-допустимые значения, установленные Санитарными нормами, в 10 раз (на 20 дБ). В спектральном составе вибрации преобладают октавные полосы со среднегеометрическими частотами 31,5 и 63 Гц.

После принятия в 1975 г Санитарных норм (СН 1304-75 - "Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых домах" ) и выполнения контрольных измерений оказалось, что десятки зданий, находящихся вблизи линий метро, испытывают повышенное вибрационное воздействие, а уровни вибраций в жилых и общественных помещениях превышают допустимые значения. Такая же ситуация наблюдается и в зданиях, расположенных вблизи веток внутригородских железных дорог и трамвайных линий.

В настоящее время, регламентируемая защитная зона железной дороги, составляет 100 м, а защитная зона трамвайной линии, как показывают измерения, достигает 60 м от крайнего железнодорожного пути.

К сожалению, в крупных городах с развитием транспортных магистралей и увеличением транспортных потоков, площади вибро-опасных территорий с каждым годом увеличиваются. В г. Москве этот процесс усугубляется еще и введением в действие строительных норм (), которые для жилых зданий высшей категории комфортности устанавливают критерии вибраций в 1,4 раза (на 3 дБ) "жестче", чем Санитарные нормы. В этих условиях, например, защитная зона тоннелей метрополитена мелкого заложения составляет уже около 60 м, что накладывает существенные ограничения на размещение и конструкции зданий.

Меры по защите от вибрации . Обычно вибрация распространяется как в грунте, так и в строительных конструкциях с относительно малым затуханием. Поэтому в первую очередь необходимо применять меры по снижению динамических нагрузок, создаваемых источником вибрации, или снижать передачу этих нагрузок путем виброизоляции машин и средств транспорта.

Снижение вибрации в защищаемых помещениях может быть достигнуто целесообразным размещением оборудования в здании. Оборудование, создающее значительные динамические нагрузки, рекомендуется устанавливать в подвальных этажах или на отдельных фундаментах, не связанных с каркасом здания. При установке оборудования на перекрытия желательно размещать его в местах, наиболее удаленных от защищаемых объектов. Если невозможно обеспечить достаточное снижение вибрации и шума, возникающих при работе центробежных машин, указанными методами, следует предусмотреть их виброизоляцию.

Виброизоляция агрегатов достигается установкой их на специальные виброизоляторы (упругие элементы, обладающие малой жесткостью), применением гибких элементов (вставок) в системах трубопроводов и коммуникаций, соединенных с вибрирующим оборудованием, мягких прокладок для трубопроводов и коммуникаций в местах прохода их через ограждающие конструкции и в местах крепления к ограждающим конструкциям. Гибкие соединения трубопроводов в насосных установках необходимо предусматривать как в нагнетательной, так и во всасывающей линиях (как можно ближе к насосной установке). В качестве гибких вставок можно использовать рукава рези-нотканевые с металлическими спиралями.

Для уменьшения вибрации, передающейся на несущую конструкцию, используют пружинные или резиновые виброизоляторы. Для агрегатов, имеющих скорость вращения менее 1800 об/мин, рекомендуются пружинные виброизоляторы; при скорости вращения более 1800 об/мин допускается применение резиновых виброизоляторов. Следует иметь в виду, что срок работы резиновых виброизоляторов не превышает 3 лет. Стальные виброизоляторы долговечны и надежны в работе, но они эффективны при виброизоляции низких частот и недостаточно снижают передачу вибрации более высоких частот (слухового диапазона), обусловленную внутренними резонансами пружинных элементов. Для устранения передачи высокочастотной вибрации следует применять резиновые или пробковые прокладки толщиной 10-20 мм, располагая их между пружинами и несущей конструкцией.

Машины с динамическими нагрузками (вентиляторы, насосы, компрессоры и т. п.) рекомендуется жестко монтировать на тяжелой бетонной плите или металлической раме, которая опирается на виброизоляторы. Использование тяжелой плиты уменьшает амплитуду колебаний агрегата, установленного на виброизоляторах. Кроме того, плита обеспечивает жесткую центровку с приводом и понижает расположение центра тяжести установки. Желательно, чтобы масса плиты была не меньше массы изолируемой машины.

Защита зданий от вибрации, возникающей от движения на железнодорожных линиях, линиях мелкого заложения метрополитена, обычно обеспечивается их надлежащим удалением от источника вибрации. Установлено, что жилые здания не должны располагаться пс кратчайшему расстоянию до стенки тоннеля метрополитена ближе чем на 40 м.

Практика показала, что единственным средством защиты помещений жилых зданий от шума и вибрации, возникающих от работы линий метрополитена, расположенных на меньших расстояниях, является виброизоляция пути метрополитена от грунта с помощью резиновых прокладок.

В зарубежной практике используется также виброизоляция зданий с помощью пневма-тических виброизоляторов. Санитарный надзор за обеспечением допустимых уровней вибраций проводится аналогично надзору по защите от шума.

Застройка виброопасных территорий осуществляется с применением защитных мероприятий, которые, несмотря на удорожание строительства, являются необходимыми, так как при их отсутствии здание, испытывающее повышенное вибрационное воздействие, не может быть принято в эксплуатацию. В настоящее время для снижения колебаний применяется несколько способов. Например, используются виброзащитные конструкции железнодорожного пути, позволяющие снизить вибрации в зданиях до 10-13 дБ, экранирующие траншеи в грунте, снижающие колебания до 6 дБ, конструкции зданий на виброизоляторах, и конструкции зданий из монолитного железобетона, снижающие колебания до 15 и 10 дБ соответственно. Как правило, такой эффективности бывает достаточно для обеспечения требований норм в административных и общественных зданиях, защитная зона для которых при воздействии метрополитена составляет порядка 25 м, при воздействии железной дороги - до 50 м, а трамвайной линии - до 30 м.

В жилых домах, где вибрации превышают нормативные значения более чем на 15 дБ, требуется выполнять комплекс из нескольких защитных мероприятий, так как только в этом случае могут быть обеспечены допустимые уровни.

Указанные выше защитные способы в каждом конкретном случае имеют достоинства и недостатки. Например, виброизоляция зданий типовых серий из сборного железобетона может выполняться только путем снижения колебаний в источнике или на пути распространения волн в грунтовой среде. Виброизоляция реконструируемых зданий, как правило, обеспечивается конструктивными мероприятиями - применением соответствующей схемы несущего каркаса и назначением жесткостей конструктивных элементов. В зданиях высотой 20 и более этажей снижение вибраций осуществляется за счет использования монолитного каркаса. Здания небольшой и средней этажности, имеющие жесткий каркас, изолируются упругими элементами, и так далее.

Определяющим фактором в возникновении вибраций во всех случаях являются неровности поверхностей катания колес и рельсов, возникающие при изготовлении и в процессе эксплуатации железнодорожного пути. На зарубежных метрополитенах с целью исключения неровностей применяются так называемые рельсошлифовальные поезда, позволяющие снизить колебания до 12 дБ. Московский метрополитен в ближайшем будущем также намерен использовать аналогичное оборудование.

К сожалению, проблема защиты зданий от вибраций достаточно сложна и большей частью носит научно-технический характер. Многие задачи по распространению волн не имеют простых решений и в основном исследуются на численных моделях, которые не всегда отражают реальные свойства грунтовых сред и строительных конструкций. Поэтому в большинстве случаев идет речь о прогностической оценке вибраций и качественном исследовании волновых процессов.

И в заключение, нужно упомянуть еще один существенный источник вибрации - строительные машины и механизмы. В условиях плотной городской застройки строительство новых зданий, как известно, сопряжено со значительными неудобствами для жителей близлежащих домов. Эти неудобства в частности связаны с использованием технологических процессов, в которых применяется динамическое оборудование. Большое количество нареканий вызывает, например, забивка свай и шпунта, которая сопровождается не только повышенными уровнями шума, но и вибрацией. Зона вибрационного воздействия такого источника может составлять 90 м, а при использовании вибропогружателей - более 100 м. Замена технологии динамического погружения на технологию устройства буронабивных или задавливаемых свай практически полностью исключает неблагоприятный виброакустический фактор.

Разное:


С физической точки зрения, звук – это механические волновые колебания упругих твердых тел соответствующей частоты и интенсивности. Звуковые колебания, возникшие в твердом теле, распространяются и в окружающей его воздушной среде и могут восприниматься органом слуха человека.

Шум – это совокупность нежелательных с гигиенической точки зрения звуков различной интенсивности и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени и вызывающих у населения неприятные субъективные ощущения.

Источники шума

1. источники, расположенные в жилище - внутридомовые (инженерное, технологическое и бытовое оборудование – лифты, мусоропроводы, водопровод, канализация)

2. источники, расположенные вне жилища

Микрорайонные (квартальные) – источники, связанные с жизнедеятельностью людей в пределах микрорайонной территории (игры на детских и спортивных площадках, трансформаторные подстанции, работа по уборке территории, автотранспорт)

Внемикрорайонные – промышленные и энергетические предприятия, различные виды транспорта (автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный).

Классификация

1. По происхождению:

а) механический (возникает в результате трения, ударов);

б) аэродинамический (при передвижении потока воздуха);

в) гидродинамический (при движении жидкости)

2. По частотной характеристике:

а) низкочастотный (менее 400 Гц);

б) среднечастотный (400-800 Гц);

в) высокочастотный (свыше 800 Гц)

3. По степени стабильности звучания:

а) постоянный – колебания звукового давления во времени не более 5дБ:;

б) прерывистый – разновидность постоянного, прерываемого паузами и звучащего между ними не менее 1 с

в) непостоянный – шум, интенсивность которого во времени изменяется более чем на 5 дБ

г) импульсный – непостоянный шум с мгновенными изменениями давления и длительностью звукового импульса менее 1 с.

4. По спектральному составу:

а) широкополосной – шум, в котором представлены звуки различной частоты;

б) тональный – шум, в котором прослушивается звук определенной частоты.

Влияние шума на организм

Степень влияния шума на условия жизни населения зависит от его интенсивности, звукового спектра, характера, времени и индивидуальных особенностей человека (пола, возраста). Городской шум воспринимается человеком, прежде всего, субъективно. Первыми показателями неблагоприятного действия являются жалобы на раздражительность, беспокойство, нарушение сна. Наиболее чувствительны к действию шума дети, пожилые, мужчины, больные люди, особенно с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, а также тяжелые больные в послеоперационном периоде. Жалобы на жилищно-бытовой шум появляются при уровне шума 35дБА.

При воздействии шума в организме человека возникают изменения функций слухового и зрительного анализаторов, центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Основной точкой приложения при действии шума является ЦНС. В нервной системе происходит изменение подвижности корковых процессов - наблюдается увеличение латентного времени рефлекторной реакции на свет и звук. Кроме того, человека беспокоит нарушение сна (засыпание с большим трудом, прерывистый сон, бессонница), быстрая утомляемость, раздражительность.

Воздействие шума на ССС проявляется в снижении систолического и повышении диастолического давления. При постоянном длительном воздействии интенсивного шума у человека развиваются явления гипертензии, и в дальнейшем возникает гипертоническая болезнь. Постоянное действие шума в результате нарушения секреторной и моторной функций желудка может способствовать возникновению гастрита и язвенной болезни. При воздействии шума интенсивностью более 40 дБА наблюдается снижение слуховой чувствительности, которая восстанавливается через определенное время в зависимости от уровня шума.

Отмечается рост общей заболеваемости среди населения, проживающего при высоком уровне шума, при этом уровень заболеваемости коррелирует со сроком проживания в условиях той или иной шумовой нагрузки.

Мероприятия по снижению уровня шума

1. Архитектурно-планировочные

Функциональное зонирование территории населенного пункта;

Рациональная планировка территории селитебной зоны - использование экранирующего эффекта жилых и общественных зданий, расположенных в непосредственной близости к источнику шума. При этом внутренняя планировка здания должна обеспечить ориентацию спальных и других помещений жилой зоны квартиры на бесшумную сторону, а в сторону магистрали должны быть ориентированы помещения, в которых человек находится непродолжительное время - кухни, санузлы, лестничные клетки;

Создание условий для непрерывного движения автотранспорта путем организации бессветофорного движения (транспортные развязки на разных уровнях, подземные пешеходные переходы, выделение улиц с односторонним движением);

Создание объездных дорог для транзитного транспорта;

Озеленение селитебной зоны.

2. Технологические

Модернизация транспортных средств (уменьшение шумности двигателя, ходовой части и т.д.);

Для жителей города шум - дело обычное. Довольно часто человек даже не задумывается над его противоестественность. В любом регионе города шумит автотранспорт, грохочет трамвай, с определенным шумом работает предприятие, вблизи взлетают с аэродрома самолеты. В квартирах шумят холодильники и стиральные машины, в подъездах - лифты. Этот перечень можно продолжить. Если шума так много в нашей жизни, может показаться, что он не вреден. Однако по своему воздействию на организм человека шум более вреден, чем химическое загрязнение. За последние ЗО лет во всех крупных городах шум увеличился на 12-15 дБ, а субъективная громкость выросла в 3-4 раза. Шум снизил производительность труда на 15-20%, существенно повысил рост заболеваемости. Эксперты считают, что в крупных городах шум сокращает жизнь человека на 8-12 лет.

Частота заболеваний сердечно-сосудистой системы у людей, живущих в зашумленных районах, в несколько раз выше, а ишемическая болезнь сердца у них случается втрое чаще. Растет также общая заболеваемость.

Особенно впечатляет влияние шума на городских жителей. Если на 100 тысяч сельских жителей приходится 20-30 тех, кто плохо слышит, то в городах эта цифра вырастает в 5 раз. По данным статистики, жители больших городов теряют остроту слуха уже с 30 лет (в норме - в 2 раза позже). Под влиянием шума ухудшается сон и восприимчивость к обучению. Дети становятся более агрессивными и капризными.

Для обозначения комплексного воздействия шума на человека медики ввели термин - «шумовая болезнь». Симптомами этой болезни являются головная боль, тошнота, раздражительность, которые зачастую сопровождаются временным снижением слуха. К шумовой болезни подвержены большинство жителей крупных городов, которые постоянно получают шумовые нагрузки.

Итак, шум вреден, но можно уменьшить его влияние на живые организмы, включая человека. Оказывается, возможно, и таких мероприятий много. Прежде всего, необходимо строго придерживаться действующих нормативов. Сегодня на улицах больших городов шум не спускается ниже 80 дБ. Для того чтобы уменьшить этот уровень, прилагаются значительные

усилия, прежде всего, по совершенствованию самой техники. Конструкторы работают над малошумными двигателями и транспортными средствами, жилые застройки отдаляют от уличных магистралей, последние отделяют от домов бетонными экранами, улучшают покрытие.

Эффективным методом борьбы с шумом в городах является озеленение. Деревья, которые посажены близко друг от друга, окруженные густыми кустами, значительно снижают уровень техногенного шума и улучшают городскую среду.

К негативным физических факторов города относится также вибрация. Источниками вибрации в городах являются: рельсовый транспорт,

автомобильный транспорт, строительная техника, промышленные установки.

Обычно вибрация распространяется от ее источника на расстояние до 100 м. Наиболее мощный источник вибрации - железнодорожный транспорт. Колебания почвы вблизи дороги превышает землетрясение силой 6-7 баллов. В метро интенсивная вибрация распространяется на 50-70 м.

Неблагоприятно влияют на организм человека и электромагнитные излучения промышленной частоты (50 герц) и частот радиоволнового диапазона. В помещениях электромагнитные поля создают: радиоаппаратура, телевизоры, холодильники и т.д., что представляет определенную опасность. Если рядом находится постоянный источник электромагнитного излучения, которое работает на аналогичной (или является кратной) частоте, что может привести к увеличению или уменьшению нормальной частоты работы человеческого органа, то следствием этого могут быть головная боль, нарушение сна, переутомление, даже угроза возникновения стенокардии. Наиболее опасным излучения является тогда, когда человек (особенно ребенок) спит.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх