Дидактическая игра живое неживое. Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Летом особенно тянет на природу: по грибы, по ягоды, на рыбалку или просто погулять и отдохнуть. И это прекрасно! Устраивая семейные вылазки на природу, делясь своими знаниями и опытом с детьми, мы-родители помогаем познавать детям мир растений и животных, расширяя тем самым их кругозор и просто проводя время с интересом и огромной пользой.

И сегодня, я приготовила для вас очередную порцию игр для детей. Но каких?! Интеллектуальных игр для настоящих юных натуралистов. 🙂

В эти игры можно играть всей семьей дома, на природе или в летнем лагере с ребятами. Оценивать игры можно по балльной системе.

Ну что? Поиграем? 😉

Игры про природу для детей

Игра «Кто больше?»

1. Называйте по очереди названия грибов. Кто больше вспомнил, тот и победил.

2. Выиграет тот, кто:

  • больше вспомнит представителей из разных царств природы,
  • быстрее приведет 5 примеров живой/неживой природы,
  • больше назовет разных растений.

3. Выиграет тот, кто назовет больше:

  • млекопитающих/насекомых/птиц/рыб,
  • животных, которые бегают/прыгают/ползают/летают,
  • хищников,
  • растительноядных.

Игра «Самый умный»

1. Для игры нужно заранее заготовить карточки с грибами: рыжиком, подберезовиком, подосиновиком, масленком, лисичкой, сморчком.

По своему желанию можно добавить карточки с другими грибами.

Кто быстрее расскажет, почему люди дали такое название тому или иному грибу, тот и победил.

2. Какие животные обитают в лесу? Какие из них относятся к зверям?

Кто назовет больше животных, тот и выиграл.

3. Кто быстрее назовет, что необходимо растениям для жизни, тот и выиграл. Ответ: тепло, свет, воздух, вода.

Игра «Фантаст»

Пусть каждый придумает фантастическую историю про звездное небо. Чья история окажется самой интересной, тот и победил.

Игра «Стихоплет»

Нужно сочинить стихотворение о природе.

Задание можно давать как команде, так и отдельному игроку. Стихотворение может быть вольного характера или же с конкретными словами, которые стоит озвучить заранее.

Победит тот, чье стихотворение окажется самым красивым и поэтичным.

Игра «Художник»

Нужно нарисовать рисунок растения, которое больше всего нравится. Побеждает рисунок, оцененный выше всех остальных.

Игра «Эксперимент»

Эта игра своего рода эксперимент. 😉

Пусть каждый играющий возьмет жареные и не жареные семечки подсолнуха и попробует их прорастить. Через неделю нужно проверить, какие семечки проросли.

Побеждает тот, кто правильно ответит на вопрос «Почему?».

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы -заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область - речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна» Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область - речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

«Каталог дидактических игр по экологии (неживая природа) для детей 5-7 лет Составила воспитатель: Крехтунова И.А. ...»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска центр развития ребенка – детский сад № 25 «Семицветик»

Каталог дидактических игр по экологии

(неживая природа)

для детей 5-7 лет

Составила воспитатель:

Крехтунова И.А.

Нижневартовск

Найди такую же

Дидактическая задача.

Учить детей сравнивать картинки с изображением времен года, явлений

природы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Ход игры.

Для данной игры подбирают разные картинки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать картинки, чтобы усложнить задание.

Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задания; здесь лежат на столе картинки. Я сосчитаю до 3-х, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые картинки. Будьте внимательны! 1-2-3!

Одинаковые, найди! – заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие 2 одинаковые картинки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и показывают их и называют, что на них изображено. Чтобы усилить внимание детей, воспитатель кладет картинки (почти одинаковые) среди других: затем воспитатель дает сигнал. Дети сразу же пытаются отыскать и показать картинки, но воспитатель напоминает, что картинки должны быть одинаковые.



Лото Дидактическая задача.

Разрозненные знания детей о неживой и живой природе систематизировать, активизировать речь детей, упражнять в правильности называния предметов, явлений природы, употреблять обобщающие слова:

неживая и живая природа, лес, водоем, луг, небо, космос.

Ход игры.

Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинаю быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Отвечай быстро Дидактическая задача.

Закреплять умения классифицировать явления природы и приметы времен года, приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа мяч в руке, становится в круг вместе с детьми и говорит:

Сейчас, я назову примету любого времени года или любое явление природы и брошу кому-нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать примету любую другую того же времени года или явление природы. Одно и тоже явление природы или примету можно назвать дважды.

Игру при повторении можно усложнить, называя не одну примету или явление, а два.

Что изменилось?

Дидактическая задача.

Воспитывать у детей наблюдательность, умения замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие на картинках, объяснять связно, что изменилось.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям, говорит:

Игра вам знакома, но в этой игре надо быть особенно внимательным, изменения будут очень незаметные, вы все постарайтесь их все заметить и назвать.

Первого ведущего выберем считалкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому бросили мяч.

Поэтому будьте готовы быстро и правильно отвечать.

Выбранный ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с картинками и запомнить их.

Затем, закрыв ширмой стол изменяет что – то, затем убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на картинки и бросает мяч кому-нибудь. Тот ловит и отвечает. Если ответ правильный, он становится водящим.

Собери картинку Дидактическая задача.

Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей;

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением времени года или солнечной системы и др., объясняя правила игры, педагог напоминает, как из отдельных частей сложить целую картинку.

Но сейчас у нас еще одно правило: сложить картинку быстро.

Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, - уточняет правила игры воспитатель. Раздав картинки по числу игроков, воспитатель говорит, «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки.

Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру.

Кто скорее соберет.

Дидактическая задача.

Учить детей группировать объекты неживой природы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры.

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие объекты неживой природы.

А сейчас будем соревноваться – чья команда скорее соберет картинки с объектами неживой природы в эту коробку (дождь) надо собирать объекты неживой природы, а в эту коробку(человек) – предметы, которые сделал человек.

Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так коробку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь.

Картинки воспитатель с детьми раскладывает на полу. Выбираются две команды по 2-3 человека. По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают предметы в соответствующие коробки. Чья команда первой подняла коробку, та и выигрывает.

Домино Дидактическая задача.

Закреплять знания детей о явлениях природы, о приметах времен года, отмечать их особенности, продолжать воспитывать умения вместе играть, подчинять правилам игры.

Ход игры.

Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половинки. На каждой из них изображены разные явления природы или приметы любого времени года.

Игра рассчитана на 4-6 человек. Карточек должно быть24. если играют четверо, раздают по 6карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешиваются. Дети неглядя отсчитывают 4-6 карточек, и игра продолжается.

–  –  –

Дидактическая задача.

Закреплять знания о планетах солнечной системы, описывать планеты по наиболее типичным признакам.

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Выбирается ведущий, который начинает описывать планету. Остальные дети начинают отгадывать. Кто первый отгадает, тот следующий ведущий.

Ходят капельки по кругу

Дидактическая задача:

Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что она – мама Туча, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну большую цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети выстраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Туча им наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Твердые, жидкие, газообразные человечки

Дидактическая задача:

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с изображением состояния веществ в жидком, твердом, газообразном виде (твердые предметы – камень, лед, дерево, глина;

жидкие – вода, сок, молоко, масло; газообразное – пар из носика чайника, нос человека, дышащий воздухом – кислородом). Тому ребенку, которому дается фишка, начинает брать картинку и объясняет изображение. Когда все картинки получили объяснение, их делят на три группы по основным признакам – твердое, жидкое и газообразное вещество.

Догони свою тень

Цель: Познакомить детей с понятиями света и тени.

Ход игры:

Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет, Я стою – она стоит, Побегу – она бежит.

(Тень) В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появляется темное пятно. Это ваше отражение, называется тенью.

Откуда это темное пятно? Как образуется тень? (Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень).

Где еще есть такие темные пятна? На что они похожи? Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это можно сделать? (Дети пытаются догнать свою тень, чужую тень).

Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей.

Тень может двигаться, танцевать, прыгать, стоять – делать все то, что делает тот, кому она принадлежит, но она всегда молчит.

Дети по сигналу или под музыку изображают тень.

Живая и неживая природа

Дидактическая задача:

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель называет объекты живой природы - дети двигаются, называет объекты неживой природы – дети стоят.

Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и называет, если объекты живой природы - ребенок ловит мяч, если называет объекты неживой природы – ребенок мяч бросает воспитателю.

Чудесный мешочек Дидактическая задача.

Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Ход игры.

У каждого ребенка мешочек, в котором лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Дети должны отгадать на ощупь, что относится к живой или неживой природе.

–  –  –

Дидактическая задача.

Развивать умения называть объекты неживой природы по месту положения на игровом поле, которые должен запомнить за определенное время.

Ход игры.

Перед ребенком игровое поле, разделенное на квадраты, на каждый квадрат кладется картинка с изображение предметов неживой природы и явлений природы.

Ребенок смотрит на картинки, запоминает их, а когда воспитатель их закрывает, ребенок должен их назвать.

–  –  –

Цель игры: заложить основы экологического сознания, сформировать у детей элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения, экономического отношения к природным ресурсам, бережного отношения к живой и неживой природе;

научить обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: зеленые галстуки, эмблемы, планшеты с экологическим экраном для каждой группы, экологические знаки, экологический экран ДОУ.

Этапы работы экологической полиции.

1 этап. Сбор штаба экологической полиции. Выбор капитана.

Обсуждение плана предстоящего рейда по групповым помещениям.

2 этап. Работа экологической полиции в группе 9оценка экологической обстановки, беседа с детьми и педагогами группы, осмотр помещений).

3 этап. Подведение итогов. Обсуждение результатов проверки и выставление оценок на экологическом экране. Сравнение результатов данного рейда с проводившимися ранее.

Ход игры.

На время игры группа превращается в штаб экологической полиции. На картосхеме детского сада намечается маршрут посещения групп, между членами команды распределяются обязанности – каждый из них отмечает каждый тип проверки.

«Контролеры» должны установить следующее:

1. Есть ли в группе мусор?

2. Рационально ли используются вода, свет (например, нет ли неисправных или незакрытых кранов)?

3. Много ли остается пищевых отходов?

4. Правильно ли дети ухаживают за растениями?

5. Хорошо ли заботятся за животными?

6. Чистый ли в помещении воздух?

Участники игры прикрепляют к своей одежде значки с символами, соответствующими типу проверки. После того как обязанности распределены, а маршрут намечен, действие игры переносится в группу, где происходит рейд. Каждый член команды оценивает экологическую обстановку в команде, беседует с детьми и педагогами, осматривает все групповые помещения. Результаты проверки заносятся в рабочий планшет.

После того как все закончено, ребята возвращаются в штаб экологической полиции и обсуждают полученные результаты. Затем с помощью экологического экрана всего детского сада сравнивают результаты разных рейдов. Подведя итоги, экологическая полиция возвращается в группу и знакомит детей с результатами своей работы, выставляет оценки на экологическом экране группы.

Похожие работы:

«ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРАХ (КУРСАХ) 12-14 мая 2015 г. прошел курс «ЛОГИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ» уч. центр Финконт В обучении приняли участие представители компании ООО Брозе Тольятти Автомотив, ООО «Кёниг Фуд» (г. Калининград) Все участники высоко оценили уровень проведения мероприятия. 18,19 и 21 ноября 2014 г. прошел курс «ЛОГИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ» уч. центр Финконт В курсе приняли участие...»

«BIBLIOTECA DI STUDI SLAVISTICI –7– COMITATO SCIENTIFICO Giovanna Brogi Bercoff (Direttore), Michaela Bhmig, Stefano Garzonio (Presidente AIS), Nicoletta Marcialis, Marcello Garzaniti (Direttore esecutivo), Krassimir Stantchev COMITATO DI REDAZIONE Alberto Alberti, Giovanna Brogi Bercoff, Marcello Garzaniti, Stefano Garzonio, Giovanna Moracci, Marcello Piacentini, Donatella Possamai, Giovanna Siedina Titoli pubblicati 1. Nicoletta Marcialis, Introduzione alla lingua paleoslava, 2005 2. Ettore...»

«Школа Florinda Czeija Висцеральной Mayerlehen 63 5201 Seekirchen Austria Терапии +43 699 1829 2676 [email protected] и Комплексных Мануальных Методик Лечения www.visceral-therapy.com Экзамены Висцеральная Терапия Брюшная Полость Грудная Клетка Заключительный Экзамен Инфрмация и Регистрация Школа Висцеральной Терапии и Комплексных Мануальных Методик Лечения Mayerlehen 63 5201 Seekirchen Austria +43 699 1829 2676 [email protected] Школа Florinda Czeija Висцеральной Mayerlehen 63...»

«Утверждаю Министр труда и социальной защиты Республики Крым _ Е.Романовская «» 2015 года ПЛАН РАБОТЫ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на I квартал 2015 года № п/п Наименование вопроса Ответственный Срок Кому за подготовку исполнения предоставляется материал I. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА Обеспечить выполнение мероприятий по реализации: Федеральных законов: 1.1 от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»; Кручек И.В. постоянно 1.1.1 Латышева Е.В. Полященко...»

«-1НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ Митяева А.М. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», Орел, Россия В статье рассматриваются особенности, формирующейся в российском высшем образовании, многоуровневой системы подготовки с учетом влияния её требований на возможность и необходимость развития учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров, что способствует их личностному...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

пер. Тимирязевский, 9. Тел. 8-415-31-65-3-65

Елизовского муницыпального района

Конспект занятия

по разделу программы «Волшебное слово»:

«Расширение словарного запаса»

занятие на тему: «Понятия – «живое неживое»

I года обучения для обучающихся 4 лет.

Составила: Ушакова Екатерина Расимовна

Педагог дополнительного образования

г. Елизово, Камчатский край

2016-2017 уч.г.

Форма обучения: занятие

Тип занятия: обучающее

Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час

Методы обучения: беседа, игра.

Тема занятия: «Понятия – «живое не живое»

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;

    учить ставить к словам вопросы кто? что?;

Коррекционно-развивающие:

    развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;

Воспитательные:

    воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;

    воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: игрушка кота из мультика «Попугай Кеша», проектор, компьютер, мягкий кубик, мультик «Толик и Болик», игрушки (леопард, бегемот, попугай, кот, собака, мяч, карандаш, юла, гриб), карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши, обруч для имитации озера, удочка, рыбки с картинками, два ведра, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра с мягким кубиком.

Педагог: - Повтори звук, который я пела долго. (И-ра, О-ля, А-ня, И-горь, И-лья, А-ся).

2. Артикуляционная гимнастика.

Педагог: Сегодня к нам на занятие пришёл кот из мультика «Попугай Кеша» Вот он. Давайте покажеи ему как мы здорово делаем зарядку для язычка.зарядку. (Пока педагог читает стихотворение дети выполняют артикуляционные упражнения)

Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.

«Бегемотик» (Слайд 1)

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот. (О. Перова)

«Блинчик» (Слайд 2)

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. (О. Перова)

«Вкусное варенье» (Слайд 3)

Блин мы ели с наслажденьем -

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать. (М. Синицына)

«Лошадка» (Слайд 4)

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)

Основная часть

2. Знакомство с новой темой.

а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.

Педагог: - Скажите, что это за предмет? Смогли выполнить просьбу? Почему? Скажите, а что это за предмет, мяч, кукла, пирамидка, лопатка, игрушки . Смогли выполнить просьбу? Почему?

Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.

б) Дифференциация «Живое – неживое»

Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?

Дети: кот, собака и т.д.

Педагог: правильно. А неживые?

Дети: стол, стул и т.д.

Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.

в) Мультик «Толик и Болик»

Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?

Дети: Нет.

Педагог: А почему?

Дети: Им больно, обидно и т.д.

Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.

3. Физминутка.

Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.

Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.

Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.

Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.

е) «Волшебный мешочек»

Педагог: Кот принёс с собой «Волшебный мешочек». В этот мешочек он положил свои игрушки, которые собирается взять в Париж. Услышав тему нашего занятия, он придумал игру. Сейчас вы по одному будете доставать игрушки из мешочка, и говорить может ли предмет быть живым или нет.

ж) «Четвёртый лишний»

Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.

Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)

Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)

Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)

Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)

Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)

Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)

з) «Кубик»

Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.

4. Пароль на выход.

Наш кот, как любой кот очень любит рыбку ловить. Посмотрите, вот у нас озеро в нём плавают рыбы. Давайте наловим коту рыбки на обед, но рыбки не простые у них на чешуе нарисованы картинки с предметами «Живыми и неживыми». Нам с вами нужно поймав рыбу положить её в правильное ведро. В зеленое ведро мы положи рыбок с живыми предметами, а красное с неживыми предметами.

5. Итог.

Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?

Катя, что тебе не понравилось на занятии?

Вова, что нового ты сегодня узнал?

Вера, чему ты сегодня научилась?

6. Рефлексия

Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.

Дети: (берут картинки)

Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.

Мультик «Тралик и Валик»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх