Стержневым ведущим понятием. Понятие ведущей деятельности

Начать предварительный режиссерский анализ пьесы нам представляется наиболее целесообразным с определения темы пьесы. За этим последует раскрытие ее ведущей, основной идеи и сверхзадачи. На этом первоначальное знакомство с пьесой можно будет считать законченным.

Условимся, однако, относительно терминологии.

Темой мы будем называть ответ на вопрос: о чем в данной пьесе идет речь? Другими словами: определить тему - значит определить объект изображения, то есть тот круг явлений действительности, которые нашли свое художественное воспроизведение в данной пьесе.

Основной или ведущей идеей пьесы мы будем называть ответ на вопрос: что утверждает автор относительно данного объекта? В идее пьесы находят свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности.

Тема всегда конкретна. Она - кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна. Она - вывод и обобщение.

Тема - объективная сторона произведения. Идея субъективна. Она представляет собой размышления автора об изображаемой действительности.

Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, - это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.

Как известно, в подлинном искусстве жизнь не отражается зеркально, то есть в том виде, как она непосредственно воспринимается нашими органами. Пройдя через сознание художника, она дается нам в познанном виде, то есть вместе с мыслями и чувствами художника, вызванными изображаемыми явлениями жизни. Художественное воспроизведение как бы впитывает, вбирает в себя мысли и чувства художника, выражающие его отношение к изображаемому предмету, и это отношение преобразует предмет, превращая его из феномена жизни в феномен искусства - в художественный образ.

Ценность подлинных произведений искусства в том и состоит, что всякий предмет, в них отражаемый, не только поражает нас удивительным сходством с оригиналом, но, кроме того, предстает перед нами освещенный светом разума художника, согретый пламенем его сердца, раскрытый в своей глубокой внутренней сущности.

Каждому художнику следовало бы помнить слова, сказанные Львом Толстым: «Нет более комичного рассуждения, если только вдуматься в смысл его, как то, весьма распространенное, и именно между художниками, рассуждение о том, что художник может изображать жизнь, не понимая ее смысла, не любя доброе и не ненавидя злое в ней...»

Правдиво показать каждое явление жизни в его сущности, раскрыть важную для жизни людей истину и заразить их своим отношением к изображаемому, то есть своими чувствами, - в этом задача подлинного искусства.

Если этого нет, если субъективное начало, то есть мышление художника о предмете изображения, отсутствует в его произведении и, таким образом, все достоинства этого произведения ограничиваются элементарным внешним правдоподобием, то познавательная ценность такого произведения оказывается ничтожной.

Но бывает и обратное. Случается, что в произведении отсутствует объективное начало. Предмет изображения (часть объективного мира) растворяется тогда в субъективном сознании художника и исчезает. Если мы и можем, воспринимая такое произведение, узнать кое-что о самом художнике (впрочем, обычно очень немногое), то уж об окружающей его и нас реальной действительности оно ничего существенного сказать нам не может. Познавательная ценность такого беспредметного субъективистского искусства, к которому так тяготеет современный западный модернизм, тоже совершенно ничтожна.

7.1. Власть, ее происхождение и виды Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть . Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения. В древности основу власти составлял авторитет - влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан. Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе: Экономические ресурсы , к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену. Силовые ресурсы : армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня сила государства в силе законов, в четком исполнении законов и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок. Социальные ресурсы : престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей. Информационные ресурсы , являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту - людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью. В политической науке выделяется несколько видов власти.Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка. Существуют и другие основания для классификации власти: по сферам действия (государственная, партийная, проф-союзная, армейская, семейная и т. п.); по функциям (законодательная, исполнительная и судебная); по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).7.2. Политическая система, ее структура
и функции
Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами: 1) участие в делах государства; 2) историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать; 3) политика - наука государственного управления (В. И. Даль). Политик, по Далю, это «умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать»; 4) политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс); 5) политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений. В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное – может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.Политическая деятельность - это деятельность в сфе-ре политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политичес-кой системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс. Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности - это политическое руководство , включающее в себя следующие звенья: выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы; определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности; подбор и расстановка кадров. Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть -политика внешняя она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику . Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации. Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее. Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства. Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства - найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян. Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуще-ствованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика . Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях. Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресу-рсосберегающие технологии. Все это - задачи государства. Есть и многие другие направления государственной деятельности. Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними. Функции политической системы: определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества; распределение духовных и материальных ресурсов; согласование разных политических интересов; пропаганда различных норм поведения; стабильность и безопасность общества; приобщение людей к политической жизни; контроль за выполнением решений и соблюдением норм. Основные элементы политической системы: 1) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство. 2) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами. 3) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относят-ся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписан-ные представления о добре и зле, правде и справедливости). 4) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции). 5) Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

МЕТОД ДЕЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕЖИССЕРА

В программе второго курса обучения режиссеров - освоение метода действенного анализа пьесы и роли - вершины режиссерского учения Станиславского. Этот метод - главный профессиональный стержень школы Товстоногова, он неотрывен от первой части системы Станиславского, от законов актерской психотехники.
Содержание второго курса строится по следующим направлениям:
I Теоретическое постижение метода действенного анализа.
Темы лекций.
1 Первый этап метода действенного анализа - режиссер наедине с пьесой, «разведка пьесы умом»; параметры метода и их системная взаимосвязь.
2 Второй этап - метод физических действий как инструмент метода действенного анализа, «разведка пьесы телом»; физическое действие как часть триединого действенного процесса (мыслительное, словесное, физическое действие); мизансцена - язык режиссера; сценическая композиция и мизансцена.
3 Метод действенного анализа - метод анализа и синтеза.
II Практическое применение метода действенного анализа и метода физических действий:
1 Анализ нескольких пьес - одноактных и многоактных;
2 Анализ пьес (современного и классического репертуара), отрывки из которых делают режиссеры;
3 Событийно-действенный анализ отрывков, над которыми работают режиссеры;
4 Совместная работа режиссеров со студентами-актерами над отрывками, сначала из современных, потом из классических пьес (диалоги - этюдные импровизации).
III Работа над «зачинами» на основе стихов и песен.

Теоретическое постижение метода действенного анализа
Итак, метод действенного анализа пьесы и роли. Расскажу немного об истории вопроса в надежде, что заинтересованный читатель захочет познакомиться в дальнейшем с этим методом в иных трактовках, поскольку в моей книге представлена только одна версия.
Метод действенного анализа наиболее полно отражен в публикациях М.О. Кнебель и Г.А. Товстоногова. Интересные исследования в этой области осуществлены также А.М. Поламишевым.
Кнебель, ученица Станиславского и Немировича-Данченко, писала, что начало открытия нового закона анализа пьесы, по ее мнению, можно отнести к 1905 году, к периоду работы в театральной студии на Поварской, когда мастер «впервые предложил анализировать пьесу этюдным путем... И только в 1935 году Станиславский с новой, удесятеренной силой убежденности стал проповедовать идею анализа пьесы в действии» . Кнебель отмечала, что, к сожалению, в трудах Станиславского «...нет специальной главы с описанием этого открытия» . (Подчеркну, что наиболее значительными являются подготовительные материалы Станиславского к его неосуществленной книге «Работа актера над ролью», где ставятся проблемы работы над пьесой и ролью.) Вероятно, только скромность Кнебель, этого талантливого педагога, режиссера и ученого, не позволила сказать, что именно ей принадлежит заслуга - на основе незавершенных трудов, отдельных статей, высказываний по этому вопросу, практических занятий в оперно-драматической студии в последние годы жизни Станиславского - впервые описать и теоретически осмыслить суть открытия своего учителя. Ведь сам термин «метод действенного анализа пьесы и роли» введен в нашу науку Кнебель. Этот метод нашел широкое применение в сценической педагогике Москвы.
В ГИТИСе - главным образом усилиями Кнебель, в вахтанговской школе - в работах Поламишева. В рамках этой книги нет возможности проанализировать каждую из существующих точек зрения на проблему, определить сферы соприкосновения, единства взглядов, исследовать суть расхождений. Мой рассказ - о режиссерской школе Товстоногова.
Метод действенного анализа - способ перевода образов одного вида искусства - литературы, драматургии - в другой, перевод на язык сценического творчества. В этом его принципиальное отличие от литературоведческого анализа.
Конкретно-исторический анализ произведения здесь неотрывен от духовно-нравственных проблем. Поэтому фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.
Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача.
Двуединый процесс, лежащий в основе методики так называемой «разведки умом» и «разведки телом», - опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль, - от исходного события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Событийное развитие - важнейшая часть режиссерского замысла. Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий - путь к постановочному решению спектакля.
Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:
1. Исходное событие - своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды - океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.
2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.
3. Центральное событие - это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.
4. В финальном событии - кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.
5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.
Важнейший этап рождения режиссерского замысла - определение исходного предлагаемого обстоятельства, той среды, неизменной на протяжении всего развития пьесы (вобравшей в себя авторскую боль), которая «беременна» проблемой произведения.
Не менее существенно выявление главного конфликта: он носит всегда нравственный характер, представляет собою процесс рождения, становления или падения, деградации личности.
Все названные здесь параметры метода взаимосвязаны, неотрывны друг от друга, это обеспечивает целостность анализу. В процессе рождения спектакля они являются компасом, верно ориентирующим его создателей.
Метод действенного анализа предполагает совместный импровизационный анализ события и действия в нем, осуществляемый актерами под руководством режиссера, - это так называемая «разведка телом». Эта часть метода называется методом физических действий.
Следует отметить, что название «разведка умом» - условно, поскольку оно не отражает всей полноты процесса, - не только логического, рационального, но в первую очередь эмоционального, чувственного постижения материала режиссером; точно также, говоря о «разведке телом», мы должны помнить, что анализ осуществляется всем психофизическим аппаратом актера - не только телом, но и умом, всем сердцем и душой художника.
Импровизационный поиск осуществляется при активном взаимодействии режиссера и актеров. Создать в репетиционном классе особую среду, атмосферу общего поиска уникальных средств выражения авторской стилистики - значит направить импровизацию в нужное русло. Этот процесс требует высокого режиссерского искусства. Подлинный смысл этюдного способа репетиций - анализ произведения, осуществленный в действии. Участие режиссера в процессе импровизации многозначно. Определив событие и действие в нем, отобрав предлагаемые обстоятельства, постановщик спектакля должен быть чуток к тому, верный ли камертон задан импровизационному поиску, угаданы ли природа чувств и способ существования в спектакле; режиссер корректирует и направляет поиск. Интуитивное проникновение в художественную ткань произведения, творческое вдохновение играют важную роль в импровизационном поиске. Однако вдохновение и интуиция требуют конкретной пищи, она-то и добывается совместным трудом режиссера и актера в процессе репетиции.
Творческая и нравственная сила метода действенного анализа, синтезирующего анализ и воплощение, заключающаяся в естественности и органичности процесса разведки, проб и ошибок, свободного (тут имеется в виду и внешняя, и внутренняя, в широком смысле слова - свобода) творческого поиска, последовательно, постепенно постигается студентами в течение всего обучения.
Необходимо тренировать в себе умение в сложном увидеть простое, а в простом - сложное; любое явление жизни, происходящее с вами, вокруг вас, адаптировать, переводить на язык действия, обнаруживать в нем событие, конфликт.
Метод физических действий способствует созданию цепи физических действий, которые взрывают конфликт, раскрывают его смысл, объясняют глубину взаимоотношений персонажей.
Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. Поскольку событие имеет как объективный, так и субъективный характер, то именно сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств.
В плане-конспекте «Работы над ролью», написанном Станиславским незадолго до смерти, автор предлагает наметить временную, черновую сверхзадачу, начать прощупывать линию сквозного действия и для этого производить деление пьесы на самые большие события. Предполагаемая сверхзадача становилась своеобразным компасом, даже если она не сформулирована, но только намечена и живет лишь в предощущениях режиссера. Эта принципиальная позиция Станиславского, конечно, должна учитываться в работе над планом «штурма» пьесы и роли.
Подчеркнем ключевую роль события в методе. Интересна этимология слова «событие». Товстоногову было близко толкование В. И. Даля - «со-бытийность кого-то с кем-то». Мастер подчеркивал, что жизнь человеческая событийна по своей структуре, событийна и структура сценической жизни. Только сценическая жизнь всегда протекает в условиях обострения предлагаемых обстоятельств, поэтому в пьесе событие, общее, совместное бытие людей конфликтно - таков закон драмы. Любое событие - это конфликт, то есть конфликтный действенный факт (как называл его Станиславский). Действие - это борьба. Очень важно, что событие - действенный, конфликтный факт, происходящий «здесь, сейчас, на моих глазах», то есть события реально происходят в пьесе, а не за ее пределами.
Только предлагаемые обстоятельства большого круга могут быть за рамками пьесы. Именно чтобы разобраться в «ворохе» предлагаемых обстоятельств, как я уже писала, мы разделяем их на обстоятельства: малого круга (событие, действие), среднего круга (сквозное действие) и большого круга (сверхзадача). Каждому кругу предлагаемых обстоятельств соответствует определенная цель и действие.
Кроме того, анализируя пьесу, мы должны определить:
1 Ведущее предлагаемое обстоятельство события - то обстоятельство малого круга, которое определяет борьбу в событии (ведь в событии - сумма разнообразных обстоятельств малого круга), поэтому иногда можно называть событие по ведущему предлагаемому обстоятельству.
2 Ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы - оно определяет борьбу по сквозному действию пьесы.
3 Исходное предлагаемое обстоятельство пьесы - та среда, в которой сосредоточена проблема пьесы, авторская боль; мы постигаем его в процессе развития пьесы. Исходное и ведущее предлагаемые обстоятельства пьесы часто конфликтны по отношению друг к другу, но отнюдь не всегда.
Следует помнить, что далеко не все пьесы начинаются с открытого столкновения и явного действенного факта. Неспешность разворачивания действия, подспудность конфликта, отсутствие яркого события в начале характерны для многих пьес. Порою конфликт не обнажен, он бывает скрыт, но это не лишает события конфликтности содержания. Необходимо только разгадать, почему автору нужно иметь такое исходное событие. Может быть, в кажущемся стоячем болоте скуки, однообразия жизни, отраженной в исходном событии, уже таятся, закипают страсти, и режиссер должен только их разглядеть? Самое обыденное, кажущееся статичным событие, насыщено острейшей борьбой, хотя внешне эта борьба может быть едва выражена. Возьмем, к примеру, «Горячее сердце» А. Н. Островского. Для Курослепова, пробудившегося ото сна в десятом часу вечера (!) - (не мудрено, что ему спросонья конец света привиделся), - встать с крыльца, да пойти посмотреть, заперты ли на ночь ворота в доме, - пытка каторжная! А ведь не доверяет он дворнику Силану - по его недосмотру две тысячи рублей из-под самого носа хозяина (под подушкой были!) украли. Тут разворачивается борьба острейшая; но так и не удается Курослепову преодолеть свою сонную одурь - он долго зевает, потом грозит дворнику, да в дом уходит. Конечно, такое событие внешне выглядит совершенно статичным, но острота конфликта от этого не утрачивается.
Не всякое событие пьесы является частью сквозного действия пьесы. Сквозное действие начинается только в основном событии и заканчивается в финальном. При этом события пьесы - от исходного до основного и от финального до главного - не теряют своей конфликтной природы.
В главном событии пьесы просветляется ее сверхзадача, решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства и обязательно - это самое последнее событие пьесы.
Товстоногов сравнивал предложенные им параметры метода действенного анализа с параллелями и меридианами, пересечение которых дает возможность найти искомую географическую точку на карте. Знание только одних параметров и невнимание к другим не приведут к успеху - нужно, чтобы они «пересекались».
Проследим, как связаны различные понятия метода.
Сквозное действие - путь воплощения сверхзадачи, та реальная, конкретная борьба, в результате которой утверждается сверхзадача. Оно начинается в основном событии одновременно с появлением ведущего предлагаемого обстоятельства пьесы - это обстоятельство и будет определять всю борьбу по сквозному действию. Высшего пика эта борьба достигнет в центральном событии. Закончится она - в финальном, здесь будет исчерпано и ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы. Исходное предлагаемое обстоятельство, неизменное на протяжении всей пьесы, связано с исходным событием - в исходном событии отражено исходное предлагаемое обстоятельство; в главном событии решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства (мы узнаем, что с ним стало, изменилось ли оно, или осталось прежним, «победило» или «потерпело поражение»). В главном событии также просветляется сверхзадача пьесы.
Как видим, здесь нет ни одного понятия метода, оторванного от целого, не имеющего множества прочных связей с другими параметрами. Именно это и представляется мне наиболее сильной стороной разработанной Товстоноговым методики.
Верно разгаданный режиссером хотя бы один из параметров поможет совершить открытие новых тайн пьесы - ведь все параметры связаны между собою. И наоборот, - одна ошибка способна разрушить всю систему размышлений, точнее сказать, - наглядно обнаружить, что системы-то анализа нет! Есть отдельные, не связанные между собою догадки о пьесе, а не целостный ее анализ.

Государство является стержневым элементом и главным управляющим центром политической системы. Именно во­круг государства объединяются другие политические инсти­туты, разнообразные политические силы, что обусловлено его отличительными признаками.
Во-первых, государство выступает в качестве официаль­ного представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. На­помним, что государственно-организованное сообщество, согражданство людей, проживающих на данной террито­рии, - это государство в широком смысле. В этом понима­нии говорят о российском, испанском, бельгийском и прочих государствах как официальных представителях общества.
Во-вторых, государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственная власть вопло­щается в деятельности государственного аппарата, представ­ляющего собой разветвленную систему государственных ор­ганов, учреждений, должностных лиц, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общест­вом. Государственные органы (законодательные, исполни­тельные, судебные) наделены властными полномочиями, т. е. правом принимать решения от имени государства. Каж­дый орган имеет вспомогательный аппарат, в котором рабо­тает многочисленный слой чиновников-профессионалов (чин - служебное звание в государственном аппарате). Они оказывают содействие в осуществлении властных полномо­чий, а также услуги населению. Таким образом, деятель-
ность чиновников имеет сервисный (от англ. service - об­служивание) характер, о чем подробнее будет сказано ниже, а сейчас подчеркнем, что негосударственные организации не располагают таким широким кругом специалистов.
Кроме того, государственная власть обладает монополь­ными правами: на издание законов и других нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер; на применение в необходимых случаях принуждения, вплоть до силы; на взимание налогов с населения.
В-третьих, государство обладает суверенитетом, т. е. вер­ховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и неза­висимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет). Внутренний суверенитет означает, что государ­ственная власть является высшей властью. Ее решения обя­зательны для всех, и она может отменить любые другие про­явления политической власти (например, партийной), если будет нарушен закон. Внешний суверенитет включает такие принципы, как неприкосновенность территориальных гра­ниц, недопущение вмешательства во внутренние дела своей страны других государств.
В-четвертых, государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы. Напомним, что политическая систе­ма через процесс разработки, принятия и реализации поли­тических решений осуществляет воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управле­ние. Центром этого управления выступает государство, что находит отражение в его функциях (перечислите их) и во­площается в политике. Процесс формирования и реализации политики сопровождается согласованием разнообразных со­циальных интересов, которые выражают политические пар­тии, общественно-политические движения, другие политиче­ские и общественные силы. Тем самым государство посредством государственной политики играет интегрирую­щую роль в достижении гражданского согласия, обеспече­нии стабильности и развития общества. Что же представля­ет собой политика как государственное управление?


Денис Стойков - активный и многогранный человек, заявивший всему миру о себе не только как об одаренном спортсмене, но и как о талантливом телеведущем.

Спортивная карьера

Расцвет карьеры по современному пятиборью пришелся на конец 1990-х - начало 2000-тысячных годов. Молодой спортсмен 1974 года рождения путем нечеловеческих усилий и напряженных тренировок два раза получал серебро в эстафете на чемпионате мира. Ему покорились звания чемпиона России и Европы. Со временем, в силу возраста и других обстоятельств, Денис Стойков, мастер спорта международного класса, вынужден был подумать о смене деятельности.

Профессия ведущего

Попробовать себя в новом амплуа бывшего спортсмена убедила его супруга - телеведущая Вера Серебровская. Именно она открыла в сильном, выносливом мужчине талант комментатора и журналиста. Именно она убедила его пойти на телеканал за новой работой. И именно супруга стала главным учителем и критиком начинающего ведущего.

Чуть более полугода начиная с сентября 2005-го, Денис Стойков работал корреспондентом и редактором на телеканале ТВ Центр.

По натуре Денис - целеустремленный лидер и быстро обучаемый человек. Его не удовлетворяла работа статистом и редкое появление на экране. И он решил попробовать свои силы на телеканале «Спорт». Там в полной мере раскрылись настоящие таланты бывшего пятиборца. Пригодилось его недавнее активное участие в спортивных событиях и знание жизни атлетов изнутри. Денис становится основным ведущим телеканала, ему доверяют комментировать трансляции различных соревнований.

За видимым успехом стоял напряженный ежедневный труд. Имея диплом физкультурной академии, а также звание кандидата экономических наук, в журналистике Стойкову пришлось начинать все с азов. Он заново осваивал непростую специальность: занимался с преподавателем по технике речи, выполнял определенные упражнения, постоянно следил за интонацией и тембром голоса, беспрерывно репетировал.

И это не осталось не замеченным. С июля 2015 года на телеканале «Россия 1» появился новый сотрудник - Денис Стойков, ведущий. "Утро России" - рейтинговая программа - обрела новое лицо. Он вошел в эфир уверенной походкой профессионала, органично вписался в утреннее шоу и сразу же сработался с напарницей - телеведущей Анастасией Чернобровиной. Его первое появление не вызвало ни одного негативного комментария.

Личная жизнь

Несколько лет назад Денис развелся со своей женой Верой Серебровской. Разрыв отношений был шумным и резонансным. Но со временем скандал поутих и конфликт исчерпал себя.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх