Какие периоды были в боспорском царстве. Отблеск сияния античной цивилизиации

Боспор в конце IV в. до н. э.

Боспорское государство, возникшее задолго до греко-македонских завоеваний и непосредственно ими не затронутое, тем не менее во многом обнаруживает сходство с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом.

В состав Боспорского царства в рассматриваемое время входили как эллинские полисы со сложившимися в них развитыми рабовладельческими отношениями, так и территории, населённые местными племенами, у которых рабство ещё только начинало развиваться. Количество полисов в центральной части Боснора было довольно велико: не только такие крупные города, как Пантикапей, Фанагория и Феодосия, но и менее значительные - Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Гермонасса - имели, невидимому, полисное устройство. Часть эллинского населения полисов составляли землевладельцы, однако население боспорских городов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Ведущую роль в среде господствующего класса играли купцы и владельцы ремесленных мастерских. Население, жившее за пределами полисных территорий,--скифы, синды и меоты,- занимавшееся земледелием, подвергалось эксплуатации не только со стороны знати эллинских полисов и царей, но и со стороны местной аристократии, развившейся из родо-племенной знати. Можно предполагать, что за пределами территорий полисов боспорский правитель, подобно эллинистическим царям, считался верховным собственником всей земли, хотя часть её принадлежала на правах владения эллинской и местной знати.

Развитие ремесленного производства и торгонли

Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (344/43-310/09) Боспорское царство достигло наибольшего политического могущества. Владения Боспора охватывали в это время Керченский полуостров до Феодосии включительно, Таманский полуостров с прилегающей к нему береговой полосой вплоть до современного Новороссийска, нижнее течение Кубани и её ближайших к устью притоков. В устьях Дона Боспору принадлежал Танаис. Племена, жившие по северному и восточному берегам Азовского моря, признавали гегемонию Боспора. С этого же времени на долгие годы прекращаются войны между Боспором и скифами.

Вещественные памятники частично из самого Боспора, частично из курганов примыкающей к нему степной полосы указывают на то, что Боспор этого времени становится центром местного ремесла. В скифских курганах конца IV в. до н. э. найдены художественно выполненные сосуды, пластинки, нашивавшиеся на одежду, части сбруи. Всё это из золота и серебра с орнаментом, свидетельствующим о местном происхождении этих предметов. Боспорское происхождение металлических изделий из скифских царских курганов IV-III вв. до н. э. подтверждается сходством их стиля со стилем боспорских монет этого времени. С IV в. до н. э. в обращении появляются золотые статеры, совершенно не похожие ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах. Они представляют собой оригинальное создание боспорских мастеров и отличаются высокими художественными достоинствами. Значительное развитие на Боспоре получило также керамическое производство. Помимо кровельной черепицы и массовой бытовой посуды, а также глиняной тары для хранения продуктов производилась на Боспоре и художественная керамика.

Боспорское царство было тесно связано с окружавшими его племенами. Торговля со скифами служила стимулом для развития ремесленного производства. В обмен на изделия боспорского ремесла скифы, синды, меоты и сарматы везли на Боспор хлеб, пригоняли скот, приводили рабов. Продукты скотоводства потреблялись главным образом на месте, хлеб вывозился в Средиземноморье. Рабы частично эксплуатировались боспорской знатью, частично отправлялись на продажу. Значительная часть собиравшегося на территории Боспорского царства хлеба поступала непосредственно правителям Боспора, отправлявшим его в больших количествах на рынки Средиземноморья. Вместе с тем часть хлеба покупалась у скифских оседлых племён и перепродавалась затем приезжим эллинским или местным боспорским купцам. Растущая хлебная торговля Боспора была одной из причин, заставлявших боспорских Спартокидов расширять свои владения и вместе с тем по возможности поддерживать хорошие отношения со скифами. Упадок Ольвии обусловил направление основного потока скифского хлеба через Пантикапей, что ещё более способствовало процветанию боспорской торговли.

Международное значение Боспора в IV-I вв. до н. э. было неразрывно связано с его ролью в торговле. Поэтому боспорские династы старались всячески покровительствовать торговле и увеличивать вывоз хлеба. Их мощный флот охранял торговые пути на Чёрном море против тавров и народов западного берега Кавказа, занимавшихся пиратством.

Чрезвычайно важной статьёй боспорского вывоза в Средиземноморье были рабы. Надписи показывают, что на Родосе, который деятельно торговал с Боспором, имелись сарматские, скифские и меотские рабы. Вывоз рабов значительно увеличился по сравнению с предшествующим периодом. Разложение первобытно-общинного строя у кочевников Северного Причерноморья и постоянные войны между ними способствовали притоку рабов на Боспор, главным образом из числа военнопленных, которых кочевники охотно продавали эллинским купцам. Известную роль в увеличении численности рабов на Боспоре и соответственном росте боспорской работорговли могли играть и победоносные войны самих Спартокидов, которые велись на протяжении IV и первой половины III в. до н. э.

Сосредоточение в руках Спартокидов обширных земель с сидящими на них земледельцами-пелатами, а также стад, рыбных промыслов и ремесленных мастерских (хорошо известны, в частности, царские керамические мастерские, изготовлявшие кровельную черепицу), наконец, рабов, прибывавших постоянно в результате войн, позволило боспорским правителям захватывать в свои руки значительную долю боспорского экспорта. Собственного торгового флота Спартокиды не держали, а пользовались обычно кораблями купцов, как приезжих (особенно афинских), так и боспорских. Крупные землевладельцы иногда сами снаряжали корабли для вывоза продуктов своего хозяйства.

Внутрсннее и внешнее положенне Боспора в первой полдовине III в. до н. э.

После смерти Перисада I обостряется борьба в среде господствующего класса Боспора, вылившаяся в форму междоусобной войны между его сыновьями. Один из них, Эвмел, вышедший победителем из этой борьбы, вынужден был пойти на соглашение с пантикансйской аристократией. Он созвал народное собрание и провозгласил восстановление «отеческой политии», т. е. древнего полисного устройства. Вместе с тем жители Пантикапея получили ателию (свободу от пошлин), которой они некогда пользовались, и освобождение от налогов. Очевидно, предшественники Эвмела, и в первую очередь Перисад I, не считались с полисными традициями Пантикапея, облагали его граждан тяжёлыми пошлинами и контрибуциями на военные нужды.

Укрепив свою власть, Эвмел стал помышлять о расширении владений Боспора. Он помогал Византию, Синопе и Каллатии в борьбе против Лисимаха; тысяча каллатийцев, бежавших из-за голода во время осады их родного города Лисимахом, получили земли на территории Боспора на правах военных колонистов (клерухов).

Преемник Эвмела Спарток III (304/03-284/83) - а может быть, и сам Эвмел - стал уже именоваться царём (басилеем) не только по отношению к покорённым племенам. Это, вероятно, произошло под влиянием соответствующих актов со стороны диадохов, которые в 306-305 гг. объявили себя царями. Внешнее положение Боспора при Спартоке III продолжает укрепляться. Важнейшим доказательством этого является договор с Афинами. Афиняне только что освободились из-под власти Деметрия Полиоркета и поспешили уведомить об этом Спартока, чтобы восстановить отношения с Боспором. Декрет, который был результатом этих переговоров, значительно отличается от предыдущих афинских декретов, касающихся правителей Боспора. Если раньше представители династии Спартокидов рассматривались как частные лица, то теперь Спарток именуется царём; если раньше речь шла исключительно о торговле, то теперь заключается формальный союз: Афины обязуются помогать Спартоку и на суше и на море, если кто-либо нападёт на его державу. Договор, однако, был, невидимому, нужнее Афинам, чем Боспору: если до сих пор афинянам гарантировались торговые привилегии, то теперь Спарток отделался неопределённым обещанием «делать им всё наилучшее». Несмотря на то, что количество хлеба, которое он подарил при этом Афинам, было сравнительно невелико (15 тыс. медимнов=9 тыс. гектолитров), афиняне оказали Спартоку исключительные почести.

При Перисаде II (284/83 - после 252) укрепляются связи Боспора с Египтом, Родосом и Делосом. В одном египетском папирусе сохранилось известие о прибытии послов Перисада в Египет (254/53 г.). Укреплению политических связей способствовала высокоразвитая торговля между эллинистическими государствами и побережьем Понта.

Упадок Боспорского царства. Восстание Савмака

Со второй половины III в. начинается, повидимому, упадок Боспора. Данные литературных и эпиграфических источников становятся очень скудными. По монетам, клеймам на черепицах, изготовленных в царских мастерских, отрывочным литературным упоминаниям и случайным надписям известны имена отдельных правителей, но установить их хронологическую последовательность не представляется возможным. Судя по именам, династия Спартокидов правила на Боспоре до конца II в. до н. э., возможно, с некоторыми перерывами, но царский дом раздирался междоусобицами. Внутренние смуты усугублялись натиском сарматов с Востока и скифов с Запада, который заметно усилился к концу III в. до н. э.

Упадок боспорской торговли в конце II в., связанный с изменениями политической обстановки в Греции и Малой Азии и с непрерывными столкновениями с соседями, привёл к уменьшению доходов боспорских правителей и не позволял им держать большую наёмную армию, а это затрудняло борьбу со скифами. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от скифов и сарматов и даже, повидимому, временами платить им дань. Всё это сказывалось и на внутреннем положении царства, вело к усилению эксплуатации зависимых земледельцев. К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов.

В этой обстановке правящие круги Боспора в поисках опоры, которая помогла бы им сохранить их привилегированное положение, обратились к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату. Однако широкие слои угнетённого населения Боспора и, в первую очередь, скифские рабы ответили восстанием на это соглашение между боспорской знатью и Митридатом. Скопление больших масс рабов в Павтикапее облегчило подготовку восстания, во главе которого стала группа рабов-скифов, принадлежавших царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак. Подробности этого события неизвестны. Очевидно, одним из первых действий восставших было провозглашение царём Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство, подобно тому как это произошло в Сицилии во время восстания в 137-132 гг. до н. э.

Решительные действия восставших грозили Митридату потерей его владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и сухопутное войско и весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием Диофанта в Крым. Используя Херсонес в качестве опорного пункта, Диофант атаковал с моря Феодосию. И Феодосия и Пантикапей оказали упорное сопротивление войскам Митридата. Невидимому, в этих городах были особенно сильны позиции Савмака, так как здесь сосредоточивались большие массы свободной бедноты. Однако восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточённой борьбе с понтийскими войсками свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: может быть, борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где, вероятно, тоже был казнён.

Северное Причерноморье под властью Митрпдата Эвпатора

После подавления восстания Савмака под властью Митридата оказалась значительная часть побережья Чёрного МОРЯ. Подчинение Боспора и других государств Причерноморья Митридату вовлекло их в орбиту крупнейших событий, происходивших на Понте в первой трети I в. до н. э.

В экономике северопонтийских городов в это время появились новые черты: усиление экономических связей с Понтийским царством привело к тому, что прежние связи с торговыми центрами Эгейского бассейна значительно сократились. Известную роль в усилении вывоза из Северного Причерноморья в Южное играли поставки хлеба и других предметов питания в разоряемое войнами Понтийское царство. Однако этот интенсивный вывоз не столько способствовал развитию производительных сил Северного Причерноморья, сколько вёл к истощению его экономики. К тому же результату приводили многочисленные налоги, которые население Причерноморья должно было платить царю.

Ухудшение экономического положения, вероятно, было причиной роста антипонтийских настроений среди боспорского населения. Уже в конце первой войны Митридата с Римом, в 83 г. или даже несколько раньше, Боспор восстановил свою независимость. Подробности этого движения неизвестны. Митридату удалось вновь подчинить себе Боспор только в 80 г. до н. э.

Гибель Митридата и переход власти к Фарнаку в 63 г. до н. э. не облегчили положения населения Северного Причерноморья, поставлявшего Фарнаку войска и корабли для его войн с Римом за отцовское царство. Недовольство широких кругов боспорских рабовладельцев властью понтийской династии привело к тому, что местная знать выдвинула в противовес Фарнаку знатного боспорца Асандра, провозгласив его царём. Однако правление Асандра не ослабило политического напряжения и не приостановило хозяйственного упадка, который переживал Боспор. Вместе с тем с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья.

Культура Боспорского царства

Для материальной и духовной культуры Боспора было характерно переплетение эллинских, прежде всего ионийских, и местных элементов. Особенно ярко это сказалось в художественном ремесле.

На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов. Наиболее знаменитые и богатые курганы скифских степей полны памятников этого рода. Таковы Куль-Оба и курган Патиониоти около Пантикапея, Чертомлык и Солоха на Нижнем Днепре, курганы на Среднем Дону. Относительно датировки этих курганов существуют различные мнения, но несомненно, что они в основном совпадают во времени с расцветом Боспорского царства.

Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV-III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.

Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV-III вв. до н. э.

Переплетение различных этнических элементов влияло и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного населения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими. Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане). Об интеллектуальной жизни боспорского общества известно мало. Выходцем из Боспора был философ Сфер (некоторые, впрочем, считают его родом из Борисфена, т. е. Ольвии), стоик, живший в Египте при Птолемее Филадельфе и его преемниках. Сфер известен как идейный вдохновитель спартанского реформатора Клеомена.

Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях, указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу. На Боспоре существовала, невидимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.

IV-III века были временем расцвета Пантикапея. Город деятельно обстраивался по склонам горы Митридат, на вершине которой был расположен акрополь. В городе имелись водопровод и канализация - сохранились свинцовые и глиняные трубы.

К. Шнейдер

Фреска c Деметрой

Эта прекрасная фреска, изображающая древнегреческую богиню земли Деметру, написана в 1-м веке до нашей эры.

Случалось ли вам видеть старинные ларцы с двойным дном? В доме на столе стоит расписной ларчик. В нём лежит обыкновенное мамино рукоделие... Ящик как ящик на первый взгляд. Но стоит нажать потайную пружинку – верхнее дно сдвигается, и под ним обнаруживаются удивительные предметы: бабушкин школьный аттестат, орден, полученный прадедушкой за храбрость ещё в Первую мировую войну. Целая история семьи.
Есть на восточной оконечности Крыма город, похожий на такой же ларец, только очень большой и очень древний. Это Керчь.
Сверху Керчь – город как город, как все южные портовые города, оживленный и деловитый. Корабли в порту, улицы, бегущие вверх и вниз по крутой горе, неожиданно синие полотнища моря в просветах между домами, нарядные набережные, бульвары. Но всё это наверху, над первым дном секретного ларца. А под ним?
Пройдите по одной из керченских улиц. Дома... дома... Но загляните за одну из оград. Вы увидите узкий коридор, ведущий под землю, и там, в глубине, дверь. Что за этой дверью? На прибитой дощечке вы прочтёте: "Склеп Деметры". Деметра? Это же божество древнегреческих мифов!


Внутреннее помещение модели античного каменного склепа Деметры (сам склеп закрыт для посещений)

Если спуститься в подземелье, то на поверхности его свода мы увидим лицо с сурово сжатыми губами и огромными скорбными глазами. Это и есть Деметра! Дивная фреска, написанная две тысячи лет тому назад! Бережно хранят её учёные. Берегут от сырости, от движения воздуха, от случайного, небрежного прикосновения.
Теперь вы захотите узнать, как попала сюда эта фреска? Как узнали, сколько ей лет? Что ещё есть в земле Керчи? Многое может рассказать вам археолог. Многое вы можете увидеть и услышать в Керченском археологическом музее. Но ещё больше расскажет вам сама Керчь. Город откроет вам свои тайны, как открывает их учёным, неутомимо роющимся в керченской земле.
Итак, нажмём кнопку секретного ларца и, приоткрыв его второе дно, обнаружим город, название которому – Пантикапей, столица Боспорского царства.

"Счастливчики"

В 1816 году русские учёные впервые начали раскапывать древнюю землю Керчи. О том, что здесь, на берегах Боспора Киммерийского, теперешнего Керченского пролива, когда-то находилось Боспорское царство, было известно из книг древних историков. Но сведения были противоречивые, а, может быть, во многом и неверные. Надо было изучить, понять, а главное, что возможно, увидеть собственными глазами. За это взялась археология.


Руины города Пантикапей

Всё вокруг говорило о далёком прошлом: земля, усыпанная битыми черепками: древние каменные плиты с таинственными надписями, вделанные в стены современных домов; старинные монеты, ценные украшения, статуэтки, посуда... Всё это находили прямо на земле, сверху. А там, в земле? Какие тайны ждут учёных в подземном музее древности?
Однажды, роясь в своём огороде, один керчанин открыл расписной склеп. На стене была написана целая картина: кочевая юрта, изображённая с удивительной точностью. Рядом с юртой женщина, сидящая в кресле. Около неё прислужники. Справа к юрте подъезжает вооружённый всадник с нагайкой в руке. За ним другой, с пикой наперевес. И над всем этим надпись по-гречески: "Анфистерий, сын Гегесиппа, он же Ктесамен".
Всё было замечательно в этой фреске: и яркие краски и не совсем понятное содержание. Кто такой Анфистерий? Почему он изображён рядом с юртой?
Судя но имени и по всему облику, он греческий воин, а греки никогда не жили в юртах. К кому же он приехал? Кто эта женщина?
Необходимо было сохранить склеп Анфистерия. Он должен принадлежать науке. Но пока учёные хлопотали, владелец огорода решил поступить по-хозяйски. Он взял лопату и... соскрёб со стены всю роспись. Фреска исчезла. Теперь в склепе можно было спокойно держать картошку и солить огурцы.
Остался только рисунок, который успел сделать археолог.
С самых первых веков человеческая жадность бродила по старым кладбищам, врывалась в тишину погребённых в земле храмов, пробивала своды гробниц, гоняясь только за одним – за золотом. Аланы и сарматы, готы и гунны – все приложили руку к осквернению древних гробниц. В поисках золота разрушали утварь прошлых времён, безжалостно разбивали плиты с ценнейшими надписями. Вот почему, когда археологи в начале XIX века начали тут свою работу, подземный музей достался им полуразрушенным.
Однажды разнёсся слух, что в хмуром кургане Куль-Оба учёные нашли целый клад – сотни драгоценных предметов из чистого золота. И тут золотая лихорадка охватила Крым. Новые варвары кинулись, словно внезапно лишившись рассудка, рыться в земле. Докапывались до древних стен, пробивали своды склепов, сокрушали изумительные творения Эллады, драгоценные амфоры, дивные статуэтки, отбрасывали в сторону кости воинов, черепа вождей и рабов... Искали одно – золото.

Керамика Пантикапея.

Это делали невежественные люди. Но не меньший вред приносили и культурные грабители. Эти понимали ценность произведений античного искусства. Они не ленились рыться в земле, чтобы отыскать расписной сосуд или печатку с головой Аполлона. Ведь не только золото, но и бронза или керамика – была бы только вещь "античная" – ценятся дорого. Находили, выкапывали и продавали: нередко продавали за границу. Так ушло от нас множество драгоценных вещей.
Всех этих искателей народ насмешливо прозвал "счастливчиками". Нельзя даже примерно подсчитать, какой вред нанесли они науке.
Но и наука в то время не всегда шла правильными путями. Долгое время ценными находками считались если не золотые вещи, то, во всяком случае, произведения искусства. Их хранили в музеях, их описывали в книгах. А простые вещи, битые черепки, куски камня и дерева, обуглившиеся клочки ткани – всё это отбрасывалось как ненужное.
А теперь? Вот перед нами дневник археолога. Заглянем в него:
"...на глубине 67 сантиметров обнаружены: венчик тарелочки – 1, бронзовый гвоздик без шляпки – 1".
Да, так и написано: "гвоздик без шляпки". И он вынут из земли, записан в дневник, заботливо спрятан в коробочку. Он расскажет нам о многом.

Вождь угнетённых Савмак

Всё изменилось. Сегодня раскопки не могут проводиться без ведома и руководства учёных.
Сейчас даже очень далёкие от науки люди знают, что те, кто ведёт раскопки добывают вещи не для себя, а для науки. Но всё же "странные люди учёные", думают многие. Бывает так: найдут в земле старинную монету прекрасной чеканки, к тому же золотую. Находка ценная. Монету регистрируют, заводят на неё особый паспорт, бережно прячут в специальное хранилище. Всё это делается спокойно, по-деловому: ничего особенного не произошло. Но нот нашли маленькую позеленевшую монетку, и по всей экспедиции ликование, праздник. Нашедший чувствует себя героем. Почему? А вот почему: точно такая же золотая монета уже имеется в музеях. Она уже изучена. Та, которую нашли, – третья. А вот маленькая медная, с полустёртой надписью – единственная. Она обещает многое. Что-то она откроет? Чью смелую догадку подтвердит? Чью разрушит?
До сих пор идут споры об одной такой монетке. На ней четыре греческие буквы: сигма, альфа, ипсилон, мю. По-русски это читается так: "Савм". Что это за слово? Может быть, имя? Или часть имени? Не упоминается ли оно у древних историков? Учёные ищут, думают, и вот что им приходит в голову.
Во втором веке до нашей эры на Боспоре вспыхнуло восстание. Вождём восстания был царский раб скиф Савмак. Может быть, это его имя стоит на монетке? Но как же мог он, царский раб, печатать монеты? Ведь восстание было подавлено, как все восстания в те времена! Ведь Савмак был казнён. Мало, очень мало писали об этом древние историки. Всё же кое-что они писали. Известно, что восставшие овладели Пантикапеем и Феодосией, что против них был послан прославленный полководец Диофант. Тот самый Диофант, которому за его "великие деяния" была воздвигнута бронзовая статуя возле алтарей наиболее чтимых богов. Полгода шла длительная подготовка к военной экспедиции против Савмака. Понадобилась целая регулярная армия я военный флот, чтобы наконец подавить восстание. Савмак был взят в плен и казнён. Если надпись на нашей монетке можно прочитать как Савмак, то, значит, было время, когда вождь восставшего народа мог даже чеканить монеты. Какая же сила была у этого Савмака! Какое множество людей – и рабов и "свободных", но угнетённых людей – пошло за ним! Да, но достаточно ли этих четырёх букв, чтобы сделать такое заключение? Нет ли там ещё чего-нибудь, на этой монетке? Есть. На лицевой стороне изображён бог солнца Гелиос с лучами вокруг головы. Не говорит ли это историкам что-нибудь?


Монеты Пантикапея.

Известно, что незадолго до того в другом месте Малой Азии, в Пергаме, тоже происходило восстание. Восставшие называли себя гелиополитами, то есть гражданами солнца. Мог об этом знать Савмак? Конечно, мог. Мечтавший о стране счастливых, о "солнечном государстве", он, став правителем Пантикапея, приказал чеканить монеты с изображением бога солнца.
Так думает большинство учёных. Но, чтобы это стало бесспорным, нужно найти такую монетку, на которой имя Савмак было бы написано полностью.
И поиски не прекращаются.

Города мёртвых

Не удивительно ли, что о жизни живых нам рассказывают города мёртвых, по-гречески – некрополи?
Наши далёкие предки рассуждали так: "Кто знает, что делают души уперших после похорон? Не понадобится ли там воину его острый меч? Не захочет ли покойный выпить вина или поесть мяса?" И на всякий случай укладывали в могилу множество вещей. И мы теперь находим в этих древних захоронениях и оружие, в посуду, и женские украшения... На щитах, на рукоятках мечей, на чашах и вазах мы видим изображения людей то в сражении, то за работой, видим танцовщиц, спортсменов, охотников и рыбаков... Мы узнаём прекрасные и грозные облики античных богов. Нам знакомы стройные девушки и юноши Эллады, струящиеся складки их одежд, их красиво убранные волосы...

Серебряная амфора из скифского кургана Чертомлык.

Вот перед нами серебряная амфора, найденная в Чертомлыцком кургане. Это сосуд для вина. В нижней его части, среди кованых львиных масок, есть отверстия, заткнутые серебряными пробочками. Покойный мог при желании выпить вина из этого сосуда. Но для нас самое интересное то, что изображено на "плечах" амфоры. Мастер выковал из серебра целую картину: люди ловят пасущихся в степи коней. Двое ловят арканами, один стреноживает, ещё один пытается схватить коня за хвост. Ни одеждой своей, ни фигурой, ни бородатыми лицами эти люди не похожи на греков. Вот другая ваза из драгоценного сплава, который назывался электроном. Посмотрим, что изображено на ней. По-видимому, это два друга. Один перевязывает другому челюсть. У больного, а может быть, раненого страдание на лице; одной рукой он вцепился в руку товарища, совсем так же, как вы хватаете руку зубного врача, мешая ему лечить вас. Всмотритесь в этих людей. Узнаёте? Те же бороды, те же длинные, нестриженые волосы, что и на амфоре, та же одежда, туго перетянутая поясом. Это скифы. Теперь мы с вами везде узнаём их. В картинах сражений мы легко отличим скифских воинов от греческих.


Картина на амфоре, рассказывающая о жизни наших далёких предков – скифов.

Многое удивило бы вас среди находок в древних захоронениях. В одной из могил нашли крошечные золотые украшения: браслетик, серёжки, колечко, золотые кончики пояска... От скелета осталось лишь несколько косточек. Но и по косточкам и по этим маленьким вещам можно узнать, что здесь был похоронен совсем крошечный ребенок; ему не могло быть и года. На колечке написано женское имя – Хара, по-гречески – Радость. Наверное, сильно любили родители эту маленькую Радость, если так украшали её! Но вообразите себе нашего младенца, увешанного серьгами и пряжками, с браслетами и кольцами на ручках. Невозможное зрелище!
Были вещи и более дикие. В могиле знатного скифа около богатого саркофага с останками умершего был найден другой костяк. Этот не положен в гроб, не увешан богатым оружием. Это раб, убитый в честь своего господина. В углу склепа кости коня. А прямо против входа, в саркофаге из драгоценного дерева, отделанного слоновой костью, скелет женщины, жены покойного, тоже умерщвлённой в день погребения. Голова женщины украшена золотой повязкой, изумительной работы серьги с изображением богини Афины, сотни золотых бляшек, нашитых на одежду... Богато же нарядили эту женщину родные и наследники в последний день её жизни! Разукрасили, чтобы умертвить! Так же, как раб, она принадлежала хозяину – мужу – и должна была безропотно идти за ним в царство теней.
Вот какую страшную картину увидели мы с вами, заглянув в тайны древнего мира. Займёмся же теперь более радостными вещами, которые творятся всё в той же пахнущей морем, деловой, шумной Керчи.

Боспорское царство

В маленьких городках и поселениях возле Керчи, учёные добывали самый ценный и нужный им материал – летопись жизни простых людей.


Руины Илурата – укреплённого поселения (I–III вв. н.э.) на территории Боспорского государства.

О войнах, о подвигах героев, о могущественных правителях много и подробно писали древние историки. О простом народе писали мало.
Раскапывая курганы и склепы, учёные тоже узнают больше о боспорской знати. А нужно знать, как жили обыкновенные люди. Нужно побольше узнать об их труде, о простой домашней жизни... О том, какие были у них дома, как одевались люди, что ели, во что играли их дети.
Если нам удастся попасть в Керченский археологический музей, или в Эрмитаж, или в музеи Москвы, мы увидим и ту самую посуду, в которой боспорская женщина готовила пищу для своей семьи, и тот самый штамп, которым мастер чеканил золотые бляшки для одежды знатной госпожи, и глиняную куколку, которой играла какая-нибудь девчушка на пороге своего дома много, много столетий назад. В Эрмитаже мы увидим повозку – маленький Фургончик на четырех колёсах. Это игрушка. В целости и сохранности пролежал в земле этот Фургончик больше двух тысяч лет. Теперь мы смотрим на него и думаем: интересно, что это был за мальчик, который возил хрупкую глиняную повозочку, и почему он не сломал её? Мы можем даже сочинить об этом рассказ. А учёный, глядя на игрушку, думает другое. "Очевидно, – думает он, – такими же были и настоящие повозки кочевников: ведь все ребята любят, чтобы игрушечные вещи делались, как настоящие!"

Этими глиняными игрушками играли дети почти две тысячи лет назад. Повозка – скифская игрушка, а кукла найдена при раскопках города Илурата.

А что это за смешная чашечка с ручками в виде зверюшек? Тоже игрушка? Нет, это дело серьёзное: это сарматский сосуд. Археологи зовут такие ручки "оберегами", от слова "оберегать". Известно, что эти ручки-зверьки должны были оберегать содержимое сосудов от злых духов.
Так понемногу из земли встаёт целый забытый мир, целая сложная жизнь рабовладельческого государства, где рядом с высокой культурой уживались дикие верования, где в двухэтажных домах с застеклёнными окнами жили господа, которые имели право рубить головы своим рабам.
Кто же всё-таки были хозяева Боспорского царства: "цивилизованные" греки или "варвары" скифы? Удалось ли это узнать учёным? Да, удалось. С помощью древних историков, на материале археологических раскопок стала известна история Боспорского царства.
За семь веков до нашей эры греческие смельчаки-мореходы стали проникать в воды Чёрного моря. Они везли с собой разные товары, чтобы выгодно обменять их у местного населения и вернуться на родину богатыми людьми. Суровым показалось им Чёрное море после своего привычного, тёплого Эгейского. Были и другие опасности: дикие тавры нападали на греческие корабли, грабили их, а людей приносили в жертву – попросту сбрасывали ударом дубины в море. Но отважные мореходы снова и снова приплывали к чужим берегам. Только называли они на первых порах это море Аксинским, что значит Негостеприимное. Однако люди, жившие на территории теперешнего Крыма и дальше на север, вглубь материка, таинственные полукочевые скифы охотно несли хлеб, шкуры, шерсть, рыбу в обмен на расписные вазы и красивое оружие, на виноградное вино и оливковое масло.
Скоро греки сделали ещё одно самое важное открытие. Оказалось, что "холодная" земля скифов необычайно плодородна. Да не так уж и климат суров. Стоило попробовать обосноваться здесь. Не всем грекам одинаково хорошо жилось у себя на родине, в Элладе. Одним не хватало земли, других теснили богатые и знатные, мешая им заниматься торговлей и ремёслами.
Не поселиться ли по соседству со скифами, которые, видимо, даже согласны были потесниться и уступить полезным гостям облюбованные ими берега моря? Теперь греки уже не называли море Негостеприимным. Наоборот, оно стало называться Евксинским, то есть Гостеприимным.
Так образовались колонии на берегах северного Причерноморья – колонии, о которых Цицерон сказал, что они представляют собой как бы кайму, подшитую к обширной ткани варварских полей.
Из этих колоний, расположившихся у Боспора Киммерийского, выросло со временем сильное и цветущее Боспорское царство.

Мировое сокровище


Надгробие Майи, жены Каллия. Греческая работа. 4–3 вв. до н. э. Керченский историко-археологический музей.

Есть в Керченском музее сокровище мирового значения. Это коллекция надгробных плит – стел. Заглянем в лапидарий (хранилище камней), где стоят и лежат сотни таких надгробии. Немногие из них привезены из Греции. Большинство сделано местными древними художниками и мастерами из ракушечника. На камне высечены портреты, надписи, целые группы. Вот муж и жена пожимают друг другу руки: они умерли в один день, и художник изобразил неразлучность, верность. Вот шестеро детей выстроились по росту. Может быть, умерли от какой-нибудь эпидемии. Вот прекрасная стела, на которой изображена женщина в длинном, падающем складками покрывале, сидящая в кресле. Рядом юноша-подросток стоит, опершись на большой щит. За креслом женщины крошечная фигурка; на многих стелах вы заметите такие фигурки – мужские и женские. Это рабы; их изображали маленькими, меньше чем в половину роста господина.
Попросите сотрудника музея, знающего греческий язык, прочесть и перевести вам несколько надписей. Он сделает это охотно.
Одно надгробие скажет вам, что покойный "убит бурным Аресом номадов", то есть скифским богом войны. А проще говоря, самими скифами. Другое, – что погибший "наткнулся на страшное варварское копьё"... Вы услышите имена греческие: Аристип, Диофант, Гераклит; скифские: Силур, Полак; римское Квинт; персидское Ахеймен. Вы узнаете профессии тех времён: купец, судостроитель, флейтистка, учитель гимназии (спортивной школы) и даже "любитель словесности" – мы назвали бы его филологом или историком литературы. Если вы будете разглядывать эти надгробья очень внимательно, то заметите, что в конце большинства надписей стоит одно и то же слово, которое вы, не умеющие читать по-гречески, всё же сможете прочесть: буквы очень похожи на наши. Это слово X А I Р Е (ХАЙРЕ). Вы прочли его, но что оно значит? Вам читают: "Жена моя, Калия, прощай!", "Феотия, жена Бакхия, и сын Майрипп, прощайте!", "Филатта, сын Мирмака, прощай!" Вот как просто и грустно звучат эти надписи. "Хайре" – слово последнего привета. Оно и значит прощай. Простимся же и мы с этим миром мёртвых. Выйдем наружу. Пройдём вдоль моря и, свернув налево, поднимемся на гору Митридат. Встанем лицом к морю тут, у высокого обелиска, который поставлен в честь наших героев, павших за освобождение Крыма в Великую Отечественную войну. Отсюда, с самой высокой точки Керчи, далеко вокруг видна земля, на которой родилось, цвело и умерло Боспорское царство. А теперь посмотрим на юг. Там, за цепью курганов Юз-Оба (сто могил), Тиритака – город рыбаков, охотников, гончаров... Дальше, у самого моря, на берегу прекраснейшей бухты, то, что осталось от Нимфея, города, из-за которого Афины спорили с Боспором. Это был очень богатый город, с лучшей на всём побережье гаванью, с плодороднейшими землями вокруг. Здесь, на берегу, у подножия скал, находился храм Деметры, покровительницы земледельцев, богини, которую изнеженные эллины считали слишком грубой, мужицкой и которую так любили и почитали боспорцы. Войны и землетрясения много раз разрушали храм Деметры, но люди снова и снова восстанавливали его.
Прочтите миф о Деметре, и вы узнаете, как объясняли себе древние, почему лето сменяется зимой, почему весной земля покрывается травами и цветами, а зимой, скованная холодом, погружается в сон. Мы с вами стоим на вершине холма, который назван именем могущественного боспорского царя Митридата Евпатора. В долгой и упорной борьбе с Римом он был предан собственным сыном и покончил с собой на вершине холма в Пантикапее. Так говорит предание. "Здесь закололся Митридат", – читаем мы и у Пушкина.
Римляне завладели Боспором. Их владычество тянулось несколько веков, пока на Европу не обрушился "бич божий", царь гуннов Атилла, пока "трава не перестала расти повсюду, где ступали ноги его коня". Кончилось тысячелетнее существование Боспорского царства.

Около 480 г. до нашей эры в результате воссоединения греческих городов-полисов, расположенных по обоим берегам Боспора Киммерийского, было образовано единое государство, которое имело несколько наименований, таких как Боспор, Воспорское царство, Воспорское тиранство. Однако в истории закрепилось под названием Боспорское царство.

Столицей Боспора стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива. Остальные более или менее крупные поселения греческих колонистов находились на восточном («азиатском») берегу Боспора Киммерийского.
Первоначально греческие города-полисы, заключившие между собой союз, сохраняли самостоятельность во внутренних делах. Затем во главе союза стала династия Археанактидов. Предполагают, что это были представители знатного греческого рода из Милета. С течением времени их власть приобрела наследственный характер.
С 438 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к династии Спартокидов. Ее родоначальник Спарток I был выходцем из «варварской» племенной знати, связанной с греческими купцами и рабовладельцами.

Занятия древних греков


Основу хозяйства Боспора составляло развитое земледелие. На плодородных прикубанских приазовских черноземных землях трудолюбивые греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Успешно возделывали они огороды и сады. Не случайно один из городов Таманского полуострова носил название Кепы, что в переводе значит «Сады». Колонисты занималис также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивались и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство.
Переселенцы перенесли на новые места более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. В Фанагории и других городах археологи обнаружили многочисленны мастерские по производству керамических изделий. Остатки крупной керамической мастерской по производству черепицы найдены в Анапе. Она принадлежала основателю города — Горгиппу. На изделиях ставилось клеймо хозяина — ГОР.
Знакомство с материалами раскопок Фанагории и Горгиппии дает возможность восстановить план этих городов и места расположение мастерских.
Кроме разнообразной посуды и черепицы в городах-колониях из глины изготовляли различные статуэтки.

Торговля в колониях

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), — около 16 тысяч тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.
Историк-географ Страбон приводил еще более внушительные цифры: он отмечал, что царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна — около 84 тысяч тонн. В этой партии было и зерно, выращенное греческими колонистами, и взятое в качестве дани от подвластных племен, и полученное в результате обмена.
Помимо хлеба вывозилась соленая и вяленая рыба, скот, меха, процветала работорговля. В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, железо и изделия из него, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства (статуи, вазы), оружие, вино, оливковое масло, дорогие ткани.
Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии, Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте Навкратисом и важным торговым центром материковой Греции Коринфом.

С конца VI в. до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами перешло к Афинам. Столица Греции стала основным потребителем производимых в Северном и Восточном Причерноморье продуктов и поставщиком ремесленных изделий на Боспор.

Жизнь древних греков

В свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их — архитектура, устройство жилища, мебель, предметы быта, украшения, — «было родом» из Греции. Боспорские города значительно уступали по величине Милету и Афинам, им трудно было достичь уровня градостроительства и архитектурного убранства крупных городов Эллады. Тем не менее боспоряне всегда стремились показать, что они следуют общегреческим традициям.
Цитадели боспорских городов и внешние границы укрепляли каменными оборонительными стенами. Мощеные улицы делили город на кварталы.
Города Боспора подобно полисам Древней Греции были благоустроенными, с колодцами и водостоками.
В центральной части города располагались торговые площади, строились храмы и общественные здания, дворцы правителей. Обязательным элементом зданий был колонный портик — галерея с колоннами, прилегающая к зданию. Верхнюю часть колонн изготавливали из местного известняка. Стены были сырцовыми (глиняные необожженные кирпичи), перекрытия и колонны — деревянными, крыши — черепичными.
Возводили каменные здания, жилые дома делали все более просторными. Стены штукатурили и окрашивали в разные цвета. Мебель — ложа, кресла, столы, сундуки — украшали костяными и бронзовыми рельефами. Представление о греческой мебели нам дают рисунки на вазах, рельефные изображения, так как подлинной деревянной мебели не сохранилось.
Центральное место в доме занимала комната хозяина — адрон, где он отдыхал и принимал друзей. Там стояли 7-8 лож и столики для вина и яств.

Культура и быт греческих колоний

Полы иногда украшали мозаикой. Хозяин и гости играли на музыкальных инструментах, пели песни, декламировали стихи из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, беседовали о войнах, путешествиях, охоте.
Женщины размещались в другой половине дома, где занимались хозяйством, домашними ремеслами, воспитанием детей. Позади дома располагался сад.
Одежда боспорян тоже была греческого образца. Основу ее составляла драпировка, придававшая фигуре гибкость и пластичность.
Женская одежда была многоцветной, покрытой орнаментами. На ноги надевали сандалии на деревянной подошве, сапожки из кожи. Боспорянки пользовались привозными ароматическими маслами, которые хранили в стеклянных или глиняных флаконах — лекифах, изготовленных лучшими афинскими мастерами. В одном из погребений Фанагории были найдены три таких сосуда: в виде сирены, сфинкса и Афродиты в раковине. Разнообразные украшения привозились и изготавливались местными мастерами-ювелирами, искусство которых в это время достигло высочайшего расцвета. В погребениях некрополей Фанагории, Гермонассы, Горгиппии были найдены серьги, перстни, ожерелья, диадемы.
Грекам, привыкшим к более мягкому климату, в Причерноморье пришлось заимствовать элементы одежды синдов, меотов, скифов. В холодную погоду они носили штаны, широкие и узкие, куртки, меховые шапки, высокие сапоги и мягкие полусапожки. Плащ застегивался фибулой (булавкой) на правом плече и спускался в виде треугольника на грудь.
Посуду и в будни и в праздники использовали расписную чернолаковую, которую привозили из Афин, Милета, Родоса, Хиоса, Самоса, Клазомен. Чернофигурные вазы, расписанные лучшими афинскими вазописцами, попали на Боспор в VI-V вв. до н. э. На них изображались сюжеты мифов, а также военные, бытовые, религиозные сцены. Со временем население стало пользоваться посудой, изготовленной местными гончарами.

В пищу боспоряне употребляли хлеб, каши из пшена и ячменя, вареные горох, бобы, чечевицу, мясо животных, рыбу и мидии, а также мед, овощи, фрукты, молочные продукты. Вино и оливковое масло были привозными. Из вин особенно ценилось хиосское, а из масел — афинское. Боспоряне стали заниматься виноградарством и виноделием, засолкой рыбы, из которой приготовляли изысканные соусы. Особенно разнообразным был праздничный стол, когда отмечали рождение ребенка, посвящение сыновей в граждане, женитьбу. Жители городов нередко собирались в гаванях, куда приплывали корабли из разных городов Средиземноморья. Здесь встречались, выслушивали новости. Немалое значение в культурной жизни горожан имели рынки.
Торговые связи способствовали и распространению произведений искусства. На Боспоре пользовалась успехом мраморная скульптура. В Пантикапей, Фанагорию, Кепы и другие города купцы привозили много терракотовых (из обожженной глины) статуэток, чаще всего это были изображения богини Деметры и ее дочери Коры-Персефоны. Их приносили в виде даров в святилища и клали в погребения. Они украшали и жилища боспорян.
Помещения в темное время освещались факелами или глиняными светильниками, в которых использовался животный жир или оливковое масло.

Религия древних греков

Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон — покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков — Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений.
В городах и вблизи них выделялись участки земли под святилища. Первоначально воздвигали алтари для жертвоприношений, ставили столы для даров.
Среди загородных святилищ наиболее известным стало посвященное Афродите Апатуре у Фанагории. Там же находилось святилище Деметры. Археологи узнали о нем, раскопав на Майской горе большую культовую яму, наполненную множеством терракотовых изображений Деметры, а также курильницами, светильниками, посудой.
О том, что Афродита, богиня любви и красоты, была на Боспоре одной из наиболее почитаемых богинь, свидетельствуют и античные авторы, и материалы раскопок.
Богатые граждане посвящали особо почитаемым богам храмы, выставляя у входа в них каменные плиты с соответствующими надписями. Одна из таких плит найдена вблизи Фанагории. Надпись на ней сообщает, что «Ксеноклйд, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев». Судя по другим надписям, в IV в. до н. э. было построено немало храмов и алтарей в городах Таманского полуострова. Есть сведения о существовании в Гермонассе святилищ Аполлона.
Жрецами и жрицами в главных святилищах не только Пантикапея, но и Фанагории, Гермонассы часто избирались дети боспорских царей. Например, Акия, дочь Перисада I, служила жрицей в святилище Афродиты, которая почиталась как защитница гражданских общин и семейных уз, а также покровительница мореплавания.
Храмы украшали величественные мраморные скульптуры богов. Их привозили из Афин или изготавливали на Боспоре. Украшением домашних святилищ были терракотовые статуэтки. Часто это были изображения Деметры и Коры-Персефоны, глиняные алтарики. Их ставили возле очага, который считался священным местом. Наиболее почитаемым домашним божеством была Гестия — покровительница домашнего очага. Аполлон почитался как покровитель гражданской общины, полиса. Земледельцы поклонялись Деметре, Коре, Дионису. Торговцы отдавали предпочтение Гермесу и Посейдону, рыболовы — Артемиде Агротере.
На празднества, посвященные богам, собирались все жители города и сельской округи. Они сопровождались проведением спортивных, музыкальных и поэтических состязаний.
Помимо знаменитых Олимпийских игр греки проводили и другие спортивные состязания.
При исполнении погребальных обрядов устраивали процессии и тризны. Все участники обряда надевали черные траурные одежды, близкие родственники исполняли песни-плачи. Вместе с покойным в могилу клали необходимые ему в новой, загробной жизни вещи: посуду, украшения, бытовые предметы, оружие.

Школа и театр у древних греков

Граждане имели возможность получать начальное образование в школах и продолжать его в гимнасиях — в Афинах. В одной из своих речей Исократ, преподаватель афинской риторской школы, упоминает учеников с Понта, которыми могли быть юноши с Боспора. Как и в Греции, очень большое значение придавали гимнастике и другим видам спорта. О популярности спортивных состязаний свидетельствуют списки победителей, дошедшие до нас. В одном из них среди 226 победителей — представители трех поколений спортсменов.
Боспорцев интересовали философия и история, поэзия и театр, изобразительное искусство.
При царях Левконе, Перисаде и Евмеле велись исторические хроники.
Как известно, греки очень любили театр, который считался не только зрелищем, но и своеобразной школой, где оттачивали музыкальные и ораторские способности. Были театры и в городах Боспора. Их руины уничтожены временем, но археологи нашли театральные маски, мраморное театральное кресло. Росписи боспорских склепов изображают актеров и музыкантов. Очень интересно изображение на одном из боспорских саркофагов: двое юношей играют на флейтах, а третий — на струнном инструменте.
На сценах боспорских театров ставились пьесы афинских драматургов, сюжеты которых имели отношение к Понту: «Скифы» Софокла, «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Увлечение театром было столь велико, что в день представления замирала торговля, закрывались суды. Есть сведения, что даже заключенным давали возможность насладиться театральным зрелищем, отпуская их из тюрем под залог.

Архитектура и скульптура древних греков

В I — IV вв. н. э. в культуре Боспора нашли отражение тесные связи не только с Грецией, но и с Римом. В городской архитектуре появились новые типы сооружений: ипподромы и термы (бани). Об этом свидетельствуют раскопки Пантикапея. В строительстве общественных сооружений широко применялись известковый раствор и обожженный кирпич.
Появились новшества и в скульптуре. На рельефных надгробных плитах наряду с героями мифов изображались воины, всадники, сцены загробного мира. Развивалось искусство портрета. Воздвигалось много статуй в честь правителей и римских императоров, в том числе Нерона, Веспасиана, Адриана, Марка Аврелия. Царица Динамия, внучка Митридата, установила мраморные статуи императора Августа в Пантикапее и Гермонассе. В этих же городах стояли статуи и самой Динамии.
Мраморное изваяние правителя Горгиппии Неокла было найдено в Анапе. Статуя была выполнена по заказу его сына Геродора, который занимал ту же почетную должность. Скульптура выполнена в стиле портретных изображений, найденных в Пантикапее: стоящая фигура с рукой, заложенной за гиматий на груди. Скульптору удалось передать выражение лица пожилого боспорца. В изображении зрачков глаз, полуприщуренных век, пышных волос использованы приемы римского портрета II в. н. э.
В то же время в этой скульптуре прослеживаются признаки «варваризации» античного искусства: на шее Неокла — большая гривна — варварский символ власти.
Изменялись, становились более грубыми терракотовые статуэтки: ухудшалась техника их изготовления, утрачивалась правдивость изображения. Стали появляться лепные однообразные и массивные статуэтки сидящих богинь.

Живопись древних греков

О развитии живописи в боспорских городах можно судить только по археологическим находкам. Среди них обнаруженные при раскопках склепов росписи акварельными красками по камню и фрески. Художники изображали сцены из мифов и реальной жизни, воинов, растительные и геометрические орнаменты.
Особенно интересен склеп Геракла, открытый в Анапе в 1975 г. На его росписях представлены все двенадцать подвигов Геракла.
В боспорских росписях, как и в скульптуре, сочетаются реалистические и условно-схематические черты, что объясняется взаимодействием античной и местной (варварской) скифско-сарматской культур.

Поэзия у греков

На надгробных плитах часто высекали стихотворные эпитафии. Посвятительные надписи в стихах наносили и при сооружении статуй богам. Многие из них восхваляют правителей царства — Спартокидов.

Примером может служить посвящение Аполлону-Фебу:
Статую Фебу твою посвятив, Антистасий, бессмертный
Памятник сын Фаномах смертному создал отцу.
В оные дни, когда всею землею от пределов Кавказа
Вплоть до таврийских границ славный владел Перисад.

Прекрасные поэтические строки встречаются в надписях, посвященных родным и близким.
Государственным языком на Боспоре был греческий, но все чаще в надписях стали появляться ошибки, искажения, «варваризмы». О влиянии культуры варваров говорят и появившиеся родовые или личные знаки на бытовых вещах, украшениях, монетах, надгробиях, каменных плитах. Были такие знаки и у боспорских царей.

Пути христианства

В первые века новой эры происходили существенные изменения в духовной жизни боспорян. Утрачивали былое значение олимпийские боги, хотя в их честь по-прежнему строились храмы. Распространялись культы египетских божеств, римского бога Юпитера. Особую популярность завоевал культ безымянного «бога высочайшего».
Боспорское государство приходило в упадок: города теряли былую славу и красоту, храмы и дворцы ветшали. Постоянные разорительные набеги варваров порождали чувство безнадежности. Многие жители пали духом и искали спасения или в старых забытых обрядах, или в новых верованиях. К числу последних относилось христианство. Новая религия привлекала своей таинственностью, необычностью и тем, что не делала различий между людьми по происхождению и благосостоянию.
В боспорских городах появились тайные общины первых христиан. Об этом свидетельствуют найденные украшения, надгробия, амулеты с христианскими символами. По преданию, среди причерноморских народов христианство проповедовал апостол Андрей Первозванный, за что был распят по приказу римских властей в греческом городе Патры. Однако, несмотря на гонения, новая религия распространялась.
В первой четверти IV в. н. э. на Боспоре уже существовала епархия во главе с епископом Кадмом. Первоначально она объединяла в церковном отношении весь Боспор. Но уже к VI в. появились и другие епархии, в том числе Зихская, которая сыграла большую роль в распространении христианского учения среди местных племен. Церковь выступала в Причерноморье главным хранителем греческого языка и образования.
Завершение христианизации Боспора произошло с вхождением его в состав Византии. Именно тогда были построены христианские храмы — базилики — в Пантикагхее и других городах.
К наиболее ранним сведениям о миссионерской деятельности на Северо-Западном Кавказе относится сказание о трудах среди «кавказо-меотических племен и в Колхиде» апостола Андрея Первозванного и апостола Матфея.
Основы общественной жизни, заложенные на Боспоре христианством, оказались достаточно прочными и сохранялись еще долгие годы.

Внешняя политика Боспорского царства

Спартокиды вели активную внешнюю политику. Они стремились к расширению территории своего государства. Один из представителей этой династии Левкон I (389-349 гг. до н. э.) вел завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского. Он присоединил к своему государству Синдику — область расселения синдских племен.

Затем Левкон покорил коренные меотские племена Прикубанья и Восточного Приазовья. В его правление в состав Боспорского царства были включены территории, расположенные по нижнему течению Кубани и ее нижним притокам, по восточному берегу Азовского моря вплоть до устья Дона и в Восточном Крыму. На востоке граница Боспорского царства проходила по линии расположения современных населенных пунктов Старонижестеблиевская, Крымск, Раевская.
Обнаружены посвятительные надписи боспорских правителей. В одной из них Левкон I именуется «архонтом Боспора и Феодосии, царем синдов, торетов, дандариев и псессов». Его преемник Перисад I (349-309 гг. до н. э.), уже называвшийся «царем» всех меотов, включил в состав Боспора и земли фатеев.

Однако присоединение прикубанских и приазовских племен к Боспорскому царству не было прочным. Они имели определенную самостоятельность и самоуправление, время от времени «отпадали» от центральной власти. В период ослабления Боспорского царства эти племена даже потребовали от его правителей выплаты дани.
Подробное описание борьбы за власть между представителями боспорской знати оставил греческий историк Диодор Сицилийский.

Ослабление Боспорского царства

Династия Спартокидов правила до 106 г. до н. э. Позже Боспор вошел в состав Понтийского царства, созданного Митридатом VI Евпатором. После гибели Митридата VI боспорское государство попадает под власть Рима. В 14 г. н. э. царем Боспора стал Аспург, основавший династию, правившую около четырехсот лет.
В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье появился сильный союз племен во главе с готами. Он успешно воевал с Римом на берегах Дуная, а затем устремился на восток. В середине III в. н. э. готы обрушились на ослабленное боспорское государство, полностью уничтожив город Танаис. Боспорские правители, не имея сил и средств для отражения агрессии со стороны воинственных племен, видимо, пошли на переговоры с ними, разрешив свободный проезд через пролив. Более того, они предоставили в распоряжение готов свой флот, который те использовали в пиратских целях в Причерноморье и Средиземноморье.
Господство готов на море прервало торговые связи Боспорского царства с внешним миром. Это ухудшило и без того тяжелое экономическое положение. Под ударами северных пришельцев погибли многие мелкие боспорские поселения, а крупные города пришли в упадок.
Мощный удар по Боспору нанесли гунны. Их массовое продвижение на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок Великому переселению народов.

В последней четверти IV в. гунны вторглись на территорию Боспорского царства и подвергли ее опустошению. Значительная часть населения боспорских городов и других поселений была угнана в рабство, жилища разрушены и сожжены.

Долгое время считалось, что гуннское нашествие положило конец существованию боспорского государства. Однако новые исторические источники опровергают это мнение. Боспор продолжал существовать и после гуннского нашествия, с VI в. н. э. — под влиянием Византии, наследницы Римской империи. Боспорские города и в последующие столетия оставались важными политическими, экономическими и культурными центрами, оказывая влияние на развитие местных племен.

Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива. Остальные более или менее крупные поселения греческих колонистов находились на восточном («азиатском») берегу Боспора Киммерийского.
Первоначально греческие города-полисы, заключившие между собой союз, сохраняли самостоятельность во внутренних делах. Затем во главе союза стала династия Археанактидов. Предполагают, что это были представители знатного греческого рода из Милета. С течением времени их власть приобрела наследственный характер.
С 438 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к династии Спартокидов. Ее родоначальник Спарток I был выходцем из «варварской» племенной знати, связанной с греческими купцами и рабовладельцами.

Основу хозяйства Боспора составляло развитое земледелие. На плодородных прикубанских приазовских черноземных землях трудолюбивые греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Успешно возделывали они огороды и сады.

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), - около 16 тысяч тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.

В свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их - архитектура, устройство жилища, мебель, предметы быта, украшения, - «было родом» из Греции.

Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон - покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков - Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений.

В I - IV вв. н. э. в культуре Боспора нашли отражение тесные связи не только с Грецией, но и с Римом. В городской архитектуре появились новые типы сооружений: ипподромы и термы (бани). Об этом свидетельствуют раскопки Пантикапея. В строительстве общественных сооружений широко применялись известковый раствор и обожженный кирпич.

О развитии живописи в боспорских городах можно судить только по археологическим находкам. Среди них обнаруженные при раскопках склепов росписи акварельными красками по камню и фрески. Художники изображали сцены из мифов и реальной жизни, воинов, растительные и геометрические орнаменты.

Спартокиды вели активную внешнюю политику. Они стремились к расширению территории своего государства. Один из представителей этой династии Левкон I (389-349 гг. до н. э.) вел завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского. Он присоединил к своему государству Синдику - область расселения синдских племен.

Затем Левкон покорил коренные меотские племена Прикубанья и Восточного Приазовья. В его правление в состав Боспорского царства были включены территории, расположенные по нижнему течению Кубани и ее нижним притокам, по восточному берегу Азовского моря вплоть до устья Дона и в Восточном Крыму. На востоке граница Боспорского царства проходила по линии расположения современных населенных пунктов Старонижестеблиевская, Крымск, Раевская.
Обнаружены посвятительные надписи боспорских правителей. В одной из них Левкон I именуется «архонтом Боспора и Феодосии, царем синдов, торетов, дандариев и псессов». Его преемник Перисад I (349-309 гг. до н. э.), уже называвшийся «царем» всех меотов, включил в состав Боспора и земли фатеев.

Однако присоединение прикубанских и приазовских племен к Боспорскому царству не было прочным. Они имели определенную самостоятельность и самоуправление, время от времени «отпадали» от центральной власти. В период ослабления Боспорского царства эти племена даже потребовали от его правителей выплаты дани.
Подробное описание борьбы за власть между представителями боспорской знати оставил греческий историк Диодор Сицилийский.

Ослабление Боспорского царства

Династия Спартокидов правила до 106 г. до н. э. Позже Боспор вошел в состав Понтийского царства, созданного Митридатом VI Евпатором. После гибели Митридата VI боспорское государство попадает под власть Рима. В 14 г. н. э. царем Боспора стал Аспург, основавший династию, правившую около четырехсот лет.
В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье появился сильный союз племен во главе с готами. Он успешно воевал с Римом на берегах Дуная, а затем устремился на восток. В середине III в. н. э. готы обрушились на ослабленное боспорское государство, полностью уничтожив город Танаис. Боспорские правители, не имея сил и средств для отражения агрессии со стороны воинственных племен, видимо, пошли на переговоры с ними, разрешив свободный проезд через пролив. Более того, они предоставили в распоряжение готов свой флот, который те использовали в пиратских целях в Причерноморье и Средиземноморье.
Господство готов на море прервало торговые связи Боспорского царства с внешним миром. Это ухудшило и без того тяжелое экономическое положение. Под ударами северных пришельцев погибли многие мелкие боспорские поселения, а крупные города пришли в упадок.
Мощный удар по Боспору нанесли гунны. Их массовое продвижение на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок Великому переселению народов.

В последней четверти IV в. гунны вторглись на территорию Боспорского царства и подвергли ее опустошению. Значительная часть населения боспорских городов и других поселений была угнана в рабство, жилища разрушены и сожжены.

Боспор

1) государство, возникшее около 480 г. до P. X. в Восточном Крыму и на Таманском полуострове, по берегам Боспора Киммерийского. Объединяло полисы греческих колонистов и земли местных варварских племен, в том числе синдов, меотов, дандариев. Центром этого объединения был г. Пантикапей. Правящая династия Археанактидов, происходивших из Милета, в 438 г. до P. X. сменилась династией Спартокидов, фракийского происхождения. В боспорских городах вместе с увеличением местного населения (скифов, тавров, синдов и сарматов) постепенно изжили себя демократические формы самоуправления, и государство превратилось в монархию. Боспорские цари опирались на скифскую и синдомеотскую знать, оберегая безопасность транзитной торговли в Северном Причерноморье - главного источника своих богатств. В V-IV вв. до P. X. важнейшей статьей дохода Боспора был вывоз зерна (пшеницы, проса, ячменя) в полисы античной Греции, прежде всего в Афины. В середине II в. до P. X. у Боспора и его союзника Херсонеса Таврического возник конфликт со скифским государством, и военную помощь ему оказало Понтийское царство в Южном Причерноморье. В 109 г. до P. X. боспорский царь Перисад V уступил власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору и был за это убит проскифской группой знати во главе со скифским царевичем Савмаком, воспитанником Перисада. Под властью Митридата экономическое положение Боспора резко ухудшилось вследствие затяжных войн понтийцев с римлянами. Это вызвало восстание городов: Фанагории, Нимфея, Феодосии и Херсонеса против Митридата Евпатора, а после его смерти римский полководец Гай Юлий Цезарь разбил войска Фарнака, сына Митридата VI, и Боспорское царство получило формальную самостоятельность под римским протекторатом. В первые века от P. X. наступил экономический и культурный расцвет городов Боспора, но этот период длился недолго. С середины III в. начались нашествия кочевых племен. Сначала Боспор попал в зависимость от готов и был вынужден предоставлять им свой флот для грабительских набегов на земли Римской империи и города Кавказа. К концу III в. активность готов ослабла и боспорская торговля начала понемногу оживать, но начавшиеся набеги азиатских кочевников подорвали его экономические основы окончательно. В 40-х гг. IV в. Боспор прекратил выпуск собственной монеты, а в 363 г. просил защиты у римского императора Юлиана Отступника (360-363). В 70-х гг. IV в. прокатившаяся по Северному Причерноморью лавина гуннов окончательно сокрушила Боспорское царство;

2) город на побережье Восточного Крыма, возникший на месте Пантикапея, разрушенной гуннами столицы Боспорского царства. В V - начале VI вв. зависел от гуннов, среди его жителей преобладали сарматы и аланы. В 20-х гг. VI в. был присоединен к Византии и стал одним из важных пограничных пунктов империи. В конце VII в. Боспор и лежащая от него через пролив Фанагория были захвачены хазарами. Боспор стал столицей хазарского наместника Восточного Крыма. В середине IX в. ослабшие хазары отошли на Дон, и Боспор вновь стал играть роль крупного торгового порта, центра транзитной торговли. В конце IX - начале X вв. в Северное Причерноморье вторглись печенеги и разрушили большинство городов Восточного Крыма, однако они пощадили Боспор, нужный им для обмена захваченной добычи на заморские товары. В конце X в. Боспор вошел в возникшее на Таманском полуострове древнерусское Тьму- тараканское княжество и получил новое имя - Корчев. После ухода русских из Причерноморья в первой половине XII в. некоторое время город вновь находился в зоне византийского влияния, но с начала XIII в. Византия перестала контролировать бассейн Черного моря, и Корчев попал под власть генуэзцев. Город был переименован итальянцами в Черкио, в нем появилась большая генуэзская торговая фактория и крепость. С середины XIII в. хозяевами Северного Причерноморья стали татары, но генуэзцы мирно сосуществовали с ними и сохраняли за собой ряд городов, в том числе и Черкио. Приход турок в 1475 г. положил конец их пребыванию в этих краях. Во власти турок Керчь (бывш. Корчев) оставалась до 1771 г., когда ее захватили войска Российской империи. В городе чудом уцелел заложенный в X в. храм Иоанна Предтечи, единственный византийский храм, сохранившийся в Северном Причерноморье.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 166-168.

Боспорское царство

Династия Архонактидов, 480-438 гг. до н. э.

Об этой династии конкретных сведений не сохранилось. Возможно даже, что никакой династии Архонактидов не существовало, а ранние боспорские правители были выборными и носили титул архонта.

Династия Спартокидов, 438-109 гг. До н. э.

Судя по именам царей, эта династия была фракийского происхождения. Она сменила на престоле Архонактидов.

Спарток I 438/7-433/2

Селевк и Сатир I 433/2-393/2

Сатир I (один) 393/2-389/8

Левкон I и Горгипп 389/8-349/8

Спарток II и Перисад I 349/8-344/3

Перисад I (один) 344/2-311/10

Сатир II и Пританий 311/10-310/9

Пританий (один) 310/9

Эвмел 310/9-304/3

Спарток III 304/3-284/3

Перисад II 284/3 - ок. 245

Спарток IV ок. 245-240

Левкон II ок. 240-220

Гигиен ок. 220-200

Спарток V ок. 200-180

Перисад III ок. 180-150

Перисад IV ок. 150-125

Перисад V ок. 125-109

Убит скифами в результате заговора. 

Династия Евпатридов, 107-8/7 гг. до н. э.

Основателем династии был царь Понта Митридат Эвпатор, который по материнской линии являлся племянником Перисада V. Вероятно, бездетный Перисад V завещал ему власть в Боспорском царстве.

Митридат Евпатор послал войска, которые подавили выступление скифов.

Митридат I Эвпатор 107-63

Фарнак 63-47

Асандр 46/5-17/6

Динамия 17-16

Скрибоний 15-14

Полемон 14-8/7

Династия Аспургидов, 8/7 г. до н. э. - втор. пол. IV в. н. э.

Аспург (Рескуропий I), сын Асандра и Динамии, в 14 г. получил от Рима титул царя. 8/7 г. до н. э. - 37/8 г. н. э.

Гепэпирия 37/8-39

Митридат III (некоторое время совместно с Гепэпирией) 39-44/5

Котий I (возможно, свергнут в 62 году) 44/5-67

Рескуропий II 68/9-90

Савромат I 93/4-123/4

Котий II 123/4-132/3

Реметалк 131/2-153/4

Тит Юлий Эвпатор 153/3-173(7)

Савромат II 173/4-210/11

Рескуропий III 210/11-226/7

Котий III 227/8-233/4

Савромат III 229/30-231/2

Рескуропий IV 233/4

Интимэй 236

Рескуропий V сер. III в.

Фарсанз сер. III в.

Савромат IV ?

Тит Юлий Тиран 275/6-278/9

Хедосбий (Хедобий) ок. 280

Фофорс (узурпатор) ок. 286/7-308/9

Радамсад (Радамсэд) 308/9-318(7)

Рескуропий VI 318/19-335/или позднее

Считается, что царство погибло в 370 году в результате нашествия гуннов. Но по последним данным, боспорские города от гуннов практически не пострадали. Вероятно, и при гуннской власти, и позднее, и при византийской - Боспор управлялся местной династией правителей. Во всяком случае, около 522 года там известен царь по имени Диптун.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 76-78.

Далее читайте:

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Боспор Фракийский - пролив между Европой и Азией (совр. Босфор), соединяющий Мраморное море (Пропонтиду) с Черным морем (Понтом Эвксинским).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх