В воскресенье именно в последний. Почему воскресенье называется воскресеньем? Что означало «воскресенье» на старославянском языке

dies Dominicus ).

У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта . В Древнем Риме название воскресенья - dies Solis - «день Солнца» было заимствовано от греков и является калькой греческого heméra helíou . Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам .

Английское наименование воскресенья Sunday возникло до 1250 года из слова sunedai , которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»). Название родственно другим германским языкам , включая древнефризское sunnandei , древнесаксонское sunnundag , средневековое голландское sonnendach (на современном голландском - zondag ), древневерхненемецкое sunnun tag (на современном немецком Sonntag ), древнеисландское sunnudagr (в современных датском и норвежском - søndag , в шведском - söndag ).

Согласно иудейскому и христианскому календарю, основанному на Библии , воскресенье считается первым днём недели, следующим за «днём седьмым», субботой (Исх. ). В Римской империи первый христианский император Константин в г. назначил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения.

В результате во многих языках отражён статус воскресенья как «дня первого». В греческом , названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга - Δευτέρα, Τρίτη, Τετάρτη и Πέμπτη соответственно, и означают «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Это предполагает, что день воскресный когда-то считался как Πρώτη, то есть, «начало». Современное греческое название воскресенья - Κυριακή (Кирьяки), означает «День Господень», от слова Κύριος (Кириос) - «Господь».

Сходно именуются дни недели во вьетнамском языке : «Th ứ Hai» (понедельник - «второй день»), «Th ứ Ba» (третий день), «Th ứ Tư» (четвертый день), «Th ứ Năm» (пятый день), «Th ứ Sáu» (шестой день), «Th ứ Bảy» (седьмой день). Воскресенье называют «Ch ủ Nhật», что является искажённой формой «Chúa Nhật» и означает «День Бога». В устной традиции на юге Вьетнама и в церкви используется старая, первоначальная, форма слова.

Та же схема для обозначения дней недели применяется в португальском (взятом из церковной латыни). Понедельник - «segunda-feira», что означает «второй день» (и т. д.), воскресенье («domingo») - «День Господень» отсчитывается в данной цепочке как первый день.

В некоторых консервативных христианских семьях в воскресенье считается грехом работать самому или делать что-либо, требующее чьей-то иной работы (например, покупать товары). Исключение составляет только деятельность служб, обеспечивающих поддержание постоянной жизнедеятельности - жилищно-коммунальных служб, больниц. Это, однако, больше характерно для стран Запада, но не России.

Христианский взгляд на воскресный отдых закрепился в слове для обозначения воскресенья в чешском , польском , словенском , хорватском , сербском , украинский и белорусском («neděle», «niedziela», «nedelja», «недеља», «неділя» и «нядзеля» соответственно) означает день покоя, «ничегонеделанья».

Согласно христианской традиции, берущей начало в особенностях еврейского календаря, «воскресный день» начинается с вечера субботы и оканчивается с закатом солнца в воскресенье.

Воскресенье считалось священным днём в митраизме .

История воскресной традиции в христианстве

«Воскресение Христово» - центральное событие Евангелия, давшее название дню на русском языке (Бернард Плокгорст)

В Новом Завете, в 1 послании Коринфянам (16:2) апостол Павел советует собирать в «первый день» недели пожертвования на общинные нужды.

Уже во II веке «κυριακὴ ἡμέρα» (день Господень) является обычным наименованием воскресенья

Древние римляне традиционно использовали восьмидневный недельный цикл , связанный с рынком, но во времена Октавиана Августа , в употребление также вошла семидневная неделя. Эти два цикла применялись параллельно, по меньшей мере ещё в середине IV века, когда жил составитель Хронографа 354 года . 7 марта 321 года Константин I , первый христианский император Рима по религиозным причинам издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи, правда земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и винограднике. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Церковные авторы IV-V вв. объясняли воскресный отдых святостью дня как такового . 31-е правило III Орлеанского Собора (538) и 1-е правило II Масонского Собора (581-583 гг.) подтвердило святость воскресного дня. Эти решение легли в основание официальной позиции Римско-католическом церкви , так что в католических катехизисах 4-я заповедь Декалога обыкновенно передаётся с заменой слова «суббота» на «воскресенье» . Лев III Исавр (717-749 гг.) также стремился перенести на христианское воскресенье весь ригоризм еврейской субботы.

Воскресенье считалось днём радости и поэтому церковные каноны запрещали в этот день строгий пост, глубокий траур и молитву на коленях. Вопрос о недопустимости совершения по воскресеньям заупокойных служб явился одной из главных причин для появления на Афоне движения колливадов в XVIII веке.

Становление воскресного трудового законодательства

Вавилоняне, по-видимому, первыми официально ввели семидневную неделю с одним днем покоя, который население должно было посвящать исполнению своих религиозных обязанностей и физическому покою. В Моисеевом законодательстве приводятся точные постановления о дне субботнего покоя. Сохранив деление недели на 7 дней, ортодоксальное христианство перенесло день покоя с субботы на воскресенье . С XX века и в настоящее время преобладающей является так называемая «английская неделя» с двумя нерабочими днями - субботой и воскресеньем.

Нечто аналогичное было и на Западе. Интересы городских рабочих охранялись в этом отношении средневековым цеховым устройством. Но, начиная с конца XVIII века, когда все больше и больше распространяется теория полного невмешательства государственной власти в отношения между работодателями и рабочими, рабочие приобрели личную независимость и попали в кабалу экономическую, что выразилось необыкновенным обременением их работой не только в непраздничные дни, но и по воскресеньям. Употребление рабочих сил зачастую стало совершаться в прямой ущерб физической и умственной силе, нравственности и семейному союзу. Законодательство снова вступилось за рабочих, и одной из задач его являлось стремление обеспечить рабочим воскресный отдых. Противники ограничения так называемой свободы труда пытались утверждать, что прекращение промышленной работы по воскресеньям должно уменьшить народное богатство. Этот аргумент был признан совершенно неосновательным, так как, во-первых, цель производительной деятельности не есть накопление богатства, а общее благосостояние населения, подрываемое воскресным трудом; во-вторых, вполне доказано, что с установлением отдыха возрастают энергия, внимание и интерес к труду. Еще Маколей сделал следующее замечание о воскресном отдыхе: «Этот день не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин, та машина, без которой ничтожны все изобретения Ватта и Аркрайта - человек». Целый ряд обществ в Западной Европе и в Америке, возник специально для того, чтобы отстоять рабочим классам воскресный отдых. Одно из таких обществ образовалось в 1861 году в Женеве и имело свои отделения во многих государствах Европы и Америки. 22 и 23 декабря 1886 года депутаты от различных стран съехались в Брюссель и обсуждали вопрос с трех точек зрения: с общей, церковной и промышленно-технической. Конференция пришла к выводу, что следует признать важное значение воскресного отдыха с социальной, санитарной и нравственно-религиозной точки зрения, как для отдельных лиц, так и для целого государства. Докладчик Серезоль из Веве доказывал, что воскресный отдых есть не только физическая и нравственная необходимость, но и право каждого. Конференция высказалась в том смысле, что воскресный день наиболее удобен как день для отдыха, и для рабочих, и для предпринимателей, и что в большинстве отраслей промышленности установление дня покоя вполне возможно; когда нет возможности устроить день отдыха в воскресенье, для этого нужно избрать другой день недели; необходимо также установить, чтобы расчеты с рабочими отнюдь не происходили в субботу и воскресенье. Относительно почтово-телеграфной службы были высказаны следующие пожелания:

Относительно железнодорожного движения пожелания сводились к следующему:

Вопрос о воскресном отдыхе к концу XIX века настолько назрел, что берлинская рабочая международная конференция 1890 года выбрала для обсуждения этого предмета особую комиссию, которая состояла из представителей Германии , Австрии , Венгрии , Бельгии , Дании , Франции , Великобритании , Италии , Люксембурга , Нидерландов , Португалии , Швейцарии и Швеции . Доклад комиссии рассматривался в пяти заседаниях, под председательством архиепископа доктора Коппа. Комиссия пришла к следующим результатам:

С наибольшей строгостью соблюдался воскресный день в викторианской Англии, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни получить его и где приезжий в конце XIX века рисковал остаться голодным, потому что, кроме кабаков, все рестораны и съестные лавки были закрыты. В Англии воскресный труд был совершенно воспрещен, за исключением случаев благотворения и не терпящих отлагательства. В основании всего фабричного законодательства лежит фабричный акт 1878 года, который несколько расширял понятие воскресного отдыха, распространяя его на некоторую часть субботнего дня. По отношению к подросткам и женщинам период занятий по субботам на фабриках, обрабатывающих волокнистые вещества, не должен был продолжаться долее 1,5 часов дня. Время работы детей по субботам на тех же фабриках должно быть то же, как и для подростков; но ребенок не мог быть употребляем на работы две субботы подряд и вообще в субботу той недели, когда он в какой-либо другой день был занят более пяти с половиной часов. Период занятий на фабриках, обрабатывающих не волокнистые вещества, был несколько больше: он оканчивается обыкновенно в четыре часа дня. Дети по субботам не должны быть заняты работой раньше первого часа пополудни, если в какой-нибудь другой день недели они были заняты раньше этого часа или позже первого часа, если в другой день той же недели они были заняты после этого часа. Чтобы занятие какой-либо работой по воскресеньям детей, подростков и женщин, принадлежащих к иудейскому вероисповеданию, не влекло за собой никакого штрафа, требовалось:

Русское законодательство в XIX веке не содержало в себе общего воспрещения воскресной работы, а потому в особенности на фабриках, в горном, рудокопном и торговом деле воскресная работа не была редкостью. Имелись, впрочем, некоторые разрозненные постановления по этому поводу в разных отделах российского Свода Законов. Так, Городское положение (статья 2050 тома II, часть I, издание 1887 года) давало думам право издавать обязательные постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни. В «Уставе о промышленности» имелись постановления о работе ремесленников и малолетних рабочих; статья 152 «Ремесленного устава» гласила: «ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды» . Мастерам-евреям дозволялось работать и в эти дни, но с тем условием, чтобы отнюдь не употребляли для этого подмастерьев и учеников из христиан. Мастера же из христиан не должны принуждать к работам подмастерьев и учеников из евреев в те дни, когда последним, по их закону, работать не дозволяется, но они, вместо того, могли употреблять евреев в работы по христианским праздникам и воскресеньям. На основании того же Устава евреи-мастера, получившие от ремесленной управы разрешение держать малолетних учеников из христиан, должны были отправлять этих учеников по воскресеньям в церковь: наблюдение за этим возлагалось на особенную обязанность ремесленных голов (статья 112). Все эти постановления, однако, почти не исполнялись на практике. В 1882 году в губерниях постоянной оседлости евреев, им было воспрещено производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые праздники . Законом 1 июня 1882 года работа по воскресным и высокоторжественным дням для малолетних до 15 лет воспрещалась; тем же законом учреждалась фабричная инспекция, долженствующая наблюдать за выполнением законов о работах на фабриках. По закону 24 февраля 1890 года абсолютное воспрещение получило условный характер. Главному фабричному инспектору предоставлялось разрешать, по представлениям местных чинов фабричной инспекции, работу малолетних, в возрасте от 12 и до 15 лет, в те воскресные и «высокоторжественные» дни, в которые на фабрике, заводе или мануфактуре производятся работы взрослыми рабочими. Тот же закон 1890 года временно, на три года, распространял правила о работе и обучении малолетних (а следовательно, и воскресной работе) также на те ремесленные заведения, к которым применение их будет признано полезным. Нарушители закона подлежали аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. Положение о найме на сельские работы 11 июня 1886 года не предусматривало вопроса о воскресном труде.

В связи с падением производства 1 сентября 1931 года установлена общая шестидневная неделя с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24, 30 числа каждого месяца. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта.

В большинстве стран мира воскресенье является официальным выходным днём. В частности это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В некоторых странах, где официальной религией является ислам, а также в Израиле , воскресенье является обычным рабочим днём.

Культурные традиции воскресенья

В странах с христианской исторической традицией и находящимся под культурным влиянием Запада, в воскресенье закрыты большинство правительственных учреждений. Частные фирмы и магазины в воскресенье также закрываются раньше, чем в другие дни недели.

В России парламентские и президентские выборы приурочены к воскресенью. Национальные и региональные выборы в Бельгии и Перу всегда проводятся в воскресенье.

Воскресный выпуск многих американских и британских ежедневных газет часто включает цветные комиксы , журнал -приложение, и секцию купонов ; или имеется «дочерняя газета», которая издаётся только по воскресеньям.

Чемпионат мира по автогонкам Формула-1 всегда проводятся по воскресеньям независимо от страны.

Воскресенье как мифический персонаж

Воскресенье (под именем Неделя) иногда олицетворяется в народных сказаниях; так украинцы описывали его в виде молодой красивой женщины. Встречается часто в славянских и немецких сказках. Здесь воскресение является под названием святой Недельки и святой Анастасии. Святая Неделька представляется обыкновенно под видом доброй женщины, которая своими советами и подарками помогает героям и героиням сказаний; поверье это было особенно популярно в Сербии , где думали, что «Неделя» есть святая жена, а «святая Петка (образ пятницы)» - её мать. В Болгарии ассоциировалась со святой Кириакией Никомедийской . Насколько поверье древнее, видно хотя бы из Паисиевского сборника в котором помещено слово, обличающее обожание Недели и советующее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Иисуса Христа .

Неделя сурово наказывает тех, кто работает по воскресеньям, особенно ткущих женщин, так, по преданию, одной из них в наказание она отрезала пальцы. Впрочем, если обстоятельства вынуждают к работе, то, в случае если у Бога попросят прощения, Неделя может даже помочь в нужде .

События, связанные с воскресеньем

  • Согласно Евангелию, в этот день произошли важнейшие события в священной истории: Вход Господень в Иерусалим , Воскресение Христово , Схождение Святого Духа на Апостолов .
  • Сочетание Кровавое воскресенье относится к любому из нескольких исторических бедствий, которые происходили по воскресеньям.
  • Холодное воскресенье - метеорологическим случай, имевший место 17 января 1982 года, когда беспрецедентно морозный воздух, опустил температуру в Канаде и США до небывалых в истории наблюдений рекордно низких уровней.

Воскресенье в именах и названиях

См. также

Примечания

  1. Русский этимологический словарь - Воскресенье
  2. Русский этимологический словарь - Воскресать
  3. Русский этимологический словарь - Кресало
  4. Коношские ведомости, Неделя - "не делать"
  5. Barnhart (1995:778).
  6. Plin. Sen. Natur. hist. 2. 22; Censorin. De die natali. 13; Dio Cassius. Hist. Rom. 37. 18-19.
  7. Православная Онлайн Энциклопедия, «Воскресенье»
  8. Orig. Contr. Cels. 6. 22; ср.: Euseb. Praep. Evang. 5. 14
  9. Загадки про время
  10. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452 , Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  11. James Gibbons. The Faith of Our Fathers (англ.)
  12. Aquinas Thomas. Summa Theologicae. New York, 1947, II, 0, 122 Art. 4. P.1702. (англ.)
  13. Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 18; Трул. 90
  14. «Mithraism» in the Catholic Encyclopedia (англ.)
  15. Ign. Ep. ad. Magn. 9. 1; Acta Petri (Actus Vercellenses) 29-30 и др.

14 Июля 1897 года воскресенье в России объявлено официальным выходным днём. А впервые воскресенье было объявлено выходным ещё 7 марта 321 года. Именно в этот день римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. В этот день закрывались рынки, а государственные учреждения прекращали всякую деятельность.

До этого граждане Римской империи отмечали в этот день «день Солнца» — dies Solis. Традиция празднования сохранилась и в современном названии этого дня недели во многих европейских языках — Sunday (английский), Sonntag (немецкий), søndag (датский и норвежский) и söndag (шведский).

Почему император велел отдыхать по воскресеньям?

Император Константин в 321 году нашей эры издал специальный указ, повелевавший считать каждое воскресенье выходным днём. По легенде, императору приснился сон. В ночь перед битвой, которая должна была произойти в воскресенье, Константин увидел во сне солнце, а на нём — крест и надпись, которая предвещала победу императору. Сражение действительно прошло удачно для войск императора. Константин Великий, вернувшись домой и вспомнив о видении, повелел запретить в воскресные дни всяческий физический труд.

По его приказу в этот день недели не работали рынки и прекращали работу все государственные учреждения. Но при этом никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не предусматривалось.

Спустя ещё 50 лет, при императоре Феодосии Первом (388-395), был издан указ, согласно которому в этот день никто не мог требовать оплаты государственного или личного долга. При Феодосии Втором ,в 425 году, императорским указом было запрещено проведение в день Солнца цирковых и театральных развлечений, чтобы подчеркнуть особую святость этого дня. А в 538 году во время третьего Синода в городе Орлеане было постановлено запретить все работы, в том числе и в сельской местности, по воскресеньям.

Считалось ли воскресенье выходным у славян?

Понятие «воскресенье» появилось на Руси после принятия христианства, и поначалу воскресеньем называли только один день (начало празднования Пасхи) — Светлое Христово Воскресение на третий день после распятия. Лишь в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы».

Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (польский — niedziela, украинский — неділя, белорусский — нядзеля, чешский — neděle и т. д.), то есть днём, когда «не делают», не работают. Также слово «неделя» является калькой с греческого apracos, т. е. «не-делающий», «не-дельный», праздный.

В русском языке это название — «неделя» — сохранилось в православной церковной терминологии, например в сочетании «Фомина неделя».

Что означало «воскресенье» на старославянском языке?

Глагол «воскресать» в старославянском языке является производным от «крѣсати», или «воскрешать», «кресѣ» — оживление, здоровье. Близкородственным является и слово «кресало», что означает «ударом сотворят огонь».

Во всех ли странах воскресенье выходной?

В большинстве стран мира рабочая неделя, как правило, продолжается с понедельника по пятницу.

В Израиле основным выходным днём является суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье и заканчивается в четверг или в пятницу после обеда. В субботу свято чтится Шабат, в этот день закрыты все офисы, магазины, не работает общественный транспорт (кроме такси).

В мусульманских странах основным выходным днём является пятница. Мусульмане посвящают этот день посещению мечети и молитве. Рабочая неделя продолжается с субботы до среды (Алжир и Саудовская Аравия), с субботы до четверга (Иран), либо с воскресенья до четверга (Египет, Сирия, Ирак, Объединённые Арабские Эмираты).

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели , Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – , а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня - dies Solis - «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском - “søndag”, на шведском - “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется - Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») - происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим « », «Фомина неделя» и т.п. – .

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье - последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка , главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не , не читается покаянная , не делаются земные поклоны.

Невероятные факты

У нас принято, что неделя начинается с понедельника, но в некоторых странах начало недели приходится на воскресенье .

Так же есть некоторые нестыковки в названиях - например, почему среда (т.е. "средний день недели") на самом деле третий, а не четвертый?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся дней недели, нужно начать с вопроса, почему в неделе 7 дней, и почему она называется неделей.

Почему в неделе 7 дней

Для современного человека семидневная неделя является привычным делом. Но откуда взялись эти семь дней в неделе?

Согласно историкам, в истории человечества неделя не всегда имела семь дней. Были варианты 3-х дневной, 5-дневной, 8-дневной ("восьмидневка" в Древнем Риме) недели, а так же древнего 9-дневного цикла у кельтов и ориентации на 14 ночей , которая присутствовала у древних германцев.

Будет интересно отметить, что древнеегипетский календарь Тота основывался на 10-дневном цикле. А вот семидневка была популярна в Древнем Вавилоне (около 2 тыс. лет до н.э.).

В Древнем Вавилоне семидневный цикл был связан с фазами Луны. Ее видели на небе примерно 28 суток: 7 дней Луна увеличивается до первой четверти; столько же ей нужно до полнолуния.

Так же 7-дневный цикл был использован у древних иудеев. Записки иудейского историка Иосифа Флавия, датированные 1 веком н.э., включают в себя следующие слова, связанные с семидневкой: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день".

Иудеи и христиане приняли 7-дневный цикл, т.к. в Ветхом Завете указывался 7-дневный недельный цикл, установленный Богом (процесс сотворения мира за 7 дней):

первый день - создание света

второй день - создание тверди и воды

третий день - создание суши и растений

четвёртый день - создание небесных светил

пятый день - создание птиц и рыб

шестой день - создание пресмыкающихся, животных и человека.

седьмой день - посвящен отдыху.

С астрономической точки зрения, мотивация 7-дневки довольно простая. Все календарные расчеты древних народов основывались на лунных фазах .

Их наблюдение являлось самым удобным и простым методом для исчисления и характеристики временных периодов .

Стоит отметить, что в древнеримском календаре, названия всех 7 дней недели связаны с названиями светил, которых можно увидеть невооруженным глазом, а именно: Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна.

В современном календаре можно найти эти названия благодаря Риму, который распространил их по всей Западной Европе .

И все же календарь всегда был использован в качестве идеологического оружия . Несмотря на космические ритмы, китайские и японские императоры, например, вводили собственные календари, чтобы лишний раз утвердить свою власть.

Несколько раз в Европе пытались изменить 7-дневный цикл , но нарушения последовательности дней не случилось.

Почему неделя называется неделей

Совершенно не важно (с теоретической точки зрения), с какого дня считать неделю, так как это цикл. Нужно лишь разделить дни на рабочие и выходные.

Слово "неделя" является для нас привычным, и мы даже не пытаемся задуматься, откуда появилось это слово.

До принятия христианства, было принято называть неделю выходным днем, и этот день был первым в неделе. Но потом "выходной" сделали днем, который завершает недельный цикл.

Слово неделя пришло из древности, где было выражение "не дълати", что означало "ничего не делать", проще говоря "выходной" или как сейчас мы называем "воскресенье".
Так как отдыхать приходилось после работы, а не до нее, то воскресенье стало завершающим днем недели.

Сегодня, согласно регламентированию Международной организацией стандартизации , неделя начинается именно с понедельника.

Стоит отметить, что до того, как начали использовать термин "неделя", эти самые семь дней называли "седмицей" (в болгарском языке неделя и сейчас называется "седмицей"). Последний день седмицы считался периодом, когда никто ничего не делает, а так как неделя это период от воскресенья до воскресенья (от "неделания" до "неделания"), в обиход вошло именно слово "неделя" .

Почему так назвали дни недели


Почему понедельник так называется

По одной из версий, в славянских языках понедельник означает день "после недели", т.к. "неделя", как уже было ранее сказано, это старинное слово, обозначающее нынешнее воскресенье.

В Европе понедельник считался лунным днем, т.е. днем, покровительницей которой являлась Луна.

На английском - Monday (Moon day=лунный день)

На латинском - Dies Lunae

На французском - Lundi

На испанском - el Lunes

На итальянском - Lunedi

Почему вторник так называется

В славянских языках вторник означает "второй" день после воскресенья.

На латинском - Dies Martis

На французском - Mardi

На испанском - el Martes

На итальянском - Martedi

Можно догадаться, что в некоторых европейских языках, название вторника произошло от бога Марса.

А вот в европейских языках из германской группы, акцент был поставлен на древнегреческом боге Тиу (Tiu, Ziu), являющемся аналогом Марса (финский - Tiistai, английский - Tuesday, немецкий - Dienstag).

Почему среда так называется

У славян "среда" или "середа" обозначает середину недели, так же как и в немецком языке Mittwoch, и в финском Keskeviikko. Ранее считалось, что неделя начинается с воскресенья, поэтому среда была ее серединой.

На латинском - Dies Mercuri

На французском - le Mercredi

На испанском - el Miercoles

На итальянском - Mеrcoledi

В названии можно углядеть имя бога-планеты Меркурий.

Если углубится в другие языки, то можно обнаружить, что английское слово Wednesday произошло от бога Woden (Воден, Вотан). Он же "спрятан" в шведском Onstag, голландском Woenstag и датском Onsdag. Этот бог представлялся высоким, худым стариком, одетым в черный плащ. Он прославился созданием рунического алфавита - именно это связывает его с Меркурием - богом-покровителем письменной и устной речи.


Почему четверг так называется

В славянских языках название этого дня, вероятнее всего просто означает число, т.е. четвертый день. Это слово произошло от общеславянского слова "четвьртъкъ". Вероятнее всего со временем "т" выпал, а звук "к" стал более звонким, так как он следует за сонорным звуком "р".

На латинском - Dies Jovis

На французском - Jeudi

На испанском - Jueves

На итальянском - Giovedi

В европейских языках ч етверг произошел от воинственного Юпитера.

Аналогом Юпитера в германских языках был Тор, сын Одена, откуда и произошли в английском Thursday, в финском Torstai, в шведском Torsdag, в немецком, Donnerstag, и в датском Torsdag.

Почему пятница так называется

Очевидно, что в славянских языках, смысл кроется в числе пять, т.е. пятница = пятый день, идущий после воскресенья.

На французском - Vendredi

На испанском - Viernes

На итальянский - Venerdi

Логично предположить, что название этого дня в некоторых европейских языках происходит от римской богини Венеры.

Ее аналог в в германо-скандинавских мифах богиня любви и войны Фрейя (Фригг, Фрейра) - от нее и произошли в английском языке Friday, в шведском Fredag, в немецком Freitag.

Почему суббота так называется

Слово "суббота" пришло к нам из старославянского языка. Ранее оно было взято из греческого языка (Sabbaton), а в греческий оно попало еще из древнееврейского языка (sabbath, т.е. "седьмой день", когда работа не приветствуется). Будет интересным отметить, что в Испании "el Sabado", В Италии "Sabato", во Франции "Samedi" это слово имеет те же корни. На иврите "Шаббат", означает "покой, отдых".

На латинском - Saturni

На английском - Saturday

В этих названиях можно заметить Сатурна.

На финском языке "Lauantai", шведском "Lördag", датском "Loverdag" вероятнее всего имеют корни в древненемецком Laugardagr, что в переводе означает "день омовения".

Почему воскресенье так называется

Во многих языках, включая латинский, английский и немецкий название последнего дня недели происходит от Солнца - "Sun", "Son".

А вот в русском (воскресенье), испанском (Domingo), французском (Dimanche) и итальянском (Domenica) таятся христианские темы. Domingo, Dimanche и Domenica можно перевести как "День Господень".

Ранее в русском этот день назывался "Неделей" (т.е. не делать-отдыхать). Но так как слово "неделя" подразумевало определенный день, то, как можно было назвать семидневный цикл? Как было сказано ранее, в славянских языках существовало слово "седмица". "Воскресенье" это производное от "въскресити" - день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

В нашей повседневности есть много привычных вещей, о значении которых мы не задумываемся. Например, мало кто знает, почему дни недели так называют, или почему неделя длится 7 дней, а не, к примеру, 20 дней. Специально для любознательных читателей мы подготовили статью, в которой есть ответы на данную тематику.

План статьи:

Почему неделя длится 7 дней?

Семидневный цикл и первоначальное название дней недели пришло к нам от Месопотамии. Вавилонские астрологи считали, что человеческая жизнь испытывает на себе влияние семи небесных тел, которые, как они были уверены, перемещаются вокруг неподвижной Земли: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце и Луна (в древности – Уран, Нептун и Плутон). Эта вера позволила присвоить каждый день отдельной планете, в результате чего получился семидневный цикл. К тому же, число 7 в Месопотамии считалось символом процветания. Так как вавилоняне считали, что каждое небесное тело управляет своим днем недели, они присвоили каждому отдельному дню соответствующее имя на основе названий этих планет, либо вавилонских божеств.

В результате завоеваний Александра Македонского эти верования стали распространяться через Ближний Восток в Средиземноморье. Со временем идея ввести дни недели прижилась в Древней Греции и Риме. Первоначально она, вероятно, ограничивалась кругом астрологов, которые должны были как-то фиксировать временные промежутки. Но позже римляне заменили вавилонские имена соответствующими названиями божеств из своей мифологии. Система дней недели приобрела популярность, и в 321 г. н.э. была официально признана римским императором Константином Великим. Первым днем недели было воскресенье (лат. dies Solis) – день отдыха и поклонения Солнцу.

Кстати, ученые признают, что семидневный цикл наиболее соответствует жизненному ритму человека. Это значит, что, если бы неделя длилась дольше, человеческий организм не мог бы полноценно отдыхать или работать.

Названия дней недели в русском языке

Имена дней недели в нашем языке, как и в большинстве славянских языков, получены с момента начала христианизации славян миссионерами в седьмом веке нашей эры. Эти названия произошли не от планет (в отличие от романских языков), а были созданы численным образом. То есть, дни недели считались в порядке с воскресенья (первый, второй, третий день, и т.д.).

Воскресенье

Вначале воскресенье было первым днем недели, и на древнерусском языке оно называлось словом «ньделъ», и обозначало день, в который «ничего не делают», то есть, отдыхают. Поэтому весь семидневный цикл назывался словом «неделя» (по аналогии с названием первого дня этого цикла).

Позже в русском языке слово «ньдьлъ» заменили словом «воскресенье», так как в день после субботы, согласно христианской вере, воскрес Иисус Христос. Но в большинстве славянских языков этот день недели до сих пор сохранил старое название – например, в украинском языке «неділя», в белорусском – «нядзеля», в сербском – «недеља».

Понедельник

Понедельник буквально означает день, который наступает после воскресенья. Как мы писали выше, воскресенье у славян называлось словом «неделя», а это значит, что день после этого дня именовался фразой «после недели». Со временем для облегчения произношения два слова слились в одно, и стали именем существительным – так появился понедельник.

Вторник

Вторник является вторым днем после воскресенья (от праславянского слова «vtorŭ» – «вторый»). Так же, как и в случае с понедельником, это обозначение стало именем существительным мужского пола.

Среда

Название происходит от слова “середина”, и означает средний день недели. Для облегчения произношения произошла ассимиляция звуков: середина~средина~среда.

Однако, есть и другая версия этого названия. По мнению некоторых ученых-лигвистов, происхождение этого слова берет начало в старом немецком языке, где слово «środek» означало «центр» (в нашем случае – центр недели).

Четверг

Название этого дня недели происходит от числа «четыре» и означает четвертый день после воскресенья.

Пятница


Тут тоже все просто: слово «пятница» произошло от числа «пять» и означает пятый день после воскресенья. Но почему этот день недели женского рода? Этимологи утверждают, что корни нужно искать в языческих верованиях славян, когда пятница была днем прославления женского божества Макоши. Кстати, у древних греков пятница связана с Венерой – покровительницей женщин и семейного очага. Это говорит о том, что в разных культурах традиции и мировоззрения имеют тесную взаимосвязь.

Суббота

Название происходит от слова «шабат» – праздничного дня отдыха, который отмечается последователями иудаизма и некоторых христианских церквей. Этот праздник длится от заката пятницы до заката субботы.

Так почему было принято решение назвать дни недели в порядке их следования после воскресенья? Дело в том, что с приходом христианства языческие названия дней недели необходимо было заменить, ведь того требовала новая религия. Слова, которые использовались в западноевропейских языках, были трудно переводимыми, так как они тоже образованы от мифологических божеств. Поэтому святой Мефодий решил придумать простые названия дней недели, опираясь на порядковые числа. Эти слова легко запомнились славянами и прочно вошли в повседневный обиход.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх