Внешнеполитическая деятельность в сфере национальных интересов россии. Владимир, Ярослав, Владимир Мономах_задания Следствием внешнеполитической

Летом 2015 года в Европейском союзе как никогда ранее вырос приток иммигрантов. В связи с этим страны ЕС поставлены перед вопросом необходимости сохранения единой стратегии развития. За сторонниками евроскептицизма и радикальной борьбы с увеличением количества беженцев закрепляется все большее политическое влияние. Так, в Польше консервативно настроенная партия «Право и справедливость» обошла правящую «Гражданскую платформу». Результаты недавних парламентских выборов в Португалии и Хорватии также показывают, что для граждан Европы повысилась важность национальной идентификации. На этом фоне при оценке роли Брюсселя в вопросе миграции часть экспертов указывает на прямую причастность последнего к сложившейся ситуации из-за нескольких основных просчетов.

Среди наиболее значимых ошибок- решение о прекращении эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции в мае 2013 года

Снабжение Свободной армии Сирии европейской военной техникой позволило оппозиции создать стабильную внутреннюю структуру, добиться сначала паритета, а затем и перевеса в количественном и качественном отношении. Эскалация конфликта привела к тому, что ”Исламское государство” пришло на благодатную для него землю - разоренную затянувшейся войной и переполненную свободно доступным оружием. Ничто не не смогло помешать террористам занять обширные территории Сирии и Ирака, опустошенные боевыми действиями (что напоминает оккупацию Афганистана без боя ”Талибаном” в 1990-х). В свою очередь это подтолкнуло коренное население искать более безопасные места обитания - в Турции и странах Европы.

Другой существенный просчет заключается в том, что сегодня Европейский союз не имеет действующих рычагов для сокращения потока беженцев

Важно обратить внимание: в Брюсселе на данный момент нет четкого разграничения между спасающимися от войны и экономическими беженцами. Это говорит о том, что прибытие новых мигрантов на данный момент не контролируется; вместе с тем европейские политики рапортуют о все новых квотах, последняя из которых предполагает создание дополнительных 100000 мест для приема беженцев.

Здесь стоит вспомнить один из экономических принципов, утверждающих, что среди факторов, влияющих на величину спроса, довольно серьезным является субъективное ожидание на ближайший временной этап. По аналогии, при увеличении объема предлагаемых квот ожидания беженцев включения в них также имеют тенденцию к увеличению. Из этого следует, что любое заявление о новых местах для ищущих убежище губительно из-за отсутствия или неэффективности механизмов стабилизации и лимитирования потоков, поскольку данный процесс способен привести к нерегулируемому росту расходов на содержание и, в результате, разрушению экономики Евросоюза.

Наконец, в вину Брюсселю ставится преследование собственных целей без учета конечных последствий

Прежде всего, Евросоюз рассчитывал на постепенное снижение поставок газа из России в пользу более выгодных предложений из Катара и Саудовской Аравии . Одновременно с этим сказывалось влияние США, проводивших политику интервенции по всему миру и имевших свои интересы в Сирии . Государства, не согласные с данным курсом или же желающие сохранить нейтралитет, не оказали должного внимания потенциальной угрозе, не учтя возможные риски, причем опять же в соответствии с локальными задачами. К примеру, Германия, имеющая доминирующее экономическое и политическое положение в регионе, с самого начала конфликта предпочла нейтральную позицию. Объясняется это двумя причинами, а именно борьбой за электорат Христианско-демократической партии канцлера Меркель и противоборством набирающей популярность и представляющей евроскептиков партии ”Альтернатива для Германии”.

Обобщая, необходимо подчеркнуть, что перед объединенными европейскими государствами стоит перспектива полной потери контроля над ситуацией как на Ближнем Востоке, так и непосредственно внутри своих границ. Возможность восстановления баланса становится все менее реальной, поскольку если умеренная оппозиция хотя бы готова сесть за стол переговоров, то для ИГИЛа потребуется иной метод урегулирования конфликта. Это значит, что лишь завершение войны в Сирии позволит уменьшить иммиграцию в Европу. Остается выразить надежду, что европейские политики не допустят критического положения, избрав верное для данной проблемы разрешение.

Внешнеполитическая деятельность в сфере национальных интересов России

Сегодня во многих странах мира в качестве основания для осуществления внешней политики используют концепции и доктрины национальных интересов, которые отражают объективные потребности государств.

Национальные интересы и цели внешней политики России

Понятие «национальный интерес страны» в России появилось в начале 90-х годов XX века. По мере того как менялась конфигурация мировой политики, тема национальных интересов стала занимать все более заметное место в государстве.

С принятием закона «О безопасности» в 1992 году акцент стал делаться на понятие «жизненно важные интересы личности, общества, государства».

В 1996 году термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, интерпретируясь как «основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны», а также «интегрированное выражение жизненно важных интересов личности, общества, государства».

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации,

принятой в 1997 г., а затем в ее варианте 2000 г. дается развернутая система национальных интересов России в экономике, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной, духовной жизни и культуре.

Таким образом, категория «национальные интересы» является основополагающим, методологически важным понятием государственной политики, обеспечивающим понимание важнейших ориентиров развития страны. По сравнению с используемыми в политической практике понятиями «государственные интересы», «жизненно важные интересы» она шире, так как ассоциируется с масштабом нации-государства или страны в целом.

Национальные интересы любой страны - это своеобразный мост между жизненно важными потребностями и ценностями нации и ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Они приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание, обеспечивают оптимальное функционирование суверенного государства и целостной общественной системы, а также их прогрессивное развитие.

Национальные интересы России обусловлены потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни, устремлениями и стимулами деятельности субъектов государственной политики, служащих приумножению национальной мощи (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния граждан.

Система национальных интересов нашей страны определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах жизни. В международной сфере национальные интересы России требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций страны как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Говоря о международной сфере, национальные интересы России включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Российское государство, последовательно «проводя сбалансированную внешнюю политику и осуществляя широкое международное сотрудничество, строго придерживается общепризнанных принципов международного права в области международной политики, которые положены в основу Концепции внешней политики РФ, утвержденной Президентом РФ в 2000 г. Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России, объявляет высшим приоритетом внешнеполитического курса России защиту интересов личности, общества и государства. Важно отметить, что ее правовую основу составляют в первую очередь положения Конституции, федеральные законы, а также другие нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права. В Концепции говорится: «Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства».

В Концепции внешней политики РФ определены основные приоритеты внешней политики нашего государства в решении глобальных проблем:

Формирование нового мироустройства;

Укрепление международной безопасности;

Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношений;

Соблюдение и зашита прав человека на международном уровне;

Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

В ней содержится комплекс новых предложений по оздоровлению современной международной обстановки и созданию благоприятных внешних условий для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права (включая прежде всего цели и принципы Устава ООН), равноправных и партнерских отношениях между государствами.

Концептуальные основы внешней политики Российского государства отражают современный этап в развитии международных отношений. Концепция внешней политики РФ и ее основные направления, определяемые Президентом РФ, учитывают качественно новую расстановку сил на мировой арене и необходимость применения новых подходов в решении проблем российской внешней политики и важнейших международных вопросов.

Таким образом, осуществление внешней политики России невозможно себе представить без регулятивной составляющей данного механизма. Регулятивная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ - это совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения и деятельность государственных органов в процессе осуществления внешней политики России. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, закрепляющих организационную структуру, функции и полномочия государственных органов, в компетенцию которых входит решение вопросов внешней политики.

Россия - надежный внешнеполитический партнер

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены. Естественно, что они глубоко затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, наша страна оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.

Руководствуясь принципами, провозглашенными в Концепции внешней политики РФ, Россия вносит важный вклад в поиск ответов на новые вызовы международной безопасности. При прямом участии нашего государства идет борьба с международным терроризмом, причем Россия находится на ее переднем крае.

Существенным достижением российской внешней политики стала консолидация конструктивных подходов международного сообщества к вопросам формирования нового демократического справедливого мироустройства. Его прототипом могла бы стать сложившаяся после трагических событий 11 сентября 2001 г. широкая международная антитеррористическая коалиция, одним из основателей которой стала Россия. Под эгидой ООН и с участием России была выработана система антитеррористических мер. Президент РФ В. Путин, выступая с трибуны Генеральной ассамблеи (ГА), призвал ООН сделать новые шаги по построению глобальной системы противодействия новым угрозам XXI века. Эта инициатива получила единодушную поддержку 58-й сессией ГА ООН.

Среди важнейших задач российской внешней политики было и остается укрепление ООН, повышение ее веса, авторитета и реальной роли в мировых делах. Россия много сделала для того, чтобы в международных отношениях закрепление получили не «кулачное» право с доминированием односторонних силовых подходов, а верховенство международного права и решение ключевых мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества.

Одним из центральных приоритетов российской внешней политики осталось формирование партнерского сотрудничества и добрососедства по периметру границ РФ.

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами ** участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. При этом упор делается на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами -участниками СНГ. На практике отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.

На европейском направлении принципиальное значение имеют наши отношения с Евросоюзом (ЕС) - стратегическим партнером России. Насыщенными и результативными были проводившиеся, как правило, дважды в год саммиты Россия - ЕС. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства.

Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.

Россия всемерно содействовала формированию новой архитектуры безопасности на североатлантическом пространстве. В последние годы удалось добиться качественного прорыва в отношениях с Североатлантическим альянсом: был создан Совет Россия - НАТО (СРН). Этот орган обеспечил равноправное участие России в решении кардинальных вопросов безопасности на евроатлантическом пространстве. В рамках СРН действуют около 15 рабочих и экспертных групп.

Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения, принятых на себя взаимных обязательств.

Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь, с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста ее экономики.

В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных политических, экономических и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.

Большое значение в российской политике уделяется отношениям с США. Встречи президентов В. Путина и Дж. Буша заложили прочную основу нового диалога, опирающегося на совпадающие долгосрочные интересы. Их превалирование над тактическими разногласиями позволило избежать кризиса, вызванного решением США в декабре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО 1972 г. Удалось не допустить подрыва стратегической стабильности и заключить в 2002 г. новый Договор, предусматривающий глубокие сокращения ядерных потенциалов.

Позитивная эволюция в российско-американских отношениях была закреплена в результате тесного сотрудничества обеих стран в борьбе с международным терроризмом, противодействия распространению оружия массового уничтожения. Отношения с США становятся стабильными и прогнозируемыми. Их фундаментальная основа достаточно крепка, чтобы конструктивно откровенно обсуждать имеющиеся разногласия, в том числе по принципиальным вопросам, и преодолевать все текущие проблемы. При этом под сомнение не ставится позитивная перспектива взаимных отношений.

Важное и всевозрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Россия динамично развивала свои отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом смысле важное значение имеют отношения России с ее крупнейшим соседом - Китаем, с которым в 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Развитие дружественных отношений с Китаем, совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов наша страна продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления границы между двумя государствами. В последнее время удалось создать неплохие возможности для развития этих отношений. Именно такая перспектив» заложена в одобренном на высшем уровне «Российско-японском плане действий» (январь 2003 г.); Особое внимание нацелено на масштабное российско-японское торгово-экономическое сотрудничество, без которого невозможно продвинуться вперед в решении имеющихся у нас с Японией политических вопросов.

Сохранилась и усилилась роль России как влиятельной и авторитетной державы на Ближнем и Среднем Востоке. Свидетельством этого является ее участие в международной «четверке» по ближневосточному урегулированию. Заметно вырос ^авторитет нашей страны в исламском мире. Впервые Президент России принял участие в саммите Организации Исламской конференции (ОИК).

Итоги международной деятельности последних лет убедительно показывают: Россия состоялась как демократическое государство с самостоятельной и предсказуемой внешней политикой, широким кругом стратегических партнеров.

Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнанна ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире, как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем, наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

Вопреки ожиданиям романтиков мир XXI века оказался весьма жестким, если не сказать жестоким. Окончание глобальной конфронтации сверхдержав, крушение биполярного мира, развитие процессов глобализации не привели, как полагали некоторые идеалисты, к прекращению межгосударственных конфликтов и соперничества, к «растворению» национальных интересов в «общечеловеческих». Напротив, традиционно узкое понимание национальных интересов, а в ряде случаев и просто национальный эгоизм вновь вышли на первый план. Налицо возрастание роли военно-силового фактора в международных отношениях, рост уровня региональной нестабильности и неопределенности военно-политической обстановки.

Помимо проблем глобальной и региональной безопасности, формирующийся мировой порядок XXI века в центр внимания выдвигает глобальные экономические проблемы, требующие многосторонних решений и новых международных институтов.

Вся система современных международных отношений характеризуется высокой подвижностью и стремительными переменами. Здесь выигрывают те государства, которые способны мгновенно реагировать на происходящие изменения, быстро адаптироваться к новым требованиям, осваивать постоянно возникающие все новые и новые «правила игры», соизмеряя цели и имеющиеся ресурсы, искусно используя свои экономические, политические, военные, технологические, информационные и интеллектуальные возможности.

Сегодня внешняя политика в России перестает быть предметом острой внутриполитической борьбы, как это было в первой половине 90-х годов, а наоборот, выступает как область государственной деятельности, вокруг которой формируется общественное согласие.

Как отметил в интервью официальный представитель МИДа РФ А. Яковенко, последние несколько лет прошли под знаком консолидации международных позиций России, активизации российской дипломатии на всех основных направлениях мировой политики. По его мнению, главный итог -сформирован внешнеполитический курс, пользующийся поддержкой со стороны большинства российского общества и получающий широкое признание в мире.

Важным обстоятельством является то, что российское государство осуществляет сейчас свою деятельность на международной арене, исходя из разработанной и утвержденной внешнеполитической доктрины.

Президент России В. Путин в Послании Федеральному собранию, в мае 2004 года, так сформулировал основные принципы внешней политики «четкое определение национальных приоритетов, прагматизм, экономическая эффективность». Собственно, в этом и заключается смысл принятой в 2000 году Концепции внешней политики России.

Жизнь не стоит на месте, а мировой порядок ежедневно претерпевает те или иные структурные изменения, вместе с которыми изменяются внешнеполитические приоритеты и ориентиры национальных государств. После ряда трагических событий последних лет на повестку дня вынесена глобальная проблема международного терроризма как вызова и угрозы начала XXI века, что лишний раз доказывает, что современный мир переживает фундаментальные динамичные перемены, глубоко затрагивающие национальные интересы многих стран мира, в том числе России и ее граждан. Поэтому необходимо реально осознавать, что противостояние такому явлению как терроризм требует консолидации усилий всего мирового сообщества.

Во вступительной части занятия лектору необходимо подчеркнуть важность изучаемой темы, определить цель занятия, его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса надо обратить внимание на то, что национальные интересы России в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно упрочение международной безопасности.

При рассмотрении второго вопроса необходимо акцентировать внимание слушателей на важнейших задачах внешнеполитической деятельности РФ, которая сегодня является

надежным внешнеполитическим партнером, при этом особое внимание уделяется тому, что успешная внешняя политика должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями достижения.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная звезда. - 11 октября. - 2003.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. // СЗ РФ, 2000, №2, ст. 170.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета. - 27 мая. - 2004.

преподаватель Военного университета,
доктор политических наук, Подполковник
Олег Михайленок

Об активном развитии внутреннего туризма в России говорили еще с 2011 года. Однако ввиду последних экономических и политических изменений данная тема поднимается особенно часто как в СМИ, так и на государственном уровне. В Министерстве культуры уже планируется увеличить финансирование Федеральной целевой программы по развитию туризма, в правительстве обсуждают возможности создания новых туристических направлений, таких как Арктика, и введение законопроекта, позволяющего вернуть налог, уплаченный за покупку туристических путевок по России. Начал работу координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в России под председательством Ольги Голодец.

В общем и целом, государство действительно озаботилось этой проблемой на официальном уровне и впервые за много лет начало предпринимать хоть какие-то действия. Такой оживленный интерес диктуется не только беспокойством о том, что летом 2016 года россиянам, возможно, будет негде отдыхать. Выгода от развитого внутреннего туризма для страны очевидна, ведь он может сыграть огромную роль в экономике, обеспечивая поступления совсем немаленьких денег в бюджет, и стать сильнейшим драйвером развития во время политических и экономических кризисов, что подтверждает опыт США и Китая.

Соединенные Штаты занимают первое место в мире по поступлениям от туризма (в 2014 г. - 177,2 млрд долларов). Туризм в США не только составляет 8% ВВП, но и обеспечивает рабочими местами около 15 млн людей, а это около 10% всего трудоспособного населения. По данным U.S. Travel Association , каждый американец платил бы на $1,147 больше налогов, если бы страна не получала выгоду от туристической сферы. Но важно отметить то, что большая часть этой выгоды исходит не от международного туризма, а от внутреннего. Около 80% поступлений в ВВП от туризма - вклад американцев, а не иностранных туристов. Соответственно, около 141 млрд долларов принес Америке внутренний туризм в 2014 году. В штатах большую роль во внутреннем туризме играет развитая система национальных парков (в 2014 г. их посетило более 292 млн человек). Всего их 59, и управляет ими Служба национальных парков США, созданная в 1916 г., что говорит о том, что о внутреннем туризме здесь задумывались уже давно. Система национальных парков приносит около 27 млрд долларов в экономику (для сравнения - объем экспорта вооружений Российской Федерации в 2014 г. составил 15,5 млрд долларов).

Китай занимает третье место в мире по поступлениям от туризма - около 57 млрд долларов, в России примерно такой же доход приносит экспорт нефти (январь-июль 2015 г., 56 млрд долларов). Доля туризма в формировании ВВП КНР - 9,4%. Туризм в Китае позволяет обеспечить занятость около 66 млн людей (8,6% от всего трудоспособного населения). При этом, как видно из графика ниже, внутренний туризм составляет 76%. В 2014 г. он генерировал практически полтриллиона долларов для китайской экономики.

За последние 10 лет рынок внутреннего туризма увеличивался в среднем на 10% каждый год, и тенденция продолжается. Правительство Китая также объявило, что собирается удвоить затраты на внутренний туризм и достичь 894 млрд долларов до 2020 года. Существенную роль в развитии внутреннего туризма КНР сыграли как постоянное повышение уровня жизни всего населения, так и грамотная государственная политика по развитию туристической инфраструктуры, транспорта (мощность пассажирских перевозок ныне возрастает в год в среднем на 20-30%) и принятие довольно новаторских решений. В пример можно привести внедрение политики 4,5-дневной рабочей недели для стимулирования внутреннего туризма и потребления внутри страны. Пока единственным городом, который уже увеличил длительность выходных, является город Чунцин. Предполагается, что расширенный уикенд даст возможность для больших трат и поездок по стране, что положительно скажется на ее экономике.

В России, как сообщил Олег Сафонов, глава Ростуризма, уже можно говорить о значительной реструктуризации туристической отрасли. По итогам уходящего года рост внутреннего туризма составил 20-25%, а выездной туризм сократился на 31%. Но можно ли, просто назвав необходимость пляжа и моря навязанным стереотипом, запретив два самых популярных туристических направления и прекратив поддержку турагентств, которые занимаются исключительно выездным туризмом, ожидать продолжения данной тенденции? Что способно помешать развитию внутреннего туризма в России?

Одним из основных факторов, который может выступать против поездок по стране, является высокая стоимость. Пакетный туризм по регионам России решили внедрять сравнительно недавно, и пока неизвестно, когда он станет действительно привлекательной альтернативой дешевым горящим турам в уже недоступную нам Турцию или Египет. То же самое можно сказать и о системе All inclusive, которую активно предлагает внедрять Ростуризм. Более того, на фоне увеличенного спроса эксперты прогнозируют неминуемое повышение цен на отели и гостиницы в самых популярных регионах (Крым и Краснодарский край) до 15%. Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), на международном туристском форуме в Петербурге выразила опасение, что цены могут подняться и до 30% следующим летом, что, несомненно, убьет спрос. Конечно, кроме Крыма и Сочи есть много других мест, которые потенциально могли бы быть интересны россиянам. Однако говорить о развитой инфраструктуре во всех этих регионах, которая привлекала бы к себе массивные туристические потоки и смогла бы составить конкуренцию зарубежным курортам, говорить пока не приходится. Многие российские туристы просто не смогут отказаться от пакета услуг и качества сервиса, которые они привыкли получать, отдыхая за рубежом. По недавно проведенному исследованию АТОР, основные жалобы россиян на туристические объекты по стране в 2015 г. до сих пор сводятся к грязи, ремонту, который оставляет желать лучшего, и грубому персоналу.

Вторым немаловажным фактором является транспорт и транспортная доступность. Высокая стоимость авиаперелетов по стране действительно может отпугнуть среднестатистического россиянина. Если до городов Золотого кольца и Краснодарского края еще можно как-то добраться, не выйдя при этом за пределы планируемого бюджета, то до Камчатки или Якутии придется заплатить приличную сумму. Хорошей альтернативой могла бы стать развитая сеть лоукостеров - бюджетных авиалиний по типу европейских Ryanair или американских Southwest Airlines (самый крупный авиаперевозчик Америки, который совершает поездки внутри страны). Перспективной в этом плане должна стать низкобюджетная авиакомпания «Победа», которая принадлежит «Аэрофлоту», однако пока «Победа» совершает рейсы в довольно ограниченное число городов. На Санкт-Петербургском туристском форуме отметили, что практически каждый вид транспорта в России имеет те или иные проблемы, которые могут повлиять на туристическую отрасль и которые нужно как-то решать. Так, например, речные компании жалуются на резкое повышение акцизов на топливо с начала 2016 г., что может непосредственно сказаться на организации речных круизов и повысить их себестоимость.

Очевидным остается одно: будет развиваться внутренний туризм в России или нет, зависит не только от госорганов, но и от самих россиян, их заинтересованности в путешествиях и желании увидеть свою страну c новых ракурсов и из новых мест. Одним методом запретов и указаний «свыше» действительно стабильный и устойчивый рынок внутреннего туризма не сформировать. Да, пока курс рубля переживает заметные потрясения, Россия окружена санкциями, и сам МИД не рекомендует нам выезжать за пределы страны, народу ничего не останется, кроме как искать отдыха у себя на родине. Но всегда нужно смотреть далеко вперед и формировать интерес к внутреннему туризму еще со школьной скамьи, как это делают в уже упомянутых Китае и США. То же скаутское движение в Америке, которое очень распространено среди молодежи, воспитывает патриотизм и интерес к родине. Служба национальных парков США активно сотрудничает со скаутскими организациями и организует образовательные и развлекательные туры.

СССР. В 1985 г. министром иностранных дел СССР стал Э. Шеварднадзе. Он был реализатором политики примирения со странами Западной Европы и США. Новый внешнеполитический курс получил название «нового политического мышления».

Для него были характерны несколько главных принципов:

  • приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми;
  • отказ от раскола мира на две враждующие политические лагеря;
  • отказ от силового решения международных споров;
  • исключались идеи борьбы во имя «мировой революции»;
  • направление политики всех стран мира на решение проблем экологии, здравоохранения, питания.

М. Горбачев пытался примириться с Западом, чтобы уменьшить военные расходы страны. Он стал автором целого ряда инициатив по разоружению. Существенно улучшились отношения между СССР и США. На протяжении 1985 – 1991 гг. состоялось несколько встреч руководителей обеих стран. В результате было достигнуто договоренностей о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности, введение моратория на испытание ядерного оружия, о выводе советских войск из Афганистана, Германской Демократической Республики и о невмешательстве СССР в процесс объединения Германии. Такие меры позволили существенно уменьшить военные расходы. Они нашли поддержку среди мировой общественности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат Внешняя политика СССР в 1980-1990 гг. 240 руб.
  • Контрольная работа Внешняя политика СССР в 1980-1990 гг. 190 руб.

Негативным следствием внешнеполитических договоренностей стало уменьшение финансирования оборонной промышленности, что обусловило сокращение производства рядом заводов, рост безработицы. Часть партийного руководства расценивала действия М. Горбачева как предательство идей Ленина.

Отношения со странами «народной демократии»

Существенные изменения происходили и во взаимоотношениях СССР со странами «народной демократии ». В Центрально-Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. активизировались процессы демократизации. Несмотря на попытки коммунистического руководства отдельных стран заручиться поддержкой СССР в подавлении выступлений оппозиции, М. Горбачев заявил о невмешательстве во внутренние дела государств Организации Варшавского Договора. Новый внешнеполитический курс СССР с критикой восприняли руководители ГДР, Румынии и Польши.

В течение 1988 – 1989 гг. в странах Центрально-Восточной Европы произошла смена руководства, а впоследствии и общественно - политической системы. В 1990 г. ГДР и ФРГ объединились в единую Германию. Весной 1991 г. прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора. Советские войска выводились из стран бывшей «народной демократии». В результате уровень экономического и политического сотрудничества СССР со странами Центрально-Восточной Европы резко уменьшился.

Параллельно происходила нормализация отношений Советского Союза со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии способствовал налаживанию сотрудничества между СССР и Китаем. Улучшились взаимоотношения с Южной Кореей, Израилем, Вьетнамом.

Замечание 1

В течение 1990 – 1991 гг. руководство СССР приняло ряд законов в соответствии с нормами международного права по защите прав и свобод человека. Символом новой внешней политики Советского Союза стало невмешательство в локальные конфликты, в частности в войне в Персидском заливе.

Отказ от прошлых завоеваний в Европе и мире

В июле 1990 года, во время встречи Горбачева с Колем в Москве и позже на Кавказе, вопрос о членстве объединенной Германии в НАТО был окончательно решен. Месяц спустя Горбачев рассказывал президенту США Бушу, чего ему стоила эта уступка, и как мало понимания он нашел со стороны своих соотечественников.

Таким образом, группа Горбачева отказалась от западного форпоста советской империи, возведение которого его предшественники считали важнейшим результатом Второй мировой войны. К этому, в сущности, революционному решению Горбачев пришел потому, что напряжение в отношениях Восток-Запад, не в последнюю очередь благодаря горбачевскому «новому мышлению», значительно уменьшилось.

И на Востоке, и на Западе чувство угрозы со стороны «классового врага» начало постепенно исчезать. Происходила также и нормализация в отношениях между двумя сверхдержавами после того, как СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет среднего радиуса действия (от 500 до 5 500 км). В мае 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана, закончившийся в феврале 1989 года. Лишь в этой новой атмосфере стало возможным преодоление раскола Германии и Европы. 28 июня 1991 года был распущен созданный в 1949 году и контролируемый Москвой Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а несколько дней спустя – Варшавский Договор.

Замечание 2

Отказ от советской гегемонии в Восточной Европе и воссоединение Германии были восприняты многими критиками перестройки как предательство интересов Советского Союза.

Напрасно сторонники перестройки пытались убедить своих консервативных оппонентов в том, что новый политический курс отвечает интересам страны. Так, например, в декабре 1990 года Шеварднадзе заявил, что Советский Союз стал теперь полноправным членом цивилизованного сообщества народов. По его мнению, исчезла существовавшая десятилетиями внешняя угроза для страны, и никакие государства не будут пытаться использовать внутренние трудности СССР для достижения своей выгоды. 

© А.И. Кондратов, 2009

УДК 327 ББК 66.4(0)

И ЕЕ ФУНКЦИИ

А.И. Кондратов

Статья посвящена рассмотрению системы основных категорий внешнеполитической деятельности государства и раскрывает основные функции этой системы. В работе предложены авторские определения понятий внешнеполитическая деятельность государства, внешнеполитическое воздействие, обеспечение внешнеполитической деятельности, ее организации и тактики и раскрываются взаимосвязи между ними.

Ключевые слова и словосочетания: теория международных отношений; категория; внешнеполитическая деятельность государства; внешнеполитическое воздействие, обеспечение внешнеполитической деятельности; организация внешнеполитической деятельности государства, тактика внешнеполитической деятельности государства.

Любое явление окружающей нас действительности познается и изучается с использованием конкретных терминов и понятий, некоторые из которых могут рассматриваться в качестве категорий. Сказанное в полной мере относится и к такому явлению как внешнеполитическая деятельность государства, изучаемой в рамках теории международных отношений. В рамках развития теории международных отношений исследователями ведется постоянная работа по совершенствованию имеющегося понятийного аппарата. Многие из составляющих его терминов и понятий включены в немногочисленные словари, глоссарии и тезаурусы по политологии, внешней политике, международным отношениям и мировой политике .

В результате исследований, проводимых С.А. Проскуриным, Э.А. Поздняковым,

М.А. Хрусталевым и некоторыми другими специалистами, в теории международных от-

ношений выделен определенный ряд категорий. Например: «внешняя политика государства», «внешнеполитическая доктрина государства», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая акция», «внешнеполитическая стратегия», «внешнеполитическая тактика», «внешнеполитическая стратегия», «внешнеполитическая деятельность государства» .

Однако до настоящего времени среди множества понятий, раскрывающих внешнеполитическую деятельность государства, пока не выделены именно ключевые из них, которые можно отнести к разряду категорий. Известные категории рассматриваются разрозненно и вне обоснованной теоретической системы. Поэтому в рамках теории международных отношений пока не раскрыты главные элементы системы основных категорий внешнеполитической деятельности государства, являющиеся научным инструментом для познания данного явления.

С учетом изложенного целью предлагаемой вниманию публикации является рассмотрение основных категорий внешнеполитической деятельности государства, образующих единую теоретическую систему, и раскрытие функций этой системы.

соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики.

Внешнеполитическое воздействие - это вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на достижение желательных для государства, изменений в состоянии объектов внешнеполитических интересов, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий.

Обеспечение внешнеполитической деятельности государства - это вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на создание необходимых условий для осуществления внешнеполитического воздействия в целях реализации его внешней политики.

Организация внешнеполитической деятельности государства - совокупность организационных форм реализации содержания внешнеполитической деятельности, отражающих упорядоченное устройство всех звеньев аппарата (сил) и их согласованное взаимодействие в рамках относительно самостоятельных частей процесса внешнеполитической деятельности.

Тактика внешнеполитической деятельности государства - это система знаний о тактических формах реализации содержания внешнеполитической деятельности и их применении в ходе внешнеполитического воздействия или внешнеполитического обеспечения в целях достижения стратегических внешнеполитических интересов государства в конкретный исторический период развития международных отношений.

Как следует из представленных определений: воздействие и обеспечение отражают содержательную сторону внешнеполитической деятельности государства, а организация и тактика - определяют организационные и тактические формы выражения содержания этой деятельности.

Логические операции с категориями проводятся в рамках многих научных дисциплин. Например, вопросы работы с категориями или их системами рассматривали Л.Е. Балашов, И. Букур, А. Деляну, В.Б. Кучевский, Е.В. Лукьянова, А.П. Шептулин и ряд других авторов .

Между тем сегодня отсутствует единый подход к определению собственно понятия «категория». В подтверждение можно привести следующие дефиниции. По одному из них под категорией понимается - «наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса» .

С точки зрения Л.Е. Балашова, «Категории - структурные элементы мысли, которые фигурируют в философской литературе под именем философских категорий-понятий. В реальном мире им, как правило, соответствуют формы бытия, определения мира - материя, движение, пространство, время, качество, количество, конечное, бесконечное, действительность, возможность и т. д.» .

С учетом изложенного категории рассматриваются автором в качестве обобщающих и фундаментальных понятий, занимающих определяющее, главное положение в иерархии понятий и терминов, отражающих наиболее существенные связи и отношения такого явления как внешнеполитическая деятельность государства.

Каждой категорий внешнеполитической деятельности государства, как вспомогательному или основному элементу системы соответствует самостоятельное множество знаний. Категории взаимосвязаны между собой в рамках этой системы, что позволяет исследовать их свойства, выражающиеся в присущих понятиям существенных признаках, а также определять роль и место каждого из них в общей системе категорий. Роль элемента определяется через отводимые ему функции, а его место - путем сравнения с другими элементами.

Поскольку теоретические основы исследования внешнеполитической деятельности

государства в целом представляют уровневую структуру (философия и диалектика - всеобщетеоретическая основа; теория международных отношений - общетеоретическая основа; некоторые другие теории - специально-теоретическая основа), то можно выделить и несколько уровней категорий, с помощью которых можно рассматривать внешнеполитическую деятельность государства.

Первый уровень составляют сводимые в систему философские категории, представляющие собой основу для определения систем категорий других научных дисциплин.

Второй уровень представлен системой категорий, сформированной в рамках теории международных отношений.

Третий уровень включает несколько систем категорий «политик» (внешней политики государства, мировой политики и геополитики).

На четвертом уровне логично рассматривать системы категорий некоторого множества научных дисциплин, способствующих познанию исследуемого явления.

В результате систему категорий внешнеполитической деятельности государства следует отнести к пятому уровню общей иерархии систем категорий.

Сама система базовых категорий внешнеполитической деятельности государства состоит из двух подсистем. К первой следует отнести такие категории как: потребности, интересы, цели и задачи внешнеполитической деятельности государства, субъект, объект внешнеполитической деятельности государства, формы, методы, силы и средства, результат. Названные категории, с присущими им множествами и подмножествами терминов и понятий преимущественно отражают общую структуру внешнеполитической деятельности государства, условно именуемую нами «вертикальной». Все они являются составной частью единого множества, понимаемого как надмножество терминов и понятий, посредством которого возможно рассмотрение внешнеполитической деятельности государства в целом.

Однако главными элементами надмножества понятий терминов и понятий о внешнеполитической деятельности государства, по мнению автора, являются четыре основных

подмножества, отражающие «горизонтальную» структуру этой деятельности. В данной системе ключевыми понятиями соответственно являются внешнеполитическое воздействие (для краткости воздействие), обеспечение внешнеполитической деятельности государства (сокращенно обеспечение), организация внешнеполитической деятельности государства (организация) и тактика внешнеполитической деятельности государства (тактика).

Именно благодаря использованию этих категорий становится возможным комплексное рассмотрение внешнеполитической деятельности государства в целом.

Особый статус в системе множеств понятий позволяет отнести воздействие, организацию, обеспечение и тактику к разряду основных категорий внешнеполитической деятельности государства. Вместе они образуют единую подсистему систему категорий внешнеполитической деятельности государства.

Если отнесение категорий (подсистемы) «вертикального уровня» к общей системе категорий внешнеполитической деятельности государства в дополнительных комментариях не нуждается, то для доказательства функциональности подсистемы категорий «горизонтального уровня» рассмотрим роль и место каждого ее элемента, определим характер взаимосвязей между ними и дадим оценку системы на предмет соответствия предъявляемым к системам общим требованиям .

Предварительно отметим, что данная система состоит из множества структурных элементов (четырех основных категорий), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии, выполняющих свои познавательные (объяснительные) функции в конкретной области знаний.

Основными доказательствами функционирования рассматриваемой системы служат следующие положения:

Во-первых, факт наличия и функционирование связей по взаимодействию между названными категориями, каждая из которых представляет собой самостоятельный элемент системы, отражающий одно из четырех множеств терминов и понятий.

Во-вторых, подчиненность при необходимости всех названных элементов единой цели - раскрытию сущности внешнеполитической деятельности государства, ее содержания и форм внешнего выражения этого содержания.

Каждый из элементов в интегральном единстве несет определенную нагрузку, обеспечивая упорядоченное функционирование системы.

Воздействие определяет то, что делает государство для достижения реализации его внешнеполитических интересов, но без соответствующего обеспечения эта деятельность осуществляться не может. Организация и тактика являются внешним выражением внешнеполитической деятельности государства в целом и ее главной части - воздействия в частности. Поэтому для того чтобы оказать воздействие и получить предполагаемый результат, оно должно быть соответствующим образом обеспечено, организовано и выбраны и только затем определенным образом применены конкретные формы и методы деятельности, что обусловливает присутствие тактики. Поэтому отсутствие даже одного из названных элементов не дает право говорить именно о внешнеполитической деятельности государства. С другой стороны, в данной системе категорий присутствует достаточное количество необходимых элементов, что не позволяет включать в эту систему какие-либо другие элементы. В противном случае она не будет системой.

Все это свидетельствует о целостности и замкнутости системы.

В-третьих, иерархичное построение названных категорий, наличие в основании системы трех из них (обеспечения, организации и тактики) и на вершине - четвертой категории (воздействия), свидетельствует о подчиненности первых последней.

В-четвертых, различное сочетание содержания элементов системы (мысленно представляемое в качестве граней неправильного тетраэдра) позволяет говорить, что данная система способна адекватно отражать воздействие комплекса внешних и внутренних факторов на ее функционирование. Данное положение обусловливает возможность реагирования системы на внешние и внутренние

воздействия, а также ее способность к устойчивости к названным воздействиям.

По верному заключению В.Б. Кучевско-го, «Роль категорий в познании определяется их местом в процессе отражения внешнего мира, своеобразием их объективного содержания и логической формы и раскрывается в мировоззренческой, методологической и логической функциях» . Сказанное относится и к рассматриваемым в рамках теории международных отношений категориям внешнеполитической деятельности государства.

Мировоззренческая функция, обусловленная природой категорий, выражается в том, что они образуют теоретическую основу познания внешнеполитической деятельности государства, направленной на удовлетворение имеющихся у него потребностей, осознанных в качестве интересов. Сведенные в систему категории внешнеполитической деятельности государства позволяют организовать имеющиеся знание об этом явлении и в результате логических методов познания представить его как единое целое. Поэтому без них нельзя правильно упорядочить получаемую в ходе практической деятельности участников международных отношений информацию (сведения, данные) в единый комплекс.

Кроме того, мировоззренческая функция выделенных категорий проявляется и в том, что они являются основой для понимания многочисленных процессов, происходящих в сфере международных отношений, через призму внешнеполитической деятельности государства. Поэтому они способствуют рассмотрению и верной интерпретации явлений, составляющих взаимодействие между государствами по поводу реализации их интересов. Следствием чего является получение нового знания об этой части объективной реальности бытия.

Методологическая функция категорий внешнеполитической деятельности государства, рассматриваемых как каждая в отдельности, так и в рамках включающих их системы, выражается в том, что они являются методологическим инструментов определения истины при рассмотрении происходящих в сфере международных отношений явлений. Они способствуют определению новых практических и научных проблем, связанных с

обеспечением, организацией и тактикой внешнеполитической деятельности государства и других акторов международных отношений. Аналогичные возможности решения подобных проблем с помощью категорий внешнеполитической деятельности государства появляются в смежных научных дисциплинах (геополитики, мировой политики, внешне политики и иных). Рассмотрение категорий в качестве методологической базы, отправной точки или начала научного исследования позволяет выстроить правильную логику его проведения, что способствует получению с помощью применения логических операций и выработанного в данной работе методологического подхода новых для теории и практики результатов научных исследований.

Раскрытые взаимосвязи между категориями внешнеполитическое воздействие, обеспечение, организация и тактика внешнеполитической деятельности государства могут использоваться и для рассмотрения деятельности любого другого субъекта международных отношений. Изложенное так же означает, что система данных категорий может использоваться и для рассмотрения деятельности субъекта (государства) в целом. Иными словами данные категории позволяют рассматривать деятельность субъекта, направленную не только вовне, но и внутрь любого субъекта. При этом не обязательно, что субъект действует в рамках международных отношений. Поскольку имеется возможность применения в рамках других научных дисциплин, постольку с методологической точки зрения, названные категории, рассматриваемые в рамках системы, могут претендовать на всеобщность.

Логическая функция выделенных категорий внешнеполитической деятельности государства выражается в том, что каждая из них в отдельности, или рассматриваемые в качестве их системы могут выступать в качестве начала для проведения логических операций познания других явлений внешнеполитической деятельности государства - в частности, или деятельности любого другого субъекта международных отношений в целом. Основу предполагаемых суждений с использованием названных категорий должны составлять представленные выше причинно следственные связи между этим категория-

ми. Последовательное рассмотрение этой связи определяет логику научного мышления и познания, путем последовательного отражения в сознании исследователя через категории и смежные с ними понятия происходящих явлений части реальности бытия.

Одновременно проявление функций каждой из названных категорий в отдельности или в системе зависит от условий и целей использования названных категорий в конкретных системах знаний и определяется соотношением между выделенной системой категорий с одной стороны, и выше или нижестоящей в теоретической иерархии другой теоретической системой.

В заключении отметим, что предложенный и обоснованный автором подход к рассмотрению внешнеполитического воздействия, обеспечения, организации и тактики внешнеполитической деятельности государства как элементов теоретической системы, является первой попыткой исследования этой деятельности на уровне категорий теории международных отношений. Наличие такого научного инструмента как система категорий внешнеполитической деятельности государства позволяет приступить к созданию теоретической модели этой деятельности, необходимой не только для дальнейшего развития теории международных отношений, но и политической науки в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Букур, И., Деляну, А. Введение в теорию категорий и функторов / Предисловие Питера Хилтона. Пер. с англ. Д.А. Райкова и В.С. Ретаха. - М., Изд-во «Мир», 1972. - 129 с.

2. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1984. - Т. 1. - А-И. - 423 с.

3. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1986. - Т. 2. - К-Р. - 503 с.

4. Дипломатический словарь / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского / В 3-х томах. - М., Изд-во «Наука», 1986. - Т. 3. - С-Я. - 751 с.

5. Карташев, В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 325 с.

6. Категории политической науки: Учебник. -М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 656 с.

8. Кучевский, В.Б. Природа философских категорий // Категории. Философский журнал, 1998. - № 1.

9. Лебедева, М.М. Мировая политика: Учебник для вузов / М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 351 с.

10. Лукьянова, Е.В. Теория и практика конструирования и применения философских категорий. Критический взгляд обществоведа // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - Режим доступа: http://pvlast.ru/archive/ index.366.php.

11. Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия / под общ. ред. М.М. Лебедевой, С.В. Устинкина; МГИМО (У) МИД РФ; Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - М.; Н. Новгород, 2000. - 207 с.

12. Оболонский, А.В., Рудашевский, В.Д. Методология системного исследования проблем го-

сударственного управления / Оболонский А.В., Рудашевский В.Д.; Отв. ред.: Туманов Г.А. - М.: Наука, 1978. - 191 с.

13. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

14. Проскурин, С.А. Внешняя политика и внешнеполитическая деятельность государства / В кн. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Под общ. ред. С. А. Проскурина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 592 с.

15. Словарь международного права / Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др. / 2е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1986. -432 с.

16. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

17. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 576 с.

THE SYSTEM OF STATE MAIN CATEGORIES OF FOREIGN POLICY ACTIVITY

AND ITS FUNCTIONS

The article considers the system of the state main categories of foreign policy activity and reveals its main functions. The author defines such categories as foreign policy activity of the state, foreign policy activity impact, foreign policy activity guarantee, its organization and tactics, reveals correlation between them.

Key words: theory of international relations; category; foreign policy activity of the state; foreign policy activity impact; foreign policy activity guarantee; organization of foreign policy activity of the state; tactics offoreign policy activity.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх