Тест 10 кл теория строения органических соединений. «Тест по химии на тему «Предмет органической химии

Тест по теме:

«Теория химического строения органических веществ»

1.Дополните фразу: «Молекула представляет собой группировку атомов элементов, располагающих в строго определенном порядке, согласно правилам валентности»-отражает суть……………………………………….(выберите ответ):

А) периодического закона;

Б) первого положения атомно-молекулярной теории;

В)второго положения теории А.М.Бутлерова;

Г) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений

(1 балл)

2.Дополните фразу: «Вещества, имеющие одну и ту же эмпирическую формулу(обладающие одинаковым количественным и качественным составом), но разный порядок расположения атомов в молекуле,т.е. разное строение, а потому, и различные свойства, называются…..................»(выберите ответ):

А)гомологи;

Б)изомерами;

В) радикалами;

Г) молекулами,

Д) функциональными группами.

(1 балл)

3.Дополните фразу: «Свойства вещества зависят не только от его количественного и качественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекуле»-отражает суть……….(выберите ответ):

А) третьего положения теории химического строения, разработанной А.М.Бутлеровым;

Б) второго положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

В) первого положения теории А.М.Бутлерова о строении органических соединений;

Г) суть теории строения органических и неорганических веществ.

(1 балл)

4)Дополните фразу: «Радикал /-СН 3 / называется……….. » (выберите ответ) :

А) этилом;

Б)метилом;

В)пропилом;

Г) бутилом.

(2балла)

5) Дополните фразу: «Пропан имеет формулу…………………..» (выберите ответ):

А)С 3 Н 8 ;

Б)СН 3 -СН 2 -СН 3 ;

В)С 2 Н 5 -СН 3;

Г)СН 3 -СН 3 ;

Д) С 2 Н 6 ;

Е)СН 4 .

(3 балла)

6) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2 ) 2 -СН 3 ; С 4 Н 10 и СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 3 отражают строение…………………………………»(выберите ответ):

А) трех разных веществ;

Б)одного вещества;

В) двух разных веществ;

Г) одного вещества, называемого бутаном.

(3 балла)

7)Дополните фразу: «В углеводородах реализуется…………………………………………. связь»(выберите ответ):

А) неполярная ковалентная;

Б)полярная ковалентная;

В) неполярная ковалентная и полярная ковалентная;

Г) ионная;

Д) полярная, неполярная ковалентная и ионная.

(1 балл)

8)Дополните фразу: «В предельных органических соединениях реализуется……………………………..связь»(выберите ответ):

А) сигма;

Б)пи;

В) сигма и пи;

Г) другие виды химической связи, кроме ковалентной.

9) Дополните фразу: «Формулы СН 3 -(СН 2 ) 2 -СН 3 (А) и СН 3 -СН(СН 3 )-СН 3 (Б) отражают строение »(выберите ответ):

А) одного вещества- бутана;

Б)двух веществ -н -бутана (А) и изобутана(Б) ,являющихся изомерами;

В)двух изомеров бутана: н-бутана (А)и 2-метил-пропана(Б) ;

Г) углеводородов ряда метана (одно вещество).

4 балла

10)Дополните фразу: «Сигма -связь характеризуется………………………….»(выберите ответ):

А)одной областью перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

Б) двумя областями перекрывания электронных облаков и относительно малой энергией;

В)одной областью перекрывания электронных облаков и достаточно большой энергией;

Г)двумя областями перекрывания электронных облаков и небольшой энергией.

тест Теория строения органических соединений

1. Верны ли следующие суждения о понятиях «химическое строение» и «изомерия»?

А. Химическое строение - определенная последовательность соединения атомов в молекуле согласно их валентности, порядок химического взаимодействия атомов, их влияние друг на друга.

Б. Изомерия является одной из причин многообразия органических веществ.

    Верно только А; 3) верны оба суждения;

    верно только Б; 4) оба суждения неверны.

      Явление изомерии А. М. Бутлеров практически подтвердил на примере веществ:

      1. н-пентан и 2-метилбутан;

        цис-бутен-2 и транс-бутен-2;

        бутадиен-1,2 и бутадиен-1,3;

        н-бутан и 2-метилпропан.

      Вещества, формулы которых СН 3 -СН=СН-СН=СН 2 и СН≡ С-СН 2 -СН 2 -СН 3 , являются:

      1. изомерами положения кратной связи;

        межклассовыми изомерами;

        пространственными изомерами;

        изомерами углеродного скелета.

      Верны ли следующие суждения о гомологах?

А. Гомологи сходны по химическому строению молекул, следовательно, сходны и по химическим свойствам.

Б. Гомологи имеют одинаковый состав, но разное химическое строение.

      Приведены гомологами являются:

      Гомологами являются вещества, формулы которых:

1) СН 3 СН 2 СООН и СН 3 СН 2 СНО;

    С 2 Н 5 СООН и СН 3 СООН;

    С 2 Н 5 СООН и С 6 Н 5 СООН;

    С 2 Н 5 СООН и С 2 Н 5 ОН.


    Среди веществ, формулы которых

гомологами являются:

    Гомологами являются:

    пропен и пропан; 3) циклопентан и пентан;

    пропан и н-бутан; 4) пропин и пропен.

      Согласно теории химического строения, свойства веществ зависят:

      1. только от их количественного и качественного состава;

        только от порядка соединения атомов в молекуле;

        от наличия функциональных групп;

        от состава и химического строения вещества.

      Вещества, формулы которых

являются:

        гомологами;

        структурными изомерами;

    геометрическими изомерами;

    одним и тем же веществом.

      Цис-, тpaнс-изомеры имеет соединение, формула которого:

      1. СlНС=СНСl; 3) Н 2 С=С(СН 3) 2 ;

        ВгНС=СВг 2 ; 4) Вг 2 С=СНСН 3 .

      Среди веществ, формулы которых

изомерами являются:

        АБВ; 2) АВД; 3)ВГД; 4) БВГ.

      Среди веществ, формулы которых

изомерами положения двойной связи являются: 1) АГ; 2) БВ; 3)АД; 4) АЕ.

      Верны ли следующие суждения о значении теории химического строения органических соединений?

А. Теория химического строения дала возможность объяснить многообразие органических соединений.

Б. С помощью этой теории можно синтезировать новые вещества с заранее заданными свойствами.

    Верно только А; 3) верны оба суждения;

    верно только Б; 4) оба суждения неверны.

      Верны ли следующие суждения о теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова?

А. Теория химического строения применима только

для веществ молекулярного строения.

Б. Теория химического строения рассматривает расположение атомов в пространстве.

        Верно только А; 3) верны оба суждения;

        верно только Б; 4) оба суждения неверны.

      Верны ли следующие суждения о химическом строении органических веществ?

А. Химическое строение показывает пространственное расположение атомов в молекулах соединения.

Б, Взаимное влияние атомов обусловливает химические свойства соединений.

        Верно только А; 3) верны оба суждения;

        верно только Б; 4) оба суждения неверны.

      Верны ли следующие суждения о структурных формулах органических соединений?

А. Структурные формулы служат для выражения химического строения вещества и показывают последовательность соединения атомов в молекулах.

Б. Черточки между символами химических элементов в структурных формулах обозначают химическую связь.

        Верно только А; 3) верны оба суждения;

        верно только Б; 4) оба суждения неверны.

      Верны ли следующие суждения о химической связи органических соединений?

А. В молекуле ацетилена между атомами углерода образуется двойная связь.

В органических соединениях встречаются как одинарные, так двойные и тройные связи.

    Верно только А;

    верно только Б;

    верны оба суждения;

    оба суждения неверны.

      Причиной гибридизации является:

      1. образование ковалентных связей;

        переход атома в возбужденное состояние;

        образование общих электронных пар;

        переход электронов от одного атома к другому.

      Структурными формулами

изображено:

        четыре гомолога; 3) четыре изомера;

        два вещества; 4) три гомолога.

      Сколько веществ изображено следующими структурными формулами:

        четыре; 2) три; 3) два; 4) одно.

      Основной причиной образования геометрических изомеров является:

1) разное расположение атомов углерода в пространстве;

    невозможность вращения атомов углерода вокруг двойной связи;

    наличие атомов углерода в состоянии гибридизации;

    меньшая прочность π-связи по сравнению с σ-связью.

      В результате гомолитического разрыва ковалентной связи образуются:

1) катионы; 3) атомы;

2) анионы; 4) радикалы.

      Среди кислородсодержащих органических соединений, структурные формулы которых:

изомерами являются:

1) АБВ; 2) БВЕ; 3)ВГЕ; 4) ГДЕ.

      Гибридные sр 3 -орбитали образуются:

      Гибридные sp 2 -орбитали образуются:

      1. одной 2s- и тремя 2р-орбиталями;

        одной 2s- и двумя 2рорбиталями;

        одной 2s- и одной 2р-орбиталями;

        двумя 2s- и двумя 2р-орбиталями.

      Гибридные sp-орбитали образуются:

1) одной 2s- и тремя 2р-орбиталями;

      одной 2s- и двумя 2р-орбиталями;

      одной 2s- и одной 2р-орбиталями;

      двумя 2s- и двумя 2р-орбиталями.

      Способность соединяться между собой и образовывать цепи различной формы, характерна только для атомов:

1) азота; 3) серы;

2) углерода; 4) фтора.

29. Для органических веществ наиболее характерной является связь:

  1. ковалентная неполярная;

    водородная;

    ковалентная полярная.

30. При образовании тройной связи в молекуле углеводорода в гибридизации участвуют:

1) один s- и один р-электрон;

        один s- и один р-электрон;

        один s- и два р-электрона;Тесты

Тип урока: лекция с применением аудиовизуальных средств обучения.

  1. Познакомить учащихся с предпосылками возникновения теории строения органических веществ, основными положениями теории А.М.Бутлерова. Уметь доказывать эти положения.
  2. Сформировать понятие об изомерии, изомерах, структурных формулах простейших органических веществ (полные и сокращенные), определять изомеры, гомологи.
  3. Знать значение теории строения органических веществ и основные направления ее дальнейшего развития, причины многообразия органических веществ.
  4. Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве неорганических и органических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.

Оборудование: CD-Rom “Органическая химия. 10-11 классы” (1С, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2002г.), компьютер, проектор, экран, таблицы “Изомерия”, “Гомология”, набор шаро-стержневых моделей, штатив с подсветкой и пробирками, растворы NaOH, HCl, H 2 O, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Предварительная подготовка учащихся: за 1 неделю до начала урока учащиеся получили следующие задания:

  • подготовить библиографическую справку об А.М.Бутлерове.
  • составить модели молекул органических веществ из шаро-стержневого набора.
  • творческое задание “Противоречия органической химии XIX века”.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1 ученик у доски: Электронное строение атома углерода, возможные валентности и степени окисления.

2 ученик: обсуждение выполнения домашней работы (ст.149, зад.5).

3, 4 ученики: на листочках выполняют задание №5 стр. 149.

5, 6 ученики: работа по карточкам.

Карточка 1. Составьте структурные формулы следующих веществ: сероводорода, оксида углерода (IV), фосфорной кислоты.

Карточка 2. Составьте структурные формулы следующих веществ: хлороводорода, оксида углерода (II), серной кислоты.

Фронтальная беседа.

  1. Что такое органическая химия?
  2. Сколько органических веществ насчитывается на сегодняшний день?
  3. Какие элементы наиболее часто встречаются в составе органических веществ?
  4. Основные отличия органических веществ от неорганических.
  5. Основная мысль теории Витализма.
  6. Можно ли провести резкую грань между органическими и неорганическими веществами? Почему?

Работа по содержимому CD-ROM

I. Основные положения теории химического строения.

1. Предмет органической химии.

1) Органическая химия как наука.

2) История органической химии.

Ученый И.Я.Берцелиус.

3) Синтез органических веществ.

Ученый Шееле

4) Успехи органического синтеза

Ученые Зинин, Бертло

5) Особенности органических веществ.

6) Гомология.

7) Изомерия.

8) Физические свойства органических веществ.

Учитель подытоживает: Итак, органических веществ число огромно! Значение их трудно переоценить. Органические вещества имеют много особенностей и отличий от неорганических веществ. И начнем мы наше знакомство с ними с теории строения А.М.Бутлерова.

Запишите тему лекции (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Слайд 1. Теория строения органических веществ Александра Михайловича Бутлерова.

Факты без теории – не наука! (А.М.Бутлеров)

Учитель: Какими же фактами обладала наука в XIX веке? Особенности развития органической химии в XIX веке.

Ученик выступает с результатами творческой работы “Основные противоречия химии XIX века” (Смотри Приложение 2. Презентация ученика) .

Слайд 2. Предпосылки возникновения теории строения (Смотри Приложение 1 . Презентация к уроку).

Учитель. Существовало несколько теорий, которые пытались объяснить отдельные факты, но целостной теории на то время не было.

Слайд 3. А.М.Бутлеров (1828 - 1886)

Доклад “О химическом строении вещества”ю.

Теория строения органических веществ.

  1. А.М.Бутлеров (параллельно уч-ся выступают с докладами о его жизни и деятельности)
  2. 1-е положение
  3. 2-е положение
  4. 3-е положение (показ демонстрационного опыта: влияние различных атомов на свойства веществ, содержащих водород: NaOH, HCl, H 2 O, c индикаторами)
  5. Строение органических веществ (параллельно – показ шаро-стержневых моделей)
  6. Изомерия (здесь показываем только изомерию углеродного скелета, положение функциональных групп, межклассовая, геометрическая)

Работа с CD-ROM закончена.

Учитель: Так в чем же причина многообразия органических веществ?

Учащиеся высказывают предположения.

Слайд 4. Причины многообразия органических веществ:

  • способность атомов углерода образовывать цепи (неразветвленные и разветвленные) и циклы;
  • изомерия органических веществ;
  • гомология органических веществ

Слайд 5. Значение теории для науки:

  • подтвердила материалистическое понимание природы;
  • углубила представление о веществе;
  • объяснила и систематизировала накопленные факты;
  • дала научную основу для классификации веществ

В конце урока – тестовая работа (тест раздается каждому ученику в отпечатанном виде).

Тест. Введение в органическую химию.

1. Что входит в состав всех органических веществ?

а) кислород;
б) водород;
в) углерод;
г) все перечисленные.

2. Ученый, сформулировавший основные положения теории строения веществ:

а) Семенов;
б) Бутлеров;
в) Фредерик;
г) Кекуле.

3. Простейший представитель углеводородов:

а) метаналь;
б) метан;
в) метанол;
г) метановая кислота.

4. Углерод в органических веществах имеет валентность:

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

5. К органическим веществам не относится:

а) сероуглерод;
б) углеводород;
в) спирт;
г) эфир.

6. Основной тип химической связи в органических веществах:

а) ковалентная неполярная;
б) ковалентная полярная;
в) водородная;
г) донорно-акцепторная.

7. Гомологическая разность:

а) СН 3 ;
б) СН 4 ;
в) СН 2 ;
г) С 2 Н 6 .

8. Термин “органическая химия” ввел:

а) М.Бертло;
б) Г.Кольбе;
в) А.Бутлеров;
г) И.Берцелиус.

9. Структурные формулы показывают:

а) общее количество атомов в молекуле;
б) количество атомов углерода в молекуле;
в) последовательность соединения атомов в молекуле;
г) расположение атомов в пространстве.

10. Принадлежность к органическим веществам часто можно установить:

а) по выделению СО 2 при их горении;
б) по выпадению осадка при взаимодействии с водой;
в) по цвету;
г) по агрегатному состоянию.

Слайд 6. Ответы:

1 – в 6 – б

Слайд 7. Критерии оценок:

  • “5” – 10 ответов
  • “4” - 8-9 ответов
  • “3” - 6-7 ответов
  • “2” - до 5 ответов

Слайд 8. Домашнее задание: выучить конспект, § 20.1 – 20.3, составить формулы возможных изомеров вещества С 5 Н 12 , творческие задания.

Слайд 9. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Вариант 1
1 (3 балла). Элемент, который обязательно входит в состав органических соединений:
А. Кислород. В. Углерод.
Б. Азот. Г. Фосфор.
2 (3 балла). Среди веществ, входящих в состав живой клетки, к органическим веществам не относится:
А. Глюкоза. В. Жир.
Б. Вода. Г. Белок.
3 (3 балла). Ученый, который ввел понятие «органическая химия»:
А. Бутлеров А. В. Велер Ф.
Б. Бертло М. Г. Берцелиус Й.
4 (3 балла). Валентность углерода в органических соединениях равна:
А. I Б. II В. III Г. IV
5 (3 балла). Причиной многообразия органических соединений не является:
А. Явление изомерии.
Б. Способность атомов углерода соединяться друг с другом.
В. Способность атомов углерода образовывать одинарные, двойные и тройные связи.
Г. Способность атомов углерода образовывать аллотропные модификации.

Природа вещества:
Искусственное органическое соединение.
Синтетическое органическое соединение.
Вещество:
А. Ацетатное волокно. В. Лавсан
Б. Капрон. Г. Вискоза. Д. Полиэтилен.


А. 2,2,3 – триметилбутан.
Б. 2,3 – диметил – 5-этилгексан.
В. 2 – этил – 3 –метилпентан.

Тема «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений».
Вариант 2
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа и на установление соответствия
1 (3 балла). Принадлежность к органическим веществам можно установить:
А. По окраске вещества. В. По растворимости вещества в воде.
Б. По продуктам сгорания вещества. Г. По агрегатному состоянию в-ва.
2 (3 балла). Вид химической связи, наиболее характерный для органических соединений:
А. Ковалентная неполярная. В. Ионная.
Б. Ковалентная полярная. Г. Металлическая.
3 (3 балла). Органическим соединением природного происхождения не является:
А. Гемоглобин. В. Мочевина.
Б. Полиэтилен Г. Инсулин.
4 (3 балла). Формулу CH – CH называют:
А. Молекулярной. В. Полной структурной.
Б. Сокращенной структурной. Г. Все ответы верны.
5 (3 балла). Ученый, первым осуществивший синтез щавелевой кислоты из неорганических веществ:
А. Велер Ф. В. Кольбе А.
Б. Бертло М. Г. Бутлеров А.
6 (5 баллов). Установите соответствие.
Раздел химии:
I.Неорганическая химия. II. Органическая химия.
Ученый:
А. Бутлеров А. В. Велер Ф.
Б. Менделеев Д. Г. Ломоносов М.
Открытие:
Периодический закон. 2. Структурная теория строения.
Атомно-молекулярное учение. 4. Синтез мочевины.
Часть Б. Задания со свободным ответом
7 (8 баллов). Напишите структурные формулы соединений, названия которых:
А. 2,4,6 – триметилгептан.
Б. 2 – этилпропан.
В. 2,2 – диметил – 3 – пропилпентан.
8 (8 баллов). Назовите соединения, формулы которых приведены ниже, по систематической номенклатуре:
Тема «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений».
Вариант 3
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа и на установление соответствия
1 (3 балла). Автор теории строения органических веществ:
А. Менделеев Д. В. Бутлеров А.
Б. Кекуле Ф. Г. Берцелиус Й.
2 (3 балла). Формулу C – C – С называют:
А. Сокращенной структурной. В. Молекулярной.
Б. Полной структурной. Г. Все ответы верны.
3 (3 балла). Элемент, атомы которого способны соединяться друг с другом с образованием цепей:
А. Водород. В. Кислород.
Б. Азот. Г. Углерод.
4 (3 балла). Число всех химических связей в молекуле пропана:
А. 4 Б. 6 В. 8 Г. 10
5 (3 балла). Изомером бутана является:
А. Пентан. В. Изобутан.
Б. Пропан. Г. Изопентан.
6 (5 баллов). Установите соответствие.
Фамилия ученого:
М. Бертло.
Ф. Велер.
А. Бутлеров.
Г. Кольбе.
Синтезированное вещество:
А. Сахаристое вещество. В. Мочевина.
Б. Жир. Г. Уксусная кислота.
Часть Б. Задания со свободным ответом
7 (8 баллов). Напишите структурные формулы соединений, названия которых:
А. 2,5,5 – триметилоктан.
Б. 2 – метил – 3 – этилбутан.
В. 3,3 – диметилпентан.
8 (8 баллов). Назовите соединения, формулы которых приведены ниже, по систематической номенклатуре:


Приложенные файлы

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх