Программа «Формирование ууд» - Программа. Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы Осуществлять действия по реализации плана

Универсальные учебные действия (УУД)

    Обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

    Функции универсальных учебных действий «Учусь в общении»:

1. Регуляция учебной деятельности

    принятие и постановка учебных целей и задач,

    поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,

    контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности

    готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,

    формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,

    развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

3. Обеспечение успешности обучения

    успешности усвоения знаний, умений и навыков;

    формирование целостной картины мира;

    формирование компетентностей в любой предметной области познания

    Виды универсальных учебных действий

    Личностные

    Регулятивные

    Общепознавательные

    Коммуникативные

Название УУД

Документ, программа

Действия ученика

ФГОС

Примерная ООП

Программа «Формирование УУД»

Познавательные

Общеучебные;

Логические;

Постановка и решение проблем

Рефлексивное чтение;

Ставить проблему и аргументировать ее актуальность;

Самостоятельно проводить исследования, проверять гипотезы;

Организовывать исследования с целью проверки гипотез;

Аргументировать.

общеучебные,

логические учебные действия,

постановку и решение проблемы.

Выдвигать гипотезы:

Доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу;

Проводить эксперимент, исследование

Обобщать предметные понятия;

Сравнивать, анализировать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Структурировать текст, выделять главное, второстепенное;

Использует различные информационные ресурсы.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества;

Постановка вопросов;

Построение речевых высказываний;

Лидерство и согласование действий с партнёром.

Учитывать, разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве пр выработке общего решения в совместной деятельности;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Выражает собственное мнение и позицию, устанавливаеет и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение, организует осуществляет взаимный контроль, взаимопомошь.

Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, использует адекватные языковые средства, отображает в речи содержание совершаемых действий, полно передаёт партнёрам информацию.

Регулятивные

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль;

Коррекция;

Целеполагание, постановка новых целей, преобразование практической задачи;

Самостоятельно анализировать условия достижение цели;

Устанавливать целевые приоритеты;

Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

Контроль

Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

Саморегуляция

Планируют, рефлексируют;

Ориентируются в ситуации;

Прогнозируют результат;

Обозначают цель;

Принимают решения;

Корректируют;

Проводят самоконтроль;

Оценивают свою деятельность.

Личностные

Смыслообразование;

Нравственно-эстетическое оценивание;

Самопознание и самоопределение;

формирование:

основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

Готовности и способности к переходу к, в том числе готовности к выбору направления профильного образования .

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор. УУД : формирование ... планируемых результатов по программе формирования УУД . Для формирования личностных универсальных учебных...

  • Пояснительная записка Междисциплинарная программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее программа формирования ууд) конкретизирует требования фгос ноо к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

    Пояснительная записка

    ... программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования УУД ... и характером видов универсальных действий. Программа формирования УУД для начального общего образования: устанавливает...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа

    Процесса. Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и... образом, качество и эффективность реализации программы формирования УУД

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования общего образования

    Программа

    Профилактики школьных трудностей. Цель программы формирования УУД регуляция процессов освоения метапредметных умений... социологических опросов). Качество и эффективность реализации программы формирования УУД в значительной степени зависят от осознания...

  • Разделы: Начальная школа

    В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” . В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

    В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

    Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

    Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

    Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

    Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

    Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

      формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

      формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

      УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

    Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

    Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

    Русский язык

    Литературное чтение

    Математика

    Окружающий мир

    Технология

    Личностные.

    жизненное
    самоопределение

    смыслообразование

    нравственно-этическая ориентация

    творческая самореализация

    Регулятивные.

    целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
    (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)

    Познавательные
    общеучебные.

    моделирование (перевод устной речи в письменную)

    смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

    моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

    широкий спектр источников информации

    Моделирование и отображение объекта преобразования
    в форме моделей

    Познавательные логические.

    Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

    Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

    Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
    предметно-преобразовательных действий

    Коммуникативные.

    Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
    в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
    монологические высказывания разного типа.

    Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

      УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
      – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
      – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
      – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
      – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

      Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

      Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

      Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

      Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

      Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

      Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

    В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

    Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении .

    1. Целеполагание.

    Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

    2. Планирование.

    Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

    3. Практическая деятельность обучающихся.

    Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

    4. Контроль.

    Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

    Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

    5. Коррекция деятельности.

    Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

    Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

    6. Оценивание обучающихся.

    Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

    Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

    7. Итог урока.

    Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

    8. Домашнее задание.

    Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

    Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

    А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов .

    1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
    2. Планирование. Работа с картой урока.
    3. Практическая деятельность обучающихся.

    а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
    б) Работа по решению проектных задач.
    в) Проведение ролевых игр.
    г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
    д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

    4. Контроль.

    а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
    б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

    5. Коррекция деятельности.

    а) Организация взаимопомощи;
    б) использование различных памяток.

    6. Оценивание обучающихся.

    а) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А. Цукерман;
    б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

    7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

    а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
    б) смайлики;
    в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

    8. Домашнее задание.

    а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
    б) использование дифференцированных заданий.

    Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

    Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

    Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

      соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

      соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

    Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность.

    Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий .

    Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

      определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;

      отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

      извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

      сравнивать и группировать факты и явления;

      определять причины явлений и событий;

      делать выводы на основе обобщения знаний;

      представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

    Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

      самостоятельно формулировать цель деятельности;

      составлять план действий;

      действовать по плану;

      сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

      проверять и оценивать результаты работы.

    Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

      вычитывать информацию, данную в явном виде;

      объяснять смысл слов и словосочетаний;

      вычитывать информацию, данную в неявном виде;

      понимать смысл текста в целом (главную мысль);

      истолковывать текст (через творческий пересказ).

    Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

      оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

      объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

      определять важные для себя и окружающих правила поведения;

      выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

      отделять оценку поступка от оценки самого человека;

      определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

    Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

    Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

    В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения . Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

    Список литературы:

      Асмолов А.Г . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

      Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011

      Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М., 1985

      Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012

      Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова Е.Л. – М. , 2006

      Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

      Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010

      Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.

      Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А Цукерман, К.Н. Поливанова. – М., 1999.

      Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / Г.А Цукерман http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm

    Слайд 1

    Слайд 2

    В чем заключается задача школы?

    Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

    Слайд 3

    Приоритетная цель школьного образования:

    развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Как достичь эту цель?

    Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

    Слайд 6

    любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.)

    «Портрет выпускника начальной школы»

    Слайд 9

    действия смыслообразования

    действия нравственно-этического оценивания

    Личностные УУД

    Действия самоопределения

    Слайд 10

    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

    Слайд 11

    Личностные универсальные действия

    Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

    Слайд 12

    Познавательные УУД

    обще- учебные, включая специально-предметные действия

    логические, включая знаково-символические действия

    постановка и решение проблем

    Слайд 13

    Познавательные универсальные действия

    включают: Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -знаково-символические моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.

    Слайд 14

    Универсальные логические действия

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

    Слайд 15

    Постановка и решение проблемы:

    формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Слайд 16

    Познавательные действия

    Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Слайд 17

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция

    Волевая саморегуляция

    Слайд 18

    Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - умение адекватно воспринимать оценки и отметки; - умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

    Слайд 19

    Регулятивные учебные действия

    2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); - формирование основ оптимистического восприятия мира.

    Слайд 20

    Регулятивные УУД

    Регулятивные УУД включают навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений.

    Слайд 21

    Регулятивные действия

    Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

    Слайд 22

    Коммуникативные УУД

    Планирование учебного сотрудничества

    Постановка вопросов

    Построение речевых высказываний

    Лидерство и согласование действий с партнером

    Слайд 23

    Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации

    Регулятивные УУД

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10). Таким образом, в качестве планируемых метапредметных результатов возможен, но не ограничивается следующим, перечень того, что обучающийся сможет:

    • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
    • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
    • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
    • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
    • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
    • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

    2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
    • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
    • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
    • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
    • выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
    • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
    • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
    • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
    • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

    3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
    • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
    • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
    • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
    • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
    • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
    • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
    • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

    4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
    • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
    • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
    • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
    • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
    • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

    5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
    • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
    • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
    • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
    • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
    • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

    Познавательные УУД

    6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи);
    • выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчинённых ему слов;
    • выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
    • выделять явление из общего ряда других явлений;
    • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
    • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
    • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
    • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
    • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
    • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
    • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
    • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
    • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

    7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
    • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
    • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
    • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
    • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
    • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
    • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
    • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
    • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
    • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

    8. Смысловое чтение (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
    • резюмировать главную идею текста;
    • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
    • критически оценивать содержание и форму текста.

    Коммуникативные УУД

    9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • определять возможные роли в совместной деятельности;
    • играть определенную роль в совместной деятельности;
    • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
    • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
    • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
    • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
    • критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
    • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
    • выделять общую точку зрения в дискуссии;
    • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
    • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
    • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

    10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
    • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
    • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
    • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
    • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
    • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
    • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
    • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
    • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
    • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

    11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции) (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
    • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
    • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
    • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
    • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
    • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

    Познавательные УУД

    12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

    • определять свое отношение к природной среде;
    • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
    • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
    • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
    • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
    • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

    Монография содержит теоретические и практические материалы экспериментальной работы по созданию, обоснованию и апробации внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения развития универсальных учебных действий учащихся. Рассмотрены идеологические, содержательные, дидактические, методические и управленческие аспекты решения проблемы освоения учащимися метапредметного содержания образования. Создание, теоретическое обоснование и апробация представленных материалов осуществлялось в рамках сетевой экспериментальной площадки Московского педагогического государственного университета.
    Монография обращена к руководителям и педагогам школ, студентам и преподавателям педагогических вузов, осознающих важность целенаправленного развития умений учащихся учиться.

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И «БРИТВА ОККАМА».
    О содержании предлагаемой монографии читатель может получить общее представление, прочитав название и аннотацию, просмотрев оглавление. Тем не менее, мы сочли необходимым написать несколько слов, обращенных к читателям и исполняющих роль громоотвода, чтобы эта работа избежала более суровой критики, чем та, которую она, несомненно, заслуживает.

    Мы сочли необходимым еще раз продемонстрировать актуальность универсальных способов получения и применения знаний и определить место данной публикации в процессе разработки и обоснования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения формирования и развития учебно-познавательной компетентности учащихся.

    Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что точкой роста идеологических и организационных основ современной школы должны стать права, интересы и способности ребенка. Школа является, видимо, единственным социальным институтом, который обязан и может взять на себя реализацию прав ребенка на его полноценное личностное развитие. Одним из условий реализации этого права является владение учеником умениями учиться.

    СОДЕРЖАНИЕ
    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И «БРИТВА ОККАМА» (вместо приветствия)
    Лирическое отступление.
    Тоффлер Э. «Шок будущего»
    1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ:
    история определения приоритетного компонента содержания общего образования
    Лирическое отступление.
    Соловьев В. С. «Письма разных лет»
    2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ:
    деятельностный компонент метапредметного содержания образования
    Лирическое отступление.
    Гессен С. И. «Основы педагогики.
    Введение в прикладную философию»
    3. МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
    проект целостной внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития общеучебных умений
    Лирическое отступление.
    Ильенков Э. В. «Школа должна учить мыслить»
    4. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИИ:
    определение ключевых понятий и основных процедур
    Лирическое отступление.
    Флоренский П. А. Письмо В. И. Вернадскому
    5. ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:
    управление созданием и реализацией внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития общеучебных умений
    Лирическое отступление.
    Лихачев Д. С. «Раздумья»
    6. КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
    определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися универсальных учебных действий
    Лирическое отступление.
    Мамардашвили М. К. «Проблема человека в философии»
    ЕЩЕ РАЗ О РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ (вместо прощания)
    Лирическое отступление.
    Брунер Дж. «Культура образования»
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Развитие универсальных учебных действий, Воровщиков С.Г., Орлова Е.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Метапредметное учебное занятие, Ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий, Воровщиков С.Г., Гольдберг В.А., Новожилова М.М., Аверина Н.П., 2015
    • Теория и практика метапредметного образования, Поиски решения проблем, Воровщиков С.Г., Гольдберг В.А., Виноградова С.С., 2017
    • Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать, Управленческий аспект, Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., 2008
    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх